инновационные методы и технологии в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
музейная педагогика - один из инновационных методов в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Инновационные методы и технологии в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
Музейная педагогика – один из методов успешной социализации детей в поликультурном пространстве СПб.
В условиях общекультурного кризиса в связи с гуманизацией современного образования, целенаправленное развитие культурной личности представляется актуально значимым вопросом образования, которое включает в себя не только получение определённых знаний, но и освоение личностью культурных форм, норм, ценностей и социального опыта. Наиболее значимым социальным институтом, способствующим культурному развитию и социализации личности, является музей.
Являясь центром хранения культурно-исторического наследия, музеи способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, искусству, этнокультурной среде, обычаям и традициям.
Музеи содействуют профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохранения в форме музейных предметов дух наследия общества.
Образовательная среда музея не только расширяет кругозор и даёт определённые знания, но и является местом, где создаются условия для самообразования личности, формировании личного опыта в отношении истории и культуры.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Организация свободного времени является производной от функции воспитания и образования, т.к. посещение музеев в свободное время связано с мотивами познавательно-культурного характера. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Семья вправе рассчитывать на помощь специалистов в том, чтобы научиться объединять свои духовные интересы с интересами детей. И наш опыт показывает, что таким объединяющим средством стал музей.
Совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это позволить вырастить из наших детей патриотов своей Родины
Содержание деятельности:
- Экскурсии:
1. Домик Петра I
2. Зимний дворец (обзорная)
3. Исаакиевский собор
4. Этнографический музей
Музейная педагогика – новая интеграционная область, которая включает в себя научно-методические дисциплины и практическую деятельность и рассматривается как инновационная педагогическая технология
Музейная педагогика сформирована в научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке
- Музееведения
- педагогики
- психологии
Цели:
- создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность.
- воспитание у ребенка основ экологической культуры
Задачи:
- воспитание интереса и любви к родному городу и людям, заботящихся о его процветании.
-развивать познавательный интерес к миру природы, познавательные психические процессы, логическое мышление, познавательно- исследовательскую деятельность, формировать представление о системном строении природы, воспитывать осознанное бережное отношение к ней
Инновационные приёмы при формировании у дошкольников представлений о музеях. Наглядное моделирование – актуальное средство развития логического мышления, интеллектуальных, творческих способностей дошкольников.
- Мнемотехника – инновационный метод обучения связной речи, совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации (Воробьёва В.К., Ткаченко Т.А., Ефименкова Л.Н. и др; Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д; ИЗД. Феникс, 2012)
- Макетирование – актуальное выразительное овладения проектной деятельностью дошкольниками («…макет обладает большей наглядностью, и поэтому более понятен детям…» Панов А.Б. – ГУ архитектуры, профессор)
- Алгоритм – эффективное инновационное средство обеспечивающее эффективное запоминание, воспроизведение и сохранение информации, позволяющее старшим дошкольникам самостоятельно организовать свою деятельность.
- Традиционные и нетрадиционные виды изодеятельности
Наиболее эффективный метод при ознакомлении детей с музеями – экскурсии: полноценное восприятие при знакомстве с историей СПб. Познавательная ОО
Совместные с родителями экскурсии дают положительный результат. ОО – физическое развитие и социально-коммуникативное
Знакомство детей с разными видами живописи и предметами искусства. ОО – х\эстетическая
Во время экскурсий детям задаются вопросы, идёт диалог между экскурсоводом и детьми. ОО – речевое развитие
Использование нетрадиционных техник в детской изодеятельности: коллаж, ручной труд с использованием схем
Разнообразные дидактические игры с использованием моделей, макетов, схем
Использование моделей при заучивании стихов о СПб
Инновационная идея учебно-методического комплекса обеспечивает целостный интегрированный подход к формированию у детей основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
Наряду с традиционными методами система работы по формированию экологической культуры предусматривает следующие современные методы: использование элементов ТРИЗ (системный оператор)
Особо важное значение имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование, что я продемонстрировала на своем занятии. К нам пришел игровой персонаж «ученая ворона» и поставила перед детьми проблему: правильно ли она сфотографировала приметы осени, показав мнемокартинки разных времен года. Дети искали решение проблемы, поставленной перед ними. Метод игрового проблемного обучении позволяет превратить НОД в увлекательную игру. Игровой персонаж ставит перед детьми проблемную задачу
Для смены вида деятельности использовалась динамическая пауза .
Также на занятии я использовала нетрадиционный метод рисования тычком. Этот метод рисования помогает готовить руку ребенка к письму, что очень важно для подготовки к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как игровая педагогическая технология развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста
Презентация посвящена поиску новых методик организации дидактических игр. Рассматриваются новые направления в способе организации дидактических nuh/ Лэпбук и бизиборд. Их место в современном детском с...
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием....
Презентация "Инновационные методы и технологии в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста"
Лэпбук - один из методов развития познавательных способностей дошкольников...
Тренинг для педагогов дошкольного образования Влияние кинезиологических упражнений, как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, св...
Педагогический проект "Мозартика как инновационный метод развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
Цель проекта – внедрение и практическое применение в работе с дошкольниками игровой технологии «Мозартика», направленную на развитие познавательных способностей.Задачи: - изучить тео...