Экологический проект "Миска Добра"
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №421 ИМЕНИ СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА РОВБЕЛЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Развитие добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства».
Автор:
Старкова Инна Юрьевна
Новосибирск 2023г.
Актуальность проекта.
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Л.Н. Толстой
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: « ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6)
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о развитии волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым и окружающему миру. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.
Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Наш детский сад выбрал – волонтерское движение. Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом – «Акция» с успехом применяется нашими волонтёрами. Тематика их самая разнообразна, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума. Наш детский сад не первый год активно принимает участие в таких акциях как: «Добрый урожай», «Добрые крышечки», «Миска добра», «Разрядка», Мы взяли попечительство над одним из частных приютов «передовая им отходы». Участие в этих акциях способствовало формированию у детей и взрослых позитивных установок на добровольческую деятельность.
Цель проекта: способствовать развитию добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства. (На примере акции «Миска добра»).
Задачи проекта:
Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада и его сотрудников.
Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
Воспитывать у детей милосердие, трудолюбие;
Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в акции «Миска добра»;
Составить план мероприятий проекта и реализовывать его ежегодно.
Этапы, содержание и методы проекта.
Длительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители воспитанников ДОУ.
Мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки |
Подготовительный этап | ||
Изучение литературы по теме проекта, ознакомление с передовым опытом. | Разработка плана реализации проекта. | 1 неделя сентября |
Подготовка методических материалов по теме. | Подготовка материалов для бесед с детьми, презентаций, информации для родителей и педагогов. (приложение 2) | 2 неделя сентября |
Объявление об акции «Миска добра». | Привлечение волонтеров для участия в акции. | 3 неделя сентября |
Составление перспективных планов работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ. | Перспективные планы работы с детьми, с родителями и педагогами ДОУ. (приложение 1) | 1 неделя сентября |
Основной этап | ||
Реализация плана проекта | Системность взаимодействия участников проекта | Сентябрь |
Информирование о ходе акции. | Вовлечение в акцию детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ. | Сентябрь |
Заключительный этап | ||
Подведение результатов проекта. Награждение участников акции. | В приют переданы корм, средство гигиены, игрушки в том числе сделанные своими руками . Объявление благодарности всем участникам акции. | Конец сентября |
На протяжении всех этапов реализации проекта применяются следующие методы и приемы
- образовательная деятельность в режимных моментах,
-экспериментирование;
-беседа;
- просмотр презентации, подготовленных педагогом;
- обсуждение;
- информация в родительском уголке;
- конкурсы рисунков;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры
Прогнозируемые конечные результаты деятельности.
По завершению всех проектных мероприятий, планируется достижение следующих результатов у детей:
-сформированы практические навыки участия в волонтерском движении у всех участников образовательного процесса;
-в приют переданы собранный корм, средство гигиены, игрушки, сделанные собственными
Приложение № 1
Перспективный план работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ по участию в акции «Миска добра».
1 неделя | Анкетирование родителей и сотрудников ДОУ «Что вы знаете о волонтерах?». Цель: выявить уровень знаний о волонтерстве и заинтересованность в участии. Объявление об акции «Миска добра». Цель: познакомить детей, родителей, сотрудников ДОУ с акцией и ее правилами. Информация в родительском уголке «Кто такие волонтеры». Цель: популяризация волонтерского движения. Информирование детей, родителей и сотрудников ДОУ о благотворительном сборе кормов средство гигиены, игрушек. |
2 неделя | Беседа: «Мы - маленькие волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и объяснить суть работы волонтеров. Конкурс рисунков. Мой питомиц. Цель. Прививать любовь к домашним животным, Непосредственно образовательная деятельность. Помощь бездомным животным Цель. расширение представлений у детей дошкольного возраста о направлениях экологического волонтерства. Беседа: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Цель: информировать детей о важности участия в акции «Миска-добра». Д/игра: «Кто чем питается?». Цель: уточнить знания детей о питании домашних животных. Вечер пословиц и поговорок «Даешь другому - приобретаешь себе». Цель: формировать увлеченность детей идеями добра и красоты. Беседа «О Новосибирском приюте». Цель: познакомить детей с обитателями приюта и уходом за ними. Вызвать желание участвовать в акции «Миска-добра», проявлять ответственность по отношению к животным. |
3 неделя | Конкурс. Создай книжку малышку. Цель: формировать увлеченность акцией «Миска-добра». Презентация «Маленькие волонтеры». Цель: познакомить детей с работой волонтеров Выпуск буклета «Узнай о волонтерстве». Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позиции. Беседа: «Чтобы помогать не надо быть супергероем». Цель: формировать у детей позитивных установок на добровольческую деятельность. Чтение художественной литературы. Птичка. Л.Толстой. Цель. Учувствовать в обсуждении рассказа, воспитывать доброе отношение ко всему живому. Передача собранных кормов, игрушек, средств гигиены в первый городской приют города Новосибирска. Поощрение участников акции. |
4 неделя | Передача собранных кормов, игрушек, средств гигиены в первый городской приют города Новосибирска. Поощрение участников акции. |
Приложение №2
Беседа с детьми подготовительной группы на тему:
«Кто такие волонтеры?»
Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.
Задачи:
- познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
- определить типы волонтерской и общественно – полезной деятельности;
- формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Материалы: иллюстрации с изображением детей, выполняющих разные добрые дела.
Ход беседы:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну добрых дел. Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной человек, называются добрыми? (дети отвечают на вопрос). Правильно, когда человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца, чтобы сделать другим приятно. Назовите мне, пожалуйста, какие добрые дела могут сделать дети по отношению друг к другу, к взрослому, к своим родителям? (дети отвечают на вопрос). Молодцы, ребята. А вы знаете, в нашей стране сейчас идет год добровольца, или по-другому год- волонтера. Волонтер, ребята, это тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто в этом нуждается.
Давайте рассмотрим картинки, которые висят на доске и поговорим о том, что делают дети, изображенные на этих картинках, добрые ли дела они делают:
На первой картинке, ребята, старший мальчик играет с малышом. Как вы думаете, хорошо ли он поступает.
На второй, девочка помогает старенькой бабушке.
На следующей картинке, дети помогают птичкам зимой, они заботятся о них.
На другой картинке, дети помогают в приюте для животных.
Дети сажают дерево, они хотят, чтобы наша земля была красивой и зеленой. Это добрый поступок ребята
Дети собирают листья и мусор на участке, они хотят, чтобы город был чистым и красивым.
Скажите мне ребята, про какие поступки можно сказать, что они добрые (дети отвечают на вопрос).
А вы помните, кто такие волонтеры? Это люди: взрослые и дети, которые добровольно помогают другим людям (детям, больным, старикам, помогают животным, оказавшимся в трудной ситуации, хотят сделать край, где они живут, чистым и красивым).
Быть волонтером, добровольцем ребята, очень хорошо и почетно. Про таких людей написано вот такое стихотворение:
Спасибо, скажем волонтёрам
Им стоит просто поклониться,
Не прибегая к разговорам
Они идут добром делиться
Они свой труд отдать и время,
Готовы там, где всех нужнее,
Ведь помощь людям им не бремя,
А мир становится добрее.
Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для начала по отношению к своим близким и друзьям. Будем сами, без подсказки помогать маме, играть с младшими братьями и сестрами, делиться с друзьями своими игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир.
Информация для родителей и педагогов.
Кто такие волонтеры?
Волонтеры — это люди, которые делают добрые дела регулярно, бескорыстно и добровольно. Как правило, они помогают кому-то исходя из того, что им лично не безразлично и за что они переживают. Они берут под свою опеку людей или животных — заботятся, навещают, замечают, чем могут помочь, и помогают. Например, ходят каждые выходные и выгуливают взятую под опеку собаку в приют для животных.
Когда лучше говорить с ребенком.
«Чем раньше рассказать ребенку о волонтерстве, тем лучше. Тем больше вы сможете заложить в него доброго, вечного. Главное – рассказывать ему об этом простыми словами: кто такой волонтер, почему он помогает, почему вообще важно помогать.
Проще всего для начала объяснить темы экологии и помощи животным — Чем раньше мы объясним ребенку необходимость бережного отношения к окружающему миру, тем больше шансов, что это войдет у него в привычку на всю жизнь. Это же так просто: не мусорить, сдавать пластик и бумагу в переработку, выключать за собой свет и воду, заботиться о животных».
Родители должны показывать все, о чем говорят, на своем примере ( «вот так я намочил щетку и, пока чищу зубы, выключил воду», «а вот мы вместе покупаем корм для собак из приюта»). Потому что без примера это просто не работает.
Еще один значимый момент — не допускайте ревности со стороны ребенка, мыслей, что вы уделяете кому-то больше внимания, чем ему. При правильной подаче маленький волонтер быстро поймет, каким важным делом он занимается, станет делать это с удовольствием.
Приложение№3
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
Детский сад № 421 имени Сергея Николаевича Ровбеля
Сценарий педагогического мероприятия в подготовительной группе
Тема: «Помощь бездомным животным».
Подготовила:
Сайченко Татьяна Дмитриевна
г. Новосибирск 2022
Цель: расширение представлений у детей 6-7 лет о направлениях экологического волонтерства
Задачи:
- Познакомить детей с направлениями экологического волонтерства
- Развивать наблюдательность
- Воспитывать доброжелательное отношение к бездомным животным.
Оборудование:
Карточки с изображением кошки и собаки.
Музыка с песней «Бездомная кошка» (Автор А. Пряжников исполняет Хор Великан)
Мультфильм «Возьми меня»
Атрибуты для изготовления игрушек. (игрушка конфета для собак, мышка для кошек)
Коробка. (картонная коробка для отправки в приют благотворительной помощи)
Плакат с информацией об экологической акции
Значки волонтёра
Смайлики
Ожидаемые результаты:
- Дети могут демонстрировать желание участвовать в экологическом волонтёрском движении.
- Могут продемонстрировать доброжелательное отношение
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД, форма организации | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Заинтересовать детей к предстоящей деятельности. | Ребята, здравствуйте! Меня зовут Татьяна Дмитриевна. (Знакомство с детьми) Ребята вы любите смотреть мультфильмы? Давайте посмотрим. (Просмотр мультфильма «Возьми меня») | Речевое развитие коммуникативная деятельность | Беседа, показ мультфильма | Речь, видеофильм «Возьми меня» | Дети заинтересованы к предстоящей деятельности |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД, форма организации (коллективная) | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
• Познакомить детей с направлениями экологического волонтерства • Развивать наблюдательность • Воспитывать доброжелательное отношение к бездомным животным. | Ребята про кого был мультфильм? Как животные попадают в приют? Ответы детей Да ребята, к сожалению люди наигравшись с пушистым комочком, позже выбрасывают их на улицу. Эти люди не осознают всей ответственности, когда заводят себе питомца. Что за ним надо ухаживать кормить, лечить если животное заболеет не 1. 2 месяца, а это долгие годы 10-15 лет. Поэтому прежде чем завести себе животное надо подумать готов ли ты взять на себя такую ответственность. Вы, когда ни будь встречались на улице бездомные животные? Ответы детей Вы, наверное, ребята знаете, что бездомные животные чаще встречаются злые, но злые они были не всегда это человек его сделал злым животным. После того как животное кошку или собаку выкинули на улицу, они перестают доверять людям, щипают что человек их предал и может сделать им больно. Вы знаете, что таких животных надо опасаться? Расскажите, как нужно себя вести при встрече, например, со стаей собак? Ответы детей Позже этих собак кошек отлавливают, и они оказываются в приюте. Больных животных начинают лечить, ставить прививки всех их надо кормить ухаживать за ними. К сожалению приютов, становится всё больше и больше. И уже без помощи добрых людей не обойтись. Есть такие люди которых называют волонтёры приезжают в приют привозят корм для животных миски, лотки, игрушки. Играют с ними, чистят вольеры. Совершенно безвозмездно. Волонтеры — это те люди, которые делают добрые дела, и не ждут награды. Просто у них доброе сердце. Как вы думаете хорошо животным в приюте? Ответы детей Нет конечно, но некоторым везёт их забирают не равнодушные люди к себе домой, дарят любовь и заботу. Есть ли у вас домашние животные? Ответы детей Как вы за ними ухаживаете? Ответы детей. А вам хотелось бы помочь тем животным, которые находятся в приюте? Чем мы с вами можем помочь? Ответы детей. Воспитатель разворачивает плакат с информацией об экологической акции: Поможем животным вместе Воспитатель: Нам предлагают принять участие в акции «Игрушки для бездомных животных» вы согласны стать волонтерами и помочь животным? Ка вы думаете зачем животным играть? Дети: ответы Воспитатель. Каждому животному, как и человеку надо двигаться бегать, прыгать чтоб быть здоровыми. Но прежде чем мы с вами сделаем игрушки я предлагаю вам поиграть. Физминутка под песню бездомная кошка….. Воспитатель: Прежде чем принять участие в акции вам, как волонтерам, следует пройти подготовку и узнать особенности акции. Вы готовы? Тогда приступим: нас просят сделать игрушки для кошек и собак: конфета из носка для собак, и мышка из контейнера от киндер-сюрприза для кошек (демонстрирует игрушки). Схемы нам предоставили, посмотрите, все ли вам понятно? Ответы детей У нас задание сделать игрушки для кошек и собак, значит нужны две команды… как нам поступить? Ответы детей Выбирайте карточку, у кого карточка с собакой проходят за этот стол у кого с кошкой за другой. На столах лежат схемы изготовления ( изготовление игрушек. Конфета для собаки из носочка, и мышка из контейнера от киндер сюрприза) Воспитатель. Ребята — вот коробка в которую мы уберём наши игрушки, а позже передадим их в приют для бездомных животных. Наша акция подошла к концу, теперь вы настоящие экологические волонтеры. Вручаю вам удостоверение волонтеров (раздает удостоверение). Ребята, вы можете забрать схемы поделок в свою группу. Расскажите ребятам, воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам про доброе дело, которое мы с вами сделали может появятся ещё желающие помочь, вы можете научить других делать такие игрушки для бездомных животных. Вы всё это соберёте в коробочку и взрослые передадут всё это в приют. Ребята что мы свами сегодня сделали? Ответы Детей. Трудно ли совершать добрые дела? Ответы Детей. | Познавательное развитие Физическое развитие | Беседа, физминутка, конструирование | Речь, плакат с акцией, схемы, бросовый материал | Дети познакомились с направлениями экологического волонтерства, развили наблюдательность, проявляют доброжелательность к бездомным животным. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД, форма организации (коллективная) | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Проанализировать результаты совей деятельности. | Ребята, предлагаю оценить свою работу на «Лесенке успеха». Первая ступенька – могу делать с чьей-то помощью. Вторая ступенька – могу делать сам. Третья ступенька – могу научить кого-то. Ребята, большое спасибо за помощь, очень приятно было с вами посотрудничать. | Социально- коммуникативное; Коммуникативная деятельность | Беседа | Речь | Дети проанализировали свою деятельность. |
Воспитатель: Ребята про кого был мультфильм?
Как животные попадают в приют?
Ответы детей….
Воспитатель. Да ребята, к сожалению люди наигравшись с пушистым комочком, позже выбрасывают их на улицу. Эти люди не осознают всей ответственности, когда заводят себе питомца. Что за ним надо ухаживать кормить, лечить если животное заболеет не 1. 2 месяца, а это долгие годы 10-15 лет. Поэтому прежде чем завести себе животное надо подумать готов ли ты взять на себя такую ответственность.
Вы, когда ни будь встречались на улице бездомные животные?
Вы, наверное, ребята знаете, что бездомные животные чаще встречаются злые, но злые они были не всегда это человек его сделал злым животным. После того как животное кошку или собаку выкинули на улицу, они перестают доверять людям, щипают что человек их предал и может сделать им больно.
Вы знаете, что таких животных надо опасаться?
Расскажите, как нужно себя вести при встрече, например, со стаей собак?
Ответы детей.
Воспитатель. Позже этих собак кошек отлавливают, и они оказываются в приюте.
Больных животных начинают лечить, ставить прививки всех их надо кормить ухаживать за ними.
К сожалению приютов, становится всё больше и больше.
И уже без помощи добрых людей не обойтись. Есть такие люди которых называют волонтёры приезжают в приют привозят корм для животных миски, лотки, игрушки. Играют с ними, чистят вольеры. Совершенно безвозмездно. Волонтеры — это те люди, которые делают добрые дела, и не ждут награды. Просто у них доброе сердце.
Как вы думаете хорошо животным в приюте?
Ответы детей
Воспитатель. Нет конечно, но некоторым везёт их забирают не равнодушные люди к себе домой, дарят любовь и заботу.
Воспитатель. Есть ли у вас домашние животные?
Ответы детей
Воспитатель. Как вы за ними ухаживаете?
Ответы детей.
Воспитатель. А вам хотелось бы помочь тем животным, которые находятся в приюте? Чем мы с вами можем помочь?
Дети: Ответы
Воспитатель разворачивает плакат с информацией об экологической акции: Поможем животным вместе
Воспитатель: Нам предлагают принять участие в акции «Игрушки для бездомных животных» вы согласны стать волонтерами и помочь животным? Ка вы думаете зачем животным играть?
Дети: ответы
Воспитатель. Каждому животному, как и человеку надо двигаться бегать, прыгать чтоб быть здоровыми. Но прежде чем мы с вами сделаем игрушки я предлагаю вам поиграть.
Физминутка под песню бездомная кошка…..
Воспитатель: Прежде чем принять участие в акции вам, как волонтерам, следует пройти подготовку и узнать особенности акции. Вы готовы? Тогда приступим: нас просят сделать игрушки для кошек и собак: конфета из носка для собак, и мышка из контейнера от киндер-сюрприза для кошек (демонстрирует игрушки). Схемы нам предоставили, посмотрите, все ли вам понятно? Ответы детей – разбор последовательности изготовления. (можно вывести на экран и продублировать печатным вариантом для каждого ребенка)
У нас задание сделать игрушки для кошек и собак, значит нужны две команды… как нам поступить? Ответы детей, дети делятся на две подгруппы. - Выбирайте карточку, у кого карточка с собакой проходят за этот стол у кого с кошкой за другой. На столах лежат схемы изготовления.
Изготовление игрушек. (Конфета для собаки из носочка, и мышка из контейнера от киндер сюрприза)
Воспитатель. Ребята — вот коробка в которую мы уберём наши игрушки, а позже передадим их в приют для бездомных животных. Наша акция подошла к концу, теперь вы настоящие экологические волонтеры. Вручаю вам удостоверение волонтеров (раздает удостоверение))
Ребята, вы можете забрать схемы поделок в свою группу. Расскажите ребятам, воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам про доброе дело, которое мы с вами сделали может появятся ещё желающие помочь, вы можете научить других делать такие игрушки для бездомных животных. Вы всё это соберёте в коробочку и взрослые передадут всё это в приют.
5. Осмысление
Воспитатель: Ребята что мы свами сегодня сделали?
Ответы Детей.
Трудно ли совершать добрые дела?
Дети отвечают
7. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, предлагаю оценить свою работу на «Лесенке успеха».
Первая ступенька – могу делать с чьей-то помощью.
Вторая ступенька – могу делать сам.
Третья ступенька – могу научить кого-то.
Воспитатель: Ребята, большое спасибо за помощь, очень приятно было с вами посотрудничать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (на примере проекта « НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА »)
«Через красивое - к человечному –такова закономерность воспитания»...
Осенний экологический праздник "Будем добрый лес беречь"
Сценарий экологического праздника...
Экологический проект "Добрый клевер"
Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладываются зерна экологической культуры. Это ответственный период в жизни ребенка, когда у него появляется интерес к окружающему миру, что позволяет ...
Экологический проект «Добрая зима для птиц»
Экологический проект «Добрая зима для птиц»...
Сценарий открытого занятия по экологическому воспитанию "Добро пожаловать в весенний лес"
Сценарий открытого занятия по экологическому воспитанию "Добро пожаловать в весенний лес"...
Экологическое развлечение «Добрые друзья природы» для старшего дошкольного возраста
Образовательные задачи:Вызвать интерес к окружающему миру. Знакомить с правилами поведения в природе. Формировать экологическую культуры детей, закреплять правила экологически грамотного взаимод...
Социально-экологический проект "Добрые крышечки"
Проект "добрые крышечки" в группе ОВЗ при участии родителей воспитанников...