Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»
опыты и эксперименты на тему

Кириллова Наталья Леонидовна

«Исследовательская деятельность дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mast_klass_eksper.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»

Цель:

Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. 

Задачи:

Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.

 Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно-             исследовательской деятельности у дошкольников.

Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.

С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.                                              

Материалы для игр – экспериментов:  стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость.

                                     

                                                Ход мастера - класса:

Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.

Добрый день всем членам жюри!

Добрый день всем участникам конкурса!

Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Добрый день всем, кто находится в этом зале!

Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети,

 Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ребенок очень любознателен. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности.

Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.

Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.

ВоспитательС вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.

Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод.

 (Приглашаются 3 коллеги из зала).

Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

- У меня необычная коробочка , здесь находятся для вас задания о свойствах  воды, которые мы попробуем подтвердить опытами.

  Прошу  (подаю коробочку) возьмите пожалуйста  первую карточку с заданием.

«Без запаха и без вкуса» 

 -Как вы думаете, какой опыт может доказать это  свойство воды:

Коллега: добавьте в стаканчик с водой  соль или сахара по желанию. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала соленая). Мы изменили вкус воды.

Воспитатель : вывод..

Коллега: вода не имеет вкуса.

Воспитатель: - Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является  еще и растворителем.

Воспитатель :понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? Теперь добавьте в воду лимон, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?

Коллега:  вода изменила запах, пахнет лимоном.

Воспитатель :вывод…

Коллега:   вода не имеет запаха.

 Воспитатель: Следующее задание

  «Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха»

 -Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:

Коллега : (если затрудняются коллеги…) Я налью из кувшина воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.

- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).

Воспитатель: -- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Воспитатель: В стакан с чистой водой мы бросаем монетку. Мы видим её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода -  прозрачное, бесцветное вещество.

 Воспитатель: вывод….

Коллеги: Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Следующее задание:

«Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

-Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойство

Коллега: (если затрудняются) водасосуды разной формы

Воспитатель: Может ли вода иметь какую – то форму?  

Коллеги: - нет

Воспитатель: Как это проверить? 

Коллеги: - заполнить сосуды водой

Воспитатель: Я предлагаю взять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем

- Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?  (воронкой)

(при этом повторяя термины: широкий, узкий)

Коллеги наливают во все сосуды, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах

Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю сделать вывод. (Ответы коллег.)

Коллеги: - «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам особо понравившийся детям - научный эксперимент «Танцующие краски» или «Взрыв цветов».

 

Воспитатель: Помогите мне пожалуйста провести эксперимент? 

 

Для этого потребуется: молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость .

Воспитатель: Налейте в стеклянную емкость немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр емкости. Далее окуните ватную палочку в  жидкое мыло. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок! 

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».

- Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)

- Обратите внимание на стакан с обычной водой.

Воспитатель: Что произошло с пластилином.

Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно

 Воспитатель: Почему?

Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

 Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой

- Что мы видим?

Коллеги: пластилин поднялся наверх

Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод:  ……………

Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.

Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома.

Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

-Я благодарю вас за прекрасную работу.

Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:

«Быть, может, труд наш с виду неприметен

Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,

Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»

Вот в этом ведь и есть секрет:

«Ценнее нашего труда на свете нет!»

Воспитатель: Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".

Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность старших дошкольников"

Развитие познавательной активности дошкольников. через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер – класс «Исследовательская деятельность дошкольников»

Предлагаем вашему вниманию сценарий мастер-класс по организации исследовательской деятельности для старших дошкольников.Цель: привлечение внимания педагогов к развитию познавательно-исследовательской ...

Мастер класс «Исследовательская деятельность дошкольников"

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников...

Мастер класс «Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей у дошкольников».

Цель:  Повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей ОУ. Задачи: создать атмосферу творческого поиска;с...