Экологический проект "Добрый клевер"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Лунева Марина Джановна

Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладываются зерна экологической культуры. Это ответственный период в жизни ребенка, когда у него появляется интерес к окружающему миру, что позволяет говорить о зачатках экологического сознания.  Проект "Добрый клевер" поможет детям освоить нормы поведения в природном окружении, увидеть красоту окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_dobryy_klever.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Добрый клевер»

.

                                             Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь – это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе.

Актуальность темы: 

Важно подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте закладываются зерна формирования экологической культуры. Это ответственный период в жизни человека, когда у него появляется интерес к окружающему миру, что позволяет говорить о зачатках экологического сознания. Одним из таких путей достижения экологического сознания  может выступить воспитание эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира  для каждого ребенка.

Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, коллективный

Продолжительность проекта:   со 02.06.2016г. по 30.06.2016г.

По количеству участников:  групповой  (старшая группа)

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проблема: 

В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург,  очень важно уделять внимание взаимодействию природы с человеком, так как это взаимодействие выросло в глобальную проблему.  Если люди в ближайшее время не научатся бережно относиться к природе, погубят себя. Экологическое воспитание надо начинать с дошкольного возраста, так в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Игровая мотивация:  помочь детям понять своеобразие каждого растения, его уникальность.

Образовательная область: экологическое воспитание.

 

Цель проекта:   формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.

 Задачи:

 1.    Формировать системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

 2.   Развить познавательный интерес к миру природы;

 3.    Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

 4.    Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

5.    Формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

6.   Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и    явлениями;

7.  Познакомить детей с клевером;

8.  Рассказать о видах этого цветка, особенностях его строения и опыления, о его пользе для человека, животных, насекомых и почвы;

9.  Вызвать у детей желание передавать в творчестве красоту цветущего клевера.

Планируемый результат:                                                                                  

- Сформируются  начала экологической культуры у детей.

- Сформируется осознанно правильное отношение к объектам природы, экологическое мышление, умственные способности детей (умение анализировать, делать выводы).

- Появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре).

 

Методы и формы работы:

- наблюдения;

- беседы;

- рассматривание иллюстраций;

- настольные игры;

- подвижные игры;

- пальчиковые гимнастики;

- дидактические игры;

- заучивание стихотворений, пословиц.

Этапы реализации проекта:

I. Организационный:

- Накопление информации по теме проекта: проведение консультаций, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.

- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о растениях луга , о клевере.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно - исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.

II. – Основной этап.

Реализация проекта через разные виды деятельности:

1 Направление – « Физическое развитие».

О.О. «Здоровье», О.О. «Физическая культура»

1. Беседы:

* «Наши верные друзья»  

* «На зарядку становись!»

* «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».

* «Чистота – залог здоровья».

* «Лето красное – для здоровья время прекрасное!».

* «Полезные и вредные привычки».

Физкультурные развлечения:

* «Весёлые старты».         

* Ходьба «Тропа  здоровья» (босиком по камешкам, песку, траве).

* Подвижные игры с элементами имитации

2 Направление – «Познавательно – речевое развитие».

О.О. «Познание», О.О. «Коммуникация», О.О.« Чтение художественной литературы», О.О. «Социализация»:

1. Рассматривание: растений; сюжетных картинок, иллюстраций.

2. Наблюдения за изменениями в развитии клевера на прогулке.

3. Изготовления гербария « Такой разный клевер ».

4. Сюрпризная прогулка « В гостях у солнышка»

5. Составление рассказов на тему: «Путешествуем семьёй».

6. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.

7. Чтение летних экологических сказок  про клевер:

* «Добрый клевер»

*  «Сова»

* «Как клевер Машу спас»

*С. Караулис «Фея с волшебной поляны», Е. Трутнева «Цветы», М. Пришвин «Золотой     луг», «Цветик – колокольчик» , А. Онегов «Тропинка полевая» .

8. Чтение стихов о клевере.

    Н. Тарасов «Теленок»,  Л. Громова «Клевер», З. Трубицина «Клевер луговой»,

    А. Алферова  «Клевер».

10. Загадки о клевере.

11.Пословицы и поговорки о клевере, приметы.

12. Опыты:

* «Передача солнечного зайчика».

* «Что такое почва?».

* «Состояние почвы в зависимости от температуры».

* «Вода»

* «Как вода поступает к листьям?»

* «Где клевер прячет свой нектар?»

13.Хороводная игра «Мы на луг ходили»

14. Театрализованная деятельность по экологическим сказкам.

3 Направление – «Социально - личностное развитие».

О.О. «Социализация», О.О. «Труд», О.О. «Безопасность»).

1. Сюжетно - ролевые игры «Мы - туристы»;  «Путешествие на луг», «Цветочный магазин».

2. Дидактические игры и упражнения «Найди своё место», «Найди такой же», «Собери цветок», «Хорошо - плохо», «Цветочное лото», домино «Наш сад».

3. Строительные игры с песком.

4. Работа в цветнике, сравнение садовых и луговых растений.

5. Изготовление вертушек, султанчиков.

6. Вынос комнатных растений на участок, полив из брызгалок.

 

 4. Направление – «Художественно – эстетическое развитие».

О.О. «Художественное творчество»,  ОО «Музыка»).

1. Прослушивание аудиозаписи  Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»,      

    П. И.Чайковского «Вальс цветов»

2. Кукольный  спектакль:  «В гостях у клевера».

3. Конкурс рисунков на асфальте  «Какого цвета лето?»

4. Рисование на песке.

5. Художественная деятельность на тему «Разноцветный клевер»

Работа с родителями

1. Конкурс фотографий «Вместе с мамой, вместе с папой»

2.Консультации для родителей:

* «Осторожно! Солнце!».

* «Чем занять ребёнка на прогулке?».

* «Обучаем ребёнка безопасному поведению в природе».

Принципы реализации проекта:

• принцип сезонности;

• принцип учёта местности;

• принцип комплексности и системности;

• принцип учёта возрастных особенностей;

• принцип координации деятельности педагогов;

• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.

3 этап – Заключительный.

1. Выставка  рисунков «В гостях у клевера»

2. Изготовление познавательной книги « Добрый клевер»

3. Развлечение: «Клеверная викторина»

Выводы:

Наш проект – продукт сотрудничества детей, воспитателя и родителей.

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы.

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, появился интерес к особенностям жизни и развитию растений, возникло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, научились видеть красоту  окружающего мира, освоили нормы поведения в природном окружении.                        

     

  Приложение    

                                             

                                                   Сказка                

                                           «Добрый клевер»

            

     Купил как-то крестьянин на базаре корову.

— Для коровы клевер — лучшее витаминное лакомство. Добавляй клевер в корм и всегда будешь иметь много молока, — посоветовал ему продавец.

Вернулся крестьянин домой и посеял в поле клевер на корм для коровы. Через несколько лет решил он на клеверном поле пшеницу посеять, а клевер перенес на другое поле. Принесла пшеница небывалый урожай, как никогда прежде.

— Чудеса, никогда раньше на этом поле у меня пшеница так не росла, и сорняки ее не заглушают совсем, — удивился крестьянин.

Стал он дни напролет об этом думать, да так ничего не надумал.

Однажды косил он в поле клевер и вдруг слышит:

— Эй, крестьянин, на следующий год сей меня на другом поле: на этом я уже поработал.

Понял крестьянин, что это клевер с ним разговаривает, удивился и спрашивает:

— То  есть как это поработал?

— Обогатил почву азотом. На корешках у меня азотные клубеньки располагаются. Они прекрасно склеивают перегной, и он делается более прочным и не размывается водой. После меня в почве остаются азотистые вещества. За эти годы, старик, я полностью вернул этой почве плодородие и готов теперь поработать на другом месте.

Понял тогда крестьянин, кто его пшенице расти помогал, и поклонился до земли доброму клеверу. Так скромная луговая травка лучшим другом земледельца оказалась.

                                   

                                                        «Сова»

                                                     (В. Бианки)

   

   Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова.

- Здорово, - говорит, - друг!        

А Старик ей:

- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

- Ладно  же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.

А Старик:

- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

- А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

- А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

- И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить - пошёл Старик Сове кланяться:

- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

- То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

                                         « Как клевер Машу спас »

                                           (экологическая сказка)

        

  Пошли Маша да Алеша в лес за грибами. Набрали полную корзину и заблудились. Наконец- то вышли они из леса на луг. Села Маша в траву и заплакала:

- Не могу больше идти. Сил нет.

- Маша, ты же знаешь, за лугом – поле, а за полем наш дом. Вставай, пойдем, - просит Алеша.

- Я кушать хочу. Дай мне глоточек водички или кусочек хлебушка, тогда пойду, - плачет Маша.

Молчит Алеша, самому пить и есть хочется. Мама приготовила им сверток с пирожками и бутылочку с молоком, да мальчик забыл взять еду.

Сел Алеша вместе с сестрой в траву и пригорюнился. Видит, пчелка ползет по большой розовой головке лугового клевера, в его трубочки хоботок свой опускает и нектар собирает.

- Хорошо пчелкам, - вздохнул Алеша,- в любом цветке они себе еду и питье  найдут.

- Клевер и тебя сладким соком напоит, если попросишь, - прожужжала пчела и улетела.

Наклонился мальчик над цветком и попросил:

- Клевер, как мне напоить сестренку твоим соком – у нее ведь нет хоботка как у пчелки?

Склонил клевер свою круглую розовую головку и прошептал :

- Видишь, моя головка из длинных цветков-трубочек, в каждой из них капелька нектара спрятана. Сорви самую крупную головку и дай сестренке пососать нектар из моих трубочек.

Выпила Машенька капельку клеверного нектара и сразу сил у нее прибавилось. Быстро добрались дети до дома. Вечером Маша сказала маме:

- Я знаю, почему наша коровка клевер любит. Это самая сладкая и добрая трава на лугу.

                            СТИХИ О КЛЕВЕРЕ:                  

                         

 - Му, — мычит с утра теленок, —

   Клевер мне дает силенок.

   Без него я на лугу

   И денечка не  могу.

                                  (Н. Тарасов)

             

   Клевер в разнотравье розовый цветет,

   В воздухе мельканье - бабочек полет.

   В вихре кружит весело красок карусель,

   Слух ласкает песенкой  мне жужжащий шмель.

                                    (Л. Громова)

                

  В поле за деревней,  средь душистой кашки,

  Расцветает клевер - лучший друг ромашки.

  Красные комочки, как кошачьи лапки.

  Шарики-цветочки, запах поля сладкий.

  Клевер, безусловно, знает млад и стар--

  Сено для коровы, для пчелы нектар.

  Чтобы было у коровы  молоко рекой,

  Нужен ей для корма клевер полевой.

  Пусть кружатся пчёлы над клевером цветком.

  Мы потом с тобою чай попьём с медком!

                                    (З. Трубицина)                

   Клевер тих и невысок,

   И хранит он сладкий сок.

   Ведь к нему недаром      

   Прилетают за нектаром.

   У дороги клевер распушил свой веер.

   С ветерком играет, песню напевает:

  - Бабочки и осы, пчёлки и стрекозы,

   Вместе собирайтесь и ко мне слетайтесь.

   У меня, у  молодца, очень вкусная пыльца.

                                          (А. Алферова)        

   В поле у овражка красная кашка.

   Красные комочки, как кошачьи лапки.

   Шарики-цветочки, запах поля сладкий.

   Голодный шмель вздыхает тяжко:

   Поел бы с радостью я кашки.

   Цветов едва коснулся ветер

   И шмель тот час его заметил.

  Вкусной кашки полон луг,

  Кашку ту не ест мой друг,

  Да и я её не ем:

  Можно есть её не всем.

  Вот корова тёти Маши

  Очень любит эту кашу

  И, когда её жуёт,

  Молоко вкусней даёт.

  Разным кашки цвет бывает.

  Луг с ней словно оживает.

  Ей по нраву  юг и север.

  Кашка та зовётся...(...?)   клевер

Голодный шмелик вздыхает тяжко:

-Поесть бы кашки...

-Да вот же кашка!

Попробуй, шмелик, в ней сок медовый

- Шмелям и пчёлам обед готовый.

Пословицы:

 

* Трава без клевера, что каша без масла.

*Лён по клеверу посеешь - урожай уже имеешь.

Суеверия:

Во всем мире люди верят, что Четырехлистный клевер — символ невероятной удачи.

Издавна засушенные листочки клевера носили с собой, как талисман.  Считалось, что человек, имеющий при себе трилистник или четырехлистник, становится магнитом для везения.

Клевер изображали на различных предметах в доме. Они служили оберегами.

Приметы:

«Цветки клевера склоняются — будет дождь».        

«Клевер сближает листочки, наклоняется -  перед ненастьем».

«Клевер перед дождем сгибает стебелек и опускает листочки»

 Физкультминутка

Зелень - море луговое.

Лепестки всегда по трое!

Раз, два, три... Присесть пониже.

Раз, два, три... Трава все ближе.

Раз, два, три... Где юг, где север?

Только клевер, клевер, клевер.

Я надеюсь, я считаю,

Четырехлистник найти мечтаю.

Раз, два, три... Мой нрав упертый.

Лепесток ищу четвертый.

Может, спрятался он низко?

Счастье где-то близко, близко...

Раз, два, три... Сдаваться рано.

Раз, два, три... Я не устану!

Глаз острее, руки шире...

Раз, два, три... Ура! Четыре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по экологии "Клевер"

Цели:1.Познакомить детей с растением, его особенностями.2.Познакомить с научным и народными названиями, поговорками о клевере.3.Закрепить знания о понятиях «медонос», «кормовое растение».4.Развивать м...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

«Клевер в моей ладошке»

Цель: Научить детей внимательно  слушать и отвечать на вопросы.Научить  детей  делать  соответствующие   выводы  какое значение имеют растения  в  здоровье...