Экологический проект "Добрый клевер"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладываются зерна экологической культуры. Это ответственный период в жизни ребенка, когда у него появляется интерес к окружающему миру, что позволяет говорить о зачатках экологического сознания. Проект "Добрый клевер" поможет детям освоить нормы поведения в природном окружении, увидеть красоту окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_dobryy_klever.docx | 42.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Добрый клевер»
.
Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь – это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе.
Актуальность темы:
Важно подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте закладываются зерна формирования экологической культуры. Это ответственный период в жизни человека, когда у него появляется интерес к окружающему миру, что позволяет говорить о зачатках экологического сознания. Одним из таких путей достижения экологического сознания может выступить воспитание эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира для каждого ребенка.
Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, коллективный
Продолжительность проекта: со 02.06.2016г. по 30.06.2016г.
По количеству участников: групповой (старшая группа)
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема:
В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург, очень важно уделять внимание взаимодействию природы с человеком, так как это взаимодействие выросло в глобальную проблему. Если люди в ближайшее время не научатся бережно относиться к природе, погубят себя. Экологическое воспитание надо начинать с дошкольного возраста, так в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого растения, его уникальность.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.
Задачи:
1. Формировать системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
2. Развить познавательный интерес к миру природы;
3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
5. Формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
6. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
7. Познакомить детей с клевером;
8. Рассказать о видах этого цветка, особенностях его строения и опыления, о его пользе для человека, животных, насекомых и почвы;
9. Вызвать у детей желание передавать в творчестве красоту цветущего клевера.
Планируемый результат:
- Сформируются начала экологической культуры у детей.
- Сформируется осознанно правильное отношение к объектам природы, экологическое мышление, умственные способности детей (умение анализировать, делать выводы).
- Появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре).
Методы и формы работы:
- наблюдения;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- настольные игры;
- подвижные игры;
- пальчиковые гимнастики;
- дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный:
- Накопление информации по теме проекта: проведение консультаций, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о растениях луга , о клевере.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно - исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
II. – Основной этап.
Реализация проекта через разные виды деятельности:
1 Направление – « Физическое развитие».
О.О. «Здоровье», О.О. «Физическая культура»
1. Беседы:
* «Наши верные друзья»
* «На зарядку становись!»
* «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».
* «Чистота – залог здоровья».
* «Лето красное – для здоровья время прекрасное!».
* «Полезные и вредные привычки».
Физкультурные развлечения:
* «Весёлые старты».
* Ходьба «Тропа здоровья» (босиком по камешкам, песку, траве).
* Подвижные игры с элементами имитации
2 Направление – «Познавательно – речевое развитие».
О.О. «Познание», О.О. «Коммуникация», О.О.« Чтение художественной литературы», О.О. «Социализация»:
1. Рассматривание: растений; сюжетных картинок, иллюстраций.
2. Наблюдения за изменениями в развитии клевера на прогулке.
3. Изготовления гербария « Такой разный клевер ».
4. Сюрпризная прогулка « В гостях у солнышка»
5. Составление рассказов на тему: «Путешествуем семьёй».
6. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.
7. Чтение летних экологических сказок про клевер:
* «Добрый клевер»
* «Сова»
* «Как клевер Машу спас»
*С. Караулис «Фея с волшебной поляны», Е. Трутнева «Цветы», М. Пришвин «Золотой луг», «Цветик – колокольчик» , А. Онегов «Тропинка полевая» .
8. Чтение стихов о клевере.
Н. Тарасов «Теленок», Л. Громова «Клевер», З. Трубицина «Клевер луговой»,
А. Алферова «Клевер».
10. Загадки о клевере.
11.Пословицы и поговорки о клевере, приметы.
12. Опыты:
* «Передача солнечного зайчика».
* «Что такое почва?».
* «Состояние почвы в зависимости от температуры».
* «Вода»
* «Как вода поступает к листьям?»
* «Где клевер прячет свой нектар?»
13.Хороводная игра «Мы на луг ходили»
14. Театрализованная деятельность по экологическим сказкам.
3 Направление – «Социально - личностное развитие».
О.О. «Социализация», О.О. «Труд», О.О. «Безопасность»).
1. Сюжетно - ролевые игры «Мы - туристы»; «Путешествие на луг», «Цветочный магазин».
2. Дидактические игры и упражнения «Найди своё место», «Найди такой же», «Собери цветок», «Хорошо - плохо», «Цветочное лото», домино «Наш сад».
3. Строительные игры с песком.
4. Работа в цветнике, сравнение садовых и луговых растений.
5. Изготовление вертушек, султанчиков.
6. Вынос комнатных растений на участок, полив из брызгалок.
4. Направление – «Художественно – эстетическое развитие».
О.О. «Художественное творчество», ОО «Музыка»).
1. Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»,
П. И.Чайковского «Вальс цветов»
2. Кукольный спектакль: «В гостях у клевера».
3. Конкурс рисунков на асфальте «Какого цвета лето?»
4. Рисование на песке.
5. Художественная деятельность на тему «Разноцветный клевер»
Работа с родителями
1. Конкурс фотографий «Вместе с мамой, вместе с папой»
2.Консультации для родителей:
* «Осторожно! Солнце!».
* «Чем занять ребёнка на прогулке?».
* «Обучаем ребёнка безопасному поведению в природе».
Принципы реализации проекта:
• принцип сезонности;
• принцип учёта местности;
• принцип комплексности и системности;
• принцип учёта возрастных особенностей;
• принцип координации деятельности педагогов;
• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.
3 этап – Заключительный.
1. Выставка рисунков «В гостях у клевера»
2. Изготовление познавательной книги « Добрый клевер»
3. Развлечение: «Клеверная викторина»
Выводы:
Наш проект – продукт сотрудничества детей, воспитателя и родителей.
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, появился интерес к особенностям жизни и развитию растений, возникло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, научились видеть красоту окружающего мира, освоили нормы поведения в природном окружении.
Приложение
Сказка
«Добрый клевер»
Купил как-то крестьянин на базаре корову.
— Для коровы клевер — лучшее витаминное лакомство. Добавляй клевер в корм и всегда будешь иметь много молока, — посоветовал ему продавец.
Вернулся крестьянин домой и посеял в поле клевер на корм для коровы. Через несколько лет решил он на клеверном поле пшеницу посеять, а клевер перенес на другое поле. Принесла пшеница небывалый урожай, как никогда прежде.
— Чудеса, никогда раньше на этом поле у меня пшеница так не росла, и сорняки ее не заглушают совсем, — удивился крестьянин.
Стал он дни напролет об этом думать, да так ничего не надумал.
Однажды косил он в поле клевер и вдруг слышит:
— Эй, крестьянин, на следующий год сей меня на другом поле: на этом я уже поработал.
Понял крестьянин, что это клевер с ним разговаривает, удивился и спрашивает:
— То есть как это поработал?
— Обогатил почву азотом. На корешках у меня азотные клубеньки располагаются. Они прекрасно склеивают перегной, и он делается более прочным и не размывается водой. После меня в почве остаются азотистые вещества. За эти годы, старик, я полностью вернул этой почве плодородие и готов теперь поработать на другом месте.
Понял тогда крестьянин, кто его пшенице расти помогал, и поклонился до земли доброму клеверу. Так скромная луговая травка лучшим другом земледельца оказалась.
«Сова»
(В. Бианки)
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова.
- Здорово, - говорит, - друг!
А Старик ей:
- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.
А Старик:
- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
- А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
- А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
- И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить - пошёл Старик Сове кланяться:
- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
- То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
« Как клевер Машу спас »
(экологическая сказка)
Пошли Маша да Алеша в лес за грибами. Набрали полную корзину и заблудились. Наконец- то вышли они из леса на луг. Села Маша в траву и заплакала:
- Не могу больше идти. Сил нет.
- Маша, ты же знаешь, за лугом – поле, а за полем наш дом. Вставай, пойдем, - просит Алеша.
- Я кушать хочу. Дай мне глоточек водички или кусочек хлебушка, тогда пойду, - плачет Маша.
Молчит Алеша, самому пить и есть хочется. Мама приготовила им сверток с пирожками и бутылочку с молоком, да мальчик забыл взять еду.
Сел Алеша вместе с сестрой в траву и пригорюнился. Видит, пчелка ползет по большой розовой головке лугового клевера, в его трубочки хоботок свой опускает и нектар собирает.
- Хорошо пчелкам, - вздохнул Алеша,- в любом цветке они себе еду и питье найдут.
- Клевер и тебя сладким соком напоит, если попросишь, - прожужжала пчела и улетела.
Наклонился мальчик над цветком и попросил:
- Клевер, как мне напоить сестренку твоим соком – у нее ведь нет хоботка как у пчелки?
Склонил клевер свою круглую розовую головку и прошептал :
- Видишь, моя головка из длинных цветков-трубочек, в каждой из них капелька нектара спрятана. Сорви самую крупную головку и дай сестренке пососать нектар из моих трубочек.
Выпила Машенька капельку клеверного нектара и сразу сил у нее прибавилось. Быстро добрались дети до дома. Вечером Маша сказала маме:
- Я знаю, почему наша коровка клевер любит. Это самая сладкая и добрая трава на лугу.
СТИХИ О КЛЕВЕРЕ:
- Му, — мычит с утра теленок, —
Клевер мне дает силенок.
Без него я на лугу
И денечка не могу.
(Н. Тарасов)
Клевер в разнотравье розовый цветет,
В воздухе мельканье - бабочек полет.
В вихре кружит весело красок карусель,
Слух ласкает песенкой мне жужжащий шмель.
(Л. Громова)
В поле за деревней, средь душистой кашки,
Расцветает клевер - лучший друг ромашки.
Красные комочки, как кошачьи лапки.
Шарики-цветочки, запах поля сладкий.
Клевер, безусловно, знает млад и стар--
Сено для коровы, для пчелы нектар.
Чтобы было у коровы молоко рекой,
Нужен ей для корма клевер полевой.
Пусть кружатся пчёлы над клевером цветком.
Мы потом с тобою чай попьём с медком!
(З. Трубицина)
Клевер тих и невысок,
И хранит он сладкий сок.
Ведь к нему недаром
Прилетают за нектаром.
У дороги клевер распушил свой веер.
С ветерком играет, песню напевает:
- Бабочки и осы, пчёлки и стрекозы,
Вместе собирайтесь и ко мне слетайтесь.
У меня, у молодца, очень вкусная пыльца.
(А. Алферова)
В поле у овражка красная кашка.
Красные комочки, как кошачьи лапки.
Шарики-цветочки, запах поля сладкий.
Голодный шмель вздыхает тяжко:
Поел бы с радостью я кашки.
Цветов едва коснулся ветер
И шмель тот час его заметил.
Вкусной кашки полон луг,
Кашку ту не ест мой друг,
Да и я её не ем:
Можно есть её не всем.
Вот корова тёти Маши
Очень любит эту кашу
И, когда её жуёт,
Молоко вкусней даёт.
Разным кашки цвет бывает.
Луг с ней словно оживает.
Ей по нраву юг и север.
Кашка та зовётся...(...?) клевер
Голодный шмелик вздыхает тяжко:
-Поесть бы кашки...
-Да вот же кашка!
Попробуй, шмелик, в ней сок медовый
- Шмелям и пчёлам обед готовый.
Пословицы:
* Трава без клевера, что каша без масла.
*Лён по клеверу посеешь - урожай уже имеешь.
Суеверия:
Во всем мире люди верят, что Четырехлистный клевер — символ невероятной удачи.
Издавна засушенные листочки клевера носили с собой, как талисман. Считалось, что человек, имеющий при себе трилистник или четырехлистник, становится магнитом для везения.
Клевер изображали на различных предметах в доме. Они служили оберегами.
Приметы:
«Цветки клевера склоняются — будет дождь».
«Клевер сближает листочки, наклоняется - перед ненастьем».
«Клевер перед дождем сгибает стебелек и опускает листочки»
Физкультминутка
Зелень - море луговое.
Лепестки всегда по трое!
Раз, два, три... Присесть пониже.
Раз, два, три... Трава все ближе.
Раз, два, три... Где юг, где север?
Только клевер, клевер, клевер.
Я надеюсь, я считаю,
Четырехлистник найти мечтаю.
Раз, два, три... Мой нрав упертый.
Лепесток ищу четвертый.
Может, спрятался он низко?
Счастье где-то близко, близко...
Раз, два, три... Сдаваться рано.
Раз, два, три... Я не устану!
Глаз острее, руки шире...
Раз, два, три... Ура! Четыре!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по экологии "Клевер"
Цели:1.Познакомить детей с растением, его особенностями.2.Познакомить с научным и народными названиями, поговорками о клевере.3.Закрепить знания о понятиях «медонос», «кормовое растение».4.Развивать м...
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
Клевер-трилистник
zwnj;&lrm...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
«Клевер в моей ладошке»
Цель: Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.Научить детей делать соответствующие выводы какое значение имеют растения в здоровье...