« ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (на примере проекта « НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА »)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
«Через красивое - к человечному –
такова закономерность воспитания»
В.А. Сухомлинский
Процесс нравственного воспитания детей - важная задача педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и миру в целом. Когда ребенок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ребенку важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, кого за что хвалят, а за что ругают. Именно в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_dobrye_dela.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение – Центр Развития Ребёнка – детский сад №2 станицы Калининской
« ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
(на примере проекта
« НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА »)
Иванова Ирина Михайловна
Воспитатель МБДОУ№2
Станица Калининская
2013 год
Содержание
- Введение …………………………………………………………….2
- Основная часть ……………………………..................…...…. 3 – 6
- Заключение………………………………………………..…………7
- Приложение
- Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
« ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
(на примере проекта
« НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА »)
«Через красивое - к человечному –
такова закономерность воспитания»
В.А. Сухомлинский
Процесс нравственного воспитания детей - важная задача педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и миру в целом. Когда ребенок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ребенку важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, кого за что хвалят, а за что ругают. Именно в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Нравственное воспитание детей многогранно по содержанию и каждое из его направлений основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие;
честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду.
Ценности: уважение к труду; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля;
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия общества на окружающую среду стало очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы большое значение приобретает экологическое воспитание.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада в настоящее время.
Работая над темой «формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания » придерживаюсь таких принципов как :
Научность.
Принцип научности предполагает развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступность.
принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.
Гуманистичность. тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира.
Прогностичность. у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях .
Деятельностность. Он должен обязательно принимать участие в посильных видах деятельности.
Преемственность, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.
Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны подражать каждому его движению. Всё это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного проекта для детей старшего дошкольного возраста в нашей группе.
Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; развития у детей умения совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Проект «Делаем добрые дела»
Цель:
- на формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления дошкольниками с миром природы через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом,
- нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Учить детей совершать добрые поступки.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители.
Продолжительность проекта: 2 месяца.
Задачи проекта:
- способствовать расширению экологических знаний, общения с природой, со взрослыми и детьми;
- развивать эмоции и мотивы, видеть прекрасное в природе, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважение к окружающим людям;
- учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела.
- уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, умение высказывать суждения;
- побуждать детей к положительным поступкам и делам;
- воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в душах людей.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Ожидаемые результаты:
формирование у детей уважение к окружающим людям и миру в целом через развитие эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков, выработка навыков бережного отношения к природе, интереса к ее изучению в будущем.
Продуктом проектной деятельности является:
План работы по формированию нравственного поведения старших дошкольников посредством совершения добрых поступков.
Картотеки дидактических игр и ситуаций для обыгрывания по формированию нравственного поведения дошкольников.
Изготовление настольного театра для детей младшей группы. «Копилка добрых дел»- акции родителей с детьми.
Художественное творчество детей на тему «Наши добрые дела».
Фотовыставка «Наши добрые дела».
План работы по формированию нравственного поведения старших дошкольников посредством совершения добрых поступков.
Сроки | Форма работы | Программное содержание |
В течение всего проекта | Дидактические игры: 1) «Что такое хорошо, что такое плохо?» 2) «Благородные поступки 3) «Мешок плохих поступков». 4) «Как я дома помогаю». 5) «Цветок добрых дел» 6) «Давайте говорить друг другу комплименты» 7) «Пожелания». | Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу, воспитывать в детях культуру поведения. |
В течение всего проекта | Уход за комнатными растениями; кормление зимующих птиц. | Воспитание экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе, стремления беречь и любить растения и животных, ухаживать за ними. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь. |
еженедельно | Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки». | Закреплять формирование представлений детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; развить речь детей, умение высказывать суждение. |
еженедельно | Беседы: «Добро творить — себя веселить», «Что значит быть добрым?» «Труд человека кормит», «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые слова», «Как мы можем позаботиться о старших», «Наши маленькие друзья» | Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные. |
1 неделя | Тематический день «Азбука вежливости» | Сформировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих; закрепить навыки культурного поведения. |
1 неделя | Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: 1). «Волшебное слово» В.Осеева. 2). «Самое страшное» Е.Пермяк. 3). «Просто старушка» В.Осеева 4). «Вовка - добрая душа», «Уехали» А. Барто | Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы. |
2 неделя | «Наши друзья - растения» | Воспитывать стремление беречь и любить растения. Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними. Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь. |
2 неделя | Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе. | Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе. |
3 неделя | Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия» | Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии. |
3 неделя | Обыгрывание ситуаций | Развить умение действовать в той или иной ситуации по доброму. |
4 неделя | «Красная шапочка и добрый волк» | Продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми. |
4 неделя | Трудовая деятельность: уборка групповой комнаты. | Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда, воспитывать чувство ответственности за порученное дело, желание помогать товарищам, проявлять дружеские чувства. |
5 неделя | «Жизнь дана на добрые дела» | Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь. Переживать хорошее как радость. |
5 неделя | Конструирование «Настольный театр для малышей» (для детей младшей группы). | Учить детей проявлять внимание и заботу о малышах, изготовить для них настольный театр, понимать значение своего труда. |
6 неделя | Трудовая деятельность на участке у малышей | Учить действовать по просьбе взрослых, понимать значение своего труда для других, развивать ответственное отношение к делу, воспитывать заботливое отношение к младшим товарищам. |
6 неделя | «Покормите птиц зимой»: изготовление кормушек, | Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них. |
7 неделя | Помогаем малышам | Учить малышей одеваться на прогулку |
7 неделя | Тематический день «Совершаем добрые поступки» | Закрепить понятие «доброта», «добрый», «милосердный». Развить умение чувствовать внутренний мир другого человека, сформировать культуру общения. |
8 неделя | Организация “копилки добрых дел”. Организация фотовыставки «Делаем добрые дела» совместно с родителями. Праздник доброты - презентация проекта |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Будущее нации – в наших руках. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом ведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах, что такое хорошо и что такое плохо, но и ясного к действию и поступку. Нравственно- экологическое воспитание дошкольников-приоритетное направление в работе детского сада, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь нетрадиционные формы: например праздники, экскурсии, исследования, опыты. На таких мероприятиях можно добиться многого, активного участия в подготовке, заинтересованности в том, чтобы мероприятие прошло интересно и хорошо. Как правило надолго запомниться детям.
При проведении различных бесед, развлечений не только повысился уровень нравственно-экологических знаний , но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы детей к окружающей их среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наши добрые дела"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наши добрые дела"...
Тема: «Наши добрые дела» Познавательное развитие. Формирование целостной картины
Задачи:Развивать у детей доброе отношение к игровым персонажам.Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату, закреплять в речи детей «волше...
Наши добрые дела. Акция для дошкольников «Аллея ВЫПУСКНИКОВ»
hellip;Встают сады в родном моем краюВокруг полей зелёною стеною.И тем горжусь, что в дружном их строюЕсть дерево, посаженное мною…И хоть исчезнут ног моих следы,Но не расстанусь с жизнью я зе...
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела»
Цель: формирование первых нравственных качеств у детей на основе традиционных духовных и нравственных ценностей: добро и зло....
Проект «Птицы-наши друзья, наши добрые дела»
Проект «Птицы-наши друзья, наши добрые дела» ( подготовительная группа)...
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела» в разновозрастной группе (5-7лет)
Конспект занятия по нравственному воспитанию«Жизнь дана на добрые дела»в разновозрастной группе (5-7лет)Воспитатель: В.А. НемоваЦель: Способствовать формированию эмоционально - нравс...
НОД в средней группе по духовно- нравственному воспитанию «Наши добрые дела»
С помощью этого конспекта дети углубят представления о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека....
Комментарии
Нужный проект!Именно с
Нужный проект!Именно с дошкольниками надо начинать "творить добро"! Проголосовала!