Мастер - класс "Познавательно - исследовательская деятельность"
учебно-методический материал
Мастер - класс "Познавательно - исследовательская деятельность"
Тема: Проблемные ситуации в развитии познавательно – исследовательской деятельности.
Цель: Формирование компетентности педагогов ДОО - педагогические технологии. Организация познавательно - исследовательской деятельности.
Ход мастер – класса:
- Технология.
Познавательно – исследовательская деятельность – это действия, направленные на познание (изучение чего-либо) через исследования, опыты, эксперименты. Технология – последовательность действий использования этого вида деятельности. Она применима во всех видах деятельности (специально организованной, совместной педагога с детьми, самостоятельной, игре, взаимодействиях родителей с детьми). Её можно использовать во всех образовательных областях (познании окружающего мира, ФЭМП, продуктивных видах: рисовании, лепке и конструировании, музыке и ФИЗО), как наглядный или практический метод, для более эффективного понимания изучаемого материала.
В основе лежит динамичность окружающего мира (Н.Е.Вераксы) т.е. превращения одного в другое, будь то состояние вещества, форма, размер, объём, цвет, сила и тон звука или другое. Исследуя чего-либо, мы преднамеренно, т. е. целенаправленно превращаем одно в другое. При этом то, что было экспериментом в первый раз, в последующем будет применением полученного опыта в этом виде деятельности. Отличительной особенностью исследовательской деятельности, будь то опыты или эксперименты, является наличие проблемы. Работа проводится по определенному алгоритму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 177.95 КБ |
master-klass_issled.docx | 177.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс "Познавательно - исследовательская деятельность"
Тема: Проблемные ситуации в развитии познавательно – исследовательской деятельности.
Цель: Формирование компетентности педагогов ДОО - педагогические технологии. Организация познавательно - исследовательской деятельности.
Ход мастер – класса:
- Технология.
Познавательно – исследовательская деятельность – это действия, направленные на познание (изучение чего-либо) через исследования, опыты, эксперименты. Технология – последовательность действий использования этого вида деятельности. Она применима во всех видах деятельности (специально организованной, совместной педагога с детьми, самостоятельной, игре, взаимодействиях родителей с детьми). Её можно использовать во всех образовательных областях (познании окружающего мира, ФЭМП, продуктивных видах: рисовании, лепке и конструировании, музыке и ФИЗО), как наглядный или практический метод, для более эффективного понимания изучаемого материала.
В основе лежит динамичность окружающего мира (Н.Е.Вераксы) т.е. превращения одного в другое, будь то состояние вещества, форма, размер, объём, цвет, сила и тон звука или другое. Исследуя чего-либо, мы преднамеренно, т. е. целенаправленно превращаем одно в другое. При этом то, что было экспериментом в первый раз, в последующем будет применением полученного опыта в этом виде деятельности. Отличительной особенностью исследовательской деятельности, будь то опыты или эксперименты, является наличие проблемы. Работа проводится по определенному алгоритму.
Алгоритм действий для осуществления исследования:
Проблема – цель – гипотезы (поиск способов решений) – проверка гипотез – результат (+, -) – вывод.
Рассмотрим ФЭМП. Области применения исследовательской деятельности:
- Измерения условными мерками жидкостей, сыпучих веществ, линейных параметров;
- Сравнение величин объёма, веса, длины, формы;
- Счет с использованием одного анализатора (зрения, слуха, осязания) или исключением одного из них;
- Независимость количества от расположения;
- Сравнения множества предметов;
- Объёмные формы, развёртки.
Целью педагога будет – познакомить, научить способам действия…, целью детей – открыть для себя способы действия…. Действия зависят от цели. ( Пересыпать крупу из миски в стакан – действие. Цель – пересыпать. Проверить – насколько заполнится стакан? Цель – измерить уровень наполнения стакана крупой.) Для чего? Цель вытекает из проблемы.
Рекомендация: Менять условные мерки, чтобы не произошло зацикливания на мерке, как на эталоне. Условная мерка – это то, что под рукой в данный момент.
Уровни экспериментальной деятельности:
- Педагог сам ставит цель, выдвигает гипотезу, предлагает и демонстрирует способы реализации.
- Педагог помогает ставить цель, принимает гипотезы детей, дополняет по необходимости, в совместной деятельности получают результат и делают вывод.
- По поставленной педагогом, или самостоятельно, цели, дети самостоятельно реализуют выдвинутые гипотезы и делают вывод.
- Демонстрируемые приёмы и методы (способы достижения целей). Исследовательские методы и приемы помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить не случайную зависимость и определить причины и следствие.
Приемы: | Методы: |
|
|
- Занятие с демонстрацией приёмов.
Рассмотрим тему «Ознакомление детей с условными мерками измерения объёма сыпучих веществ» (старший дошкольный возраст).
Цель: Познакомить и научить способам измерения объёма сыпучих веществ условной меркой, сравнивания объёмов сыпучих веществ.
Задачи:
- Научить фиксировать количественный счёт счетным материалом;
- Наполнять одинаково веществом условную меру при измерении;
- Подвести к использованию одинаковых по объёму условных мерок при сравнении.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: 2 птицы, мудрая сова, 2 кормушки разные по форме и величине с равным количеством зерна;
Лаб. посуда:2 одинаковых пластиковых стаканчика + 1 другой, фломастер, 2 миски разной величины, 2 одинаковые ложки,1 большая и 1 маленькая ложки, доска.
Раздаточный материал: счетные палочки.
Разыгранная ситуация: 2 птицы поспорили между собой, в чьей кормушке больше зерна.
Мудрая сова даёт совет – проверить.
Мотивация: Помочь птицам разрешить спор.
Проблема: Как измерить?
Предполагаемые гипотезы, которые могут предложить дети (принимаются все предлагаемые варианты, включая парадоксальные):
- Посчитать зёрна;
- Взвесить содержимое кормушек;
- Пересыпать из кормушек в 2 стаканчика и сравнить уровень зерна;
- Переложить ложками и посчитать количество ложек;
- Пересыпать из одной кормушки в стаканчик, отметить уровень фломастером, затем из другой и сравнить.
Проверка гипотез (обсуждение возможной реализации):
- Зёрен очень много – займёт много времени и можно ошибиться в счете. Это можно сделать попозже. Рассмотреть и сравнить зерна в кормушках – семечки крупнее зерен ячменя – сравнение по количеству будет неверным.
- Сравнение будет очень точным, но в данный момент нет весов. Найти весы и проверить в другое время.
- Пересыпать из кормушки в стаканчики будет неудобно – можно рассыпать. Удобнее пересыпать в миски и переложить ложками в стаканчики, заодно посчитать количество ложек.
От имени птиц преднамеренно спровоцировать выбор разновеликих ложек (для измерения).
Уточнение способов и распределение работы (обсуждение):
- Как работу сделать быстрее? Разделиться на 2 группы. Измерять сразу из двух кормушек.
- Один будет мерять, другие считать.
- Как набирать зерно по сколько? Полную ложку, одинаково каждый раз.
- Как можно посчитать, чтобы не ошибиться в подсчете? Использовать счетные палочки.
Практическая работа.
Анализ и обсуждение результатов:
- В стаканчиках зерна поровну.
- Количество отмерянных ложек разное. Почему? Ложки разной величины.
Вывод: Использовать ложки одинаковые. Проверить.
- Использовать один стаканчик с отметкой уровня фломастером для проверки предыдущего сравнения. Проверить гипотезу.
Анализ результатов независимости объема от формы и размера посуды (кормушки) от имени птиц. Мудрая сова – Проверили? Проверили – поровну. – Клюйте на здоровье и других угощайте и запомните: ЕСЛИ В ЧЕМ-ТО ВЫШЛО НЕСОГЛАСИЕ – НУЖНО ПРОВЕРИТЬ!
- Практическая работа: самостоятельная работа слушателей. Карточки на определение наличия элементов исследовательно – эспериментальной деятельности по фрагменту. Доказать.
Карты для практической работы:
Нам для игры сегодня понадобятся 2 веревки – длинная и короткая. Вот они. Показать 2 клубка из веревок разной длины и толщины. Вопрос детям: В каком клубке веревка длинная? В каком – короткая? (Ответы). Как узнать? (Предложения детей). Размотать и сравнить. Обозначить словами. Снова смотать. Вопрос: Какая сейчас длинная? Какая короткая? (Ответы) Как вы догадались? (Ответы) Почему тогда клубки одинаковой величины? (Ответы) Рассмотреть и обозначить словом толщину веревок. Из чего сделаны веревки? (Ответы) Где ниток больше в толстой или тонкой веревке? (Ответы) Словесное обозначение. Нам для игры понадобиться змея и ворота. Какая веревка похожа на змею? Из какой веревки можно построить ворота, и каким образом? (Ответы) Построение ворот. Игра. |
Сказочная ситуация: Иван-Царевич с Василисой Премудрой спасаются бегством от Бабы-Яги. Баба-Яга настигает. Василиса -Премудрая советует Ивану бросать «волшебные банки» с веществами за спину. (Банка с водой – река широкая, с зерном – лес густой до самого неба, с кубиком – гора крутая, с воздухом – туман густой), только банки открывать нельзя – волшебство пропадет. В какой банке что находится? (вода, зерно, кубик, воздух). Как определить, не открывая банки? Возможно ли? Почему? Каким образом? |
Определить банки по весу: самую тяжелую, самую легкую, не трогая банок. Если: самая тяжелая стоит справа от банки с синей крышкой, а у самой легкой банки крышка не красного цвета. Возможно ли? Почему? Каким образом? Что может находиться внутри, если все банки полные? |
Чтобы добраться до клада, нужно подобрать ключ – код к сейфу (двери) с цифровым набором 613527 количественным счетом с помощью мешочков с пуговицами (бобами). (Ознакомление с приемом счета на ощупь). Каким образом? |
Поработаем волшебниками: Можно ли превратить ДОМ в ДЫМ, РУКУ в РЕКУ и т. п.? Каким образом? Зависимость звукового набора слова и предмета. |
Иван решил освободить пленников из заточения у Кощея. Добрался до двери в подземелье. На двери висит заколдованная бутылка с заветным ключом внутри, на дне вода. Ничем не смог Иван разбить бутылку, ни пробку открыть. Позвонил тогда он Василисе Премудрой. Дала она ему совет. Иван быстро справился с задачей, достал ключ, открыл дверь и выпустил пленников. Что посоветовала Василиса Ивану? Гипотезы. Демонстрация опыта по превращению воды в пар. |
Бабушка решила сделать внучке подарок. По телефону она попросила измерить длину комнаты шагами, связала дорожку и привезла внучке. Она очень огорчилась, увидев, что дорожка длиннее комнаты? Почему так получилось? Докажите. |
Дети рисовали кубик с натуры. У них получились такие рисунки. Все нарисовали правильно. Как выглядел кубик? Почему ты так решил? Петя Вася Коля Лена Оля |
- Экспериментальная деятельность через проблему. Поскольку образовательные разделы «размыты» - проблема решённая порой поднимает другую (например, в качестве корма птицам служит зерно, откуда берётся зерно? - вырастает на колосьях. Переходим в раздел «злаки». То есть мы перешли из раздела «птицы» в раздел «злаки»). Постановкой новой проблемы можно завершить занятие организованной деятельности.
- Рефлексия. Ответы на вопросы слушателей. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Предварительный просмотр:
Мастер - класс "Познавательно - исследовательская деятельность"
Тема: Проблемные ситуации в развитии познавательно – исследовательской деятельности.
Цель: Формирование компетентности педагогов ДОО - педагогические технологии. Организация познавательно - исследовательской деятельности.
Ход мастер – класса:
- Технология.
Познавательно – исследовательская деятельность – это действия, направленные на познание (изучение чего-либо) через исследования, опыты, эксперименты. Технология – последовательность действий использования этого вида деятельности. Она применима во всех видах деятельности (специально организованной, совместной педагога с детьми, самостоятельной, игре, взаимодействиях родителей с детьми). Её можно использовать во всех образовательных областях (познании окружающего мира, ФЭМП, продуктивных видах: рисовании, лепке и конструировании, музыке и ФИЗО), как наглядный или практический метод, для более эффективного понимания изучаемого материала.
В основе лежит динамичность окружающего мира (Н.Е.Вераксы) т.е. превращения одного в другое, будь то состояние вещества, форма, размер, объём, цвет, сила и тон звука или другое. Исследуя чего-либо, мы преднамеренно, т. е. целенаправленно превращаем одно в другое. При этом то, что было экспериментом в первый раз, в последующем будет применением полученного опыта в этом виде деятельности. Отличительной особенностью исследовательской деятельности, будь то опыты или эксперименты, является наличие проблемы. Работа проводится по определенному алгоритму.
Алгоритм действий для осуществления исследования:
Проблема – цель – гипотезы (поиск способов решений) – проверка гипотез – результат (+, -) – вывод.
Рассмотрим ФЭМП. Области применения исследовательской деятельности:
- Измерения условными мерками жидкостей, сыпучих веществ, линейных параметров;
- Сравнение величин объёма, веса, длины, формы;
- Счет с использованием одного анализатора (зрения, слуха, осязания) или исключением одного из них;
- Независимость количества от расположения;
- Сравнения множества предметов;
- Объёмные формы, развёртки.
Целью педагога будет – познакомить, научить способам действия…, целью детей – открыть для себя способы действия…. Действия зависят от цели. ( Пересыпать крупу из миски в стакан – действие. Цель – пересыпать. Проверить – насколько заполнится стакан? Цель – измерить уровень наполнения стакана крупой.) Для чего? Цель вытекает из проблемы.
Рекомендация: Менять условные мерки, чтобы не произошло зацикливания на мерке, как на эталоне. Условная мерка – это то, что под рукой в данный момент.
Уровни экспериментальной деятельности:
- Педагог сам ставит цель, выдвигает гипотезу, предлагает и демонстрирует способы реализации.
- Педагог помогает ставить цель, принимает гипотезы детей, дополняет по необходимости, в совместной деятельности получают результат и делают вывод.
- По поставленной педагогом, или самостоятельно, цели, дети самостоятельно реализуют выдвинутые гипотезы и делают вывод.
- Демонстрируемые приёмы и методы (способы достижения целей). Исследовательские методы и приемы помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить не случайную зависимость и определить причины и следствие.
Приемы: | Методы: |
|
|
- Занятие с демонстрацией приёмов.
Рассмотрим тему «Ознакомление детей с условными мерками измерения объёма сыпучих веществ» (старший дошкольный возраст).
Цель: Познакомить и научить способам измерения объёма сыпучих веществ условной меркой, сравнивания объёмов сыпучих веществ.
Задачи:
- Научить фиксировать количественный счёт счетным материалом;
- Наполнять одинаково веществом условную меру при измерении;
- Подвести к использованию одинаковых по объёму условных мерок при сравнении.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: 2 птицы, мудрая сова, 2 кормушки разные по форме и величине с равным количеством зерна;
Лаб. посуда:2 одинаковых пластиковых стаканчика + 1 другой, фломастер, 2 миски разной величины, 2 одинаковые ложки,1 большая и 1 маленькая ложки, доска.
Раздаточный материал: счетные палочки.
Разыгранная ситуация: 2 птицы поспорили между собой, в чьей кормушке больше зерна.
Мудрая сова даёт совет – проверить.
Мотивация: Помочь птицам разрешить спор.
Проблема: Как измерить?
Предполагаемые гипотезы, которые могут предложить дети (принимаются все предлагаемые варианты, включая парадоксальные):
- Посчитать зёрна;
- Взвесить содержимое кормушек;
- Пересыпать из кормушек в 2 стаканчика и сравнить уровень зерна;
- Переложить ложками и посчитать количество ложек;
- Пересыпать из одной кормушки в стаканчик, отметить уровень фломастером, затем из другой и сравнить.
Проверка гипотез (обсуждение возможной реализации):
- Зёрен очень много – займёт много времени и можно ошибиться в счете. Это можно сделать попозже. Рассмотреть и сравнить зерна в кормушках – семечки крупнее зерен ячменя – сравнение по количеству будет неверным.
- Сравнение будет очень точным, но в данный момент нет весов. Найти весы и проверить в другое время.
- Пересыпать из кормушки в стаканчики будет неудобно – можно рассыпать. Удобнее пересыпать в миски и переложить ложками в стаканчики, заодно посчитать количество ложек.
От имени птиц преднамеренно спровоцировать выбор разновеликих ложек (для измерения).
Уточнение способов и распределение работы (обсуждение):
- Как работу сделать быстрее? Разделиться на 2 группы. Измерять сразу из двух кормушек.
- Один будет мерять, другие считать.
- Как набирать зерно по сколько? Полную ложку, одинаково каждый раз.
- Как можно посчитать, чтобы не ошибиться в подсчете? Использовать счетные палочки.
Практическая работа.
Анализ и обсуждение результатов:
- В стаканчиках зерна поровну.
- Количество отмерянных ложек разное. Почему? Ложки разной величины.
Вывод: Использовать ложки одинаковые. Проверить.
- Использовать один стаканчик с отметкой уровня фломастером для проверки предыдущего сравнения. Проверить гипотезу.
Анализ результатов независимости объема от формы и размера посуды (кормушки) от имени птиц. Мудрая сова – Проверили? Проверили – поровну. – Клюйте на здоровье и других угощайте и запомните: ЕСЛИ В ЧЕМ-ТО ВЫШЛО НЕСОГЛАСИЕ – НУЖНО ПРОВЕРИТЬ!
- Практическая работа: самостоятельная работа слушателей. Карточки на определение наличия элементов исследовательно – эспериментальной деятельности по фрагменту. Доказать.
Карты для практической работы:
Нам для игры сегодня понадобятся 2 веревки – длинная и короткая. Вот они. Показать 2 клубка из веревок разной длины и толщины. Вопрос детям: В каком клубке веревка длинная? В каком – короткая? (Ответы). Как узнать? (Предложения детей). Размотать и сравнить. Обозначить словами. Снова смотать. Вопрос: Какая сейчас длинная? Какая короткая? (Ответы) Как вы догадались? (Ответы) Почему тогда клубки одинаковой величины? (Ответы) Рассмотреть и обозначить словом толщину веревок. Из чего сделаны веревки? (Ответы) Где ниток больше в толстой или тонкой веревке? (Ответы) Словесное обозначение. Нам для игры понадобиться змея и ворота. Какая веревка похожа на змею? Из какой веревки можно построить ворота, и каким образом? (Ответы) Построение ворот. Игра. |
Сказочная ситуация: Иван-Царевич с Василисой Премудрой спасаются бегством от Бабы-Яги. Баба-Яга настигает. Василиса -Премудрая советует Ивану бросать «волшебные банки» с веществами за спину. (Банка с водой – река широкая, с зерном – лес густой до самого неба, с кубиком – гора крутая, с воздухом – туман густой), только банки открывать нельзя – волшебство пропадет. В какой банке что находится? (вода, зерно, кубик, воздух). Как определить, не открывая банки? Возможно ли? Почему? Каким образом? |
Определить банки по весу: самую тяжелую, самую легкую, не трогая банок. Если: самая тяжелая стоит справа от банки с синей крышкой, а у самой легкой банки крышка не красного цвета. Возможно ли? Почему? Каким образом? Что может находиться внутри, если все банки полные? |
Чтобы добраться до клада, нужно подобрать ключ – код к сейфу (двери) с цифровым набором 613527 количественным счетом с помощью мешочков с пуговицами (бобами). (Ознакомление с приемом счета на ощупь). Каким образом? |
Поработаем волшебниками: Можно ли превратить ДОМ в ДЫМ, РУКУ в РЕКУ и т. п.? Каким образом? Зависимость звукового набора слова и предмета. |
Иван решил освободить пленников из заточения у Кощея. Добрался до двери в подземелье. На двери висит заколдованная бутылка с заветным ключом внутри, на дне вода. Ничем не смог Иван разбить бутылку, ни пробку открыть. Позвонил тогда он Василисе Премудрой. Дала она ему совет. Иван быстро справился с задачей, достал ключ, открыл дверь и выпустил пленников. Что посоветовала Василиса Ивану? Гипотезы. Демонстрация опыта по превращению воды в пар. |
Бабушка решила сделать внучке подарок. По телефону она попросила измерить длину комнаты шагами, связала дорожку и привезла внучке. Она очень огорчилась, увидев, что дорожка длиннее комнаты? Почему так получилось? Докажите. |
Дети рисовали кубик с натуры. У них получились такие рисунки. Все нарисовали правильно. Как выглядел кубик? Почему ты так решил? Петя Вася Коля Лена Оля |
- Экспериментальная деятельность через проблему. Поскольку образовательные разделы «размыты» - проблема решённая порой поднимает другую (например, в качестве корма птицам служит зерно, откуда берётся зерно? - вырастает на колосьях. Переходим в раздел «злаки». То есть мы перешли из раздела «птицы» в раздел «злаки»). Постановкой новой проблемы можно завершить занятие организованной деятельности.
- Рефлексия. Ответы на вопросы слушателей. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни"
Мастер-класс для педагогов дошкольного учреждения...
Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей».
конспект проведения Мастер - класса с педагогами ДОУ....
Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".
Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...
Мастер-класс "Исследовательская деятельность старших дошкольников"
Развитие познавательной активности дошкольников. через поисково-исследовательскую деятельность....
Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»
laquo;Исследовательская деятельность дошкольников»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ мастер – класса «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А.И.»
Предполагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и э...
Мастер - класс "Исследовательская деятельность детей"
Данный мастер-класс способствует повышению мастерства педагогов. Вашему вниманию: план, презентация и буклет, которые можно взять как часть, либо целиком для работы с коллегами.Что - то взято у педаго...