Педагогический проект "Мозартика как инновационный метод развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
проект (средняя группа)

Юлтыева Ирина Гаяровна

Цель проекта – внедрение и практическое применение в работе с дошкольниками игровой технологии «Мозартика», направленную на развитие познавательных способностей.

Задачи:

- изучить теоретические основы развития познавательных способностей у дошкольников;

- изучить теоретические основы игровой технологии «мозартика»»;

- создать индивидуальные и групповые игровые комплекты мозартики;

- разработать комплекс игр, заданий, упражнений мозартики, направленных на развитие познавательных способностей;

- внедрить игровую технологию «мозартика»;

- определить эффективность использования игровой технологии «мозартика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mozartika.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 «Плешановский детский сад №1»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Мозартика как инновационный метод развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Юлтыева И.Г.

воспитатель 1 квалификационной категории

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….

2.Основное содержание………………………………………………………

3.Заключение………………………………………………………………….

4.Литература………………………………………………………………..

Введение

                          «Игра порождает радость, свободу, удовольствие,

                                            покой в себе и около себя.»

                                                                               Фридрих Фребель

Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателям приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств является использование игровых технологий. Тем более, что в свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровые технологии являются одним из условий ФГОС дошкольного образования.

Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления. А наиболее эффективным и инновационным методом является мозартика.  

Мозартика – это новый вид познавательных игр, новый вид творчества, симбиоз игры и обучения. На практике этот метод реализуется в работе со специально разработанными комплектами игрового оборудования. В каждый комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных фигурок. Эта методика дает возможность не только развивать познавательные способности и проявиться фантазии ребенка, но и предоставляет полный простор для самовыражения. С ее помощью можно определять эмоциональное состояние детей, выявлять внутренние конфликты, личностные проблемы и получать представление о межличностных взаимоотношениях игроков.

Цель проекта – внедрение и практическое применение в работе с дошкольниками игровой технологии «Мозартика», направленную на развитие познавательных способностей.

Задачи:

- изучить теоретические основы развития познавательных способностей у дошкольников;

- изучить теоретические основы игровой технологии «мозартика»»;

- создать индивидуальные и групповые игровые комплекты мозартики;

- разработать комплекс игр, заданий, упражнений мозартики, направленных на развитие познавательных способностей;

- внедрить игровую технологию «мозартика»;

- определить эффективность использования игровой технологии «мозартика».

Авторпроекта: Юлтыева Ирина Гаяровна, воспитатель 1 квалификационной категории.

Адресаты проекта: дети,родители.

Возраст детей: 3-6 лет.

Тип проекта: творческий, познавательный.

По времени продолжения – краткосрочный (1месяц).

Сроки реализации: октябрь - ноябрь 2024 г.

По числу участников: индивидуальный,парный, групповой

По характеру контактов: в контакте с семьёй.

Основное содержание

Планирование реализации содержания проекта

Этапы проекта

Деятельность

Дата

Подготовительный

Изучение теоретических основ развития познавательных способностей у дошкольников

октябрь

Изучение теоретических основ игровой технологии «мозартика»

октябрь

Анализ развития познавательных способностей дошкольников (первичное диагностическоеобследование)

октябрь

Создание индивидуальных и групповых игровых комплектов мозартики

октябрь

Разработка комплекса игр, заданий, упражнений мозартики, направленных на развитие познавательных способностей

октябрь

Основной

1этап – Подготовительный

ноябрь

2 этап – Предметно-практический

ноябрь

3 этап - Заключительный

ноябрь

Обобщающий

ноябрь

Фотогалерея образцов Мозартики

ноябрь

Оценка эффективности использования мозартики

ноябрь

Обобщение и распространение опыта

ноябрь

В проекте использовались следующие формы работы, которые обеспечивали включение каждого дошкольника в активную работу это:

- индивидуальные развивающие игры мозартики с детьми;

- парные развивающие игры мозартики с детьми;

- групповые развивающие игры мозартики с детьми;

- коллективные развивающие игры мозартики с детьми;

- развивающие игры мозартики детей с родителями.

Реализация игровой технологии «Мозартика» представляет собой 3 ступени:

1 этап – Подготовительный

Цель этапа – представить, ознакомить детей и родителей с инновационной технологией «Мозартика».

Подготовительный этапподразумевает: знакомство ребенка с игровым материалом и приглашение его к участию в игре, с одной стороны, и инструктирование ребенка, вовлекая в игровой процесс, с другой. Так, ребенку предлагается на рабочем поле, с помощью различных фигур разного цвета,составить картину на вольную или заданную тему. Дети играют в мозартику без правил, свободно и спонтанно.  На игровом поле дошкольники выкладывали геометрическимифигурками «что хочется» и «как хочется».  Конечно можно, считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны, но в данном случае говорится не столько о правилах поведения во время игры, сколько о тех правилах, по которым развивается сама игра и без которых она просто не существует. Подобная игра дает следующие результаты: знакомство с понятием и игрой «Мозартика», гармонизация индивидуальной картины мира, творческий процесс с активным личностным самовыражением.

Во время игры вокруг игрового поля мозартики у дошкольников происходит более интенсивное общение друг с другом, чем в других зонах группы. Дети обсуждают то, что они хотят выложить, где разместить картинку. Они поправляют друг друга и сотрудничают при выполнении задачи, которую сами себе ставят. В процессе такого взаимодействия происходитразвитие речи, а также коммуникативной компетенции у дошкольников.

Мозартика является прекрасной игровой развивающей средой для ребёнка, что бы ребёнок не делал с игровым полем и фантазийными фигурками, они всёравно окажут на него своё развивающее воздействие. Игра провоцирует фантазию детей, ничем её не ограничивая. Она нравится детям тем, что она проста и удобна в применении. Она вызывает впечатление и ощущение детства, сказки, снимает напряжение, негативное эмоциональное состояние, появляется желание рассказать о придуманном сюжете, о себе.

Параллельно на этом этапе осуществлялась работа с родителями. Было проведено родительское собрание на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи с использованием инновационной технологии «Мозартика»». Оформлены информационные листы для родителей на тему: «Мозартика – новая игра». Организованы совместные игры. Взаимная игра родителей и детей стала местом, на котором возникают основы диалога, взаимопонимания, взаимного доверия, поддержки и союза. Игровое взаимодействие на основе мозартики обладает целым рядом преимуществ:

- нет выигравших и проигравших, правильно или неправильно выложенных композиций, и родитель, и ребёнок в игре успешны;

- и ребёнок и родитель приоткрывают друг другу свой внутренний мир,что облегчает их взаимопонимание;

- в процессе игры и ребёнок,и родитель невольно меняют свой взгляд друг на друга в позитивную сторону,что естественно способствует нормализации семейной обстановки.

2 этап – Предметно-практический

Цель этапа – развитие познавательных способностей посредством мозартики.

В отличие от предыдущего этапа, на данном этапе игры «Мозартики» проводятся по определенным правилам, в зависимости от цели,которую ставит воспитатель. Детям давались последовательно усложняющиеся игры (задания). Содержание игр «Мозартики» подбиралось в соответствии с личностно-ориентированным подходом (Г.А.Цукерман, Ш.А. Амонашвили). Он предполагает выбор и построение игры исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Была составлена игротека «Мозартики». Игры-задания сгруппированы следующим образом:

1 тип заданий - на развитие восприятия (цвета, формы, величины, целостность восприятия);

2 тип заданий – на развитие внимания (произвольности, объема, переключения и распределения);

3 тип заданий – на развитие памяти (зрительной, слуховой);

4 тип заданий – на развитие ориентации в пространстве;

5 тип заданий - на развитие речи;

6 тип заданий - развитие мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического);

 7 тип заданий - развитие воображения.

Следует отметить, что одни и те же игры «Мозартики» использовались для работы с разным тематическим материалом.  И, наоборот, один и тот же тематический материал является содержанием разных игр «Мозартики». Это обстоятельство делает такиеигры особенно продуктивными. Использование этого метода обучения и развития познавательных способностей имеет еще одно положительное качество: в содержании игр «Мозартики» входит не только новый, но и ранее усвоенный материал, а это создает возможность активного повторения и сопоставления нового материала с прежним.

Для родителей было проведено очередное родительское собрание по теме: «Обучающие возможности Мозартики».

Заключительными мероприятиями стали- конкурс между детьми, родителями и педагогами «Витражи», оформление фотогалереи.

Мониторинг познавательных способностей осуществлялся по диагностической методике Семаго Н.Я. «Диагностика познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста».  Результаты заключительного диагностического обследования субъектов педагогического проекта позволяют констатировать статистически значимые сдвиги (приложение 1). Если по итогам первичного диагностического обследования 46,6% детей имели низкий уровень познавательных способностей, то по итогам заключительного обследования – 6,7%. Увеличилось процентное отношение дошкольников, имеющих средний, хороший и высокий уровни.

По итогам первичного обследования для воспитанников был характерен низкий уровень развития познавательных и творческих способностей. А такженедостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; отставание в развитии словесно – логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие мелкой моторики, а также сниженная вербальная память и продуктивность запоминания. После системы работы по развитию познавательных способностей посредством «Мозартики» вышеперечисленныепроблем в основном были устранены.

Таким образом, игровая технология «Мозартика» способствовала:

-  повышению уровня развития познавательных способностей дошкольников;

- созданию благоприятного психологического климата, развитие в детском коллективе отношений дружбы, взаимопомощи;

- развитию инициативы, самостоятельности, способности к самореализации и саморазвитию.

Заключение

Проблема развития познавательных способностей дошкольников является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений образовательного процесса.                                                                Реализация педагогического проекта:                                        

  • Направлена наразвитие познавательных способностей дошкольников.
  • Опирается на последовательность, вариативность, прагматичность (практической ориентации).
  • Достигается через – игровую технологию «Мозартика»

Работа по новым Федеральным стандартам, используя игровые технологии в непосредственно образовательной деятельности и повседневной жизни дошкольников помогло обеспечить повышение уровня познавательных способностей детей; способствовало развитию эмоционально – волевых качеств; добиться результативности в работе, что позволит детям в дальнейшем успешно адаптироваться в социуме.

Литература

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 2000.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

4. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. -М.:Педагогика, 1982.

6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

7. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

8. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

11.  Спиваковский А.С. Игра — это серьезно. - М., 1981.

12. СластенинВ.А.Педагогика: Инновационная деятельность.-М..2011г.

13.  ЭлъконинД.Б. Психология игры. - М., 1979.

14.  Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» М.,

Приложение 1.

Мониторинг познавательных способностей дошкольников

Высокий уровень

Хороший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Первичная диагностика

6,7%

(1 чел.)

20%

(3 чел.)

26,7%

(4 чел.)

46,6%

(7 чел.)

Заключительная диагностика

20%

(3 чел.)

33,3%

(5 чел.)

40%

(6 чел.)

6,7%

(1 чел.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт.Тема: " Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

        Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкол...

инновационные методы и технологии в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста

музейная педагогика - один из инновационных методов  в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста....

Тема инновационного опыта: « Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобра...

Дидактическая игра как игровая педагогическая технология развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Презентация посвящена поиску новых методик организации дидактических игр. Рассматриваются новые направления в способе организации дидактических nuh/ Лэпбук и бизиборд. Их место в современном детском с...

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Квиллинг — эффективный метод развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией. В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше, и попробовать работать ...