Семинар по теме: «Детская дума-форма социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Чтобы выполнить требования ФГОС ДО-создать условия для позитивной социализации дошкольников в детском саду, педагоги должны использовать разные формы работы с детьми. Это могут быть не только игры и дружеские беседы. Одна из современных форм организации деятельности детей- Детская дума. Она поможет сформировать у дошкольников представления о социальных нормах и правилах поведения, развивать способность самостоятельно принимать решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar_duma.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»
Доклад
на семинар по теме: «Детская дума-форма социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников».
Подготовила:
Алтунина Наталья Юрьевна
Г. Балабаново, 2019
Чтобы выполнить требования ФГОС ДО-создать условия для позитивной социализации дошкольников в детском саду, педагоги должны использовать разные формы работы с детьми. Это могут быть не только игры и дружеские беседы. Одна из современных форм организации деятельности детей- Детская дума. Она поможет сформировать у дошкольников представления о социальных нормах и правилах поведения, развивать способность самостоятельно принимать решения.
Цель Детской думы формирование у детей коммуникативной культуры, умений и навыков для успешного взаимодействия с другими людьми.
Данная форма работы подразумевает участие детей в оценки конкретной ситуации и партнерскую позицию взрослого, помогает дошкольникам стать активными участниками в жизни детского сада, самостоятельно выбрать роль в реализации принятых решений.
Таким образом, Детская дума выступает инициатором совместных дел, проектов, акций в ДОУ и помогает решать задачи образовательной области «социально-коммуникативное развитие.»
Какие задачи решает Детская дума.
- Формирует у детей умение регулировать своё поведение в соответствии с социальными нормами и правилами.
- Поддерживает детскую инициативу, создает условия для принятия решений детьми по организации жизни в детском сообществе.
- Формирует умения адекватно выражать свои чувства, сопереживать и помогать другим детям.
- Формирует уважительное отношение к мнению, убеждениям и особенностям других детей.
- Учит преодолевать сложные ситуации, которые возникают в процессе совместной деятельности с другими детьми, и решать конфликты.
Правила Детской думы
- Мы не перебиваем друг друга
- Мы слушаем внимательно друг друга
- Мы говорим по одному
Как работает Детская дума?
Дети и педагог собираются на заседание детской думы, чтобы обсудить актуальные для их группы вопросы и принять по ним решение. Принятые решения воспитатель переносит в детский коллектив и периодически напоминает детям о том, что их необходимо соблюдать.
Предмет обсуждений на заседаниях Детской думы –сложившиеся отношения и ситуации в группе социальные нормы и правила, которые дети считают важными и которыми они будут регламентировать свою самостоятельную деятельность и регулировать взаимоотношения в группе. Заседания Детской думы проходят еженедельно.
В каждой группе старшего дошкольного возраста организуется своя Детская дума. Воспитатель вывешивает эмблему в помещении группы и интерактивное панно, на котором дети с помощью рисунков фиксируют темы заседаний и свои решения. Панно, в данном случае- плакат, доска, стенд, на котором можно закрепить рисунки. Состав Детской думы непостоянен и зависит от интереса детей к заявленной теме. В работе Детской думы может принять каждый ребёнок, что обеспечивает равноправие и учёт интересов всех детей.
Как проходят заседания Детской думы?
1.Заседание Детской думы начинается с приветствия. Чтобы сплотить детей и создать положительный эмоциональный фон, воспитатель использует различные методы и приемы: словесные игры, игровые упражнения, пальчиковые игры, игры- фантазии, чтение стихотворений, элементы психогимнастики, включение в работу игрового оборудования, сказочных персонажей или предметов.
2. Далее следует озвучивание проблемной ситуации.
Воспитатель организует взаимодействие детей на основе имеющегося у них социального опыта, мотивирует их к тому, чтобы они совместно определили тему заседания.
3. В обсуждении проблемной ситуации и её анализе участвуют все дети.
4. Далее в рамках обсуждаемой темы проводятся совместные игры и упражнения на основе интерактивных технологий. Они формируют у детей начальные навыки произвольного поведения, учат общаться, договариваться, аргументировать свои мысли и решать общую мысли и решать общую задачу. Кроме того, такие упражнения позволяют детям спланировать своё поведение в рамках социальных ситуациях.
Таким образом на этом этапе заседания воспитатель моделирует ситуации, которые позволяют детям проанализировать свои действия, реакции и их возможные последствия, понять собственные эмоции и эмоции партнеров по взаимодействию. После совместных игр обмениваются мнением, делают выводы обозначают социальные нормы, формируют собственное, личностно значимое правило взаимодействия в обществе. При обсуждении жизненных ситуаций дети могут выступать инициаторами совместных дел в группе, принимать сознательное решение о помощи своим друзьям и участвовать в том, чтобы сделать жизнь друг друга лучше.
5.Заключительный этап заседания- принятие решения.
Дети принимают решение о соблюдении тех или иных правил в группе, готовят картинки –подсказки, коллективные или индивидуальные рисунки, которые иллюстрируют их решение. Самые интересные картинки с правилами по теме заседания они крепят на интерактивное панно.
Таким образом, в процессе принятия решений в Детской думе ребёнок обсуждает свои мысли с другими детьми и педагогом, выслушивает их мнение.
Это даёт ему сразу несколько возможностей: получить поддержку от «значимых других» дополнительную информацию и другой альтернативный взгляд на проблему, а также проанализировать прошлый опыт принятия решений, выделить успехи и затруднения.
После принятия основного решения дети вместе с воспитателем определяют способы, которые позволяют реализовать это решение в группе, распределяют личную ответственность. Они задают друг другу вопросы: «Кто познакомит ребят с решением? Кто будет принимать участие в выполнении решения? Что для этого нужно? Какая помощь будет нужна?» И вместе на них отвечают. Уважительное отношение педагога к детским решениям, поддержка детских инициатив позволяет создать условия для позитивной социализации дошкольников.
Таким образом, Детская дума формирует ответственную и активную социальную позицию старших дошкольников, создает условия для участия детей в принятии решений, которые затрагивают их интересы.
Пять этапов заседания Детской думы:
1 Приветствие-педагог настраивает детей на предстоящую деятельность, помогает им установить контакт друг с другом.
2. Озвучивание проблемной ситуации- педагог мотивирует детей к тому, чтобы они разобрали сложившиеся взаимоотношения в группе.
3.Обсуждение проблемной ситуации-дети вместе с педагогом анализируют и обсуждают особенности ситуации.
4.Совместные игры (в рамках обсуждаемой темы) -педагог создает условия для осознания детьми социальных норм и правил поведения в группе.
5. Принятие решения –дети совместно с педагогом формируют общие правила и принимают решение,что все дети в группе должны их соблюдать.
Упражнения, которые можно использовать в ходе заседания Детской думы.
Работа в парах.
Педагог предлагает детям выполнить игровое задание в паре. Дети договариваются и объединяются в пары по желанию, далее последовательно и сообща выполняют задание.
Хоровод
Дети передают друг другу по кругу предмет, выполняют задание по очереди. Дошкольники внимательно выслушивают ответы сверстников и не перебивают друг друга.
Цепочка
Воспитатель предлагает детям совместно решить кроссворд или ребус. Дети договариваются, кто первым будет в «цепочке», выстраиваются в одну линию и последовательно выполняют задание. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребёнок участвовал в совместной деятельности.
Аквариум
Воспитатель предлагает детям обсудить проблемный вопрос «перед лицом общественности». Дети договариваются и делятся на две команды. Одна группа ведет диалог по проблеме, а вторая –выступает в роли зрителей, «общественности». Чтобы в процессе были вовлечены все дети, группы, выполнив задание меняются ролями.
Дерево знаний.
Педагог предлагает детям выполнить игровое задание в парах. Листочки-картинки или схемы с заданиями он составляет заранее и вывешивает на макет дерева из картона. Дети договариваются, объединяются в пары и выполняют задание. Затем один ребёнок из пары рассказывает о выполненном задании, остальные слушают, дополняют и оценивают его ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация совместной деятельности с дошкольниками в детской лаборатории»
Данный материал представлен в виде консультации для воспитателей по созданию условий для проведения с дошкольниками эксперименирования, являющегося однм из видов детской деятельности.В содержании раск...
«Разработка детского проекта «Мы - огородники» «Организация исследовательской деятельности старших дошкольников»
В ходе исследовательской деятельности дети знакомяться с причинно-следственными связями (значимости воды, тепла, света). Для решения данной проблемной ситуации дети знакомятся с процессом роста ...
Сообщение к педагогическому совету «Организация коллективного труда и формирование коллективизма в совместной деятельности старших дошкольников и воспитателей»
Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, приобретает коллективный характер. Это позволяет шире использовать труд как средство нравственного воспитания дете...
Буклет для родителй «Организация совместной деятельности с дошкольниками»
laquo;Организация совместной деятельности с дошкольниками»...
"Детская дума-как технология социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников"
Детская дума является продолжением идеи организации детского совета, которая была предложена авторами программы И.Е. Федосовой, А.И. Бурениной, Л.С. Свирской и др. Цели "детской думы": сформ...
Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности
Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....
Детское экспериментирование как форма организации совместной деятельности воспитателя и дошкольников
Опыт работы детского сада по организации детского экспериментирования...