Обеспечение эмоционального комфорта детей в детском саду в ходе организации проектной деятельности.
методическая разработка по теме
Система работы педагога психолога ДОУ по эмоциональному развитию детей 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы проекта. | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение эмоционального комфорта детей в детском саду в ходе организации проектной деятельности.
ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Как появилась идея создания проекта? Почему стала интересной именно тема развития эмоциональной сферы ребенка?
Придя работать в д/с я как и многие мои коллеги начала увлеченно работать над проблемой психологической готовности к школьному обучению. И стала обращать внимание на то, что многие дети с высоким и средним уровнем развития интеллекта имеют личностные проблемы и проблемы в сфере общения. А неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем, раз нет контакта, нарушено общение со сверстниками, то ребенок изолирован, не принят или отвергнут. По данным некоторых исследователей с каждым годом растет число детей с эмоциональными проблемами : возбудимых, раздражительных, гиперактивных, эмоционально неустойчивых, тревожных.
Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже и Л. Выготский. Стали другими внешние формы активности, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра. Фактором риска нарушения здоровья детей является повсеместное внедрение раннего обучения.
На курсах РИРО я узнала о том, что, по мнению многих психологов у старших дошкольников ведущей деятельностью становится общение.
Первым шагом на пути развития общения дошкольников со взрослыми и сверстниками является введение их в мир эмоций.
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не
способны «читать» эмоциональное состояние другого и понимать свои чувства и эмоции.
Тема проекта: «Мир начинается с тебя и меня».
Вид проекта:
Педагогический (социально-эмоциональное развитие детей 4-6 лет), повествовательный.
Тип проекта:
По количеству участников – групповой;
По продолжительности – долгосрочный;
По комплексности – монопроект;
По доминирующей деятельности – информационно-практико-ориентированный.
Проблема проекта.
Несогласованность функционирования двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта ребенка.
Низкий уровень развития эмоциональной сферы ребенка.
Причины проблемы.
Недостаточное внимание к развитию эмоционального мира ребенка.
Тенденция к интеллектуальному развитию как доминирующему.
Цель.
Способствовать накоплению ребенком собственного «эмоционального фонда», с помощью которого он сможет ориентироваться в своих чувствах и чувствах других людей и строить гармоничные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Обеспечить эмоциональный комфорт ребенка в дошкольном учреждении.
Организация реализации проекта.
- С педагогами – проведение деловых игр, семинаров, семинаров-практикумов, круглых столов с целью повышения их психологической компетентности в вопросах развития у детей эмоциональной сферы.
Семинар. (теория +практика).Н-р. Тема: «Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция.», где раскрыла теоретические основы детей с проблемами в поведении, а также предложила методы по выявлению этой категории детей в группах, дала памятки с рекомендациями по работе с данными детьми.
Далее провела деловую игру, с целью закрепления знаний, полученных на семинаре. Сейчас мы попробуем провести эпизод из этой игры, будем составлять портрет застенчивого и гиперактивного ребенка.
- С родителями – проведение тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций, активное участие их в презентациях проекта.
Примером может служить тематическое родительское собрание «Семья глазами ребенка.», где выделены 5 жизненных позиций дошкольников к родителям, себе, к окружающему миру. Групповая консультация на тему особенностей развития эмоций детей.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических особенностей:
- Активность участников игротренинга носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки каких-либо личностных качеств, свойств, умений, установок, проявляющихся в первую очередь в общении. На занятии делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности, и поэтому не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнения.
- Ребенок в игротренинге принимает участие в играх добровольно, т.е. имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения.
- Успех переживается ребенком как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка его любого малейшего достижения.
- Каждый ребенок воспринимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.
- Каждый ребенок не остаётся без внимания и участвует (если хочет!) в любой предложенной игре.
Особенности методики:
- Постепенное психологическое развитие ребенка.
- Последовательное изучение эмоций.
- Знакомству каждой эмоции отводится 1-2 занятия в зависимости от возраста.
- Определенный алгоритм занятия (структура занятий):
Часть 1. Вводная.
Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Часть 2. Рабочая.
Цель: на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей.
Часть 3. Заключительная.
Цель: снятие у детей эмоционального возбуждения. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе.
- При изучении каждой эмоции можно выделить определенную последовательность шагов:
- первичное знакомство с чувством (эмоцией).
Работа начинается с чтения ведущим эпизода из сказки, стихотворения или рассказа, в котором герой испытывает какое-то определенное чувство. Либо педагог предлагает сюжетные картинки, где дети изображены с разными эмоциональными настроениями. Детям предлагается «угадать», что чувствует герой в той или иной ситуации.
- далее ведущий предлагает изобразить данную эмоцию мимикой, пантомимикой, интонационно.
- далее для старших детей знакомство с чувствами продолжается игрой в ассоциации. Дети по очереди придумывают, каким цветком могла бы быть радость и т. д., каким животным, звуком, цветком. Этим упражнением педагог показывает детям, что чувства каждого человека уникальны, и каждый имеет право чувствовать по-своему.
- также для старших детей предлагается рисовать пиктограмму на заданную эмоцию.
(не брать игры, которые не «слышит» педагог)
Задачи проекта.
Задачи на 1-м этапе проекта:
- Учить различать свои индивидуальные особенности.
- Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное обозначение.
- Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
- Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, горе, гневе.
- Учить различать эмоции по предметным картинкам.
- Учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
- Развивать у детей эмпатию (способность к переживанию).
- Учить детей приемам саморасслабления.
Задачи на 2-м этапе проекта:
- Способствовать самопознанию ребенка (помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения).
- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
- Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает и дать ему словесное обозначение.
- Учить ребенка выражать свою любовь к близким, интерес к своей семье.
- Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Участники проекта.
- Заместитель заведующей;
- Педагог – психолог;
- Дети – 4-5лет; 5-6 лет;
- Воспитатели;
- Учитель – логопед;
- Музыкальный руководитель;
- Изо – руководитель;
- Инструктор Физо;
- Родители.
Продукт детской деятельности.
- выполнение различных пластических этюдов;
- рисование схем-эмоций;
- принятие на себя различных ролей в рамках заданных ситуаций.
Продукт деятельности педагога.
- профилактическая программа «Играем в самих себя» для детей 4-5 лет;
- программа тренингового развития эмоций «Мир начинается с тебя и меня» для детей 5-6 лет»;
- перспективное планирование работы воспитателей и педагогов-специалистов по теме проекта;
- картотека игр и упражнений на развитие эмоций;
- копилка игр;
- банк анкет для родителей и педагогов;
- памятки по работе с детьми с проблемами в поведении для родителей и педагогов.
Материально-техническое обеспечение.
- педагогическая гостиная для проведения тренингов;
- магнитофон;
- аудиокассеты, диски с записями различной музыки;
- детский микрофон;
- методическая литература;
- методические пособия для проведения тренингов:
- картотека пиктограмм;
- картотека предметных картинок с различными эмоциями;
- картотека сюжетных картинок с различными эмоциями;
- копилка игр и пособий данной тематики;
- серия рабочих листов с развивающими заданиями;
- рабочая таблица «Признаки различных эмоциональных состояний».
Управление проектом.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических особенностей:
- Активность участников игротренинга носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки каких-либо личностных качеств, свойств, умений, установок, проявляющихся в первую очередь в общении. На занятии делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности, и поэтому не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнения.
- Ребенок в игротренинге принимает участие в играх добровольно, т.е. имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения.
- Успех переживается ребенком как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка его любого малейшего достижения.
- Каждый ребенок воспринимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.
- Каждый ребенок не остаётся без внимания и участвует (если хочет!) в любой предложенной игре.
Координация.
ЗАНЯТИЯ проводятся 1 раз в неделю в форме игротренинга с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Продолжительностью 20 минут в средней группе и 25-30 минут в старшей.
Оптимальное количество - до 10 детей среднего возраста и 6-7 детей старшего дошкольного возраста.
Всего 15 развивающих занятий – средний возраст; 15 развивающих занятий – старший дошкольный возраст.
Во время игротренинга дети сидят в кругу на стульчиках.
Различна методика проведения тренингов:
Дети 4-5 лет склонны к подражанию, они стремятся повторить действия и движения за ведущим. Им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание, поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Нужно также помнить, что четырехлетки легко перевозбуждаются, и не допускать этого.
Дети 5-6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаться в обсуждение интересующих их вопросов. Однако, безусловно, и они больше любят играть и двигаться, чем говорить.
Планирование.
А) педагог-психолог
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 4 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка.
Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Мой внутренний мир»).
В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.
Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы такие разные», «Страна молчания», «Давайте жить дружно»).
В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей;
На формирование внимательного отношения к людям и друг другу; развитие языка жестов, мимики, и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Печаль, грусть», «Интерес», «Наши эмоции», «Такие разные настроения»).
Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Раздел 4. «Я и моя семья» (тема: «С кем я живу»).
В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимания внутрисемейных отношений, на развитие интереса к своей семье.
Б) Работа планируется всеми участниками проекта.
Организация реализации проекта.
- С педагогами – проведение деловых игр, семинаров, семинаров-практикумов, деловых игр, круглых столов с целью повышения их психологической компетентности в вопросах развития у детей эмоциональной сферы.
Семинар. (теория +практика).Н-р. Тема: «Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция.», где раскрыла теоретические основы детей с проблемами в поведении, а также предложила методы по выявлению этой категории детей в группах, дала памятки с рекомендациями по работе с данными детьми.
Далее провела деловую игру, с целью закрепления знаний, полученных на семинаре. Сейчас мы попробуем провести эпизод из этой игры, будем составлять портрет застенчивого и гиперактивного ребенка.
- С родителями – проведение тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций, активное участие их в презентациях проекта.
Примером может служить тематическое родительское собрание «Семья глазами ребенка.», где выделены 5 жизненных позиций дошкольников к родителям, себе, к окружающему миру. Групповая консультация на тему особенностей развития эмоций детей.
Особенности методики:
- Постепенное психологическое развитие ребенка.
- Последовательное изучение эмоций.
- Знакомству каждой эмоции отводится 1-2 занятия в зависимости от возраста.
- Определенный алгоритм занятия (структура занятий):
Часть 1. Вводная.
Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Часть 2. Рабочая.
Цель: на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей.
Часть 3. Заключительная.
Цель: снятие у детей эмоционального возбуждения. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе.
- При изучении каждой эмоции можно выделить определенную последовательность шагов:
- первичное знакомство с чувством (эмоцией).
Работа начинается с чтения ведущим эпизода из сказки, стихотворения или рассказа, в котором герой испытывает какое-то определенное чувство. Либо педагог предлагает сюжетные картинки, где дети изображены с разными эмоциональными настроениями. Детям предлагается «угадать», что чувствует герой в той или иной ситуации.
- далее ведущий предлагает изобразить данную эмоцию мимикой, пантомимикой, интонационно.
- далее для старших детей знакомство с чувствами продолжается игрой в ассоциации. Дети по очереди придумывают, каким цветком могла бы быть радость и т. д., каким животным, звуком, цветком. Этим упражнением педагог показывает детям, что чувства каждого человека уникальны, и каждый имеет право чувствовать по-своему.
- также для старших детей предлагается рисовать пиктограмму на заданную эмоцию.
Я обращаю внимание на то, как другие участники проекта реализуют задачи:
Воспитатели, реализуя задачи проекта, используют игры и упражнения направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка в различных видах деятельности. Они проводят театрализованные занятия, одной из задач которого является развитие эмоций дошкольников через актерское перевоплощение. Также в содержание занятий входит рассматривание иллюстраций по данной проблеме, чтение художественных произведений и беседы по ним.
Музыкальный руководитель с детьми слушает различную музыку, учит их выражать свои эмоции через передачу выразительных движений, пластику тела. А также дети описывают свое настроение в связи с предложенной музыкой.
Изо - руководитель используя разнообразную цветовую палитру показывает, как краски влияют на чувства и настроения людей, какие ассоциации вызывает тот или иной цвет в эмоциях ребенка.
Инструктор по Физо использует огромное количество игр и упражнений, которые снижают двигательную расторможенность и возбудимость, учит детей контролировать свои реакции. Также на занятиях проводит релаксационные, дыхательные упражнения, что снижает утомление, напряжение, тем самым, обеспечивая эмоциональный комфорт ребенка. Инструктором спланированы комплексы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.
Целью работы учителя-логопеда в рамках проекта является – развитие эмоциональной сферы детей, имеющих ОНР с различной степенью дизартрии. Задачи.
- Развитие мимической мускулатуры лица через регулярное использование в коррекционно-развивающей работе мимических упражнений.
- Формирование умения выражать свои чувства и эмоции через проведение пантомимических и пластических этюдов.
- Развитие и совершенствование пластики движений.
Содержание работы. В соответствии с лексической темой используются комплексы мимических упражнений, пластических этюдов.
- Н-р, изобразить раннюю осень. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Поздняя осень грустная, печальная.
- Показать наше настроение в яркий солнечный, осенний, дождливый, хмурый день.
Результат.
- Воздействуя на выразительную моторику игровая психогимнастика развивает мимику, жесты, пантомимику.
- Учит выражать свои эмоции (интерес, страх, радость, удивление и чувства).
Проверка результатов полученных в ходе реализации проекта.
Результативность и эффективность данного проекта доказывает:
- Диагностика развития эмоционального мира дошкольников. Методика Т. Минаевой.
- Анализ анкет родителей по теме: «Эмоциональное развитие ребенка».
- Экспертная педагогическая оценка воспитателями эмоционально-личностной сферы дошкольников. Методика Щипициной.
- Дети, участвующие на втором этапе работы проекта в результате психодиагностического обследования готовности к школе показывают средние и высокие показатели, что еще раз доказывает эффективность функционирования двух сфер.
- Видна положительная динамика развития детей с эмоциональными проблемами. Они становятся более активными, уверенными в себе, повышается их самооценка, повышается их эмоциональная устойчивость, они могут управлять своим поведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».
Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в ходе организации проектной деятельности
методический материал...
Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада посредством компонентов РППС
Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада посредством компонентов РППС...
Эмоционально – психологический комфорт детей в детском саду
Психологический подход к организации здоровьсберегающей среды в образовательном учреждении. Предлагаемый материал рекомендован педагогам дошкольных образовательных учреждений по созданию эмоцион...
семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».
17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Создание условий эмоционального комфорта детей в детском саду.
Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт...