самообразование
проект (средняя группа)

Тупицына Евгения Викторовна

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_po_samoobrazovaniyu_24_god.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок» (с.Падун),филиал детского сада «Светлячок»  

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тупицына Евгения Викторовна

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

Развитие речи с использованием мнемотаблиц

(Название темы)

01.09.2024

(Начало изучения темы)

31.05.2025

(Окончание изучения темы)

с.Падун, 2024год


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога Тупицына Евгения Викторовна

Дата рождения 26.01.1978

Стаж работы в должности 17 лет

Образование (название учебного заведения и год окончания) ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2005год

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении 1 квалификационная категория, приказ Департамента образования и науки Тюменской области «Об аттестации педагогических работников» №    -к от  

           

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) 2019

04.03.2016г ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» - «Организационно-педагогические основы образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования»

25.01.2019г. АНО ДПО «Тюменский межрегиональный Центр Обучения» - «Планирование и организация образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования»

03.06.2019г. ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» - «Организация педагогической основы образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

17.02.2020г ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» - «Организационно – педагогические условия  реализации АООП в дошкольных образовательных организациях»

28.06 ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» - «Актуальные проблемы и совершенствование организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Награждения (указать год, характер награды)

2010г.Заводоуковск – Благодарность «За добросовестную работу и трепетное отношение к воспитанникам»

2013.Тюмень  - Диплом за участие в областном конкурсе «Детский сад: день за днём»

2016г. с.Падун – Благодарность «За профессионализм и компетентность, целеустремленность. Кропотливый труд в развитии подрастающего поколения»

2016г. Заводоуковск – Сертификат участника муниципальных педагогических чтений работников дошкольного образования «Организация предметно-пространственной среды»

2017г. Заводоуковск – Грамота участника конкурса профессионального мастерства «Педагог года 20017» в номинации «Воспитатель года 2017»

2018г. Заводоуковск – Грамота «За подготовку участников муниципального конкурса исследовательских проектов для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи природы»

2020г Заводоуковск – Грамота «Печатная продукция» (3 место)

2022г Диплом 1 степени всероссийский конкурс «Лучший сайт педагога – 2022»

2023г – Заводоуковск «Благодарность департамента по социальным вопросам администрации Заводоуковского городского круга»


АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2024 /2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Какие же трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа? 1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. 2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3.Употребление нелитературных слов и выражений.

4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. 5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. 6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8.Плохая дикция. Детей необходимо научить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

 Именно поэтому педагоги должны ставить перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Процесс обучения должен быть для детей интересным, занимательным, развивающим. В этом нам поможет метод «Мнемотехника».

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

1.Актуальность темы:

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.

Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы – не исключение, уровень их речевого развития требует особого внимания. В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

В этой связи педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - чрезвычайно сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе.

Программа предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми. Овладение приемами работы с мнемосхемами, мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие связной речи. В результате использования мнемотаблиц, мнемосхем расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, развиваются мышление, память, связная речь. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно, заучивание стихов, пересказ превращаются в игру, которая захватывает его.

2.Цель: создать систему работы по развитию речи с использованием приемов мнемотехники у детей дошкольного возраста.

 3.Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста, изучив и применив на практике современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: мнемотехника.

2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей, познакомив родителей с приемами и методами развития речи детей.

3. Развивать у детей желание заучивать стихотворения, составлять рассказы, пересказывать небольшие тексты, придумывать интересные истории с помощью мнемотаблиц.

4.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

5.Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

6. Оформить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованиям мнемотаблиц.

4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает

 детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я буду использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

5. Творческое сотрудничество по теме самообразования _________________________________________________________________

6. Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие)

Отчет обобщения опыта

7. Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: взаимопосещение, семинары, мастер-классы и другие)

 изучение литературы по теме самообразования

1.Ткаченко Т.А. Наглядно – дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Книголюб, 2005 г.

2.Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009 г.

8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте в конце учебного года на круглом столе , который будет проходить на территории детского сада «Светлячок» (с.Падун)


ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования –май 2025г

Форма и место подведения итогов – д\с «Светлячок» (с.Падун)

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с методической литературой

Разработка плана работы по данной теме.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.

 Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:

1.Ткаченко Т.А. Наглядно – дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Книголюб, 2005 г.

2.Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009 г. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

3. Изучение статей в журналах:«Воспитатель ДОУ»; «Дошкольное воспитание»;

4.Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

Октябрь

 Познакомить детей с

понятием мнемоквадрат

Формирование умения

детей составлять связный

рассказ по картинке с

помощью схемы, пополнять

и активизировать

словарный запас детей.

Изучение литературы по теме.

Ноябрь

Учить детей заучивать

стихотворения с помощью

схем-моделей. Работать

над выразительным

чтением стихотворения

перед слушателями.

Пополнять и

активизировать в речи

словарный запас детей.

Подбор материала по теме

Декабрь

Работа над созданием методической папки. Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития речи.

Подбор материала по теме.

Январь

Работа над пересказами с

использованием опорных

схем. Обучение связному

последовательному

пересказу с наглядной

опорой в виде графических

схем, активизация и

обогащение словарного

запаса детей.

Подбор материала. -

«Салат из сказок»

составление

рассказов по картине

Февраль

Обучение сочинению

сказок. Учить детей

сочинять сказку по модели

– схеме; последовательно и

связно рассказывать друг

другу свои сказки; учить

придумывать название

сказке.

Продолжать изучать

литературу по данной

теме.

 

Подбор материала
для консультации родителем

Индивидуальные беседы с родителями по теме «Развитие речи ребенка».

Март

Изучить статью на тему

«Учим стихи — развиваем

память», автор Широких

Т.Д./ Ребёнок в детском

саду. 2004. №2. С.59- 62.

Изучить статью на тему:

«Мнемотехника как прием в

обучении детей связной

речи».

Статьи и источники к рассмотрению:

«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – Сайт Mnemonicon (http://www.mnemotexnika.narod.ru): Москва, 2007

Степанов О. Мнемоника (правда и вымыслы), 1991-2001гг.

Апрель

Май

Выявить  уровень развития речи у детей на конец

учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...