Тема инновационного опыта: « Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа) по теме

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Для того чтобы творить и создавать что-то новое, самореализоваться в творческой деятельности, нужно знакомить детей с нетрадиционными техниками работы, с разными материалами. Все это способствует развитию внимания, памяти, логического мышления, развивают мелкую моторику (необходимое условие для дальнейшей учебной деятельности и развития речи), cенсорное восприятие, волевые качества, трудовые умения и навыки, творческие способности и эстетический вкус. А также работая в нетрадиционной технике, мы учимся мыслить нестандартно, формируем новый взгляд на вещи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема инновационного опыта: « Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

 1Актуальность и перспективность опыта.

Дошкольный возраст -  яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.  Происходит приобщение к культуре, к человеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Для того чтобы творить и создавать что-то новое, самореализоваться в творческой деятельности, нужно знакомить детей с нетрадиционными техниками работы, с разными материалами. Все это способствует развитию внимания, памяти, логического мышления, развивают мелкую моторику (необходимое условие для дальнейшей учебной деятельности и развития речи), cенсорное восприятие, волевые качества, трудовые умения и навыки, творческие способности и эстетический вкус. А также работая в нетрадиционной технике, мы учимся мыслить нестандартно, формируем новый взгляд на вещи.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка 

2 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 Традиционно в детском саду  художественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией.  В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше и попробовать работать с детьми используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики- «квиллинг».  Познакомившись поближе с данной техникой обработки бумаги, я сделала вывод, что «квиллинг» может являться очень эффективным  методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста    Ребенок, осваивая разнообразные способы  выполнения элементов «квиллинга», развивает моторику рук. Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – эта одна из актуальных проблем, потому что слабость, неловкость  движения пальцев и кистей рук, служит одной из причин затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания Техника  «квиллинг» станет толчком к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности.  Польза «квиллинга» неоспорима. Попробуйте взять тоненькую полоску бумаги и аккуратно скрутить в замысловатую фигуру. Трудно? А  каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создает фигуру.  Все это стимулирует усидчивость, зрительную память, образное мышление, развивает глазомер, совершенствует мелкую моторику.  Техника «квиллинг» развивает чувство прекрасного, помогает самовыражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для  дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребенка

 Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им  свой опыт, но и  создаю у них потребность самим создавать красоту., я замети

 Работая с детьми, я заметила, что на занятиях  с использованием нетрадиционных видов художественного труда дети проявляют большую  активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала. Это подтолкнуло меня к созданию                                предметной среды в группе, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала  развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.  Так был создан  центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для творчества детей. Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут в  свободное время, по желанию продолжать то , что они делали  с воспитателем,  но и проявлять свое творчество, реализовывать  свои замыслы.

3 Теоретическая база опыта.

Заинтересовавшись этим методом обучения, мною изучены, прочитаны работы многих отечественных  авторов:

 1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов». Издательство «У - Фактория». Екатеринбург 2003 г.

2. Зайцева А. «Квиллинг». «Новые идеи для творчества». Издательство «Эксмо». Москва 2010 г.

3. Букина С. Букин М. «Квиллинг». «Волшебство бумажных завитков». Издательство «Феникс».Ростов на - Дону 2011 г.

4. Хелен У. «Узоры из бумажных лент». Издательство «Ниола-Пресс» Москва 2006  

5.  В.Н. «Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей». Издательство «Академия развития» Ярославль 1998г  

6.Г.И. Долженко. «100 поделок из бумаги»  Ярославль  «Академия развития» «Академия, К»:1999г.

7.М.И. Нагибина. «Из простой бумаги мастерим как маги». Ярославль «Академия развития» «Академия» 1998г.

8. З.А. Богатеева   «Чудесные поделки из бумаги книга для воспитателей детского сада и родителей» – Москва. Просвещение 1992г.

9.В.С. Горичева, М.И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Пособие для родителей и педагогов.  Ярославль «Академия развития» 1998г.

10.Е.А. Бойкою, С.О. Чебаева.  «Квиллинг и декупаж». Москва 2012г.

11. Н.Г.Пишкова. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике». М: ООО издательство «Срипторит 2003» М:2007

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Работая над своей темой, считаю ее актуальной в решении таких задач как формирование детей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Максимально использую все возможности для развития творческих способностей ребенка, учитывая интересы каждого.  Обращаю внимание на каждого ребенка, стараюсь строить свою деятельность так, чтобы каждый оказался вовлеченным в процесс, осознавая свою полезность и значимость. Задания подбираю так, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы, стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, и при этом, не просто усвоенные способы действий, но и учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или  иной образ получился более выразительным. Постоянно обращаю внимание на поведение, взаимоотношения. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю открывать свои внутренние возможности. Поощряю не только творческую деятельность, но и любые усилия детей, направленные на приобретение знаний.

 Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым.  Моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

В работе с детьми я использую эффективные методы и приемы:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,  наблюдение, показ (выполнение) педагогомработа по образцу и др.)

5   Анализ результативности.

Используя в своей работе нетрадиционную технику  изобразительной деятельности «квиллинг», направленную на  развитие творческих способностей, у детей повысился уровень ручной умелости, координации движений, художественно творческих способностей. Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью, появился интерес к творческому экспериментированию. У детских работ появился индивидуальный почерк, таким образом, подводя итог работы, направленный на развитие творческих способностей, у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, больше стала развиваться мелкая моторика рук, глазомер, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.  

Свои готовые работы, дети дарят родителям. Устраиваем выставки, детского творчества, приуроченные  к различным мероприятиям  детского сада.  Дети участвуют в различных конкурсах: республиканских, российских международных, где завоевали  призовые места.

7 Трудности и проблемы при  использовании данного опыта.

Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства:

• относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);

• легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе деревянных палочек или пластмассовых трубочек).

8 Адресные рекомендации по использованию опыта

Обобщив собранный материал по теме, разработала методическое пособие  «Обучение детей старшего дошкольного возраста технике «квиллинг».

         В пособие вошли  иллюстрации основных элементов «квиллинга»; тематические планы; конспекты занятий. На методическое пособие, было получено экспертное заключение №28 экспертного совета. Данное методическое  пособие рекомендовано для  дошкольных образовательных учреждений Ельниковского района  Республики  Мордовия  и родителей.

         Материалы из опыта работы опубликованы на сайте  http://nsportal.ru/ veldina-olga-nikolaevna

001 (3)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

В данной презентации описывается   обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...

Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования

Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст-  важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...