Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»
опыты и эксперименты на тему
«Исследовательская деятельность дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mast_klass_eksper.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»
Цель:
Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.
Материалы для игр – экспериментов: стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость.
Ход мастера - класса:
Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.
Добрый день всем членам жюри!
Добрый день всем участникам конкурса!
Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
Добрый день всем, кто находится в этом зале!
Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ребенок очень любознателен. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности.
Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.
Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.
Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.
Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод.
(Приглашаются 3 коллеги из зала).
Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.
- У меня необычная коробочка , здесь находятся для вас задания о свойствах воды, которые мы попробуем подтвердить опытами.
Прошу (подаю коробочку) возьмите пожалуйста первую карточку с заданием.
«Без запаха и без вкуса»
-Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойство воды:
Коллега: добавьте в стаканчик с водой соль или сахара по желанию. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала соленая). Мы изменили вкус воды.
Воспитатель : вывод..
Коллега: вода не имеет вкуса.
Воспитатель: - Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является еще и растворителем.
Воспитатель :понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? Теперь добавьте в воду лимон, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?
Коллега: вода изменила запах, пахнет лимоном.
Воспитатель :вывод…
Коллега: вода не имеет запаха.
Воспитатель: Следующее задание
«Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха» |
-Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:
Коллега : (если затрудняются коллеги…) Я налью из кувшина воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.
- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).
Воспитатель: -- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
Воспитатель: В стакан с чистой водой мы бросаем монетку. Мы видим её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода - прозрачное, бесцветное вещество.
Воспитатель: вывод….
Коллеги: Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Следующее задание:
«Вода принимает форму сосуда, в который она налита». |
-Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойство
Коллега: (если затрудняются) вода, сосуды разной формы
Воспитатель: Может ли вода иметь какую – то форму?
Коллеги: - нет
Воспитатель: Как это проверить?
Коллеги: - заполнить сосуды водой
Воспитатель: Я предлагаю взять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем
- Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (воронкой)
(при этом повторяя термины: широкий, узкий)
Коллеги наливают во все сосуды, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю сделать вывод. (Ответы коллег.)
Коллеги: - «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам особо понравившийся детям - научный эксперимент «Танцующие краски» или «Взрыв цветов».
Воспитатель: Помогите мне пожалуйста провести эксперимент?
Для этого потребуется: молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость .
Воспитатель: Налейте в стеклянную емкость немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр емкости. Далее окуните ватную палочку в жидкое мыло. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».
- Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)
- Обратите внимание на стакан с обычной водой.
Воспитатель: Что произошло с пластилином.
Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно
Воспитатель: Почему?
Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой
- Что мы видим?
Коллеги: пластилин поднялся наверх
Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод: ……………
Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.
Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию.
При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома.
Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
-Я благодарю вас за прекрасную работу.
Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:
«Быть, может, труд наш с виду неприметен
Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,
Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»
Вот в этом ведь и есть секрет:
«Ценнее нашего труда на свете нет!»
Воспитатель: Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни"
Мастер-класс для педагогов дошкольного учреждения...
Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей».
конспект проведения Мастер - класса с педагогами ДОУ....
Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".
Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...
Мастер-класс "Исследовательская деятельность старших дошкольников"
Развитие познавательной активности дошкольников. через поисково-исследовательскую деятельность....
Мастер – класс «Исследовательская деятельность дошкольников»
Предлагаем вашему вниманию сценарий мастер-класс по организации исследовательской деятельности для старших дошкольников.Цель: привлечение внимания педагогов к развитию познавательно-исследовательской ...
Мастер класс «Исследовательская деятельность дошкольников"
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников...
Мастер класс «Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей у дошкольников».
Цель: Повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей ОУ. Задачи: создать атмосферу творческого поиска;с...