"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении"
статья по коррекционной педагогике
Взаимодествие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми в ДОУ, очень важный момент в деятельности двух специалистов. В данной статье можно прослеть взаимосвязь между психологом и логопедом, на что стоит обратить внимание в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gmo.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка», г. Кирсанов, Тамбовская область
Доклад на методическом объединении
«Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми в
дошкольном образовательном учреждении»
Подготовила:
педагог-психолог
Редина Ольга Николаевна
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога.
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании апробации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Для реализации цели были поставлены задачи:
Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.
Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность (взаимодополняемость ). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” определенных функций.
Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ.
Цель:
Создание и реализация модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.
Задачи:
1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.
2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Направления:
1. Диагностическое. Задачи. - Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 5-6 лет. Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования. Составление общей карты развития ребенка. Предполагаемый результат: 1. Совместный диагностический блок методик. | 2. Коррекционно-развивающее. Задачи. - Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих заданий. Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка. Предполагаемый результат: 1. Интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий. | 3. Аналитическое. Задачи. - Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы. Предполагаемый результат: 1. Лист динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска. |
Индивидуальные подгрупповые консультации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям. |
Первое направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. При разработке диагностической базы мы исходили из основных принципов педагогической диагностики: системности, конкретности, научной обоснованности, последовательности, преемственности, комплексности, прогностичности, оптимизации форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур. Диагностика в ходе нашей работы приобрела три основные составляющие:
Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его более содержательным.
Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.
Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития ребенка.
Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует:
- разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
- составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.
Нам бы хотелось, чтобы коррекционно-развивающая работа с детьми строилась на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений. В практике отмечается, что ничем не обоснованные родительские амбиции вызывают у детей стресс, провоцируют нервно-психические заболевания, отбивают желание заниматься коррекцией речи.
Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности с воспитателями, специалистами дошкольного образовательного учреждения
В рамках обмена опытом предлагаю вниманию коллег лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности...
Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....
Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.
В статье описан алгоритм работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения детей к детям с ОВЗ....
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.
В современном мире стремительно растет количество детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), и ограничения эти по самым различным критериям. У кого- то это нарушения речи, слуха, зрения, опорно-...
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми
Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя-это совместная разработка и проведение занятий по логоритмике....