Проект Информационно – практико – ориентированный с детьми раннего возраста от 1 года до 2 лет лет: «Секреты глиняной игрушки».
проект (младшая группа)

Михеева Наталья Кирилловна

Проект Информационно – практико – ориентированный с детьми раннего возраста от 1 года до 2 лет лет: «Секреты глиняной игрушки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka2.docx60.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Информационно – практико – ориентированный

с детьми раннего возраста от 1 года до 2 лет лет:

«Секреты глиняной игрушки».

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=322a1292becafda715083d9cfa9e7be7-4399581-images-thumbs&n=13

Разработала: Михеева Наталья Кирилловна воспитатель высшей квалификационной категории

 МБДОУ –  детский сад № 3 «Огонек».

Нижнекамский район, пгт « Камские Поляны»

 

 2022 года

                                                          Содержание:

 

1.     Актуальность.

 

2.     Цель проекта.

 

3.     Задачи.

 

4.     Тип проекта.

 

5.     Продолжительность.

 

6.     Участники.

 

7.     Основные формы и методы решения задач проекта.

 

8.     Ожидаемый результат.

 

9.     Этапы работы над проектом.

 

10. Перспективный план работы.

 

11. Продукты проекта.

12. Обеспечение.

 

13. Используемая   литература.

 

14. Приложение

Проект.

Информационно – практико – ориентированный  

«Секреты глиняной игрушки».

Цель:

Дать представление детям о глиняной игрушке,  познакомить  с элементами дымковской росписи 

Задачи:

 Образовательные:

  • Расширять представления детей об истории возникновения глиняной игрушки.
  • Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушке.
  • Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
  • Продолжать формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.
  • Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора.
  • Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
  • Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге
  •  Вызвать желание  расписывать игрушки совместно с родителями

 Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта

  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к глиняной игрушке.
  • Воспитывать уважение к труду мастеров.
  • Формировать умениям взаимодействовать с взрослыми и с детьми.

Вид проекта: групповой, творческо-информационный, игровой.

Участники проекта: дети  первой группы раннего возраста ,родители, воспитатель.

Продолжительность: долгосрочный- 2 недели.

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Актуальность проекта:

 

Мир глиняной  игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.

 

Использование глиняной  народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

 

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

 

Знакомство с одним из старинных промыслов России – глиняной  игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно- патриотических качеств младших дошкольников.

 

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. У детей слабо развит познавательный интерес. Не сформированы знания об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей  других игрушек. Недостаточно создаются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Глиняные  игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование  игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и

чувствование красоты окружающего мира, природы.

        Проблема проекта:

 

«Игрушка, в которую никто не играет…»

Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.

 Пояснительная записка:

Игрушка –это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом.  Люди  всегда  заботились  о  красоте  и  занимательности  игрушек,  предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ  игрушки  всю  свою  фантазию,  выдумку  и  изобретательность.  Интерес  к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого

человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки

начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным

искусством, с фольклором. Игрушка -одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Наш проект позволит:

* зародить  интерес  к  народной  игрушке,  народно-прикладному  искусству,

промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;

* привить уважение к истории России;

* пополнить предметно развивающую среду;

* вложить частичку своей души в игрушку,.

В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получат знания  о  глиняной,  дымковской игрушке.

        

        Гипотеза

        Если дошкольников знакомить детей с народным промыслом-изготовлением игрушек, давая возможность игры с поделками, произойдет расширение кругозора детей, приобщение  их к изобразительному искусству, развитию интереса к традициям истории русского народа.        

Ожидаемый результат:

Создание в группе выставки глиняной  игрушки.

В процессе взаимодействия педагог –дети - родители в реализации проекта дети :

 проявляют интерес к  изготовлению глиняной игрушки;

 овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

 проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

 возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

 у детей сформированы знания о русском народно- прикладном творчестве,

народной игрушке;

родители:

Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;

 обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества  с ребенком в семье;

Итог:

Заинтересованность и активное участие родителей в проекте;

Приобщение к миру глиняной игрушки, где родители не зрители, а участники и создатели.

Помощь в преобразовании развивающей среды группы, которая будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к народным промыслам. Совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.

Основные направления работы с детьми

-Совместная деятельность взрослого и ребенка

-Самостоятельная деятельность детей

-ООД, беседы

-Расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера

-Рассматривание поделок, образцов, иллюстраций

-Чтение художественной литературы(стихи, русские потешки)

-Художественное творчество

Этапы работы над проектом:

             1     Подготовительный этап:

 

- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- Составление тематического планирования мероприятий;

- Подобрать необходимую литературу,

- Создание выставки  «Глиняная игрушка»

- Консультация  для  родителей.

- Иллюстрации с изображением   глиняной игрушки..

   Альбом «Народные промыслы».

- Презентация для детей и родителей.

- Изделия дымковских мастеров.

- Заготовки – силуэты дымковских игрушек (лошадка, козлик ).

- Краски гуашь ( синий, зеленый, оранжевый, желтый, красный), кисточка, салфетки, пластилин 

- Уголок  глиняных  игрушек,  изготовленных детьми совместно с родителями.

 

II. Основной этап реализации проекта:

 

-Создание благоприятных условий в группе для успешности реализации проекта; 

-Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми,

-рассматривание пособий,

 -художественно – творческая деятельность,

-проведение дидактических,

-разучивание стихов, потешек,

-отгадывание загадок по теме

- Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.

- Изучить историю  глиняной игрушки.

- Изучить узоры при росписи игрушки.

- Применить знания об узорах  при росписи игрушки; продумать свой узор.

- Нарисовать эскизы игрушек: козлик,лошадка

- Изготовить (слепить) и расписать глиняную  игрушку.

III. Заключительный этап:

- Обобщение результатов работы.

- Оформить выставку рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково».

- Организовать  выставку работ «Глиняные игрушки », сделанных совместно  родителями и детьми.

Перспективный план работы над проектом

 Понедельник-0.6. 06 .2022.

Рассматривание  выставки  «Глиняные  игрушки» для детей и родителей.  Цель: вызвать положительные эмоции детей,  родителей , интерес к игрушкам.

Вторник. 07.06.2022

 Игра – занятие: "Игрушки в гости к нам пришли"

Задачи: Закрепить знания детей о народных игрушках.  Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность.

Среда -08.06.2022

Рассматривание альбома  «Дымковская игрушка». Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров 

Четверг -09.06.2022

Беседа «Волшебная  глина (из чего же мы сделаны)». Цель: закрепляем историю происхождения дымковской игрушки, материал из которого она сделана.

Пятница.-10.06.2022

Рисование: Роспись красками силуэт дымковской  игрушки из бумаги  « Лошадка»

Цель: учить детей наносить узоры  на белый силуэт лошади, используя нетрадиционный метод рисования.

Подвижная игра:  «Лошадки»

 Понедельник-13.06.2022

Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»

Вторник   14.062.

 Опыты-сравнения деревянных, глиняных игрушек (Тяжёлая –лёгкая)

Консультация для родителей « Народные промыслы»"

Среда:    15.06.

Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки»,

 русских народных потешек и песенок                                     

  Мастер –класс для родителей

«Как сделать игрушку вместе с ребенком».

 Лепка черепашки. Цель: воспитывать желание дружно и творчески работать в парах, аккуратно создават изображение с помощью глины.. Закреплять умение скатывать из глины жгутики, размещать их снизу туловища,  используя прием примазывания,  выполнять узор на панцире с помощью печаток, подручного материала.

Четверг. 09.06.2022г

Дидактическая игра  «Собери  матрешку»,

Индивидуальная работа (аппликация):

«Укрась силуэт дымковского козлика». Цель: учить детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность

Пятница. 10.06.2022г

Заключительный этап.

 Роспись черепашки   из глины .( Родители   с детьми )

Цель: воспитывать желание дружно и творчески работать в парах, аккуратно создавать узор  с помощью красок и кистью. Закреплять умение наносить узор  на игрушке. Развивать аккуратность в  работе и творчестве. 

 

Продукты проекта:

 

1. Выставка детских рисунков и поделок по теме проекта.

2. Выставка «Глиняная игрушка», выполненная  детьми  совместно с родителями.

3.Оформление уголка «Глиняная  игрушка» с использованием творческих детско-родительских поделок.

4. Презентациия  « Глиняная игрушка»

 

 

 Вывод: Проект реализован,  поставленные цель и задачи выполнены. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о  глиняной игрушке,  имеют представление о том, что из глины можно лепить много  разных, интересных фигур- игрушек. Дети познакомились с  дымковскими узорами, которые можно наносить на готовую вылепленную  фигуру . Родители вместе с детьми теперь могут   использовать  накопленный  опыт в самостоятельной деятельности. Стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.

 

Список используемой литературы.

1.Аташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. - 2010. - №2. - С. 50 - 53.

2 Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник - декоратор, 2013. - 332 с.

   3. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2009 гг. http://www.patlah.ru

  4. Народное искусство: художественные промыслы  : фотоальбом / Сост. Б. М. Носик. - М.: Планета, 2011. - 235 с.

  5. Конышева Н.М. Секреты мастеров.- Издательство Ассоциация XXI век,2011.

  6. Паньшина. Декоративно-прикладное искусство Издательство: Россия: Народная асвета,2008 - 112с.

 7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект информационно-практико-ориентированный: «ИГРЫ И ИГРУШКИ»

Игрушка - это часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-...

Проект информационно – практико - ориентированный (Средне - срочный). "Я - твой друг и ты - мой друг"

Детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети - будущее Росси...

"Я и мои друзья" проект информационно-практико ориентированный, творческий

.Цель проекта - формирование культурной, духовно-нравственной, социально-активной и коммуникативной личности. Во все времена родители хотели, чтоб дети были счастливы, благополучны, послушны, но прихо...

ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1

Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц....

«Мой дом, моя семья и я». Тип проекта: информационно – практико - ориентированный, групповой, долгосрочный (3 года).

АктуальностьВ период дошкольного детства формируются основы нравственно – патриотического воспитания. Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любв...

Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «Гимнастика для глаз.» Проект с детьми старшей группы .Вид проекта: информационный практико-ориентированный. Краткосрочный Срок реализации : 1 неделя

Актуальность:В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ...

ПРОЕКТ   (информационно-практико-ориентированный)

.Повысить заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.Этот проект будет интересен для воспитателей средних групп, Инструктору  по физ. культуре...