Проект Информационно – практико – ориентированный с детьми раннего возраста от 1 года до 2 лет лет: «Секреты глиняной игрушки».
проект (младшая группа)
Проект Информационно – практико – ориентированный с детьми раннего возраста от 1 года до 2 лет лет: «Секреты глиняной игрушки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka2.docx | 60.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Информационно – практико – ориентированный
с детьми раннего возраста от 1 года до 2 лет лет:
«Секреты глиняной игрушки».
Разработала: Михеева Наталья Кирилловна воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ – детский сад № 3 «Огонек».
Нижнекамский район, пгт « Камские Поляны»
2022 года
Содержание:
1. Актуальность.
2. Цель проекта.
3. Задачи.
4. Тип проекта.
5. Продолжительность.
6. Участники.
7. Основные формы и методы решения задач проекта.
8. Ожидаемый результат.
9. Этапы работы над проектом.
10. Перспективный план работы.
11. Продукты проекта.
12. Обеспечение.
13. Используемая литература.
14. Приложение
Проект.
Информационно – практико – ориентированный
«Секреты глиняной игрушки».
Цель:
Дать представление детям о глиняной игрушке, познакомить с элементами дымковской росписи
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей об истории возникновения глиняной игрушки.
- Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушке.
- Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
- Продолжать формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность.
- Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.
- Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора.
- Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
- Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге
- Вызвать желание расписывать игрушки совместно с родителями
Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к глиняной игрушке.
- Воспитывать уважение к труду мастеров.
- Формировать умениям взаимодействовать с взрослыми и с детьми.
Вид проекта: групповой, творческо-информационный, игровой.
Участники проекта: дети первой группы раннего возраста ,родители, воспитатель.
Продолжительность: долгосрочный- 2 недели.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Актуальность проекта:
Мир глиняной игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.
Использование глиняной народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.
Знакомство с одним из старинных промыслов России – глиняной игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно- патриотических качеств младших дошкольников.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. У детей слабо развит познавательный интерес. Не сформированы знания об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей других игрушек. Недостаточно создаются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Глиняные игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и
чувствование красоты окружающего мира, природы.
Проблема проекта:
«Игрушка, в которую никто не играет…»
Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
Пояснительная записка:
Игрушка –это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого
человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки
начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным
искусством, с фольклором. Игрушка -одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Наш проект позволит:
* зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству,
промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
* привить уважение к истории России;
* пополнить предметно развивающую среду;
* вложить частичку своей души в игрушку,.
В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получат знания о глиняной, дымковской игрушке.
Гипотеза
Если дошкольников знакомить детей с народным промыслом-изготовлением игрушек, давая возможность игры с поделками, произойдет расширение кругозора детей, приобщение их к изобразительному искусству, развитию интереса к традициям истории русского народа.
Ожидаемый результат:
∙Создание в группе выставки глиняной игрушки.
В процессе взаимодействия педагог –дети - родители в реализации проекта дети :
∙ проявляют интерес к изготовлению глиняной игрушки;
∙ овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
∙ проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
∙ возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
∙ у детей сформированы знания о русском народно- прикладном творчестве,
народной игрушке;
родители:
Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
∙ обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Итог:
Заинтересованность и активное участие родителей в проекте;
Приобщение к миру глиняной игрушки, где родители не зрители, а участники и создатели.
Помощь в преобразовании развивающей среды группы, которая будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к народным промыслам. Совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.
Основные направления работы с детьми
-Совместная деятельность взрослого и ребенка
-Самостоятельная деятельность детей
-ООД, беседы
-Расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера
-Рассматривание поделок, образцов, иллюстраций
-Чтение художественной литературы(стихи, русские потешки)
-Художественное творчество
Этапы работы над проектом:
1 Подготовительный этап:
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- Составление тематического планирования мероприятий;
- Подобрать необходимую литературу,
- Создание выставки «Глиняная игрушка»
- Консультация для родителей.
- Иллюстрации с изображением глиняной игрушки..
Альбом «Народные промыслы».
- Презентация для детей и родителей.
- Изделия дымковских мастеров.
- Заготовки – силуэты дымковских игрушек (лошадка, козлик ).
- Краски гуашь ( синий, зеленый, оранжевый, желтый, красный), кисточка, салфетки, пластилин
- Уголок глиняных игрушек, изготовленных детьми совместно с родителями.
II. Основной этап реализации проекта:
-Создание благоприятных условий в группе для успешности реализации проекта;
-Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми,
-рассматривание пособий,
-художественно – творческая деятельность,
-проведение дидактических,
-разучивание стихов, потешек,
-отгадывание загадок по теме
- Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.
- Изучить историю глиняной игрушки.
- Изучить узоры при росписи игрушки.
- Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.
- Нарисовать эскизы игрушек: козлик,лошадка
- Изготовить (слепить) и расписать глиняную игрушку.
III. Заключительный этап:
- Обобщение результатов работы.
- Оформить выставку рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково».
- Организовать выставку работ «Глиняные игрушки », сделанных совместно родителями и детьми.
Перспективный план работы над проектом
Понедельник-0.6. 06 .2022.
Рассматривание выставки «Глиняные игрушки» для детей и родителей. Цель: вызвать положительные эмоции детей, родителей , интерес к игрушкам.
Вторник. 07.06.2022
Игра – занятие: "Игрушки в гости к нам пришли"
Задачи: Закрепить знания детей о народных игрушках. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность.
Среда -08.06.2022
Рассматривание альбома «Дымковская игрушка». Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров
Четверг -09.06.2022
Беседа «Волшебная глина (из чего же мы сделаны)». Цель: закрепляем историю происхождения дымковской игрушки, материал из которого она сделана.
Пятница.-10.06.2022
Рисование: Роспись красками силуэт дымковской игрушки из бумаги « Лошадка»
Цель: учить детей наносить узоры на белый силуэт лошади, используя нетрадиционный метод рисования.
Подвижная игра: «Лошадки»
Понедельник-13.06.2022
Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»
Вторник 14.062.
Опыты-сравнения деревянных, глиняных игрушек (Тяжёлая –лёгкая)
Консультация для родителей « Народные промыслы»"
Среда: 15.06.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки»,
русских народных потешек и песенок
Мастер –класс для родителей
«Как сделать игрушку вместе с ребенком».
Лепка черепашки. Цель: воспитывать желание дружно и творчески работать в парах, аккуратно создават изображение с помощью глины.. Закреплять умение скатывать из глины жгутики, размещать их снизу туловища, используя прием примазывания, выполнять узор на панцире с помощью печаток, подручного материала.
Четверг. 09.06.2022г
Дидактическая игра «Собери матрешку»,
Индивидуальная работа (аппликация):
«Укрась силуэт дымковского козлика». Цель: учить детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность
Пятница. 10.06.2022г
Заключительный этап.
Роспись черепашки из глины .( Родители с детьми )
Цель: воспитывать желание дружно и творчески работать в парах, аккуратно создавать узор с помощью красок и кистью. Закреплять умение наносить узор на игрушке. Развивать аккуратность в работе и творчестве.
Продукты проекта:
1. Выставка детских рисунков и поделок по теме проекта.
2. Выставка «Глиняная игрушка», выполненная детьми совместно с родителями.
3.Оформление уголка «Глиняная игрушка» с использованием творческих детско-родительских поделок.
4. Презентациия « Глиняная игрушка»
Вывод: Проект реализован, поставленные цель и задачи выполнены. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о глиняной игрушке, имеют представление о том, что из глины можно лепить много разных, интересных фигур- игрушек. Дети познакомились с дымковскими узорами, которые можно наносить на готовую вылепленную фигуру . Родители вместе с детьми теперь могут использовать накопленный опыт в самостоятельной деятельности. Стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.
Список используемой литературы.
1.Аташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. - 2010. - №2. - С. 50 - 53.
2 Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник - декоратор, 2013. - 332 с.
3. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2009 гг. http://www.patlah.ru
4. Народное искусство: художественные промыслы : фотоальбом / Сост. Б. М. Носик. - М.: Планета, 2011. - 235 с.
5. Конышева Н.М. Секреты мастеров.- Издательство Ассоциация XXI век,2011.
6. Паньшина. Декоративно-прикладное искусство Издательство: Россия: Народная асвета,2008 - 112с.
7. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект информационно-практико-ориентированный: «ИГРЫ И ИГРУШКИ»
Игрушка - это часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-...
Проект информационно – практико - ориентированный (Средне - срочный). "Я - твой друг и ты - мой друг"
Детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети - будущее Росси...
"Я и мои друзья" проект информационно-практико ориентированный, творческий
.Цель проекта - формирование культурной, духовно-нравственной, социально-активной и коммуникативной личности. Во все времена родители хотели, чтоб дети были счастливы, благополучны, послушны, но прихо...
ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1
Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц....
«Мой дом, моя семья и я». Тип проекта: информационно – практико - ориентированный, групповой, долгосрочный (3 года).
АктуальностьВ период дошкольного детства формируются основы нравственно – патриотического воспитания. Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любв...
Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «Гимнастика для глаз.» Проект с детьми старшей группы .Вид проекта: информационный практико-ориентированный. Краткосрочный Срок реализации : 1 неделя
Актуальность:В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ...
ПРОЕКТ (информационно-практико-ориентированный)
.Повысить заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.Этот проект будет интересен для воспитателей средних групп, Инструктору по физ. культуре...