Семинар по теме: «Детская дума-форма социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Алтунина Наталья Юрьевна

Чтобы выполнить требования ФГОС ДО-создать условия для позитивной социализации дошкольников в детском саду, педагоги должны использовать разные формы работы с детьми. Это могут быть не только игры и дружеские беседы. Одна из современных форм организации деятельности детей- Детская дума. Она поможет сформировать у дошкольников представления о социальных нормах и правилах поведения, развивать способность самостоятельно принимать решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_duma.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

Доклад

на семинар по теме: «Детская дума-форма социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников».

Подготовила:

Алтунина Наталья Юрьевна

Г. Балабаново, 2019

Чтобы выполнить требования ФГОС ДО-создать условия для позитивной социализации дошкольников в детском саду, педагоги должны использовать разные формы работы с детьми. Это могут быть не только игры и дружеские беседы. Одна из современных форм организации деятельности детей- Детская дума. Она поможет сформировать у дошкольников представления о социальных нормах и правилах поведения, развивать способность самостоятельно принимать решения.

Цель Детской думы формирование у детей коммуникативной культуры, умений и навыков для успешного взаимодействия с другими людьми.

Данная форма работы подразумевает участие детей в оценки конкретной ситуации и партнерскую позицию взрослого, помогает дошкольникам стать активными участниками в жизни детского сада, самостоятельно выбрать роль в реализации принятых решений.

Таким образом, Детская дума выступает инициатором совместных дел, проектов, акций в ДОУ и помогает решать задачи образовательной области «социально-коммуникативное развитие.»

Какие задачи решает Детская дума.

  • Формирует у детей умение регулировать своё поведение в соответствии с социальными нормами и правилами.
  • Поддерживает детскую инициативу, создает условия для принятия решений детьми по организации жизни в детском сообществе.
  • Формирует умения адекватно выражать свои чувства, сопереживать и помогать другим детям.
  • Формирует уважительное отношение к мнению, убеждениям и особенностям других детей.
  • Учит преодолевать сложные ситуации, которые возникают в процессе совместной деятельности с другими детьми, и решать конфликты.

Правила Детской думы

  • Мы не перебиваем друг друга
  • Мы слушаем внимательно друг друга
  • Мы говорим по одному

Как работает Детская дума?

Дети и педагог собираются на заседание детской думы, чтобы обсудить актуальные для их группы вопросы и принять по ним решение. Принятые решения воспитатель переносит в детский коллектив и периодически напоминает детям о том, что их необходимо соблюдать.

Предмет обсуждений на заседаниях Детской думы –сложившиеся отношения и ситуации в группе социальные нормы и правила, которые дети считают важными и которыми они будут регламентировать свою самостоятельную деятельность и регулировать взаимоотношения в группе. Заседания Детской думы проходят еженедельно.

В каждой группе старшего дошкольного возраста организуется своя Детская дума. Воспитатель вывешивает эмблему в помещении группы и интерактивное панно, на котором дети с помощью рисунков фиксируют темы заседаний и свои решения. Панно, в данном случае- плакат, доска, стенд, на котором можно закрепить рисунки. Состав Детской думы непостоянен и зависит от интереса детей к заявленной теме. В работе Детской думы может принять каждый ребёнок, что обеспечивает равноправие и учёт интересов всех детей.

Как проходят заседания Детской думы?

1.Заседание Детской думы начинается с приветствия. Чтобы сплотить детей и создать положительный эмоциональный фон, воспитатель использует различные методы и приемы: словесные игры, игровые упражнения, пальчиковые игры, игры- фантазии, чтение стихотворений, элементы психогимнастики, включение в работу игрового оборудования, сказочных персонажей или предметов.

2. Далее следует озвучивание проблемной ситуации.

Воспитатель организует взаимодействие детей на основе имеющегося у них социального опыта, мотивирует их к тому, чтобы они совместно определили тему заседания.

3. В обсуждении проблемной ситуации и её анализе участвуют все дети.

4. Далее в рамках обсуждаемой темы проводятся совместные игры и упражнения на основе интерактивных технологий. Они формируют у детей начальные навыки произвольного поведения, учат общаться, договариваться, аргументировать свои мысли и решать общую мысли и решать общую задачу. Кроме того, такие упражнения позволяют детям спланировать своё поведение в рамках социальных ситуациях.

        Таким образом на этом этапе заседания воспитатель моделирует ситуации, которые позволяют детям проанализировать свои действия, реакции и их возможные последствия, понять собственные эмоции и эмоции партнеров по взаимодействию. После совместных игр обмениваются мнением, делают выводы обозначают социальные нормы, формируют собственное, личностно значимое правило взаимодействия в обществе. При обсуждении жизненных ситуаций дети могут выступать инициаторами совместных дел в группе, принимать сознательное решение о помощи своим друзьям и участвовать в том, чтобы сделать жизнь друг друга лучше.

5.Заключительный этап заседания- принятие решения. 

Дети принимают решение о соблюдении тех или иных правил в группе, готовят картинки –подсказки, коллективные или индивидуальные рисунки, которые иллюстрируют их решение. Самые интересные картинки с правилами по теме заседания они крепят на интерактивное панно.

        Таким образом, в процессе принятия решений в Детской думе ребёнок обсуждает свои мысли с другими детьми и педагогом, выслушивает их мнение.

Это даёт ему сразу несколько возможностей: получить поддержку от «значимых других» дополнительную информацию и другой альтернативный взгляд на проблему, а также проанализировать прошлый опыт принятия решений, выделить успехи и затруднения.

После принятия основного решения дети вместе с воспитателем определяют способы, которые позволяют реализовать это решение в группе, распределяют личную ответственность. Они задают друг другу вопросы: «Кто познакомит ребят с решением? Кто будет принимать участие в выполнении решения? Что для этого нужно? Какая помощь будет нужна?» И вместе на них отвечают. Уважительное отношение педагога к детским решениям, поддержка детских инициатив позволяет создать условия для позитивной социализации дошкольников.

        Таким образом, Детская дума формирует ответственную и активную социальную позицию старших дошкольников, создает условия для участия детей в принятии решений, которые затрагивают их интересы.

Пять этапов заседания Детской думы:

1 Приветствие-педагог настраивает детей на предстоящую деятельность, помогает им установить контакт друг с другом.

2. Озвучивание проблемной ситуации- педагог мотивирует детей к тому, чтобы они разобрали сложившиеся взаимоотношения в группе.

3.Обсуждение проблемной ситуации-дети вместе с педагогом анализируют и обсуждают особенности ситуации.

4.Совместные игры (в рамках обсуждаемой темы) -педагог создает условия для осознания детьми социальных норм и правил поведения в группе.

5. Принятие решения –дети совместно с педагогом формируют общие правила и принимают решение,что все дети в группе должны их соблюдать.

Упражнения, которые можно использовать в ходе заседания Детской думы.

Работа в парах.

Педагог предлагает детям выполнить игровое задание в паре. Дети договариваются и объединяются в пары по желанию, далее последовательно и сообща выполняют задание.

Хоровод

Дети передают друг другу по кругу предмет, выполняют задание по очереди. Дошкольники внимательно выслушивают ответы сверстников и не перебивают друг друга.

Цепочка

Воспитатель предлагает детям совместно решить кроссворд или ребус. Дети договариваются, кто первым будет в «цепочке», выстраиваются в одну линию и последовательно выполняют задание. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребёнок участвовал в совместной деятельности.

Аквариум

Воспитатель предлагает детям обсудить проблемный вопрос «перед лицом общественности». Дети договариваются и делятся на две команды. Одна группа ведет диалог по проблеме, а вторая –выступает в роли зрителей, «общественности». Чтобы в процессе были вовлечены все дети, группы, выполнив задание меняются ролями.

Дерево знаний.

Педагог предлагает детям выполнить игровое задание в парах. Листочки-картинки или схемы с заданиями он составляет заранее и вывешивает на макет дерева из картона. Дети договариваются, объединяются в пары и выполняют задание. Затем один ребёнок из пары рассказывает о выполненном задании, остальные слушают, дополняют и оценивают его ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности с дошкольниками в детской лаборатории»

Данный материал представлен в виде консультации для воспитателей по созданию условий для проведения с дошкольниками эксперименирования, являющегося однм из видов детской деятельности.В содержании раск...

«Разработка детского проекта «Мы - огородники» «Организация исследовательской деятельности старших дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности дети знакомяться с причинно-следственными связями (значимости воды, тепла, света).  Для решения данной проблемной ситуации дети знакомятся с процессом роста ...

Сообщение к педагогическому совету «Организация коллективного труда и формирование коллективизма в совместной деятельности старших дошкольников и воспитателей»

Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, приобретает коллективный характер. Это позволяет шире использовать труд как средство нравственного воспитания дете...

Буклет для родителй «Организация совместной деятельности с дошкольниками»

laquo;Организация совместной деятельности с дошкольниками»...

"Детская дума-как технология социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников"

Детская дума является продолжением идеи организации детского совета, которая была предложена авторами программы И.Е. Федосовой, А.И. Бурениной, Л.С. Свирской и др. Цели "детской думы": сформ...

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....

Детское экспериментирование как форма организации совместной деятельности воспитателя и дошкольников

Опыт работы детского сада по организации детского экспериментирования...