Рабочая программа по дополнительного образования «Маленькие умельцы» для детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Ширяева Ирина Владимировна

Декоративно-прикладное творчество – это путь к всестороннему развитию ребенка. Творчество несет неоценимую пользу для формирования личности. Помимо влияния на мелкую моторику, роль декоративно-прикладного творчества в развитии ребенка еще и в том, что оно оказывает благотворное действие на формирование эстетического и художественного вкуса, знакомит с элементами абстрактного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkie_umeltsy.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка»

Рабочая программа по дополнительного образования

 «Маленькие умельцы»

для детей 6-7 лет

срок реализации программы - 1 год

 Руководитель: Ширяева И.В. ,

воспитатель первой квалификационной категории

Пояснительная записка.

Декоративно-прикладное творчество – это путь к всестороннему развитию ребенка. Творчество несет неоценимую пользу для формирования личности. Помимо влияния на мелкую моторику, роль декоративно-прикладного творчества в развитии ребенка еще и в том, что оно оказывает благотворное действие на формирование эстетического и художественного вкуса, знакомит с элементами абстрактного мышления.

Исходя из вышеперечисленного, была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Маленькие умельцы», которая направлена на получение детьми представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов.

Направленность программы – художественная.

Актуальность данной программы.

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной, мыслящей личности. Одним из факторов, оказывающих влияние на становление гармонично развитой личности, является занятие декоративно-прикладным творчеством. Декоративно-прикладное творчество богато и разнообразно. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность и свободу мышления.

Новизна данной программы определяется с учётом особенностей контингента детей: доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.

Программа содержит три модуля (лепка, роспись по дереву, основы техники декупаж, что дает возможность детям попробовать свои способности сразу в трех направлениях декоративно-прикладного творчества. Получить навыки работы с различными видами материалов для творчества. Как показывает практика, детям нравится заниматься по данной программе.

Модули данной программы являются традиционными видами декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующие эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающие чувство прекрасного. Изучая традиции, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала - постигается накопленный человечеством опыт.

Отличительные особенности данной программы :

• Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.

• Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.

• Структура программы учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.

• Программа занятий декоративно-прикладным искусством вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.

В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения способов лепки, и основ росписи игрушек. Лепка из глины, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движение и ориентироваться в пространстве (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т. д.).

Роспись по дереву является не только доступным видом творчества, но и способствует сенсорному, умственному и эстетическому развитию детей.

Роспись по дереву включает в себя изучение и освоение основных традиционных промыслов России (Хохлома, Городец, Мезенская роспись и др.). Занятия росписью положительно влияют на развитие личностных качеств детей, так как требуют волевых качеств и усилий, усидчивости, концентрации внимания, а также способствуют развитию художественно-образного мышления. Изучение художественной росписи способно задействовать все каналы восприятия ребенка. Овладение навыком росписи проходит путем многократного повторения элементов, совершения одних и тех же движений рукой по заданному алгоритму. Детей легко заинтересовать, показав им готовые изделия народных мастеров, мотивируя тем, что подобного рода вещи они смогут сделать сами, таким образом, создавая ситуацию успеха.

Работа в технике декупаж- это увлекательный, творческий труд, который развивает фантазию и позволяет сделать их скучных, а порой старых вещей, новые и красивые изделия. При этом, создавая красивые поделки своими руками, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них формируются творческие способности и желание «творить красоту».

Учебный процесс основан на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т. е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме групповых занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Возраст детей: с учётом физиологических особенностей детей занятия можно начинать с 6 летнего возраста.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 6-7лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Форма занятия групповая. Обучение очное. Занятия проводятся для детей дошкольного возраста 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.

Цель программы. Развитие детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины, росписи по дереву и декупажа. Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.

Задачи программы :

Обучающие:

• знакомство с традиционными народными промыслами;

• обучение основам теоретических и практических знаний по технике лепки, росписи по дереву, технике работы в разных стилях декупаж.

Развивающие:

• развивать фантазию, внимание, память, воображение;

• развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству (лепка из глины, теста (пластилина, роспись по дереву, декупаж);

• развивать мелкую моторику рук, глазомер;

• формировать художественный вкус;

• поддерживать потребности ребенка к творчеству;

• развивать самосознание, пробуждать творческую активность, учить самостоятельно и образно мыслить.

Воспитательные:

• формирование интереса к народному искусству;

• развитие у детей чувства патриотизма;

• развитие эстетического вкуса;

• повышение интеллектуального уровня и творческой активности, привитие общечеловеческих ценностей;

• воспитание творческой активности;

• формирование чувства самоконтроля;

• содействие формированию всесторонне развитой личности.

Задачи первого модуля «Лепка» :

• научить свободно, пользоваться способами и приёмами лепки;

• помочь понять особенности материала;

• научить пользоваться разными способами лепки и выразительности средств;

• научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

• формирование, развитие и закрепление знаний, умений и навыков при работе с глиной, красками, глазурями, кистями т. д. ;

• воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности;

• формирование профессионального самоопределения обучающихся;

• приобщение детей к миру народного творчества, развитие художественного вкуса, фантазии, творчества детей. Воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности и усидчивости, научить доводить начатое дело до конца;

• формирование умения наслаждаться красотой, совершенством в искусстве и в жизни;

• посредством участия в выставках, дать возможность оценивать преимущества и слабые стороны своих работ;

• дать возможность почувствовать каждому ребенку, что он – личность, которой дана свобода творческого самовыражения;

• помочь каждому индивидуально выработать хороший вкус, посредством приобретения практических навыков и художественного мастерства.

Задачи второго модуля «Роспись по дереву» :

• дать учащимся знание научных основ техники и технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного овладения росписью по дереву;

• познакомить учащихся с основами цветоведения, техникой работы с гуашью и акрилом.

• дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи третьего модуля «Декупаж» :

• познакомить детей с историей появления техники декупажа; с основными приемами техники;

• освоить приемы декорирования различных поверхностей;

• научить приемам работы с материалами для декупажа;

• развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;

• стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

• формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;

• развивать интерес и любовь к прикладному творчеству;

• прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

• развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

• развивать стремление к творческой самореализации;

• расширять общий и художественный кругозор.

Ожидаемые результаты:

Модуль «Лепка».

1. Знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях.

2. Знать, как правильно оборудовать рабочий стол, подобрать материалы и инструменты для выполнения работы.

3. Знать историю возникновения керамики.

4. Понимать особенности материала.

5. Придерживаться технологии и последовательности изготовления изделий, данных на занятиях педагогом.

6. Знать свойства красок, уметь смешивать цвета.

7. Творчески подбирать средства воплощения замысла в изделии.

8. Учитывать особенности создания художественного образа в процессе изготовления изделия.

9. Следовать требованиям, предъявляемым к готовому изделию.

10. Творчески использовать выразительность средств.

Уметь:

1. Творчески создать каждое изделие, максимально используя объём знаний, умений, навыков.

2. Рационально планировать свою работу при изготовлении изделия.

3. Практически выполнять работу различной сложности с применением различных вспомогательных материалов.

4. Создавать свой авторский фонд.

5. Экономно использовать материалы.

Приобрести навыки:

1. Рисования и декорирования изделий.

2. Лепки из  теста.

3. Склеивания элементов изделия из теста.

Модуль «Роспись по дереву».

Прогнозируемый результат

1. Знать элементы и мотивы народных промыслов (Хохлома,Городец, Мезенская роспись и др.).

2. Уметь изображать элементы и мотивы народных промыслов на бумаге и деревянной поверхности плоской и объемной формы (Хохлома, Городец, Мезенская роспись и др.)

3. Проявлять творческую фантазию, а также реализовывать и воплощать её в своих изделиях.

4. Уметь создавать художественные импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов художественного конструирования.

5. Уметь самостоятельно выполнять эскизы декоративных композиций на основе изобретения цветочной росписи, геометрических узоров,сказочных животных и т. п.

6. Уметь создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций.

7. Уметь работать в творческих группах.

8. Различать произведения искусства разных видов росписи.

9. Проявлять интерес и любовь к традициям русской культуры, к её истории, к различным видам народного творчества через эстетическое развитие.

Модуль «Декупаж»

Прогнозируемые результаты :

После обучения учащиеся должны знать:

  1. требования техники безопасности,
  2. правила личной гигиены при работе с клеем ПВА и акриловым лаком;
  3. виды аппликации;
  4. разновидности декупажа;
  5. этапы изготовления изделия;
  6. особенности работы в технике декупаж;
  7. технологию изготовления изделия;
  8. правила пользования инструментами.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно разрабатывать элементарные композиции изделия;

- выполнять все этапы обработки и оформления изделия.

Тематическое планирование на год в подготовительной к школе группе.

Сентябрь

  1. История лепки из солёного теста. Инструменты. Виды теста.
  2. Обработка солёного теста. Способы изготовления изделий.
  3. «Птичка»
  4. «Витой венок»

Октябрь

  1. «Подковка»
  2. «Лесные картинки»
  3. «Овсяный венок»
  4. «Корзиночка с цветами»

Ноябрь

1. Знакомство с игрушкой-свистулькой села Донского

2. «Осенние цветы» - знакомство с новыми приемами, работа со

стекой, скалкой, налепы.

3. Роспись барельефа.

4.Рассказ о гончаре и гончарном круге, использование полых форм

из глины  «Посуда» (работа со стеками, печатками)

Декабрь

1.«Уточка» (лепка)

2. Роспись уточки (по мотивам калининской игрушки).

3.Беседа о работе дымковских мастеров. Рассматривание  иллюстраций, игрушек.

4. Роспись сказочной птицы (тычки, кисти, гуашь)

Январь

1. «Знакомство с каргопольской игрушкой.

2.Лепка «Козел». Роспись «Козла» (плавность перехода контрастность красок)

3.Роспись «Дымковской куклы».

4. Знакомство с гжельской росписью, роспись бумажной тарелочки.

Февраль

  1. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе
  2. Обработка деревянного изделия, эскизы для работы на дереве, роспись подготовленного изделия.
  3. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов. История, традиции, художественные приемы. Изучение простых типовых композиции (полоса, квадрат, круг)
  4. Нанесение рисунка на доску. Покрытие изделия лаком.

Март

  1. История, традиции народной игрушки.
  2. Знакомство с уралосибирской росписью. История, традиции, художественные приемы.
  3. Отработка приемов росписи. Прорисовка узоров: «Листья и веточки», «Ягоды и

бутоны», «Цветочки»

  1. Нанесение рисунка на доску. Покрытие готового изделия лаком

Апрель

  1. Практическое знакомство с техникой «декупаж».  Тарелки «Цветочная полянка»
  2. Открытка «День космонавтики»
  3.  «Цветочное кашпо»
  4. «Зайцы на опушке»

Май.

  1. Панно «Обложка журнала, блокнота»
  2. Кухонная доска «Полевые травы»
  3. Фоторамка «Анютины глазки»
  4. Панно «Морское дно»

Список литературы

  1. https://www.maam.ru/  программа «Маленькие умельцы» Л.Белкина
  2. https://nsportal.ru/sidorkova-elena-georgievna программа «Волшебная глина» Сидоркова Е.Г.,
  3.  https://nsportal.ru  «Декупаж» Мякотных Е.С. https://nsportal.ru/myakotnyh-yuliya-sergeevna
  4. Шпикалева Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 1997.
  5. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство, 1988.
  6. Т. Деревянко «Фигурки из солёного теста», Москва «АССТ-ПРЕСС» 2010
  7. https://urok.1sept.ru/persons/1025245 программа «Роспись по дереву» Шарова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛОГИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ.

Рабочая программа  для работы с детьми 2-4 лет. Программа имеет практическую направленность для использования педагогами в организации совместной деятельности с детьми для активизации и зак...

Программа кружка дополнительного образования "Маленький дизайнер" для детей 5-7 лет.

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С.

Рабочая программа  по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Обучение живописи» для детей 5-6 лет

Данная программа направлена на  формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования, развитие художественных способностей путём экспериментировани...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группыОтчёт по программе дополнительного образования "Юный натуралист" для детей старшей г...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы...