Ролевая игра как средство обучения общению
учебно-методический материал

Кутергина Ирина Николаевна
Формирование социально личностных ценностей важнейшая часть подготовки дошкольников к общению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_kak_sredstvo_obucheniya_obshcheniyu.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

        Ролевые игры как средства обучения общению. 

Автор: Кутергина Ирина Николаевна . Воспитатель Филиала МБОУ ООШ села Филькино - детский сад №45 «Филиппок»

Важнейшей частью подготовки дошкольников к общению можно считать формирование у них социально ценных установок. Необходимо, чтобы они относились к партнерам по общению как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия».

Следовательно, у ребят нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, понимание того, что общение - это диалог, требующий терпимости и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать. Наконец, ребят надо ориентировать на то, что в общении надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать другим. Наряду со свободным владением речью и формированием определенных установок в сфере общения важно и развитие у дошкольников коммуникативных умений.  

В первую очередь имеется в виду умение ориентироваться в партнерах. Ребят надо учить восприятию окружающих людей. Они должны присматриваться к людям в различных ситуациях, учиться понимать их настроение, характер. Умение читать экспрессию поведения человека, верно, его истолковывать позволяет сопереживать людям, давать им более правильную оценку. Все это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации. Однако способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается по мере накопления опыта общения и сотрудничества с разными людьми, в ходе анализа и обобщения этого опыта. 

Немаловажно и умение ориентироваться в ситуации общения. Оно предполагает понимание того, что правила общения в деловой ситуации и на отдыхе, в коллективе и в дружеской компании несколько различны. Умение ориентироваться в ситуации помогает завязывать контакты, входить в уже имеющуюся ситуацию, находить подходящие темы для общения. Логично будет предположить, что развитие этих и других коммуникативных умений происходит успешнее тогда, когда педагоги, организуя те или иные коллективные дела в группе, стараются целенаправленно использовать их в этом направлении.  

Суть ролевой игры как средства обучения общению, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.  

Изучение обычных умений дает время и силы для концентрации интереса на сугубо содержательных эпизодах делового общения. Это происходит равномерно после того, как у детей автоматизировались обычные умения. В этом случае, в достаточно твёрдых рамках эталона, организующих и обращающих ход массового либо корпоративного делового общения, детки имеют все шансы приступить сочинять. Как скоро умения автоматизируются, дошкольники показывают импровизационное правило. Выделяя пространство сюжетно-ролевой игры в большом обилии детских игр, надлежит означить некоторое количество многофункциональных особенностей и рекомендаций сюжетно-ролевой игры.  

Функции предоставленной игры содержатся в том, что, однако, разрешают детям брать новые чувственно-привлекательные позиции и этим способствовать себе исполнение настоящей деятельности, в которую они вводятся. Обращение детей в сюжетно-ролевой игре конкретно ограничено, естественно. Доминирование и повиновение друг другу проходит в отсутствии принуждения Система различных сюжетно-ролевых игр, однако, гарантирует детям обилие ролей, позиций в игровой деятельности. Игровые разновидности взаимоотношений дети переносят в жизнь. В игре они вольно и ясно тянут себя в беспристрастной позиции, которую они заняли и в которую их поставили условия сюжетно-ролевой игры. Часто измененная атмосфера ролевой игры востребует между детьми, с её соучастников проявления способностей и внедрения до этого сложившихся возможностей в изменяющихся и случаем складывающихся критериях. Это дает возможность облагораживать личные характеристики и возможности и приближать их к возможным действиям в существования.  

В ролевой игре необходимо показывать упорство в доведении личного поручения или значительности вплоть до завершения в согласовании с правилами, по-другому может быть проиграть. Все в отсутствии исключения это содействует формированию преднамеренной выдержки, так как увлеченный игрой ребенок выражает себя в ней часто безгранично глубже, ежели в иной деятельности.

Таким образом, обобщая все изложенное, можно выделить несколько отличительных особенностей сюжетно-ролевой игры: ролевая игра выступает формой неигровой деятельности детей. Сюжетно-ролевая игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников; ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью в содержание и организацию неигровой деятельности детей.  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее диалог. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития общения у детей дошкольного возраста

Социальное развитие – это активное вхождение ребёнка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего ...

Методическая разработка "Игра как средство обучения общению" 2014-2015

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВ...

Программно-методический материал по теме: «Игра как средство обучения общению»

Тема: Игра как средство обучения общению дошкольников...

Програмно-методический материал по теме: «Игра как средство обучения общению»

«Игра как средство обучения общению»Автор: Баталина Наталья ВитальевнаМосква   2014-2015ПланВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩ...

Игра как средство обучения общению дошкольников

Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реаль...

Консультация для педагогов на тему “Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста”

Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности  и общения взрослых с целью усвоения важнейших соц...

Игра как средство обучения общению дошкольников

Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реаль...