ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы реализации проекта в подготовительной группе. | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
ПРОЕКТ
информационно-практико-ориентированный
«Календарь природы»
подготовительная к школе группа № 1
Долгосрочный проект 17.09.2018 – 25.05.2019 гг
Авторы проекта - воспитатели:
Алексеева Людмила Васильевна
Столярчук Татьяна Сергеевна
г.о. Электрогорск 2019 г.
1.1. Актуальность.
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Проблема: потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
1.2. Цель проекта: Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды.
1.3. Задачи проекта:
Образовательные:
- ознакомление с природой и природными явлениями;
- формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля;
- формирование элементарных экологических представлений;
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение.
Развивающие:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
- развивать внимание, сообразительность и логическое мышление.
Воспитательные:
- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
- воспитание умения правильно вести себя в природе;
- воспитание любви к природе, желания беречь ее.
1.4. Формы и методы работы:
- занятия;
- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
- чтение художественной литературы;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
- игры;
- разные формы бесед;
- работа с календарем природы;
- создание альбома «Четыре сезона»;
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- взаимодействие с семьей;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий.
- просмотр видеороликов;
- консультации для родителей;
- выставки поделок.
1.5. Направление работы:
- развитие речи;
- развитие логического мышления;
- развитие коммуникативных качеств у детей;
- обобщение представлений о природе;
- пробуждение воображения и фантазии;
- пробуждение интереса к природе.
1.6.
Участники проекта: 2 воспитателя, дети (6-7 лет) – 24 чел., 1 логопед-дефектолог, 1 учитель-логопед, 1 музыкальный руководитель, 22 родителя.
Всего: 51 человек.
1.7. Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Тип проекта:
Информационно-практико-ориентированный.
Место проведения: МДОУ №35 «Ёлочка»
Предполагаемый результат:
1. Дети должны получить знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
2. У детей должны сформироваться начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
3. У детей должны сформироваться первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
5. Расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
7. Дети должны научиться грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.
8. Проявить у детей ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научить различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята должны узнать особенности природы родного края.
9. Формировать стремление к исследованию объектов природы, учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
10. Дети должны отличать и называть характерные признаки разных времен года. Должны объяснить причины смены времени года.
11. Должны узнать значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
12. Должны узнать значение воздуха в жизни живых объектов природы.
13. Должны узнать много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
14. Закрепить представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. Сформировать представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
15. Научить проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
16. Ребята должны гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности на природе по отношению к себе.
У родителей:
- повысить уровень экологического сознания;
- сформировать знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
1-й этап – подготовительный
1. Составление плана в таблице по реализации проекта - сентябрь 2018г. - воспитатели.
2. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке. Воспитатели, родители.
3. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Сентябрь. Воспитатель.
4. Оформить папку «Информация для родителей». Сентябрь. Воспитатель, родители.
5. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для поделок. Сентябрь-октябрь. Воспитатель, родители, дети.
6. Подобрать художественную литературу для чтения, заучивания, картины. Сентябрь. Воспитатель.
Работа с родителями
- Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-май.
- Подготовить для просмотра родителям видеоролики: «ЗОЖ», «Для чего надо сортировать мусор», «Весенний паводок».
- Оформление родительских уголков на экологические темы:
- «Значение природы в жизни людей»
- «Как прививать детям любовь к природе?»
- «Влияние окружающей природы на развитие детей»
2-й этап – Организация деятельности проекта.
План реализации проекта по месяцам на 2018-2019 уч. год
Месяц, год | Тема | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Совместная творческая деятельность детей и их семей |
Сентябрь 2018 | «Осень» | Беседа: «Чем богата осень?», «Погода осенью», «Чем осень от лета отличается?» Наблюдение: «Осень на участке» Цель: учить находить приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, созрели семена, начинают желтеть листья) Наблюдение: «Состояние погоды утром и вечером» Цель: Учить детей давать характеристику погоды с учетом наличия солнца на небе и других факторов. | Сбор природного материала: сухие листья, шишки, каштаны, жёлуди, мох, веточки. |
Октябрь 2018 | «Во саду ли в огороде»
«Осень»
| Беседа: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Где живут витамины» Аппликация «Дары осени на тарелке» Цель: Закрепить умение передавать в аппликации форму и цвет фруктов. Коллективная аппликация «Лебеди на озере в лесу» Цель: Учить составлять композицию из сухих листьев, изображая осенние деревья. Коллективное рисование (оттиск) «Парк осенью» Цель: учить детей умению отражать в рисунке признаки осени (осеннее дерево). НОД «Перелетные птицы» Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах. | Конкурс книжек-малышек «А у меня во саду и в огороде…» Конкурс «Осенняя гирлянда» Просмотр видеоролика «ЗОЖ» (полезные продукты питания) |
Ноябрь 2018 | «Поздняя осень» | Сравнительное наблюдение «Насекомые осенью» Цель: Учить детей применять знания о местах обитания насекомых для решения поставленной задачи, делать вывод об изменениях, происходящих в жизни насекомых осенью. Аппликация из сухих листьев «Хитрый лис» Цель: Учить составлять фигуру животного из сухих листьев. НОД «Ёжики на поляне» Цель: учить создавать поделки из природного материала. | |
Декабрь 2018 | «Зимний калейдоскоп»
| «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Беседа «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. Беседа «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу. Наблюдение «Чьи следы на снегу?» Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу. Экспериментирование: опыт «Свойства снега» - закрепить представление детей о свойстве снега через опыты. НОД «Покормите птиц зимой» Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. | Конкурс поделок «Новогодняя гирлянда» |
Январь 2019 | «Зимний калейдоскоп»
«В мире животных»
| Беседа «Зима полна серебра» Цель: обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев. Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении. Беседы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Дикие и домашние животные» Рисование «Котёнок» Цель: закрепить навыки рисования домашнего животного. Лепка «Зайчик» Цель: закрепление навыков лепки животного по частям. | Конкурс – мягкая игрушка «Мое любимое животное» |
Февраль 2019 | «Зимний калейдоскоп»
| Беседа: «Животные холодных и жарких стран» Цель: формирование представлений о животных жарких стран. Экспериментирование, исследование «Когда липнет снег» Цель: Закрепить знания о свойствах снега. Рисование «Снежинки» Цель: учить детей рисовать узор на бумаге. | |
Март 2019 | «Весна идет»
| Беседа: «Перелетные птицы» Цель: углубление знаний детей о перелетных птицах. Аппликация «Скворцы прилетели» Цель: продолжать учить вырезать изображение птицы. Наблюдение за луком. Цель: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности у детей шести – семи лет. Наблюдение за сезонными изменениями Цель:
| Конкурс: панно-картина «Весеннее пробуждение» |
Апрель 2019 | «Первоцвет»
| Наблюдения за первоцветами – подснежники, крокус, мать и мачеха. Рисование «Первые весенние цветы - подснежники» Беседа «Повадки животных нашего края после зимы» Настольная игра Лото «О чем речь?» Цель игры: знакомство с природными зонами, обобщающие слова, расширение активного словаря; развитие внимания и памяти. Игра-беседа «Экологические истории» Цель: собрать из карточек с измененным сюжетом чистое, свежее, цветное будущее нашей планеты. | Просмотр видеоролика «Весенние паводки» |
Май 2019 | «Вся природа зацветай» | Наблюдение за радугой Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы. Наблюдение за цветником Цели:
Наблюдение за насекомыми Цель: уточнить содержание понятия «насекомые»; научить сравнивать их по существенным общим признакам. Исследование одуванчика Цели: Учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения. Пластилинография «Одуванчик» Цель: закрепить строение растения одуванчика. Беседа «Цветы сирени», «Ландыш» Цель: продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов. |
3-й этап – заключительный
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты:
У детей:
1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.
8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.
9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.
11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.
13. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
14. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
15. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
16. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
В реализации проекта родители приняли активное участие: собирали с детьми природный материал (сухие листья, шишки, каштаны, жёлуди, мох, веточки); участвовали в конкурсах - изготавливали поделки, игрушки, панно-картины; Смотрели видеоролики «ЗОЖ» (полезные продукты питания), «Весенние паводки», «Для чего надо сортировать мусор».
У родителей:
- повысился уровень экологического сознания;
- сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Дети в дальнейшей жизни будут применять, полученные знания и опыт, наблюдая за мини-огородом и цветником на участке детского сада.
Список используемой литературы
1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
5. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
6. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.
7. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
8. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
9. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
10. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
11. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и организация воспитательно-образовательной работы в уголке природы подготовительной к школе группе
сообщение для методического объединения 2008 г....
Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы (Подготовительная к школе группа)
Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы(Подготовительная к школе группа)...
Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР
Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...
Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР
Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...
Сценарий осеннего праздника «Осенний календарь» для подготовительных к школе групп
В сценарии представлены все виды музыкальной деятельности, инсценировка сценки....
Проект: Адвент-календарь в подготовительной к школе группе
Тип проекта: творческий.Сроки проведения: в течении декабряКраткосрочный проектУчастники: дети подготовительной группы, родители. Актуальность: Соблюдение традиций – главный критерий сохран...
Краткосрочный проект «Адвент-календарь» В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Новый год - самый волшебный праздник. Ведь он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными заветными желаниями. Задолго до самого праздника, дети ждут волшебства, праздника и ...