Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "Волшебное путишествие"
занимательные факты (младшая группа)
Цель: Совершенствование познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста с использованием приема «Кубик Блума».
Для достижения поставленной выявлены следующие задачи:
- Разработать Кубики Блума для детей младшего дошкольного возраста по темам.
- Познакомить детей с приемом «Кубик Блума».
- Способствовать познавательному развитию детей, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
- Способствовать развитию словарного запаса и связной речи.
- Учить выстраивать коллективные взаимоотношения с другими детьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.
- Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: любознательности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Проект
«Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель
Низамова Анна Имрановна
Муравленко, 2023
Актуальность
Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания, и именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал.
Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
А как развивать в ребенке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к школе.
Так в современной педагогике появилась модель «4К», которая предполагает развитие, таких качеств в человеке, как:
- Критическое мышление (способность анализировать информацию, вырабатывать разнообразные аргументы, делать выводы, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию).
- Креативность
- Коммуникативные навыки
- Командность
Работая в режиме данной модели, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя современные приемы, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.
Итогом встает проблема: как совершенствовать в ребенке познавательное развитие, развить критическое мышление и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
Изучая методическую литературу по данному вопросу, можно сказать что, один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Прием называется «Кубик Блума». Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.
Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Чтобы решить данную проблему, сформирована гипотеза: Если активно применять кубик Блума в работе с детьми, то познавательное развитие детей будет совершенствоваться. Дети будут пополнять свой словарный запас, самостоятельно искать пути решения к проблеме, неординарно отвечать на вопросы, работать в коллективе.
Цель: Совершенствование познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста с использованием приема «Кубик Блума».
Для достижения поставленной выявлены следующие задачи:
- Разработать Кубики Блума для детей младшего дошкольного возраста по темам.
- Познакомить детей с приемом «Кубик Блума».
- Способствовать познавательному развитию детей, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
- Способствовать развитию словарного запаса и связной речи.
- Учить выстраивать коллективные взаимоотношения с другими детьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.
- Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: любознательности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;
Новизна заключается в использовании современных образовательных технологий и форм работы с детьми, где ребенок является субъектом детской самостоятельной деятельности, а воспитатель партнером по деятельности. Новым методом в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста совместное применение приема «Кубик Блума» и «Круг вопросов».
Ожидаемые результаты проекта: Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Воспитанники проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявляется желание наблюдать и экспериментировать.
Для достижения результатов разработан практический материал: Кубики Блума по темам образовательных деятельностей по познавательному и речевому развитию, дидактический материл для работы с кубиком Блума.
Используя теорию Б. Блума, в деятельность детей, на разных ее этапах (как часть занятия, дидактическая игра, наблюдение в природе), были включены приемы: «Кубик Блума» и метод технологии «Круг вопросов».
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови»; «Почему»; «Объясни»; «Предложи»; «Придумай»; «Поделись».
Грань «Назови» - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Грань «Почему» - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?
Грань «Объясни» - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему с разных сторон.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?
Грань «Предложи» - Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день
Грань «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать?
Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например: «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?
Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки, соответствующие теме для закрепления. Работа с кубиком строится следующим образом: педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии; ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
«Кубик Блума» можно использовать во всех возрастных группах и по всем образовательным областям. Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе.
Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе.
При наблюдении на прогулке использование Кубик Блума вовлекает детей в игру, наблюдением за погодой, деревьями или каким-либо предметом.
Использование приема Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы.
Также в работе метод «Круг вопросов» можно применять Кубик Блума. Этот метод помогает детям в сравнении предметов, развитии памяти, обогащении словарного запаса. Суть этого метода в том, что на круге написаны определенные вопросы, на которые дети должны ответить. Ребенок, бросая кубик Блума на котором нарисованы определенные объекты, должен ответить на все вопросы.
Освоение детьми способов формулировки вопросов дает положительный результат на занятиях по развитию речи детей, в частности в ответах на вопросы после прочтения художественного произведения, что было довольно трудной частью.
Совместное использование таксономии Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают прием «Кубик Блума» и «Круг Вопросов». А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников.
Опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель –начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе.
Список литературы.
1. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб: Альянс-Дельта, 2017. –192 с.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2016. –223 с.
3. Курьянов, М.А., Половцев, В.С. Активные методы обучения [Текст] / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2016.– 78 с.
4. Таксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации - Казань, Информационно методический отдел Управления образования ИКМО г. Казани, 2019. - с.102.
5. Учимся думать вместе с детьми / Э.Э. Байрамова Т.А. Сидорчук -2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группы "Прогулка в лес"
Цель занятия развитие у детей познавательного интереса к окружающей действительности....
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Осень золотая»
Цель: Расширение представлений детей об окружающей природе, о сезонных изменениях в природе. Задачи:1. Образовательные: Дать представление о времени года осень.2....
Конспект занятия по Познавательному развитию в первой младшей группе "Одежда"
"Одежда для девочек"...
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "Поможем мишке"
Познавательное развитие, медведь...
Конспект занятий по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «В гостях у дедушки и бабушки»
Конспект занятий по познавательному развитию в первой младшей группе на теме: «В гостях у дедушки и бабушки»Инсценируя знакомую детям сказку, вызвать у них желание повторять вслед за персонажами...
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе
Материал интересен для воспитателей первой младшей группы...
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "Волшебное путешествие"
Цель: создать условия развития познавательной деятельности детей.Задачи:- формировать представление детей о цветах;-развивать мелкую моторику, речь, двигательную активность;-воспитывать интерес к позн...