инновационные методы и технологии в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Леонова Наталья Станиславовна

музейная педагогика - один из инновационных методов  в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Инновационные методы и  технологии  в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Музейная педагогика – один из методов успешной социализации детей в поликультурном пространстве СПб.

В условиях общекультурного кризиса в связи с гуманизацией современного образования, целенаправленное развитие культурной личности представляется актуально значимым вопросом образования, которое включает в себя не только получение определённых знаний, но и освоение личностью культурных форм, норм, ценностей и социального опыта. Наиболее значимым социальным институтом, способствующим культурному развитию и социализации личности, является музей.

Являясь центром хранения культурно-исторического наследия, музеи способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, искусству, этнокультурной среде, обычаям и традициям.

Музеи содействуют профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохранения в форме музейных предметов дух наследия общества.

Образовательная среда музея не только расширяет кругозор и даёт определённые знания, но и является местом, где создаются условия для самообразования личности, формировании личного опыта в отношении истории и культуры.

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Организация свободного времени является производной от функции воспитания и образования, т.к. посещение музеев в свободное время связано с мотивами познавательно-культурного характера. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Семья вправе рассчитывать на помощь специалистов в том, чтобы научиться объединять свои духовные интересы с интересами детей. И наш опыт показывает, что таким объединяющим средством стал музей.

Совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит   ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это позволить  вырастить из наших детей патриотов своей Родины

Содержание деятельности:

- Экскурсии:

1. Домик Петра I

2. Зимний дворец (обзорная)

3. Исаакиевский собор

4. Этнографический музей

 Музейная педагогика – новая интеграционная область, которая включает в себя научно-методические дисциплины и практическую деятельность и рассматривается как инновационная педагогическая технология

 Музейная педагогика сформирована в научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке

  • Музееведения
  • педагогики
  • психологии

 Цели:

- создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную  деятельность.

- воспитание у ребенка основ экологической культуры

 Задачи:

- воспитание интереса и любви к родному городу и людям,  заботящихся о его процветании.

-развивать познавательный интерес к миру природы, познавательные психические процессы, логическое мышление, познавательно- исследовательскую деятельность, формировать представление  о системном строении природы, воспитывать осознанное бережное отношение к ней

 Инновационные  приёмы при формировании у дошкольников представлений о музеях. Наглядное моделирование – актуальное средство развития логического мышления, интеллектуальных, творческих способностей дошкольников.

  • Мнемотехника – инновационный метод обучения связной речи, совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации (Воробьёва В.К., Ткаченко Т.А., Ефименкова Л.Н. и др; Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д; ИЗД. Феникс, 2012)
  • Макетирование – актуальное выразительное  овладения проектной деятельностью дошкольниками («…макет обладает большей наглядностью, и поэтому более понятен детям…» Панов А.Б. – ГУ архитектуры, профессор)
  • Алгоритм – эффективное инновационное  средство обеспечивающее эффективное запоминание, воспроизведение и сохранение информации, позволяющее старшим дошкольникам самостоятельно организовать свою деятельность.
  • Традиционные и нетрадиционные виды изодеятельности

 Наиболее эффективный метод при ознакомлении детей с музеями – экскурсии: полноценное восприятие при знакомстве с историей СПб. Познавательная ОО

 Совместные с родителями экскурсии дают положительный результат. ОО – физическое развитие и социально-коммуникативное

 Знакомство детей с разными видами живописи и предметами искусства. ОО – х\эстетическая

 Во время экскурсий детям задаются вопросы, идёт диалог между экскурсоводом и детьми. ОО – речевое развитие

 Использование нетрадиционных техник в детской изодеятельности: коллаж, ручной труд с использованием схем

 Разнообразные дидактические игры с использованием моделей, макетов, схем

 Использование моделей при заучивании стихов о СПб

Инновационная идея учебно-методического комплекса обеспечивает целостный интегрированный подход к формированию у детей основ экологической культуры и ценностей здорового  образа жизни.

 Наряду с традиционными методами система работы по формированию экологической культуры предусматривает  следующие современные методы:  использование  элементов  ТРИЗ (системный оператор)

 Особо важное значение имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование, что я продемонстрировала на своем занятии. К нам пришел  игровой персонаж «ученая ворона» и поставила перед детьми  проблему: правильно ли она сфотографировала  приметы осени, показав мнемокартинки разных времен  года. Дети искали  решение  проблемы, поставленной перед ними. Метод игрового проблемного  обучении позволяет превратить НОД в увлекательную игру. Игровой персонаж ставит перед детьми проблемную задачу

 Для смены вида деятельности использовалась динамическая пауза .

 Также на занятии я использовала нетрадиционный метод рисования тычком. Этот метод рисования помогает готовить руку ребенка к письму, что очень важно для подготовки к школе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как игровая педагогическая технология развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Презентация посвящена поиску новых методик организации дидактических игр. Рассматриваются новые направления в способе организации дидактических nuh/ Лэпбук и бизиборд. Их место в современном детском с...

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием....

Тренинг для педагогов дошкольного образования Влияние кинезиологических упражнений, как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, св...

Педагогический проект "Мозартика как инновационный метод развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Цель проекта – внедрение и практическое применение в работе с дошкольниками игровой технологии «Мозартика», направленную на развитие познавательных способностей.Задачи: - изучить тео...