Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей».
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
конспект проведения Мастер - класса с педагогами ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelska_deyatelnost_kak_sredstvo_uspeshnogo_razvitiya_lyuboznatelnosti_detey.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 9 «Солнышко»
Мастер - класс
«Исследовательская деятельность
как средство успешного развития
любознательности детей»
Воспитатель: Близнякова Марина Владимировна
Февраль, 2017 г.
х. Камышевка
Мастер - класс: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Цель:
Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
- Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
- Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
- С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.
Материалы для игр – экспериментов: презентация, салфетки, веера, полиэтиленовые пакеты, киндер – сюрпризы, весы, стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость, буклеты.
Ход мастера - класса:
Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.
Добрый день всем членам жюри!
Добрый день всем участникам конкурса!
Добрый день всем гостям!
Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!
Добрый день всем, кто находится в этом зале!
Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у детей.
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?
- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?
-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.
Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.
Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.
Мы попробуем не только провести опыт, но и зафиксировать результат, сделать вывод. (Приглашаются 3 коллеги из зала).
- Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста?
Коллеги: с живой, неживой, другими объектами.
Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:
Коллеги: вода, снег, солнце, камни, песок, глина,… воздух.
Коллеги: А давайте - ка, с вами сконцентрируем внимание на объекте неживой природы – воздух и вспомним его свойства.
(ответы коллег).
Свойства воздуха:
1. Воздух занимает пространство;
2. Воздух невидим;
3. Воздух не имеет вкуса;
4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;
5. Мы дышим воздухом;
6. Воздух имеет вес
7. Воздух очень легкий;
8. Воздух легче воды;
9. Горячий воздух легче холодного;
10. Ветер – это движение воздуха;
11. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;
12. Воздух давит на предметы во все стороны;
13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.
Воспитатель:
- У меня необычный сундучок, здесь находятся для вас задания со свойствами воздуха и воды, которые мы попробуем подтвердить опытами. Прошу каждую из вас (подаю сундучок) возьмите пожалуйста карточку с заданием.
- Подумайте. - Зачитайте свойство воздуха:
Коллега:
«ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ ПРОСТРАНСТВО» |
Коллега: (если затрудняются коллеги…) надуть шарик, подуть на салфетку, веер.
Воспитатель: Коллеги, давайте подойдем к столу, проведем опыты, зафиксируем результат и сделаем вывод.
Воспитатель: Я предлагаю надуть шарики.
- Скажите пожалуйста: как у нас из маленького шарика получился такой большой?
Коллеги: потому - что мы надули его воздухом.
Воспитатель: возьмите салфетки, давайте попробуем подуть.
- Что происходит с салфеткой?
Коллеги: она колышится
Воспитатель: Так отчего она колышится?
Коллеги: от ветра
Воспитатель: Когда нам летом жарко, мы с вами что можем использовать?
Воспитатель: веер
Воспитатель: возьмите веер в руки и помашите перед своим лицом
- Что вы почувствовали?
Коллеги: ветер
Воспитатель: Ветерок, движение воздуха, воздух нас охлаждает.
Коллеги: ВЫВОД: Воздух можно почувствовать кожей как легкий ветерок, ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Коллега, зачитайте следующее свойство:
«Воздух невидим, бесцветный, не имеет вкуса, не имеет запаха; может передавать запахи других веществ» |
-Как вы думаете, какой опыт может доказать свойства воздуха:
Коллега: в этом нам поможет полиэтиленовый пакет, киндер – сюрприз с запахом различных веществ.
Воспитатель: В моей практике с детьми, я предлагаю взять полиэтиленовые пакеты, будем ловить воздух, (ловим) … зажимаем.
Что вы поймали?
Коллеги: воздух
Воспитатель: А теперь посмотрите на пакеты, воздух имеет какой - либо цвет?
Коллеги: нет
Воспитатель: Он какой?
Коллеги: прозрачный, бесцветный
Воспитатель: А давайте мы его понюхаем? (нюхают)
Что - нибудь почувствовали?
Коллеги: нет
Воспитатель: Имеет воздух запах?
Коллеги: нет, если воздух чистый, то он не имеет запаха.
Воспитатель: Чем может «пахнуть» воздух?
Коллеги: свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами, бензином и т. д.)
Воспитатель: Предлагаю вам в этом убедиться. В киндер-сюрпризах вещества с разными запахами. Попробуйте по запаху определить, что в них. - Какой мы можем сделать вывод? ВЫВОД: Своего запаха и вкуса воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Воспитатель: Зачитайте пожалуйста свое свойство?
« Воздух имеет вес» |
Воспитатель: -Как вы думаете, какой опыт может доказать свойства воздуха:
Коллега: взвесить
Воспитатель: (Предлагаю) Посмотрите у нас …замечательные весы. Обратите внимание: шарики перевешивают друг друга или они уравновешены
Коллеги: уравновешены
Воспитатель: Давайте попробуем один шарик проткнуть, и посмотреть, что получится
(Берем шпажку и лопаем шарик)
- Что мы видим?
Коллеги: один шарик лопнул и весы, где находится шарик с воздухом опустились вниз.
Воспитатель: Значит воздух имеет вес или нет?
Коллеги: Вывод: воздух имеет вес
Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».
- Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)
- Обратите внимание на стакан с обычной водой.
Воспитатель: Что произошло с пластилином.
Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно
Воспитатель: Почему?
Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой
- Что мы видим?
Коллеги: пластилин поднялся наверх
Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод: ……………
Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.
Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.
- Предлагаю вам провести опыты со следующим объектом неживой природы – водой и вспомнить свойства воды.
Свойства воды:
прозрачная,
бесцветная,
текучая,
без запаха,
принимает любую форму, в которую её налить,
растворяет вещества,
может замерзать,
может испаряться,
вода расширяется и сжимается.
Воспитатель: Кто смелый? Берем следующую карточку - Зачитайте, свое свойство воды.
«Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха» |
-Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:
Коллега : (если затрудняются коллеги…) Я налью из кувшина воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.
- Если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)
- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).
Воспитатель: - Наливая воду в стакан, сделанный из камней (показываю) она стекает вода по камешкам, будто прокладывает себе дорогу, тропинку).
-- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
Воспитатель: В стакан с чистой водой мы бросаем монетку. Мы видим её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода - прозрачное, бесцветное вещество.
Воспитатель: вывод….
Коллеги: Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха.
Воспитатель: Следующее задание:
«Вода принимает форму сосуда, в который она налита». |
-Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойство
Коллега: (если затрудняются) вода, сосуды разной формы
Воспитатель: Может ли вода иметь какую – то форму?
Коллеги: - нет
Воспитатель: Как это проверить?
Коллеги: - заполнить сосуды водой
Воспитатель: Я предлагаю взять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем
- Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (воронкой)
(при этом повторяя термины: широкий, узкий)
Коллеги наливают во все сосуды, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю сделать вывод. (Ответы коллег.)
Коллеги: - «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам особо понравившийся детям - научный эксперимент «Цветная жидкость».
Воспитатель: Помогите мне пожалуйста провести эксперимент?
На столе в одинаковых пропорциях находится жидкость: сироп, подкрашенная вода и подсолнечное масло.
Воспитатель: Чтобы получить сироп, мы должны в воде растворить сахар (а если соль – получается рассол), тем самым мы повторяем свойство воды: растворяет вещества, сироп у меня готовый; для наибольшего эффекта опыта, я со своими детьми воду мы подкрашиваем в любой цвет и подсолнечное масло. Обязательно берем одинаковые пропорции.
Воспитатель: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?
- Проделаем опыт: первым вливаем сироп, затем подкрашенную воду и последнее – подсолнечное масло.
- В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине подкрашенная вода, а масло всплыло наверх
(легкая плотность).
Воспитатель: В моей практике этот же эксперимент для детей проводили с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.
Воспитатель: Следующий, особо понравившийся эксперимент. «Танцующие краски» или «Взрыв цветов»
Для этого потребуется: молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость .
Воспитатель: Кто мне поможет провести эксперимент?
Воспитатель: Налейте в стеклянную емкость немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр емкости. Далее окуните ватную палочку в жидкое мыло. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.
При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
-Я благодарю вас за прекрасную работу.
Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:
«Быть, может, труд наш с виду неприметен
Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,
Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»
Вот в этом ведь и есть секрет:
«Ценнее нашего труда на свете нет!»
Воспитатель: В память о проведенном мастер – классе, я составила буклет – памятку о том какие опыты можно проводить с детьми дошкольного возраста.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс Тема: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Цель:Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:Ознакомить педагогов с у...
Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»Цель: Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим ...
Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Данный конспект собрания поможет раскрыть перед родителями как организовать исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста....
Мастер класс для педагогов: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Мастер класс «Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей у дошкольников».
Цель: Повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей ОУ. Задачи: создать атмосферу творческого поиска;с...
Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Тема моего мастер класса: «...
Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно пров...