Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей».
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

конспект проведения Мастер - класса с педагогами ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

                 учреждение  детский сад № 9  «Солнышко»

                                   

                                     

                                          Мастер - класс

           

   «Исследовательская деятельность

                          как средство успешного развития

                                                                 любознательности детей»

                         

                                       

                            Воспитатель: Близнякова Марина Владимировна

                             

                               

                                           Февраль, 2017 г.                                          

                                             х. Камышевка

Мастер - класс: «Исследовательская деятельность как средство успешного            развития любознательности детей»

Цель:

Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. 

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
  2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
  3. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
  4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.                                              

Материалы для игр – экспериментов: презентация, салфетки, веера, полиэтиленовые пакеты, киндер – сюрпризы, весы, стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость, буклеты.

                                     

                                                Ход мастера - класса:

Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.

Добрый день всем членам жюри!

Добрый день всем участникам конкурса!

Добрый день всем гостям!

Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!

Добрый день всем, кто находится в этом зале!

Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети,

 Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Очень много вопросов «почему»«как»«бывает-не бывает» возникают у детей. 

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?

- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.

Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.

Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.

Мы попробуем не только провести опыт, но и зафиксировать результат, сделать вывод. (Приглашаются 3 коллеги из зала).

- Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста?

Коллеги: с живой, неживой, другими объектами.

Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:

Коллеги: вода, снег, солнце, камни, песок, глина,… воздух.

Коллеги: А давайте - ка, с вами сконцентрируем внимание на объекте неживой природы – воздух и вспомним его свойства.

 (ответы коллег).

 Свойства воздуха:

1. Воздух занимает пространство;

2. Воздух невидим;

3. Воздух не имеет вкуса;

4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;

5. Мы дышим воздухом;

6. Воздух имеет вес

7. Воздух очень легкий;

8. Воздух легче воды;

9. Горячий воздух легче холодного;

10. Ветер – это движение воздуха;

11. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;

12. Воздух давит на предметы во все стороны;

13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.

Воспитатель: 

- У меня необычный сундучок, здесь находятся для вас задания со свойствами воздуха и воды, которые мы попробуем подтвердить опытами.  Прошу каждую из вас (подаю сундучок) возьмите пожалуйста карточку с заданием.

- Подумайте. - Зачитайте свойство воздуха:

Коллега:

  «ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ ПРОСТРАНСТВО»

Коллега: (если затрудняются коллеги…) надуть шарик, подуть на салфетку, веер.

Воспитатель: Коллеги, давайте подойдем к столу, проведем опыты, зафиксируем результат и сделаем вывод.

Воспитатель: Я предлагаю надуть   шарики.

- Скажите пожалуйста: как у нас из маленького шарика получился такой большой?

Коллеги: потому - что мы надули его воздухом.

Воспитатель: возьмите салфетки, давайте попробуем подуть.

- Что происходит с салфеткой?

Коллеги: она колышится

Воспитатель: Так отчего она колышится?

Коллеги: от ветра

Воспитатель: Когда нам летом жарко, мы с вами что можем использовать?

Воспитатель: веер

Воспитатель: возьмите веер в руки и помашите перед своим лицом

- Что вы почувствовали?

Коллеги: ветер

Воспитатель: Ветерок, движение воздуха, воздух нас охлаждает.

Коллеги: ВЫВОД: Воздух можно почувствовать кожей как легкий ветерок, ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Коллега, зачитайте следующее свойство:

«Воздух невидим, бесцветный, не имеет вкуса, не имеет запаха; может передавать запахи других веществ»

-Как вы думаете, какой опыт может доказать свойства воздуха:

Коллега: в этом нам поможет полиэтиленовый пакет, киндер – сюрприз с запахом различных веществ.

Воспитатель: В моей практике с детьми, я предлагаю взять полиэтиленовые пакеты, будем ловить воздух, (ловим) … зажимаем.

Что вы поймали?

Коллеги: воздух

Воспитатель: А теперь посмотрите на пакеты, воздух имеет какой - либо цвет?

Коллеги: нет

Воспитатель: Он какой?

Коллеги: прозрачный, бесцветный

Воспитатель: А давайте мы его понюхаем? (нюхают)

Что - нибудь почувствовали?

Коллеги: нет

Воспитатель: Имеет воздух запах?

Коллеги: нет, если воздух чистый, то он не имеет запаха.

Воспитатель: Чем может «пахнуть» воздух?

Коллеги: свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами, бензином и т. д.)

Воспитатель: Предлагаю вам в этом убедиться. В киндер-сюрпризах вещества с разными запахами. Попробуйте по запаху определить, что в них. - Какой мы можем сделать вывод? ВЫВОД: Своего запаха и вкуса воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Воспитатель: Зачитайте пожалуйста свое свойство?

« Воздух имеет вес»

 Воспитатель: -Как вы думаете, какой опыт может доказать свойства воздуха:

Коллега: взвесить

Воспитатель: (Предлагаю) Посмотрите у нас …замечательные весы. Обратите внимание: шарики перевешивают друг друга или они уравновешены

Коллеги: уравновешены

Воспитатель: Давайте попробуем один шарик проткнуть, и посмотреть, что получится

(Берем шпажку и лопаем шарик)

- Что мы видим?

Коллеги: один шарик лопнул и весы, где находится шарик с воздухом опустились вниз.

Воспитатель: Значит воздух имеет вес или нет?

Коллеги: Вывод: воздух имеет вес

Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».

- Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)

- Обратите внимание на стакан с обычной водой.

Воспитатель: Что произошло с пластилином.

Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно

 Воспитатель: Почему?

Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

 Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой

- Что мы видим?

Коллеги: пластилин поднялся наверх

Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод:  ……………

Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.

Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

- Предлагаю вам провести опыты со следующим объектом неживой природы – водой и вспомнить свойства воды.

Свойства воды:

прозрачная,

бесцветная,

текучая,

без запаха,

принимает любую форму, в которую её налить,

растворяет вещества,

может замерзать,

может испаряться,

вода расширяется и сжимается. 

Воспитатель: Кто смелый? Берем следующую карточку - Зачитайте, свое свойство воды.

  «Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха»

 -Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:

Коллега : (если затрудняются коллеги…) Я налью из кувшина воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.

- Если наклонить эту поверхность?  (Вода стекает под уклон.) 

- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).

Воспитатель: - Наливая воду в стакан, сделанный из камней (показываю) она стекает вода по камешкам, будто прокладывает себе дорогу, тропинку).

-- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Воспитатель: В стакан с чистой водой мы бросаем монетку. Мы видим её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода -  прозрачное, бесцветное вещество.

 Воспитатель: вывод….

Коллеги: Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха.

Воспитатель: Следующее задание:

«Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

-Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойство

Коллега: (если затрудняются) вода, сосуды разной формы

Воспитатель: Может ли вода иметь какую – то форму?  

Коллеги: - нет

Воспитатель: Как это проверить? 

Коллеги: - заполнить сосуды водой

Воспитатель: Я предлагаю взять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем

- Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?  (воронкой)

(при этом повторяя термины: широкий, узкий)

Коллеги наливают во все сосуды, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах

Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю сделать вывод. (Ответы коллег.)

Коллеги: - «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам особо понравившийся детям - научный эксперимент «Цветная жидкость».

Воспитатель: Помогите мне пожалуйста провести эксперимент? 

На столе в одинаковых пропорциях находится жидкость: сироп, подкрашенная вода и подсолнечное масло.

Воспитатель: Чтобы получить сироп, мы должны в воде растворить сахар (а если соль – получается рассол), тем самым мы повторяем свойство воды: растворяет вещества, сироп у меня готовый; для наибольшего эффекта опыта, я со своими детьми воду мы подкрашиваем в любой цвет и подсолнечное масло. Обязательно берем одинаковые пропорции.  

Воспитатель: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?

- Проделаем опыт: первым вливаем сироп, затем подкрашенную воду и последнее – подсолнечное масло.

- В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине подкрашенная вода, а масло всплыло наверх

(легкая плотность).

 Воспитатель: В моей практике этот же эксперимент для детей проводили с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.

Воспитатель: Следующий, особо понравившийся эксперимент. «Танцующие краски» или «Взрыв цветов»

Для этого потребуется: молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость .

Воспитатель: Кто мне поможет провести эксперимент? 

Воспитатель: Налейте в стеклянную емкость немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр емкости. Далее окуните ватную палочку в  жидкое мыло. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок! 

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

-Я благодарю вас за прекрасную работу.

Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:

«Быть, может, труд наш с виду неприметен

Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,

Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»

Вот в этом ведь и есть секрет:

«Ценнее нашего труда на свете нет!»

Воспитатель: В память о проведенном мастер – классе, я составила буклет – памятку о том какие опыты можно проводить с детьми дошкольного возраста.  

Благодарю за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Тема: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Цель:Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:Ознакомить педагогов с у...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»Цель:  Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим ...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Данный конспект собрания поможет раскрыть перед родителями как организовать исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста....

Мастер класс для педагогов: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер класс «Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей у дошкольников».

Цель:  Повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей ОУ. Задачи: создать атмосферу творческого поиска;с...

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Тема моего мастер класса: «...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.  Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно пров...