Выступление на Методическом объединении «Театрализованная деятельность в ДОУ как культурная практика»
методическая разработка (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 196»
Методическое объединение
воспитателей Ленинского района г. Оренбурга
«Театрализованная деятельность в ДОУ как культурная практика»
Подготовила: воспитатель высшей кв. категории
Шершнева Е.О.
г. Оренбург, 2024 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_doo_196.docx | 30.17 КБ |
vesti_mo_vospitateley_leninskogo_rayona.docx | 65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 196»
Методическое объединение
воспитателей Ленинского района г. Оренбурга
«Театрализованная деятельность в ДОУ как культурная практика»
Подготовила: воспитатель высшей кв. категории
Шершнева Е.О.
г. Оренбург, 2024 г.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Свое выступления я хочу начать словами всем нам известного древнекитайского мыслителя Конфуция:
Слайд 2
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
/Конфуций/
Прошли тысячелетия, а изречение древнекитайского мыслителя Конфуция актуально и в наши дни. Ещё и нашло своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Как мы знаем, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества.
Слайд 3
В основу реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя.
Чтобы воспитание состоялось как проявление подлинного взаимодействия, необходимо создавать самообразовательную (не педагогическую и не развивающую) ситуацию для ребенка. Педагоги называют это самовоспитанием, психологи – самоопределением и самореализацией. С позиции культуролога это «культурные практики».
Слайд 4
Кандидат философских наук Ната Борисовна Крылова считала, что культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
Слайд 5
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения (потребность делать что-то важное, осуществление выбора), саморазвития (способность к самостоятельному решению задач) и самореализации (опыт успешной творческой деятельности), тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми. Это, также, апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
В современных подходах к дошкольному воспитанию культурные практики достаточно актуальны. Они являются новыми способами взаимодействия и самостоятельной деятельности детей, возникающей по их инициативе, задумке, в условиях которых дети являются субъектами в разных видах деятельности.
Театрализованные культурные практики в ДОУ позволяют с уверенностью ставить акцент на ведущую для дошкольного возраста деятельность - игру. Они направлены на развитие коммуникативной деятельности детей.
Работая воспитателем, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям.
Слайд 6
Начав работу в данном направлении, мною были поставлены следующие задачи:
1. создать условия для развития творческой активности детей и совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
2. познакомить детей с различными видами театров и обучить их приемам манипуляции с различными куклами;
3. развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
4. развивать память, речь, мышление, воображение, инициативу, самостоятельность, совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
Слайд 7
Для достижения поставленных задач используются следующие формы работы:
- организация занятий;
- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
- самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
- совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-пространственной развивающей среды.
Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-пространственной развивающей среды.
Слайд 8
В нашей группе оборудован уголок театрализации, который оснащен различными видами театров, часть которых изготовлены своими руками и реквизит для разыгрывания сценок:
Слайд 9: театр «Би-Ба-Бо»
Слайд 10: настольный театр
Слайд 11: настольный театр игрушек
Слайд 12: магнитный театр
Слайд 13: теневой театр
Слайд 14: театр на прищепках, театр на палочках
Слайд 15: пальчиковый театр
Слайд 16-17
Для создания условий общения с каждым ребенком, развития его исследовательского интереса, моделирования, экспериментирования в зоне театрализованной деятельности был создан и оборудован разнообразными тканями, костюмами «Уголок ряжения». Учитывая гендерные особенности детей, в уголке размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек. В уголке ряжения есть яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев. Переодевшись в костюм сказочного персонажа, ребята изображают его перед детьми группы. В группе мы совместно с родителями сделали и оформили театральную ширму, с помощью которой мы с детьми показываем сказку.
Слайд 18-19
Театрализованная деятельность включает творческую мастерскую. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: в нашей театральной мастерской дети самостоятельно изготавливают афишу, могут выбрать любой материал для изготовления атрибутов к драматизации сказки., также ребята самостоятельно изготавливают некоторые виды театра, афишу для будущих представлений.
Мною был разработан цикл занятий, каждое из которых мы с детьми превращаем в игру, направляемую воспитателем, но дающую возможность каждому ребенку раскрыть себя, почувствовать себя в разных ролях, разных эмоциональных состояниях, различных ситуациях. Каждое литературное произведение: потешка, стихотворение, песенка, сказка, даже пословица и поговорка проигрывается с детьми в разных вариантах, разных ролях. Ребенку предлагается «встать на место» как положительного, так и отрицательного персонажа, внести в роль что-то свое, порассуждать над героем и произведением.
Слайд 20
Занятие состоит из трех частей. 1. Разминка, включающая в себя приветствие, упражнение на создание положительного эмоционального настроя, артикуляционную, дыхательную гимнастику.
2. Основная часть – мимические, пантомимические упражнения, беседы, игры, воображаемые путешествия, восприятие литературных произведений;
3. Драматизация. Детям предлагается порассуждать, как ведут себя герои в литературном произведении, нравится ли им это поведение, что можно изменить в их поведении, как будет выглядеть постановка сказки, если поменять местами положительных и отрицательных персонажей, место или время действия, обстоятельства. И на основе обсуждения воспитанники разыгрывают предложенное произведение.
Слайд 21
В работе с детьми я стараюсь применить такой метод реализации культурных практик как реализацию системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, которая способствует приобретению творческого опыта в осуществлении изменений внешнего вида систем. В любой инсценировке, игре, драматизации, театральном этюде ребенку предоставляется возможность импровизации, привнесении своего видения ситуации, основанной на знании классического образца.
Слайд 22
Любая культурная практика направлена на приобретение жизненного опыта ребенка в самостоятельной деятельности. Это освоение позитивного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, какой опыт будет освоен, прожит, пережит, прочувствован ребенком, зависит очень многое в его характере, системе ценностей, стиле жизнедеятельности и даже дальнейшей судьбе.
Слайд 23-24
Особая роль в театрализованной деятельности отведена организации театрализованных праздников, спектаклей, мюзиклов, игр-драматизаций, которые способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.
Дни проведения таких мероприятий в нашей группе называются «Театральная пятница». Это стало доброй традицией в ежемесячном общении детей и педагогов. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации сказок. Любимые сказки показываем в разных вариантах театра.
Слайд 25
Работая над этой темой, я увидела следующие результаты:
- дети научились передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию;
- научились передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
- овладели навыками выразительной речи, у детей пополнился словарный запас;
- научились владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией, показывая сказки.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Слайд 26
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
В рамках художественно-эстетического развития
КП коллекционирования (как пропедевтика музейной деятельности детей): «Секретики», «Что рассказывают о родном городе старые фотографии (архитектура)».
КП дизайна: «Новогодние каникулы», «Игрушка своими руками».
В рамках физического развития:
КП здорового образа жизни: «Если хочешь быть здоров», «Гимнастика для вас».
КП спорта: «Этот удивительный спорт», «Я - олимпионик».
КП коллекционирования (как пропедевтика музейной деятельности детей): «Секретики», «Что рассказывают о родном городе старые фотографии (архитектура)».
КП дизайна: «Новогодние каникулы», «Игрушка своими руками».
В рамках физического развития:
КП здорового образа жизни: «Если хочешь быть здоров», «Гимнастика для вас».
КП спорта: «Этот удивительный спорт», «Я - олимпионик».
КП подвижной игры: «Во что играли бабушки и дедушки», «Игры разных стран и народов»
В рамках речевого развития
КП сочинительства: «Жили-были», «Я поэт, зовусь я Цветик».
КП чтения художественной литературы: «Детям о детях», «Познакомьтесь с писателем».
КП книгоиздательства: «Книжка для малыша», «И художник, и писатель».
Решение методического объединения:
1. Мотивировать педагогов к обновлению содержания образовательного процесса, внедрению культурных практик, способствующих свободы выбора
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели,
зам. зав. по ВО и МР.
2. Повышать профессиональное мастерство педагогов ДОО по вопросам культурных практик в ДОО.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели,
зам. зав. по ВО и МР.
3. Применять в педагогической деятельности опыт коллег.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели
Материалы МО
будут опубликованы в социальной сети ВКонтакте c хештегом:
#МО_Оренбург_Педагоги ДОО
В группе воспитателей
Ленинского района
ВЕСТИ
с методического объединения воспитателей
Ленинского района
г. Оренбурга
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ СВОБОДЫ ВЫБОРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Руководители МО:
Хохлова Людмила Александровна
заместитель заведующего по ВО и МР.,
МДОАУ № 133, тел. 89619069485
Куклева Елена Павловна
заместитель заведующего по ВО и МР.,
МДОАУ №145, тел. 89325501454
Дата проведения – 23 апреля 2024 в 13.00
База проведения: МДОАУ № 145;
г. Оренбург, ул. Туркестанская 25/2
остановка «Спартаковская»
тел раб. 8(3532) 43-08-45
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:
1.Приветствие. Целевые установки работы. Нетворкинг «Выполни действие» /Е.П. Куклева, зам зав по ВО и МР, МДОАУ № 145/
2. Викторина «Педагогический пирог «Культурные практики» /Г.С.Кукенова, воспитатель МДОАУ №37, З.Д.Ганьшина, ст.воспитатель МДОАУ №37/
3. «Театрализованная деятельность в ДОУ как культурная практика» /Е.О.Шершнева, воспитатель МДОАУ №196/
4. «Использование культурных практик в семейном воспитании» /М.Ю.Щербакова, воспитатель МДОАУ №152/
5. «Игровая практика как организованное пространство совместной деятельности детей и взрослых» /Е.В. Шонгина, воспитатель МДОАУ №117/
6. «Культурная практика «Творческая мастерская» /Е.А. Скуба, воспитатель МДОАУ №143/
7. Практическая деятельность. Культурная практика «Телестудия» / Е.П. Куклева, зам зав по ВО и МР, МДОАУ № 145, М.О.Ильина, воспитатель МДОАУ №145/
8. Подведение итогов. Рефлексия.
«п.24.20. Культурные практики предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:
в игровой практике ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);
в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
в познавательно-исследовательской практике – как субъект исследования (познавательная инициатива);
в коммуникативной практике – как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);
…»
(п. 24.20. ФОП ДО)
Откуда взять темы культурных практик?
- Детские вопросы
- Интерес к явлениям окружающей действительности (предметам)
- Значимые события
- Неожиданные явления
- Художественная литература и др
Что отличает культурную практику от другого вида деятельности? (признаки культурной практики)
- Наличие личного мотива
- Свобода выбора и самостоятельность
- Творческий обмен и самовыражение
- Сотрудничество (предполагает подгрупповой способ объединения детей)
- Вносит вклад в личностный опыт воспитанника.
Что необходимо для организации культурной практики?
- Организация пространства (для спокойной деятельности, для интенсивного использования, рабочее пространство)
- Организация предметной среды (материалы, игры, др)
- Наличие вспомогательных материалов (иллюстрированные, схемы, таблицы, шаблоны)
- Воспитатель равноправный партнер, соучастник
- Самостоятельность ребенка в применении своих знаний, умений и навыков
Примеры культурных практик в ДОУ:
В рамках социально-коммуникативного развития:
КП презентаций и публичных выступлений:
«Реклама детского сада», «Я хочу с вами поделиться».
КП безопасного поведения и правовой культуры: «Прогулка до детского сада» «Сочиняем правила игры», «Я имею право».
КП этикета: «Здравствуйте, я ваша тетя», «Приглашаем к столу».
- В рамках познавательного развития
КП измерений: «Семь раз отмерь», «Термометр и его друзья».
КП экологического образа жизни: «Сортировка мусора», «Прогулка по экологической тропе».
КП знакомства с малой родиной: «Удивительные промыслы моего края», «Я горжусь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".
Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...
Выступление на методическом объединении в ДОУ по теме "Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"
Театрализованная деятельность с точки зрения педагогическойэффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленным...
Конспект занятия Тема: « Осенние фантазии » подготовительная группа Выступление на методическом объединении «ИЗО деятельность, как форма обучения и разностороннего развития дошкольников»
- расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень».-продолжать учить составлять предложения по картине.-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.Инте...
Выступление на методическом объединение по теме:Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик
laquo;Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» – Слайд № 2Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошко...
Выступление на методическом объединении "Театрализованная деятельность в летней оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"
Вашему вниманию предлагаются разные виды театрализованной деятельности, которые можно использовать в работе с детьми в летний оздоровительный период; методы и приемы организации работы....
Театрализованная деятельность в ДОУ - как культурная практика.
Культурные практики являются новыми способами взаимодействия и самостоятельной деятельности детей, возникающей по их инициативе, задумке, в условиях которых дети являются субъектами в разных видах дея...
Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"
Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"...