Методическая разработка "Игра как средство обучения общению" 2014-2015
методическая разработка (старшая группа) по теме
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_obshchenie_dou_3.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программно-методический материал по теме:
«Игра как средство обучения общению»
Автор: Маковецкая Наталья Юрьевна
Москва 2014-2015
План
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………...14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. На сегодняшний день, когда мир находится в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.
Актуальность данной работы подтверждается:
- тем, что главным условием формирования личности ребенка является организованная вокруг ребенка деятельность, общение и если у ребенка наблюдаются отклонения в поведении, способах реагирования на воспитательные воздействия, то одной из причин этого является неправильная «среда», неправильно организованная коммуникативная деятельность детей. Ребенок должен находиться в такой среде с игровой, учебной, трудовой деятельностью, которая бы способствовала накоплению опыта правильного поведения и общения;
- тема изучения игровых технологий в процессе обучения общению дошкольников действительно актуальна и интересна в наше время, так как общение в виде игры развивает, организует, появляется познавательный интерес благодаря игровым технологиям, ребенок раскрывается, как творчески, так и умственно, физически. Изучение психолого - педагогической литературы доказывает, что игровая деятельность дошкольников – это необходимое условие их личностного развития, становления их коммуникативной сферы. Игра доставляет детям радость, содействует их познавательному и психическому развитию. Игра воспитывает любовь к природе, доброжелательность друг к другу, бережное отношение ко всему живому, а также игра способствует успешной социализации ребенка в окружающем мире.
Работая над изучением теоретического наследия педагогов и психологов, а также самостоятельно изучая данный вопрос, мы пришли к выводу, что данная проблема не достаточно освещена и исследована. Поэтому, весь теоретический и практический материал этой работы направлен на раскрытие данного вопроса. Проблема общения и межличностного взаимодействия на наш взгляд очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей. И как средство используется игра.
Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По нашему мнению игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей в дошкольном возрасте и лучшее средство преодоления проблем развития общения у дошкольников.
Таким образом, степень научной разработанности проблемы достаточно высокая, весьма важными для нашего исследования являются научные разработки в области игровой деятельности дошкольников зарубежных и отечественных ученых: Ф. Бойтендайка, П.П. Блонского, К. Бюлера, Л.С. Выготского, К. Гросса, В.В. Зеньковского, Д.А. Колоцца, Г. Компере, Н.А. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Михайленко, В. Штерна, Д.Б. Эльконина и др. Тем не менее, несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных проблемам коммуникативной культуры (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Г.И. Щукина и др), специального исследования по проблеме формирования коммуникативной культуры дошкольников средствами игровых технологий не проводилось.
Вопросами влияния игровой деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста занимались следующие педагоги и психологи: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев, Л.А. Пельевская, Н.М. Аксарина. Например, В.Н. Мясищев дает определение этих отношений "Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных социальных связей личности с различными сторонами объектной действительности «[6, с.65].
Цель: изучить влияние игры на формирование и развитие сферы общения в дошкольном возрасте.
Задачи:
- Раскрыть сущность понятия «общение», его содержание в дошкольном возрасте.
- Охарактеризовать место, роль и возможности игровой деятельности в процессе обучения общению дошкольников
- Экспериментально проверить использование игровой технологии в развитии коммуникативной сферы дошкольников.
Методы:
1.изучение теоретической литературе проблеме ,
2.наблюдение,
3.беседа,
4.диагностика,
5.анализ.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Б.Г. Ананьев рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. При этом он указывал: общение как деятельность общественного индивида не всегда принимается во внимание. Особо следует отметить направление, которое сформулировал Б.Г. Ананьев в проблеме общения: познание участниками общения друг друга. Для нас интересна точка зрения Е.И. Пассова, который обращает внимание на то, что общение и деятельность - относительно самостоятельные, хотя и тесно взаимосвязанные стороны единого процесса жизни, и между ними существует множество переходов. Е.П. Ильин определяет общение как специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию.
При изучении процессов общения зарубежные исследователи (Н. Винер, В. Шрамм, Г. Лассуэлл, Э. Беттингхауз, В. Вайсе) давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными (Н. Федоров, П. Флоренский, В. Вернадский, М. Бахтин, Ю. Лотман и др.). В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия. В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. Однако исследователи Т.Г. Грушевицкая, Л.И.Галигузова, А.П. Садохин указывают на то, что существует точка зрения, согласно которой базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями) [8, с. 60]. Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). Исследователи делают вывод о том, что понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком).
На дошкольном этапе детского развития форма общения соответствует содержанию. Ребенок растет и, постепенно меняется содержание его деятельности, которое перерастает форму общения дошкольника. Наступает противоречие, разрешимое только сменой форм общения, то есть требуется новая форма общения, которая бы удовлетворяла все потребности ребенка, содержание его деятельности и общения с окружающими его людьми.
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л. И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей. Общение является предметом изучения многих наук. Психологические основы общения разрабатывались в исследованиях А.Б. Добровича, Е .Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.Т. Курбановой, Ф.М. Рахматулиной и др. [14, с.40].
Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. В исследованиях Л.С. Выготского намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок–ребенок» и «ребенок–взрослый» в психическом развитии детей [6, с.15].
Ситуативно–личностное общение характерно для младенцев, его суть состоит в стимуляции формирования у младенцев перцептивных действий в анализаторах ребенка. В действиях ребенок знакомится с предметным миром, что ведет к прогрессу развития его когнитивных процессов. В первые пол года жизни ребенок начинает хватать все вокруг себя – это его общение с окружающим миром.
Постепенно хватание перерастает в манипуляцию с предметами окружающего мира. И, именно манипуляция поднимает ребенка на новую форму общения - ситуативно–деловое общение.
Велико значение ситуативно–делового общения для дошкольника - оно естественно ведет к дальнейшему развитию предметной деятельности детей и, в дальнейшем, к возникновению и развитию речи. После того, как ребенок начинает владеть речью, его развитие идет быстрыми темпами, преодолен порог общения, барьер, отделяющий дошкольника от взрослых людей. Это делает ненужной прежнюю форму общения и возникает потребность в ее смене.
Третья форма общения дошкольника - внеситуативно–познавательное общение. Данная форма общения оказывает помощь детям в расширении рамок мира, доступного для познания дошкольником. Внеситуативно–познавательное общение позволяет дошкольнику познать и понять многое в окружающем мире. Именно эта форма общения развивает большими темпами мышление ребенка, познавательный интерес дошкольника.
Психологические особенности дошкольника очень тесно связаны с его развитием: с органическим созреванием и физическим ростом.
На этапе дошкольного возраста особо значимы имеющиеся у него и формируемые коммуникативные умения (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, В.А. Петровский, А.Г. Рузская, Е.Е. Шулешко и др.): их отсутствие затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, усложняя процесс общения в целом. Именно развитая коммуникация, продиктованная необходимостью подготовки ребёнка к реальному процессу его взаимодействия с миром за рамками дошкольного учреждения, является основным направлением социально-личностного развития ребенка. Это соотносится с взглядами на основные задачи развития дошкольника основоположников отечественной детской психологи - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной [14, с.23]. К началу дошкольного возраста у ребенка существует довольно высокий уровень компетентности в освоении предметного мира, который его окружает. Ребенок хорошо научился пользоваться посудой, одежной, мебелью. Освоил пространство своего жилища. Высокий уровень операционально-технических возможностей вызывает у него ощущение соразмерности с взрослым, осознанию приближенности к его возможностям. Появляющееся в самосознании «чувство гордости за свои достижения», дошкольник стремится к самостоятельности в использовании предметов человеческой культуры [6, с.54]. На этом пути его ждет новое открытие - оказывается, человеческие поступки определяются не техническими свойствами предметного мира. Впервые для ребенка возникает вопрос: «Зачем ты это сделал?» (до этого основным вопросом для ребенка было «Как сделал?»). Ответ на него лежит уже не в устройстве объектов. Человеческие действия можно разделить на два типа - инструментально ориентированные, направленные на достижение эффекта в материальном, физическом мире, и социально ориентированные, коммуникативные действия, осуществляемые с участием эмпатии, сопровождаются пониманием социальных отношений. В онтогенезе первично возникают предметные действия, детерминированные внешним полем действия. В связи с взрослением, увеличивается доля действий, задаваемых культурным контекстом развития ребенка. За человеческими действиями ребенок открывает мир человеческих отношений. По мнению В. Мухиной возникает стремление овладеть этими отношениями, быть в них как взрослый [15].
В реальной ситуации человеческого взаимодействия возможности полноправного участия ребенка ограничены. Не будучи компетентным, в плане социального взаимодействия, ребенок не может участвовать в отношениях взрослых, которые ограждают себя от деструктивного вмешательства. Возможность реализовать нереализуемые в реальности стремления осуществляется ребенком в ролевой игре со сверстником. Сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок, приняв на себя роль, начинает действовать от имени того или иного персонажа, становится ведущим для этого возраста видом деятельности. По мере взросления дошкольников все больше начинают привлекать события, происходящие в мире людей, а не вещей. Человеческие отношения, нормы поведения становятся важным моментом в содержании общения ребенка со взрослым. Так рождается наиболее зрелая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, отметила Е.В. Никифорова, является ее отличительной особенностью. Общность взглядов и эмоциональных оценок с взрослым служит для ребенка критерием их правильности.
Итак, в дошкольном возрасте происходит развитие личности, а именно таких ее важных сторон как эмоционально-мотивационная регуляция, формирование основных личностных качеств (даже внутренней позиции), психологические новообразования (в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти, мышления, речи общения, проявлении индивидуальности). У дошкольников усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений. Ребенку важны и необходимы оценки поведения. Здесь особенное значение имеют игры, отмечает Д.Б.Эльконин. [22, с. 200]. Активизируется саморегуляция - личностная и нравственная. Складывается определенная нравственная позиция. Наблюдается стремление к признанию и одобрению, потребность в достижении успехов, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, чувство долга. Определяется отношение к окружающим (не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни).
Особенности рефлексивного сознания дошкольников отражают качественно новый этап в развитии их субъектности. Дошкольник имеет уже достаточно богатый опыт общения с окружающими, в частности со сверстниками, на основе которого формируется его социальная «Я» - идентичность и осуществляется переход от эгоцентрической позиции к рефлексивной. Указанный процесс упорядочивают общение и взаимоотношения детей и приводят, что касается дошкольников, к формированию трех типов оценочных позиций - равенства со сверстником, превосходства над ним и неравенства в пользу ровесника [20, с.112].
В этом возрасте дети способны к самосознанию, руководствуются определенными нравственными нормами, способны даже к нравственной саморегуляции. М.А.Аралова отмечает, что усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений [3, с. 70].
Таким образом, психологические особенности дошкольников складываются в его психологический портрет, главными характеристиками которого являются активность и непосредственность эмоций, яркость чувств, способность к рассуждению и наглядно-образному мышлению, предпочтение ролевой игре и развитость воображения, а также управляемость волевой сферой и способность к само регуляции.
Дошкольный возраст имеет свои возрастные особенности, однако этот возраст может очень многое сказать о формирующейся личности ребенка. Дошкольники эмоционально открыты и, поэтому личность ребенка в общении со сверстниками достаточно ярко проявляется. В этом возрасте дружеские отношения чаще всего мимолетны и неустойчивы, возникает множество конфликтов между детьми. И если они не будут правильно развиваться, то это может сказаться на негативном развитии межличностных отношений ребенка. Возникшие проблемы порой кажутся взрослым неважными, но они ведут к острым эмоциональным переживаниям ребенка и могут найти свой выход в злости, обиде, негативизме, подозрительности, чувстве вины. А уже эти чувства и переживания нельзя назвать безобидными, они способны повлиять на будущее формирование межличностных отношений ребенка в детской группе и в целом на становление роли школьника и формирование мотивации учения.
Изучение теоретических аспектов изучаемого вопроса, анализ литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:
- психологические особенности дошкольника состоят в том, что ребенок соотносит свои оценки и суждения с мнением взрослого человека, так как его социально ориентированные, коммуникативные действия сопровождаются пониманием социальных отношений;
- у дошкольника возникает стремление овладеть миром человеческих отношений, быть в них как взрослый;
- у дошкольников усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений и ему важны при этом оценки поведения. Здесь особенное значение имеют игры;
- усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений, то есть речь идет о нравственной саморегуляции дошкольника.
Итак, каждая форма общения дошкольника отличается друг от друга, выполняет определенную функции в развитии ребенка, способствует становлению его коммуникативной культуры и, в конечном итоге, влияет на дальнейшую социализацию ребенка.
1.2. Выводы и рекомендации
Вывод - анализ изученной литературы и результаты практического исследования выявляют наличие влияния игровой деятельности на развитие коммуникативной сферы и коммуникативных способностей у дошкольников.
Проделанная работа позволяет выработать общие рекомендации и для родителей, и для воспитателей по формированию и развитию коммуникативной сферы дошкольников:
- поощрять самостоятельность в мыслях и действиях ребенка, если они не вредны для окружающих;
- не мешать желанию ребенка сделать по-своему;
- уважать точку зрения воспитанника, не смотря на то, что она «глупая» или «неправильная»;
- предлагать детям больше рисунков на свободную тему, рассказов также на свободную тему, новых танцев, движений и т.д.;
- безоценочность по отношении к детским произведениям – то есть не осуждать, не разбирать по частям, не сравнивать с другими;
- не смеяться над ребенком и тем, что он предлагает или уже сотворил;
- творить и играть можно вместе с детьми, но только рядовым участником;
- не навязывать свои мысли, соображения, планы, манеру, свою веру, а, наоборот, пытаться понять воображение и мысли ребенка и найти свое место в них;
- больше внимания обращать на организацию игры;
- развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания;
- поддерживать всегда позитивный, дружелюбный эмоциональный тон, создавать такую психологическую обстановку, в которой любой ребенок будет чувствовать себя успешным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная работа позволяет сделать заключение - игра - это не только веселое времяпровождение, но и метод, знакомящий маленького человека с окружающим миром, с особенностями взаимоотношений в этом мире и обучающий его общаться в этом мире. Чем меньше дети, тем чаще игра может применяться как образовательно-воспитательный метод.
В процессе рассмотрения вопроса цель работы была достигнута – изучены особенности влияния игровой деятельности на обучение общению детей дошкольного возраста.
Для маленького человека важно научиться правильно себя вести в окружающем мире, знать нормы и правила поведения. Игры помогают дошкольнику увидеть и понять, почувствовать неповторимость и целостность окружающего.
В процессе работы можно прийти к следующим выводам:
1. У дошкольника в игровой деятельности формируются личностные качества, самосознание, волевая регуляция поведения, «внутренние позиции», система отношений к себе, людям, окружающему миру.
2. Дошкольник в игре склонен к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит вокруг, делает все возможное, чтобы добиться поставленной цели. Демонстрирует качества личности.
3. В дошкольном возрасте ребенок готов видеть в людях положительное, подражать им. Формируется характер, особенно такие важные качества личности, как инициативность, воля, независимость, самостоятельность и субъектность.
4. В становлении личности дошкольника огромную роль играет используемый подход в образовательном процессе ДОУ, применяемые программы.
5. Наиболее результативным в направлении становления взаимоотношений дошкольника признан, по мнению многих специалистов, игровой подход.
Итак, выдвинутая гипотеза в процессе исследования полностью подтвердилась: организуемая игровая деятельность дошкольников способствует формированию доброжелательного отношения у дошкольников (подтверждают данные социометрии), заботливости и внимательности по отношению друг к другу (результаты теста «Завершение историй» и математическая статистика) и развития их коммуникативных способностей.
Таким образом, основная цель психологического воздействия – обеспечить психическое здоровье (психотерапия) или создать условия для оптимального развития личности на основании предельно полного использования потенциала развития (коррекция). Детей характеризует значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев деятельности. Существенно нарушается и эмоционально-личностная сфера. Игровая деятельность положительно сказывается на коррекции их состояния.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. Изд-во С-Петерб. Унта, 2010. – С.72-64.
- Авитиди М., Галкина И., Лязина М. О развитии монологической речи // Дошкольное воспитание. 2012. - № 12 - С. 34.
- Аралова, М.А. Режим дня // Воспитатель ДОУ. - №4. - 2007. - С.68 - 72.
- Войлошникова Е. Мы такие разные! // Дошкольное воспитание. 2012. - № 2-С.31.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гомезо -М.: Просвещение, 1991. – 231с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол.очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 96с.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., изд-во Мозаика- Синтез, 2008. - С.91-82.
- Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. - С.56-63.
- Зворыгина Е.В. Я играю. М., изд-во Просвещение, 2009. - С.116-119.
- Зворыгина Е. В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. //Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. – издательство «Дельта», 1998. - С.12-115.
- Иванова И., Поленок В., Рузаева А. Неделя игры и игрушки. Сценарий / / Дошкольное воспитание. 2012. - № 1 1 - С. 23.
- Исаева Е. Моя формула успеха // Дошкольное воспитание. 2012. - № 6 - С. 116.
- Киселева, Н. «Давай дружить!». Развивающее занятие с детьми старшей группы // Дошкольное воспитание. 2012. - № 10 —С. 34.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.-В.,1997.- 150 с.
- Мухина, B. Возрастная психология. Феноменология развития. –2003. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/.
- Мардахаев, Л.В.Социальная педагогика: полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. – 5-е издание, переработаннон и дополненное. – Москва: Юрайт, 2011. – 797 с.
- Пивоварова О., Аникина С. Новые обитатели детского сада // Дошкольное воспитание. 2012. - № 6 - С. 106. Михеева Т. «В поисках клада» // № 6 -С. 108.
- Петровский А. В., Ярошевский М Г., Брушлинский А. В. Общая психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: 1998. - 512 с.
- Смирнова Е. О., Холмагорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. диагностика, проблемы и коррекция. М.: Владос, 2005. -159с.
- Смирнова, Е. О. Детская психология. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009 – 576с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2008.- С.196-210.
- Юдина О., Христенко Н. Формируем нормы поведения // Дошкольное воспитание. 2012. - № 4 - С. 38.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Консультации для воспитателей, беседа с родителями , детьми, дидактические игры, стихотворения, рекомендации для родителей, рекомендации воспитателям и родителям.
Приложение №1
Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия
«Толерантность»
Цель:
- формирование у дошкольников представлений о таких нравственных категориях как терпимость, добро, милосердие, гуманизм;
- формирование у детей терпимого отношения к представителям другой национальности, социальной группы;
Форма: беседы-игры.
Материалы: тетради, карандаши, листы.
Н. Бердяев писал: «Терпимость — добродетель свободолюбия, бережливое отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».
Ход работы
Организационный момент:
Здравствуйте, как настроение? Предлагаю начать занятие с игры. Игра «Передай по кругу». Участники передают по кругу улыбку, постукивание по плечу и т.д.
-Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявление доброты.
Основная часть:
• Упражнение «Уроки толерантности»
Представьте себе наш мир стал похож на корабль. На верхней палубе самые лучшие люди. Они молоды, успешны, здоровы, богаты и красивы. А в трюме старые и плохие люди.
Отдыхают и гуляют жители верхней палубы корабля, и только одно омрачает их существование - это те моменты, когда жители трюма, грязные и дурно пахнущие, заходят к ним воды набрать.
И вот однажды они посоветовались и решили не пускать никого с нижних палуб к себе.
Вот пришли жители нижних палуб за водой, а их не пускают. На дверях стоит охранник. Как не просили, не умоляли, не объясняли - ничего не добились. Ушли жители трюма к себе, а пить хочется и человек долго без воды не проживет.
Вопросы для обсуждения:
- Почему жители верхней палубы отказались помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Нужно ли помогать больному человеку, бомжу? А если он другой, чем вы, национальности?
- Как вы думаете, о чем не задумываются жители верхней палубы?
А наша история закончилась тем, что жители нижней палубы прорубили дырочку в днище, чтобы воды набрать и на этом история закончилась.
-Что случилось с кораблем?
-Хотели ли вы стать пассажиром такого корабля?
Иногда мы нетерпимы к самым близким людям и проявляем бурю неуправляемых эмоций, что приводит к ссорам и скандалам. Давайте разберемся, какие эмоции неуместны при общении.
• Упражнение «Поставь балл эмоции». Всем участникам раздаются бланки с перечисленными эмоциями (положительными и отрицательными) и предлагается поставить балл (от 1 до 10) около каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий. Затем идет обсуждение:
- Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими.
- Как этому научиться?
После всех ответов ведущий делает вывод, который участники записывают в тетрадях.
Ответить на вопрос, что значит владеть самим собой:
- Уважать права других.
- Проявлять терпимость к чужому мнению.
- Не причинять вреда,
- Мириться с чужим мнением.
- Не возвышать самого себя над другими.
- Уметь слушать.
Анализ занятия.
- Что для вас было новым на занятии?
- Что было уже известно?
- Оцените в баллах занятие (выкидываем пальцы).
- Сейчас я включу музыку природы (включается музыка для релаксации). Я хочу, чтобы вы услышали, как поют птицы, журчит ручей. Ощутите себя частью такого большого, живого и гармоничного мира. Повторяйте потихонечку, еле слышно, просто шевеля губами: «Я верю, что пришел в этот мир, чтобы быть счастливым». Представьте огромную вазу счастья, у вас так много счастья, что вы раздаете его вашим родным и близким, знакомым и просто тем, кто встречается случайно. Вы не боитесь раздать все. Ведь именно вы являетесь источником счастья. Именно вы делаете счастливыми людей, отдавая им хорошее настроение, понимание, тепло, терпение. Берегите себя и тех, кто рядом.
Ритуал прощания: Свободный микрофон и аплодисменты.
Рекомендации воспитателям и родителям.
. воспитателям и родителям необходимо стимулировать активное поведение ребенка
.необходимо использовать в педагогической работе с детьми прямые и косвенные приемы обучения и руководства деятельностью ребенка;
.проявлять терпение, настойчивость в обучении и закреплении привычек поведения.
. организовать содержательную самостоятельную деятельность;
.создавать в дошкольном учреждении и в семье педагогические условия, необходимые для проявления;
Предлагается воспитателю:
.поддерживать тесную связь с родителями
.родителям дать консультации и рекомендации, которые обеспечат успешность в общении ребенка;
. повысить педагогическую грамотность родителей по проблеме формирования навыков общения в игре;
Предлагается родителям:
.почитать литературу по формированию навыков общения в игре;
.создать благоприятные условия в семье
.поддерживать интерес детей к общению;
.поощрять за достижения;
.поддерживать дальнейшее развитие общения в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания...
Методическая разработка "Сказка как средство обучения детей грамоте"
МДОУ детский сад общеразвивающего вида «АБВГДейка» Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:«Путешествие в страну волшебных звуков»...
Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)
В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...
II Критерий. Организация предметно - развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно - методический комплекс, технический средства обучения, ИКТ, нагляжно - дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
Паспорт группы размещен на сайте nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/15/pasport-gruppy-teremok...