Игра как средство обучения общению дошкольников
учебно-методическое пособие на тему
Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. На сегодняшний день, когда мир находится в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_obucheniya_obshcheniyu.doc | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «общение», сущность и содержание в дошкольном возрасте.7
1.2 Место, роль и возможности игровой деятельности в процессе обучения общению дошкольников …………….……..……………………..…....14
2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методика исследования …………………..………..….………………..24
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования …………………...28
2.3 Формирующий этап исследования ……………………….....…...….....33
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1 Результаты повторной диагностики …………………..………..……..36
3.2 Выводы и рекомендации………….……………...…………………..….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………...43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….47
ВВЕДЕНИЕ
Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. На сегодняшний день, когда мир находится в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.
Актуальность данной работы подтверждается:
- тем, что главным условием формирования личности ребенка является организованная вокруг ребенка деятельность, общение и если у ребенка наблюдаются отклонения в поведении, способах реагирования на воспитательные воздействия, то одной из причин этого является неправильная «среда», неправильно организованная коммуникативная деятельность детей. Ребенок должен находиться в такой среде с игровой, учебной, трудовой деятельностью, которая бы способствовала накоплению опыта правильного поведения и общения;
- тема изучения игровых технологий в процессе обучения общению дошкольников действительно актуальна и интересна в наше время, так как общение в виде игры развивает, организует, появляется познавательный интерес благодаря игровым технологиям, ребенок раскрывается, как творчески, так и умственно, физически. Изучение психолого - педагогической литературы доказывает, что игровая деятельность дошкольников – это необходимое условие их личностного развития, становления их коммуникативной сферы. Игра доставляет детям радость, содействует их познавательному и психическому развитию. Игра воспитывает любовь к природе, доброжелательность друг к другу, бережное отношение ко всему живому, а также игра способствует успешной социализации ребенка в окружающем мире.
Работая над изучением теоретического наследия педагогов и психологов, а также самостоятельно изучая данный вопрос, мы пришли к выводу, что данная проблема не достаточно освещена и исследована. Поэтому, весь теоретический и практический материал этой работы направлен на раскрытие данного вопроса. Проблема общения и межличностного взаимодействия на наш взгляд очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей. И как средство используется игра.
Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По нашему мнению игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей в дошкольном возрасте и лучшее средство преодоления проблем развития общения у дошкольников.
Таким образом, степень научной разработанности проблемы достаточно высокая, весьма важными для нашего исследования являются научные разработки в области игровой деятельности дошкольников зарубежных и отечественных ученых: Ф. Бойтендайка, П.П. Блонского, К. Бюлера, Л.С. Выготского, К. Гросса, В.В. Зеньковского, Д.А. Колоцца, Г. Компере, Н.А. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Михайленко, В. Штерна, Д.Б. Эльконина и др. Тем не менее, несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных проблемам коммуникативной культуры (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Г.И. Щукина и др), специального исследования по проблеме формирования коммуникативной культуры дошкольников средствами игровых технологий не проводилось.
Вопросами влияния игровой деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста занимались следующие педагоги и психологи: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев, Л.А. Пельевская, Н.М. Аксарина. Например, В.Н. Мясищев дает определение этих отношений "Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных социальных связей личности с различными сторонами объектной действительности «[6, с.65].
Объект исследования: общение дошкольников.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство обучения общению детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить влияние игры на формирование и развитие сферы общения в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность понятия «общение», его содержание в дошкольном возрасте.
- Охарактеризовать место, роль и возможности игровой деятельности в процессе обучения общению дошкольников
- Экспериментально проверить использование игровой технологии в развитии коммуникативной сферы дошкольников.
В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования: организуемая игровая деятельность дошкольников способствует формированию доброжелательного отношения у дошкольников, заботливости и внимательности по отношению друг к другу и развития их коммуникативных способностей.
Исследование имеет теоретическую значимость в том, что происходит обобщение и систематизация материала по вопросу изучения развития процесса общения дошкольников посредством игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования в процессе организации коммуникативной деятельности.
Были выбраны следующие методы исследования:
- Теоретические: изучение теоретической литературы по проблеме исследования: анализ взглядов на основные задачи развития коммуникативных способностей дошкольника основоположников отечественной детской психологии Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, изучение показателей сформированности игровой деятельности дошкольников Д.Б. Эльконина и др.
Эмпирические: использованы методики Е. О. Смирновой и В. М. Холмагорова из сборника «Межличностные отношения дошкольников» диагностика, проблемы и коррекция 2005 года - уровень развития взаимоотношений по социометрической методике «Капитан корабля», уровень отношения ребенка к окружающим - незаконченные истории или тест «Завершение историй», уровень эмотивности.
Источниковую базу исследования составили работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, которые рассматривают сущность, закономерности и принципы формирования коммуникативной среды дошкольников в процессе подготовки к школе. Исследованием игровой деятельности и ее влиянием на взаимоотношения дошкольников занимались как зарубежные психологи и физиологи, так и отечественные: У. Джеймс, В. Вундт, А. Бине, К. Левин, А.В. Запорожец, В.И. Выготский, Е.О. Смирнова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, и др. Р.Б.Стеркин, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, З.В. Мануйленко, Н.И. Гуткина.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 111» , участники – 15 дошкольников, возраст детей – 4-5 лет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «общение», сущность и содержание в дошкольном возрасте
Б.Г. Ананьев рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. При этом он указывал: общение как деятельность общественного индивида не всегда принимается во внимание. Особо следует отметить направление, которое сформулировал Б.Г. Ананьев в проблеме общения: познание участниками общения друг друга. Для нас интересна точка зрения Е.И. Пассова, который обращает внимание на то, что общение и деятельность - относительно самостоятельные, хотя и тесно взаимосвязанные стороны единого процесса жизни, и между ними существует множество переходов. Е.П. Ильин определяет общение как специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию.
При изучении процессов общения зарубежные исследователи (Н. Винер, В. Шрамм, Г. Лассуэлл, Э. Беттингхауз, В. Вайсе) давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными (Н. Федоров, П. Флоренский, В. Вернадский, М. Бахтин, Ю. Лотман и др.). В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия. В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. Однако исследователи Т.Г. Грушевицкая, Л.И.Галигузова, А.П. Садохин указывают на то, что существует точка зрения, согласно которой базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями) [8, с. 60]. Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). Исследователи делают вывод о том, что понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком).
На дошкольном этапе детского развития форма общения соответствует содержанию. Ребенок растет и, постепенно меняется содержание его деятельности, которое перерастает форму общения дошкольника. Наступает противоречие, разрешимое только сменой форм общения, то есть требуется новая форма общения, которая бы удовлетворяла все потребности ребенка, содержание его деятельности и общения с окружающими его людьми.
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л. И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей. Общение является предметом изучения многих наук. Психологические основы общения разрабатывались в исследованиях А.Б. Добровича, Е .Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.Т. Курбановой, Ф.М. Рахматулиной и др. [14, с.40].
Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. В исследованиях Л.С. Выготского намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок–ребенок» и «ребенок–взрослый» в психическом развитии детей [6, с.15].
Ситуативно–личностное общение характерно для младенцев, его суть состоит в стимуляции формирования у младенцев перцептивных действий в анализаторах ребенка. В действиях ребенок знакомится с предметным миром, что ведет к прогрессу развития его когнитивных процессов. В первые пол года жизни ребенок начинает хватать все вокруг себя – это его общение с окружающим миром.
Постепенно хватание перерастает в манипуляцию с предметами окружающего мира. И, именно манипуляция поднимает ребенка на новую форму общения - ситуативно–деловое общение.
Велико значение ситуативно–делового общения для дошкольника - оно естественно ведет к дальнейшему развитию предметной деятельности детей и, в дальнейшем, к возникновению и развитию речи. После того, как ребенок начинает владеть речью, его развитие идет быстрыми темпами, преодолен порог общения, барьер, отделяющий дошкольника от взрослых людей. Это делает ненужной прежнюю форму общения и возникает потребность в ее смене.
Третья форма общения дошкольника - внеситуативно–познавательное общение. Данная форма общения оказывает помощь детям в расширении рамок мира, доступного для познания дошкольником. Внеситуативно–познавательное общение позволяет дошкольнику познать и понять многое в окружающем мире. Именно эта форма общения развивает большими темпами мышление ребенка, познавательный интерес дошкольника.
Психологические особенности дошкольника очень тесно связаны с его развитием: с органическим созреванием и физическим ростом.
На этапе дошкольного возраста особо значимы имеющиеся у него и формируемые коммуникативные умения (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, В.А. Петровский, А.Г. Рузская, Е.Е. Шулешко и др.): их отсутствие затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, усложняя процесс общения в целом. Именно развитая коммуникация, продиктованная необходимостью подготовки ребёнка к реальному процессу его взаимодействия с миром за рамками дошкольного учреждения, является основным направлением социально-личностного развития ребенка. Это соотносится с взглядами на основные задачи развития дошкольника основоположников отечественной детской психологи - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной [14, с.23]. К началу дошкольного возраста у ребенка существует довольно высокий уровень компетентности в освоении предметного мира, который его окружает. Ребенок хорошо научился пользоваться посудой, одежной, мебелью. Освоил пространство своего жилища. Высокий уровень операционально-технических возможностей вызывает у него ощущение соразмерности с взрослым, осознанию приближенности к его возможностям. Появляющееся в самосознании «чувство гордости за свои достижения», дошкольник стремится к самостоятельности в использовании предметов человеческой культуры [6, с.54]. На этом пути его ждет новое открытие - оказывается, человеческие поступки определяются не техническими свойствами предметного мира. Впервые для ребенка возникает вопрос: «Зачем ты это сделал?» (до этого основным вопросом для ребенка было «Как сделал?»). Ответ на него лежит уже не в устройстве объектов. Человеческие действия можно разделить на два типа - инструментально ориентированные, направленные на достижение эффекта в материальном, физическом мире, и социально ориентированные, коммуникативные действия, осуществляемые с участием эмпатии, сопровождаются пониманием социальных отношений. В онтогенезе первично возникают предметные действия, детерминированные внешним полем действия. В связи с взрослением, увеличивается доля действий, задаваемых культурным контекстом развития ребенка. За человеческими действиями ребенок открывает мир человеческих отношений. По мнению В. Мухиной возникает стремление овладеть этими отношениями, быть в них как взрослый [15].
В реальной ситуации человеческого взаимодействия возможности полноправного участия ребенка ограничены. Не будучи компетентным, в плане социального взаимодействия, ребенок не может участвовать в отношениях взрослых, которые ограждают себя от деструктивного вмешательства. Возможность реализовать нереализуемые в реальности стремления осуществляется ребенком в ролевой игре со сверстником. Сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок, приняв на себя роль, начинает действовать от имени того или иного персонажа, становится ведущим для этого возраста видом деятельности. По мере взросления дошкольников все больше начинают привлекать события, происходящие в мире людей, а не вещей. Человеческие отношения, нормы поведения становятся важным моментом в содержании общения ребенка со взрослым. Так рождается наиболее зрелая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, отметила Е.В. Никифорова, является ее отличительной особенностью. Общность взглядов и эмоциональных оценок с взрослым служит для ребенка критерием их правильности.
Итак, в дошкольном возрасте происходит развитие личности, а именно таких ее важных сторон как эмоционально-мотивационная регуляция, формирование основных личностных качеств (даже внутренней позиции), психологические новообразования (в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти, мышления, речи общения, проявлении индивидуальности). У дошкольников усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений. Ребенку важны и необходимы оценки поведения. Здесь особенное значение имеют игры, отмечает Д.Б.Эльконин. [22, с. 200]. Активизируется саморегуляция - личностная и нравственная. Складывается определенная нравственная позиция. Наблюдается стремление к признанию и одобрению, потребность в достижении успехов, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, чувство долга. Определяется отношение к окружающим (не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни).
Особенности рефлексивного сознания дошкольников отражают качественно новый этап в развитии их субъектности. Дошкольник имеет уже достаточно богатый опыт общения с окружающими, в частности со сверстниками, на основе которого формируется его социальная «Я» - идентичность и осуществляется переход от эгоцентрической позиции к рефлексивной. Указанный процесс упорядочивают общение и взаимоотношения детей и приводят, что касается дошкольников, к формированию трех типов оценочных позиций - равенства со сверстником, превосходства над ним и неравенства в пользу ровесника [20, с.112].
В этом возрасте дети способны к самосознанию, руководствуются определенными нравственными нормами, способны даже к нравственной саморегуляции. М.А.Аралова отмечает, что усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений [3, с. 70].
Таким образом, психологические особенности дошкольников складываются в его психологический портрет, главными характеристиками которого являются активность и непосредственность эмоций, яркость чувств, способность к рассуждению и наглядно-образному мышлению, предпочтение ролевой игре и развитость воображения, а также управляемость волевой сферой и способность к само регуляции.
Дошкольный возраст имеет свои возрастные особенности, однако этот возраст может очень многое сказать о формирующейся личности ребенка. Дошкольники эмоционально открыты и, поэтому личность ребенка в общении со сверстниками достаточно ярко проявляется. В этом возрасте дружеские отношения чаще всего мимолетны и неустойчивы, возникает множество конфликтов между детьми. И если они не будут правильно развиваться, то это может сказаться на негативном развитии межличностных отношений ребенка. Возникшие проблемы порой кажутся взрослым неважными, но они ведут к острым эмоциональным переживаниям ребенка и могут найти свой выход в злости, обиде, негативизме, подозрительности, чувстве вины. А уже эти чувства и переживания нельзя назвать безобидными, они способны повлиять на будущее формирование межличностных отношений ребенка в детской группе и в целом на становление роли школьника и формирование мотивации учения.
Изучение теоретических аспектов изучаемого вопроса, анализ литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:
- психологические особенности дошкольника состоят в том, что ребенок соотносит свои оценки и суждения с мнением взрослого человека, так как его социально ориентированные, коммуникативные действия сопровождаются пониманием социальных отношений;
- у дошкольника возникает стремление овладеть миром человеческих отношений, быть в них как взрослый;
- у дошкольников усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений и ему важны при этом оценки поведения. Здесь особенное значение имеют игры;
- усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений, то есть речь идет о нравственной саморегуляции дошкольника.
Итак, каждая форма общения дошкольника отличается друг от друга, выполняет определенную функции в развитии ребенка, способствует становлению его коммуникативной культуры и, в конечном итоге, влияет на дальнейшую социализацию ребенка.
1.2 Место, роль и возможности игровой деятельности в процессе обучения общению дошкольников
Игровая деятельность для дошкольников являются очень сложным и весьма познавательным процессом, а не просто игрой. Игры формируют у ребенка иные формы поведения, тем самым он более успешно адаптируется к окружающему его миру. Игры способствуют коммуникативному развитию ребенка, его взрослению. Поэтому их значение для дошкольников возраста трудно переоценить [7, с.85].
Уже с первого года своей жизни ребенок должен уметь играть, но об этом сегодня знают не многие родители. Как правило, они стараются научить читать ребенка с трех лет, думая, что он вырастет самым умным. Однако доказано, что в дошкольном возрасте такие познавательные процессы как речь, память, концентрация, внимание, наблюдательность и мышление, а также умение общаться с окружающими людьми развиваются именно в играх, но не в процессе обучения.
Еще несколько десятилетий назад главную роль в обучении детей играла школа и основным фактором в развитии маленького ребенка тогда были игры. С тех пор все поменялось, в дошкольных учреждениях обращают внимание на подготовку ребенка к школьной программе, а играм отводят второстепенную роль.
Современные психологи обеспокоены этим, ведь все больше проникает в жизнь маленького ребенка, заменяя игру. Раньше дети играли до 13-14 лет, современные дети играют до школы. Психологи призывают сохранить детям детство, они видят основную причину в сокращении жизни детской игры также в том, что большинству детей не с кем играть, родители заняты, в семье ребенок один. В итоге ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него множество игрушек, он потеряет интерес к ним, т.к. игра – это процесс общения, а не игрушки.
Существует множество детских игр: подвижные, настольные, компьютерные и др. Полезны и интерактивные игры, такие, например, как "дочки-матери". Эти игры учат ребенка новым формам поведения, учат его взаимодействовать с другими. Ребенок становится взрослее и его игры тоже взрослеют, например, подвижные игры сменяются командными (баскетбол, футбол, волейбол), при этом, дети побеждают и проигрывают, что развивает их эмоционально-волевую сферу [5, с.211].
Большую в играх для детей являются правила, т.к. в игре ребенок понимает, что можно делать, а что нельзя и в будущем он будет стараться соблюдать общественные нормы и правила. А ребенку, не выработавшему такой привычки в игре, будет трудно приспособиться к нормам взрослой жизни и в школе, и вне ее.
По тому, как ребенок играет можно также судить и о его психологическом и даже интеллектуальном, о потребности в коммуникативных контактах, о возможных проблемах ребенка. Например, игра может носить агрессивный характер, это может означать высокую тревожность малыша, заниженную самооценку, а иногда и недостаток внимания со стороны взрослого. Эту агрессию ребенок может наблюдать в семье и в игре он демонстрирует то, что привык видеть вокруг себя.
В зависимости от возраста, вид и характер игр для детей естественно разный, а также различается и роль данных игр в процессе обучения общению:
- для детей до 1,5 года – предметная игра. Игрушки детей этого возраста - любые предметы в руках ребенка. Ребенок в игре бегает, бросает предметы, он в большей степени общается с предметами через взрослого;
- для детей от 1,5 до 4 лет – сенсорно-моторные игры. Ребенок ощупывает предметы, дотрагивается до них, перемещает. В четыре года дети уже могут играть в прятки и догонялки, кататься на качелях, велосипеде. То есть в этом возрасте уже происходит получение первого опыта межличностного общения ребенка с окружающими и взрослыми, и детьми в процессе данных игр;
- для детей от 3 до 5 лет – перевоплощения в играх. В этом возрасте ребенок должен уметь, не дотрагиваясь до предметов знать их свойства, уметь соотносить предметы друг с другом. Ребенок в этом возрасте играет в ролевую игру, взяв две игрушки, распределяет роли, например, одна – мама, а вторая – папа. Четырехлетние дети дразнятся, копируют кого-то. Это может не нравиться родителям, но избежать этого нельзя. Ролевые игры, копирование взрослых играют огромную роль в становлении коммуникативной сферы дошкольников, у них закрепляется определенный опыт общения с окружающими именно в процессе игровой деятельности и формируются уже определенные стереотипы поведения и общения;
- для детей старше 5 лет – всесторонние игры, которые могут включать фантазию, творчество, воображение, быть организованы и структурированы.
Итак, особую роль в воспитании детей и формировании их коммуникативной культуры играет дошкольный период, в котором закладываются основы мировоззрения, основы коммуникативной культуры, формируется отношение ребенка к окружающему миру, к окружающим людям. Само по себе наличие нравственных представлений не обеспечивает правильное поведения человека, для этого очень важно уметь знаемое делать реально действующим в процессе общения с окружающими. Именно в процессе образования детей в ДОУ происходит формирование их эмоционального отношения к окружающему миру. Важнейшим показателем не только воспитанности дошкольников, но и умения общаться с окружающими является их активное и осознанное участие в игровой, познавательной и трудовой деятельности, в процессе которых проявляется гуманное отношение к сверстникам, доброжелательность, терпимость и понимание. Воспитательная деятельность это достаточно серьёзная проблема для детей дошкольного возраста, т.к. знать правила поведения в группе сверстников, а также такие нравственные нормы, как ответственность, справедливость, терпимость всегда сложно понять, особенно детям. И тем более сложно детям применить свои знания в коммуникативном процессе, что не всегда по силам и взрослым. Усвоение и коммуникативных, и нравственных норм и правил лучше всего происходит в игровой деятельности. Ребёнок играет сам и наблюдает за играми других. Так формируется сознательное поведение в окружающем социуме, самоконтроль за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных и коммуникативных норм и правил поведения.
Однако надо помнить, что не всякая игра является нравственной по-своему содержанию и по целям и правильной с точки зрения организации процесса общения. Существуют требования для игр, способствующих воспитанию дошкольников [18, с.215]:
- игры должны соответствовать закономерностям возрастного развития детей и задачам дошкольного образования;
- игра должна помочь ребёнку применить на практике уже полученные знания и должна стимулировать его осваивать новые знания;
- содержание игры не должно вступать в противоречие с уже имеющимися знаниями о нравственном поведении;
- игровые действия должны соответствовать правилам и нормам поведения в окружающем социуме;
- предпочитаются те игры, которые обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка;
- игра должна выступать эффективным средством образования, она должна быть связана с предыдущими и последующими играми.
Игра на процесс взаимоотношений детей и формирования их коммуникативной культуры влияет по-разному, в зависимости от вида и цели игры [18, с. 54].
Для классификации игр используются различные принципы: по характеристикам, по тематическому содержанию, по форме организации, по направленности.
По специфическим характеристикам различают творческие игры и игры по правилам, которые делятся на подгруппы:
Творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные.
Игры с правилами: дидактические, подвижные.
По тематическому содержанию существует нижеследующая классификация: тематические игры «Живая природа» и тематические игры «Неживая природа».
По форме организации классифицируют на: самостоятельную игровую деятельность ребёнка и игровую деятельность под руководством взрослого.
По направленности действий на: сенсорно-моторные, предметные, имитационные, социальные, соревновательные.
Важнейшее развивающее значение для развития коммуникативной сферы детей имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические. Центральным звеном таких игр являются правила - главный фактор развития детей. Правила способствуют активности ребенка: он должен сосредоточиться на игровой задаче, отреагировать на игровую ситуацию, подчиняться каким-то игровым обстоятельствам или участникам игры.
Игры с правилами очень разнообразны, особое внимание можно уделить дидактическим играм, т.к. само их название говорит о том, что целью игр является умственное развитие дошкольников по разным направлениям.
По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры могут быть с различными природными материалами, они способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах. Настольно-печатные игры уточняют представления дошкольников об окружающем мире. Словесные игры развивают речь и практически все познавательные процессы [19, с.114].
Дошкольники стремятся отразить полученные в играх нравственные представления в самостоятельной игровой деятельности. Таким образом, удовлетворяется интерес дошкольников к происходящему, причем он возрастает, а представления о взаимоотношениях и взрослых, и детей ребенка становятся более конкретными.
Сюжетно-ролевые игры воспитательного характера вызывают почти всегда эмоциональный отклик у детей, оказывают влияние на формирование правильного отношения к жизненным ситуациям и в большей степени способствуют получению опыта позитивных взаимоотношений между детьми, то есть происходит процесс научения конструктивному общению. Те нравственные знания, которые вызвали эмоциональную реакцию у детей, скорее войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее непосредственным содержанием.
У детей эмоциональное заинтересованное отношение к окружающему социуму формируется не только с помощью дидактических и сюжетно-ролевых игр, но и с помощью всех других игр.
Разного рода игры смещают акцент с усвоения детьми готовых знаний на самостоятельный поиск решений игровых задач, что способствует умственному и нравственному воспитанию и совершенствованию коммуникативной феры. Положительный эмоциональный фон формирует эстетические чувства детей, он создается если, например, в играх используются естественные природные объекты или их изображения, это всегда детям нравится.
Таким образом, игра выполняет функцию не только развлечения, но и является методом, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром, учатся строить взаимоотношения с окружающими взрослыми и детьми, т.е. игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы.
Выводы: игры нравственного содержания способствуют тому, что ребенок самостоятельно наблюдает и понимает особенности построения взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.
Дидактические игры обеспечивают не только эффективность усвоения детьми представлений о правилах поведения среди детей и взрослых, но и их соблюдение в реальном взаимодействии. Игры нравственного характера предупреждают негативные поступки детей и воспитывают у дошкольников бережное осознанное отношение друг к другу и ко всему живому [22, с.187].
Сюжетно-ролевая игра в воспитании.
Осознанное и верное отношение ребенка ко взаимоотношениям людей друг с другом вырабатывается только при наличии тесного контакта ребенка с детьми и взрослыми – и родными, и в дошкольном учреждении.
Итак, основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Сюжетно-ролевой игре присущи основные черты игры как таковой: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность и активность и, конечно, творчество. Сюжетно-ролевая игра носить отражательный характер, она отражает окружающий мир ребенка.
Играя в сюжетно-ролевую игру, ребенок постоянно пополняет и уточняет для себя самого все преобразования жизни вокруг него. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что она содержит воображаемую ситуацию, которая складывается из сюжета и ролей, может включать в себя своеобразное использование вещей и предметов. Роль - это основной стержень сюжетно-ролевой игры. Выполняя роль в игре, ребенок в своем сознании отождествляет себя с этой ролью и действует от ее имени. В сюжете дети могут использовать два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Самый распространенный мотив сюжетно-ролевой игры – стремление ребенка выполнять роль взрослых. Это стремление сталкивается с неготовностью ребенка выполнить эту роль и с растущей самостоятельностью детей. Возникает противоречие, которое разрешается в сюжетно-ролевой игре.
Сущность сюжетной игры в построении взаимоотношений ребенка и окружающих сверстников в том, что приобретается и накапливается у ребенка социальный опыт общения с людьми. Выбранное содержание сюжетных игр погружает ребенка в широкий мир моральных отношений, где существует забота о ближнем, ответственность за них и т.д. Таким образом, играя, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в его роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к друг другу и к природе. Поэтому сюжетная игра формирует культуру поведения в окружающем социуме.
Сюжетно-ролевые игры отображают разнообразные сюжеты, дают новые впечатления о том, как люди живут и трудятся, о том, в каком состоянии природа и как она меняется.
Игры для детей - способ познать окружающий мир, а в будущем возможно это поможет им изменить и преобразить его. В играх дети используют свой личный жизненный опыт, отражают то, что их волнует и интересует, радует или огорчает, т.е. все то, что связано с эмоциями [20, с.186].
Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми построена с учётом личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком, то есть она направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира, активного слушания, полноправного собеседника с учётом его интересов, потребностей и возможностей. При данном подходе особое значение и актуальность приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со взрослым и со сверстником в условиях дошкольного образовательного учреждения [18, с.64].
Итак, взаимоотношения и совместная деятельность ребёнка со взрослым и со сверстником – это необходимое условие психического развития ребёнка. Благодаря им происходит формирование общественных качеств личности ребёнка, проявляются и развиваются коллективные взаимоотношения детей. Взаимодействуя со сверстниками, ребёнок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растёт его способность выстраивать совместную деятельность.
Изучение проблем взаимодействий и взаимоотношений детей в совместной деятельности становится одним из центральных направлений научных исследований современных отечественных педагогов и психологов. Результаты работ ученых свидетельствуют о том, что воспитание согласованных действий у детей играет важную роль в становлении полноценной личности (Л.И. Божович, И.М. Кононова, З.В. Лиштван).
На протяжении всего дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяются по всем параметрам: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. В младшем дошкольном возрасте общение детей между собой крайне ситуативное по содержанию и по средствам осуществления. В среднем дошкольном возрасте складывается ситуативно–деловая форма общения со сверстниками. У старших дошкольников намечается тенденция к развитию внеситуативно-деловой формы общения со сверстниками. Развивается сознательность и произвольность поведения, возрастают взаимоконтроль и самоорганизация, появляются зачатки коллективного мнения, возникают требования, которые предъявляются самими детьми к каждому участнику общего дела. Появляется умение соответствующим образом оценивать поступки как свои, так и окружающих, регулировать свое поведение не только путем подчинения внешним требованиям, но и на основе собственных побуждений, в силу формирующихся у детей нравственных представлений и чувств.
А.Н. Давидчук, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Е.О.Смирнова, З.В. Лиштван в своих исследованиях отмечали, что игра является эффективным средством формирования дружеских взаимоотношений детей со сверстниками. По их мнению, благодаря играм у ребёнка формируются умения совместно действовать, которое служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений. З.В. Лиштван в своих исследованиях отмечала, что дети дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять правила коллективной игры, у них уже имеются представления о том, что значит играть дружно.
Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в процессе игр осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Педагогическое руководство играми открывает большие возможности в развитии детей. Задача воспитателя: создать необходимые условия воспитания дружеских взаимоотношений детей в игровой деятельности. При создании таких условий как: создание предметно-развивающей среды, воспитания у детей положительного отношения к игре, осуществление взаимосвязи игры с сюжетно-ролевой деятельностью, обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуации, осуществление индивидуального подхода в процессе игры, воспитание бережного отношения к чужим постройкам, а также руководство игровой деятельностью будет способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методика исследования
В экспериментальном исследовании приняли участие 15 дошкольников. Исследование проводилось в МДБОУ «Детский сад №111», возраст детей – 4-5 лет.
Детский сад работает по программе " От рождения до школы" под редакцией Вераксы Н.Е. и Комаровой Т.С.
Этапы исследования:
1 этап – констатирующий этап.
Цель - анализ образовательной программы ДОУ, определение уровня развития процесса общения, выбор методов исследования и диагностика влияния игровой деятельности на обучение общению дошкольников.
2 этап – формирующий этап.
Цель – организация игровой деятельности, оказывающей положительное влияние на развитие общения дошкольников.
3 этап - контрольный этап эксперимента.
Цель – повторное проведение методик констатирующего этапа, сравнение результатов.
Методики и результаты констатирующего этапа
Образовательная программа дошкольников составлена в МБДОУ детский сад № 111 в основном с целью формирования у детей основы готовности к школьному обучению к моменту выпуска, позволяет обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям школы, оказать консультативно - методическую помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Коммуникативной сфере в программе уделено недостаточное внимание.
Для организации работы дошкольников в детском саду предусмотрены помещения, состоящие из зоны для проведения учебных занятий и зоны для отдыха (развивающих игр) детей, отвечающие санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, требованиям техники безопасности. В центре созданы условия для развития различных видов деятельности детей с учетом их возможностей, интересов и потребностей. Игровая зона укомплектована набором мягких модулей, играми, игрушками в соответствии с психическими и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста. В распоряжении групп дошкольников имеется малый спортивный зал с мини - спорт - комплексом и тренажёрами.
Итак, анализ программы выявляет недостаточное внимание к проблеме развития общения дошкольников посредством игровой деятельности. Межличностные взаимоотношения развивается в комплексе с другими познавательными процессами, отдельной задачи развитие коммуникативности в программе нет.
Выбор методов исследования. В настоящее время многие психологи и педагоги признают актуальность проблем, связанных с развитием сферы общения детей - дошкольников. Сфера общения детей сложна, многогранна и включает в себя целый ряд различных сторон и аспектов, поэтому в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению критериев развития коммуникативной деятельности.
Исходя из анализа научной литературы по проблеме исследования, были определены следующие критерии уровня развития процесса общения, включающие в себя:
1. Уровень развития взаимоотношений.
2. Отношение ребенка к себе и другим, возникающее в результате общения.
3. Способность к эмотивности.
4. Влияние игровой деятельности на коммуникативный процесс в группе.
Данные критерии, по-нашему мнению, наиболее полно позволяют определить уровень развития процесса общения дошкольников, так как дают возможность увидеть, как протекает коммуникативная деятельность и какие отношения складываются в группе в результате этой деятельности.
На констатирующем этапе были использованы методики Е. О. Смирновой и В. М. Холмагорова из сборника «Межличностные отношения дошкольников» диагностика, проблемы и коррекция 2005 года. [19].
1) уровень развития взаимоотношений по социометрической методике «Капитан корабля».
Во время беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушку корабля) и задают вопросы:
- Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
- Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
- Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
- Кто еще остался на берегу?
Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников по 1-му и 2-му вопросам - популярные в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы по 3-му и 4-му вопросам - игнорируемые.
2) уровень отношения ребенка к окружающим - незаконченные истории или тест «Завершение историй». Эта методика состоит из ряда незавершенных предложений, которые ребенок должен завершить.
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила...
И таких предлагается семь ситуаций.
При анализе ответов детей и результатов наблюдения следует обращать внимание на следующие моменты:
1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине;
3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.
4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как.
6. Как реагирует на успех и неудачи других.
При обработке результатов особое внимание обращают на его мотивировку.
3. Способность к эмотивности — отзывчивости и чувствительности ребенка к окружающему миру, переживаниям других людей. Наиболее ярко эта способность проявляется при восприятии ребенком художественных произведений. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и читает вслух какую-нибудь сказку (например, сказку С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса...»). При этом другой взрослый наблюдает и фиксирует эмоциональные реакции детей. На основании этого выделяются следующие типы восприятия:
1. Эмотивное восприятие: — сопереживание, соответствующее состоянию персонажа: копирование действий героя, ребенок мимически воспроизводит эмоциональную реакцию героя и другое.
2. Когнитивное восприятие. Ребенок внимательно слушает сказку, не выражая эмоциональной включенности в мимике, жестах и позе. После прочтения сказки ребенок выносит адекватное вербальное суждение по поводу содержания сказки.
3. Неадекватное эмоциональное реагирование на содержание сказки. Смех и ухмылки в ситуациях, когда положительный персонаж попадает в бедственное положение.
4. Диагностика влияния игровой деятельности на коммуникативный процесс в группе.
Игра «Жизнь в лесу».
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». "...Дальнейший ход игры, ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от 104 него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования
Результаты диагностики уровня развития взаимоотношений по социометрической методике «Капитан корабля».
По результатам беседы были построены социоматрицы положительных и отрицательных выборов (Таблица 1 и 2).
Таблица 1
Социоматрица положительных выборов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Итог |
1 | + | + | + | + | + | + | + | 7 | |||||||
2 | + | + | + | + | 4 | ||||||||||
3 | + | + | + | + | + | + | + | 7 | |||||||
4 | + | + | + | + | 4 | ||||||||||
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | |||
6 | + | + | + | 3 | |||||||||||
7 | + | + | + | + | + | 5 | |||||||||
8 | + | + | + | + | + | + | + | 7 | |||||||
9 | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 | ||||||
10 | + | + | + | + | 4 | ||||||||||
11 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | |||
12 | + | + | + | + | + | + | 6 | ||||||||
13 | + | + | + | + | + | + | + | 7 | |||||||
14 | + | + | + | 3 | |||||||||||
15 | + | + | 2 |
Таблица 2
Социоматрица отрицательных выборов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Итог |
1 | 0 | ||||||||||||||
2 | - | - | - | - | - | - | - | 7 | |||||||
3 | 0 | ||||||||||||||
4 | - | - | - | 3 | |||||||||||
5 | 0 | ||||||||||||||
6 | - | - | - | - | 4 | ||||||||||
7 | - | 1 | |||||||||||||
8 | - | 1 | |||||||||||||
9 | 0 | ||||||||||||||
10 | - | - | - | - | - | - | 6 | ||||||||
11 | 0 | ||||||||||||||
12 | - | - | - | - | 4 | ||||||||||
13 | - | - | 2 | ||||||||||||
14 | - | - | - | - | 4 | ||||||||||
15 | - | - | - | - | 4 |
Обобщенные результаты социометрического исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Обобщенные результаты
Группы детей | ФИ | Всего |
Лидеры | №5, №11 | 2 |
Популярные | №1, №3, №7, №8, №9, №13 | 6 |
Малопопулярные | №4, №6, №14, №15, №10, №12 | 6 |
Игнорируемые | №2 | 1 |
Таким образом, в группе дошкольников имеется игнорируемый ребенок и группа малопопулярных детей в количестве шести, получивших от 1 до 4 выборов. В группе 2 лидера и 6 детей, получивших достаточное количество выборов. Качественный анализ социоматриц показал отсутствие четкой системы взаимоотношений между детьми, т.е. нет четко выделенных групп, дети выбирают спонтанно, подчиняясь эмоциям, настроению. Это может сказаться на дальнейшей коррекционной работе с детьми.
Результат теста «Завершение историй». Пи ответе на вопросы по семи ситуациям в ответах детей прослеживались следующие качества (Таблица 4).
Таблица 4
Результат теста «Завершение историй»
№ | Отношение к сверстникам | Оказание помощи другому | Чувство долга | Внимате льность | Забота | Реакция на успех других | Общее кол-во |
1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 14 |
2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 |
3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 12 |
4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 9 |
5 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 11 |
6 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 12 |
7 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 12 |
8 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 9 |
9 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 |
10 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 15 |
11 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 12 |
12 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 15 |
13 | 3 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 11 |
14 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 |
15 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 14 |
Анализ результатов показал недостаточное количество проявленных детьми положительных чувств в историях – от 9 до 15 из 42 возможных. То есть в процессе взаимоотношения друг с другом и с окружающими людьми дети недостаточно гуманны и дружественны.
Результаты методики «Способность к эмотивности» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты методики «Способность к эмотивности»
№ | Эмотивное восприятие | Когнитивное восприятие | Неадекватное эмоциональное реагирование |
1 | + | ||
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
5 | 7 | 3 |
Вывод: эмотивное восприятие сказки характерно только для 5 детей, большее количество детей (7) проявили когнитивное восприятие, т.е. особо не сочувствовали героям сказки, неадекватно восприняли сказку три ребенка.
Результат диагностики влияния игровой деятельности на коммуникативный процесс в группе отслежен путем наблюдения за детьми в процессе игры «Жизнь в лесу».
Наблюдение за детьми выявило наличие дружеских отношений у 47% детей группы. То есть эти дети проявляли сочувствие к другим, самостоятельно выражали положительное отношение, желание дружить, вместе выполнять упражнение и не проявляли отрицательных эмоций к другим детям.
Оставшиеся 53% группы дошкольников очень скупо проявляли свои чувства, сдержанно и, порой, некоторые агрессивно. То есть половина группы способны проявить отрицательные чувства к другим детям.
Итак, по результатам конструктивного этапа можно сказать, что около 50% детей недостаточно гуманны во взаимоотношениях, не проявляют дружеских чувств, доброжелательности, это сказывается на социометрии класса. То есть уровень коммуникативных способностей дошкольников недостаточный для построения конструктивных взаимоотношений в группе.
2.3 Формирующий этап исследования
Детский возраст является наиболее благоприятным и сензитивным к психокоррекционным и психотерапевтическим воздействиям. Основные методы и методики, используемые в психокоррекционной практике в дошкольном возрасте, условно можно объединить в четыре большие группы: метод игровой терапии, методы арттерапии, методы поведенческой терапии, методы социальной терапии (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.).
Игра как средство коррекции использовалась вначале в рамках психоаналитического подхода, позднее – гуманистически ориентированного, в каждом из которых были разработаны свои концептуальные схемы и системы понятий: терапевтическая связь, принятие, сотрудничество, выбор и ответственность, аналитическая связь, трансфер, катарсис, сублимация и т.д.
Игра для ребенка– это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы во взаимоотношениях.
Структуру детской игры составляют: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.
Игровые методы могут применяться с целью:
- оказания первичной психологической помощи и интервьюирования (оценки);
- в процессе краткосрочной психотерапии;
- в процессе долгосрочного реконструктивного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера); в других случаях – в качестве вспомогательного (симптоматического) средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации.
Таким образом, игровая психотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.
Формирующий этап эксперимента заключается в организации для участников системы игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников и развития их коммуникативных способностей.
Согласно режима дня в детском саду игры были организованы во второй половине дня, ежедневно, продолжительностью 30 минут на протяжении 1 месяца.
Игры проводились с чередованием – подвижные и неподвижные (приложение А). Некоторые разработки игр были взяты из сборника «Межличностные отношения дошкольников» диагностика, проблемы и коррекция О. Смирновой и В. М. Холмагорова [38,97-138]. Например, игры: муравьи, волны и добрые эльфы способствовали тому, что дети проявляли положительные эмоции друг к другу, учились их показать, не скрывать и это у них получалось.
Таким образом, реализуемая на формирующем этапе, система игр дополняет образовательную программу дошкольников, способствует формированию и развитию коммуникативной сферы поведения дошкольников, дополнительно игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания, произвольной памяти, операций мышления, то есть программа развивает эмоционально-волевую и познавательную сферу ребенка в зависимости от конкретной игры.
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1. Результаты повторной диагностики
Повторно была проведена социометрия по методике с корабликом.
Обобщенные результаты социометрического исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Обобщенные результаты контрольного этапа социометрии
Группы детей | ФИ | Всего |
Лидеры | №5, №11 | 2 |
Популярные | №1, №3, №7, №8, №9, №12, №13, №4, №6, №14 | 10 |
Малопопулярные | №12, №10, №2 | 3 |
Игнорируемые | - | - |
Социометрия контрольного этапа показала отсутствие игнорируемых и увеличение группы популярных детей до 10 человек, два лидера остались по-прежнему.
Результат теста «Завершение историй». Пи ответе на вопросы по семи ситуациям в ответах детей прослеживались следующие качества (Таблица 7).
Таблица 7
Результат теста «Завершение историй»
№ | Отношение к сверстникам | Оказание помощи другому | Чувство долга | Внимате льность | Забота | Реакция на успех других | Общее кол-во |
1 | 3 | 2 | 0 | 3 | 2 | 0 | 10 |
2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 14 |
3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 13 |
4 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 11 |
5 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 12 |
6 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 12 |
7 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 11 |
8 | 4 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 13 |
9 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 10 |
10 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 16 |
11 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 13 |
12 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 15 |
13 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 13 |
14 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 11 |
15 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 14 |
Результаты методики показали положительную динамику проявления позитивных реакций детей в историях (увеличение до 4), дети в большей степени сочувствовали героям, проявляли дружелюбное отношение.
Результаты данной методики можно проанализировать методом математической статистики, например, показатели качества «забота» сравниваются статистически путем расчета t-критерия Стьюдента до и посте формирующего этапа.
№ | Констатирующий этап | Повторная диагностика | Отклонения | Квадраты отклонений |
1 | 2 | 2 | 0 | 0 |
2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
3 | 1 | 1 | 0 | 0 |
4 | 2 | 1 | 1 | 1 |
5 | 2 | 1 | 1 | 1 |
6 | 1 | 1 | 0 | 0 |
7 | 2 | 1 | 1 | 1 |
8 | 1 | 1 | 0 | 0 |
9 | 2 | 1 | 1 | 1 |
10 | 2 | 2 | 0 | 0 |
11 | 3 | 3 | 0 | 0 |
12 | 3 | 3 | 0 | 0 |
13 | 2 | 1 | 1 | 1 |
14 | 1 | 1 | 0 | 0 |
15 | 3 | 3 | 0 | 0 |
Суммы: | 29 | 23 | 6 | 6 |
Результат: tЭмп = 3.1
Критические значения
tКр | |
p≤0.05 | p≤0.01 |
2.14 | 2.98 |
Полученное эмпирическое значение t (3.1) находится в зоне значимости, то есть в результате проведения системы игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников и развития их коммуникативных способностей, произошли изменения в коммуникативной сфере дошкольников по показателю «забота», что подтверждается статистически.
Показатели качества «внимательность» также можно сравнить статистически путем расчета t-критерия Стьюдента до и посте формирующего этапа.
№ | Констатирующий этап | Повторная диагностика | Отклонения | Квадраты отклонений |
1 | 3 | 3 | 0 | 0 |
2 | 2 | 3 | -1 | 1 |
3 | 1 | 2 | -1 | 1 |
4 | 2 | 2 | 0 | 0 |
5 | 1 | 3 | -2 | 4 |
6 | 3 | 3 | 0 | 0 |
7 | 2 | 3 | -1 | 1 |
8 | 1 | 2 | -1 | 1 |
9 | 3 | 2 | 1 | 1 |
10 | 2 | 3 | -1 | 1 |
11 | 2 | 3 | -1 | 1 |
12 | 3 | 3 | 0 | 0 |
13 | 0 | 3 | -3 | 9 |
14 | 1 | 3 | -2 | 4 |
15 | 2 | 3 | -1 | 1 |
Суммы: | 28 | 41 | -13 | 25 |
Результат: tЭмп = 3.5
Критические значения
tКр | |
p≤0.05 | p≤0.01 |
2.14 | 2.98 |
Полученное эмпирическое значение t (3.5) находится в зоне значимости, что статистически подтверждает изменения в коммуникативной сфере дошкольников по показателю «внимательность».
Результаты методики «Способность к эмотивности» представлены в таблице 8.
Таблица 8
Результаты методики «Способность к эмотивности»
№ | Эмотивное восприятие | Когнитивное восприятие | Неадекватное эмоциональное реагирование |
1 | + | ||
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
9 | 4 | 2 |
Эмотивное восприятие сказки характерно для 9 детей, когнитивное для 4 и неадекватное для 2. То есть положительная динамика наблюдается.
Результат повторной диагностики влияния игровой деятельности на коммуникативный процесс в группе был также отслежен путем наблюдения за детьми в процессе игры «Жизнь в лесу». Эта игра нравится детям, и они с удовольствием играют в нее не один раз.
Наблюдение за детьми выявило наличие дружеских отношений у 67% детей группы (10 человек). То есть эти дети проявляли сочувствие к другим, самостоятельно выражали положительное отношение, желание дружить, вместе выполнять упражнение и не проявляли отрицательных эмоций к другим детям. Оставшимся 33% (5 человек) дошкольникам по-прежнему трудно проявлять открыто свои чувства, они сдержанны и, порой, некоторые агрессивно. То есть половина группы способны проявить отрицательные чувства к другим детям.
Таким образом, динамика уровня развития межличностных отношений воспитанников после реализации игровой программы положительная (от 50% до 67%), что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
3.2. Выводы и рекомендации
Вывод - анализ изученной литературы и результаты практического исследования выявляют наличие влияния игровой деятельности на развитие коммуникативной сферы и коммуникативных способностей у дошкольников.
Проделанная работа позволяет выработать общие рекомендации и для родителей, и для воспитателей по формированию и развитию коммуникативной сферы дошкольников:
- поощрять самостоятельность в мыслях и действиях ребенка, если они не вредны для окружающих;
- не мешать желанию ребенка сделать по-своему;
- уважать точку зрения воспитанника, не смотря на то, что она «глупая» или «неправильная»;
- предлагать детям больше рисунков на свободную тему, рассказов также на свободную тему, новых танцев, движений и т.д.;
- безоценочность по отношении к детским произведениям – то есть не осуждать, не разбирать по частям, не сравнивать с другими;
- не смеяться над ребенком и тем, что он предлагает или уже сотворил;
- творить и играть можно вместе с детьми, но только рядовым участником;
- не навязывать свои мысли, соображения, планы, манеру, свою веру, а, наоборот, пытаться понять воображение и мысли ребенка и найти свое место в них;
- больше внимания обращать на организацию игры;
- развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания;
- поддерживать всегда позитивный, дружелюбный эмоциональный тон, создавать такую психологическую обстановку, в которой любой ребенок будет чувствовать себя успешным.
Выводы по результатам исследования
Проделанное исследование позволяет сделать следующие заключения:
- образовательная программа в ДОУ, существующая на момент проведения исследования, была изучена и проанализирована, при этом было выявлено недостаточное внимание к развитию коммуникативной сферы дошкольника;
- подобраны методики исследования на констатирующем этапе - методики Е. О. Смирновой и В. М. Холмагорова из сборника «Межличностные отношения дошкольников» диагностика, проблемы и коррекция 2005 года - уровень развития взаимоотношений по социометрической методике «Капитан корабля», уровень отношения ребенка к окружающим - незаконченные истории или тест «Завершение историй», уровень эмотивности;
- был проведен формирующий эксперимент (реализация игровой программы для детей дошкольного возраста);
- провели контрольную диагностику, наблюдали положительную динамику развития коммуникативных способностей дошкольников и сделали вывод о влиянии игрового процесса на развитие взаимоотношений дошкольников.
Итак, формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности будет осуществляться более успешно при наличии следующих педагогических условий:
1) Использование специальных сюжетов в игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.
2) Организация предварительной работы по обогащения содержания игры: беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы, рассказы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная работа позволяет сделать заключение - игра - это не только веселое времяпровождение, но и метод, знакомящий маленького человека с окружающим миром, с особенностями взаимоотношений в этом мире и обучающий его общаться в этом мире. Чем меньше дети, тем чаще игра может применяться как образовательно-воспитательный метод.
В процессе рассмотрения вопроса цель работы была достигнута – изучены особенности влияния игровой деятельности на обучение общению детей дошкольного возраста.
Для маленького человека важно научиться правильно себя вести в окружающем мире, знать нормы и правила поведения. Игры помогают дошкольнику увидеть и понять, почувствовать неповторимость и целостность окружающего.
В процессе работы пришли к следующим выводам:
1. У дошкольника в игровой деятельности формируются личностные качества, самосознание, волевая регуляция поведения, «внутренние позиции», система отношений к себе, людям, окружающему миру.
2. Дошкольник в игре склонен к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит вокруг, делает все возможное, чтобы добиться поставленной цели. Демонстрирует качества личности.
3. В дошкольном возрасте ребенок готов видеть в людях положительное, подражать им. Формируется характер, особенно такие важные качества личности, как инициативность, воля, независимость, самостоятельность и субъектность.
4. В становлении личности дошкольника огромную роль играет используемый подход в образовательном процессе ДОУ, применяемые программы.
5. Наиболее результативным в направлении становления взаимоотношений дошкольника признан, по мнению многих специалистов, игровой подход.
Итак, выдвинутая гипотеза в процессе исследования полностью подтвердилась: организуемая игровая деятельность дошкольников способствует формированию доброжелательного отношения у дошкольников (подтверждают данные социометрии), заботливости и внимательности по отношению друг к другу (результаты теста «Завершение историй» и математическая статистика) и развития их коммуникативных способностей.
Таким образом, основная цель психологического воздействия – обеспечить психическое здоровье (психотерапия) или создать условия для оптимального развития личности на основании предельно полного использования потенциала развития (коррекция). Детей характеризует значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев деятельности. Существенно нарушается и эмоционально-личностная сфера. Игровая деятельность положительно сказывается на коррекции их состояния.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. Изд-во С-Петерб. Унта, 2010. – С.72-64.
- Авитиди М., Галкина И., Лязина М. О развитии монологической речи // Дошкольное воспитание. 2012. - № 12 - С. 34.
- Аралова, М.А. Режим дня // Воспитатель ДОУ. - №4. - 2007. - С.68 - 72.
- Войлошникова Е. Мы такие разные! // Дошкольное воспитание. 2012. - № 2-С.31.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гомезо -М.: Просвещение, 1991. – 231с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол.очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 96с.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., изд-во Мозаика- Синтез, 2008. - С.91-82.
- Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. - С.56-63.
- Зворыгина Е.В. Я играю. М., изд-во Просвещение, 2009. - С.116-119.
- Зворыгина Е. В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. //Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. – издательство «Дельта», 1998. - С.12-115.
- Иванова И., Поленок В., Рузаева А. Неделя игры и игрушки. Сценарий / / Дошкольное воспитание. 2012. - № 1 1 - С. 23.
- Исаева Е. Моя формула успеха // Дошкольное воспитание. 2012. - № 6 - С. 116.
- Киселева, Н. «Давай дружить!». Развивающее занятие с детьми старшей группы // Дошкольное воспитание. 2012. - № 10 —С. 34.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.-В.,1997.- 150 с.
- Мухина, B. Возрастная психология. Феноменология развития. –2003. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/.
- Мардахаев, Л.В.Социальная педагогика: полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. – 5-е издание, переработаннон и дополненное. – Москва: Юрайт, 2011. – 797 с.
- Пивоварова О., Аникина С. Новые обитатели детского сада // Дошкольное воспитание. 2012. - № 6 - С. 106. Михеева Т. «В поисках клада» // № 6 -С. 108.
- Петровский А. В., Ярошевский М Г., Брушлинский А. В. Общая психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: 1998. - 512 с.
- Смирнова Е. О., Холмагорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. диагностика, проблемы и коррекция. М.: Владос, 2005. -159с.
- Смирнова, Е. О. Детская психология. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009 – 576с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2008.- С.196-210.
- Юдина О., Христенко Н. Формируем нормы поведения // Дошкольное воспитание. 2012. - № 4 - С. 38.
Приложение А
Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия
«Толерантность»
Цель:
- формирование у дошкольников представлений о таких нравственных категориях как терпимость, добро, милосердие, гуманизм;
- формирование у детей терпимого отношения к представителям другой национальности, социальной группы;
Форма: беседы-игры.
Материалы: тетради, карандаши, листы.
Н. Бердяев писал: «Терпимость — добродетель свободолюбия, бережливое отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».
Ход работы
Организационный момент:
Здравствуйте, как настроение? Предлагаю начать занятие с игры. Игра «Передай по кругу». Участники передают по кругу улыбку, постукивание по плечу и т.д.
-Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявление доброты.
Основная часть:
• Упражнение «Уроки толерантности»
Представьте себе наш мир стал похож на корабль. На верхней палубе самые лучшие люди. Они молоды, успешны, здоровы, богаты и красивы. А в трюме старые и плохие люди.
Отдыхают и гуляют жители верхней палубы корабля, и только одно омрачает их существование - это те моменты, когда жители трюма, грязные и дурно пахнущие, заходят к ним воды набрать.
И вот однажды они посоветовались и решили не пускать никого с нижних палуб к себе.
Вот пришли жители нижних палуб за водой, а их не пускают. На дверях стоит охранник. Как не просили, не умоляли, не объясняли - ничего не добились. Ушли жители трюма к себе, а пить хочется и человек долго без воды не проживет.
Вопросы для обсуждения:
- Почему жители верхней палубы отказались помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Нужно ли помогать больному человеку, бомжу? А если он другой, чем вы, национальности?
- Как вы думаете, о чем незадумываются жители верхней палубы?
А наша история закончилась тем, что жители нижней палубы прорубили дырочку в днище, чтобы воды набрать и на этом история закончилась.
-Что случилось с кораблем?
-Хотели ли вы стать пассажиром такого корабля?
Иногда мы нетерпимы к самым близким людям и проявляем бурю неуправляемых эмоций, что приводит к ссорам и скандалам. Давайте разберемся, какие эмоции неуместны при общении.
• Упражнение «Поставь балл эмоции». Всем участникам раздаются бланки с перечисленными эмоциями (положительными и отрицательными) и предлагается поставить балл (от 1 до 10) около каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий. Затем идет обсуждение:
- Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими.
- Как этому научиться?
После всех ответов ведущий делает вывод, который участники записывают в тетрадях.
Ответить на вопрос, что значит владеть самим собой:
- Уважать права других.
- Проявлять терпимость к чужому мнению.
- Не причинять вреда,
- Мириться с чужим мнением.
- Не возвышать самого себя над другими.
- Уметь слушать.
Анализ занятия.
- Что для вас было новым на занятии?
- Что было уже известно?
- Оцените в баллах занятие (выкидываем пальцы).
- Сейчас я включу музыку природы (включается музыка для релаксации). Я хочу, чтобы вы услышали, как поют птицы, журчит ручей. Ощутите себя частью такого большого, живого и гармоничного мира. Повторяйте потихонечку, еле слышно, просто шевеля губами: «Я верю, что пришел в этот мир, чтобы быть счастливым». Представьте огромную вазу счастья, у вас так много счастья, что вы раздаете его вашим родным и близким, знакомым и просто тем, кто встречается случайно. Вы не боитесь раздать все. Ведь именно вы являетесь источником счастья. Именно вы делаете счастливыми людей, отдавая им хорошее настроение, понимание, тепло, терпение. Берегите себя и тех, кто рядом.
Ритуал прощания: Свободный микрофон и аплодисменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Игра как средство обучения общению" 2014-2015
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВ...
Программно-методический материал по теме: «Игра как средство обучения общению»
Тема: Игра как средство обучения общению дошкольников...
Програмно-методический материал по теме: «Игра как средство обучения общению»
«Игра как средство обучения общению»Автор: Баталина Наталья ВитальевнаМосква 2014-2015ПланВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩ...
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Игра - является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межлично...
Игра как средство обучения общению дошкольников
Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реаль...
Статья "Дидактические игры как средство обучения старших дошкольников грамоте".
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при о...
Ролевая игра как средство обучения общению
Формирование социально личностных ценностей важнейшая часть подготовки дошкольников к общению...