Конспект занятия по «Познанию» В старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «В ГОСТИ К МАСТЕРАМ ГЖЕЛИ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мирманова Гульнара Жумабековна

Конспект занятия по «Познанию»

В старшей группе (5 – 6 лет)

Тема: «В  ГОСТИ  К  МАСТЕРАМ  ГЖЕЛИ»

 

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства –     гжель, с её историей и истоками.  Выявить особенности гжельской росписи.

Программное содержание:

  • Научить детей рисовать элементы гжельской росписи и расписывать изделие в соответствии с изучаемым видом искусства;
  • Воспитывать любовь к народному промыслу,  любовь к прекрасному, интерес к познанию культуры.

Оборудование: демонстрация  иллюстраций с изображением  гжельской посуды 

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

 

 

1

Проблемные вопросы

Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя

17 мин

2

Работа с пособием

 

3

Физминутки

 

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 25 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к мастерам Гжели.

  1. Основная часть.

Мы с детства очень любим русские народные сказки.  Я хочу рассказать вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете. А какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были.) Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими слова. Жили-были в деревеньке Гжель, что под Москвой, трудолюбивые люди. В трудах и заботах  неторопливо текла жизнь.  Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге. Затихает бурная хлопотливая жизнь на полях, да и сама природа будто засыпает.  Почему зиму очень часто называют волшебницей? (ответы детей).

Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым покрывалом, деревья наряжаются в сверкающие серебристые блёстки или укутываются в снежные шубы. Замерло всё в природе, заснуло до весны, но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто. А глина в тех краях белая и тонкая. И начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими. За делами-заботами  незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер. Может, потому, что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние гжельские тени такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера-художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали. Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде получается серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.   Вот такие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему свету. Роскошным подарком считаются изделия гжельских мастеров.

Секреты мастерства передаются из поколения в поколение вот уже более 650 лет.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась, теперь

Известно всем в народе:

Её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.     

Давайте рассмотрим гжельскую роспись и поучимся у настоящих гжельских мастеров.

Недалеко от Москвы находится центр гжельской керамики, он собрал вокруг себя три десятка деревень, центром которой была бывшая Гжельская волость. Край богат залежами гончарных глин из которой и изготовляют посуду. Расписывают мастера эту посуду по белой обожжённой  глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывают глазурью. При обжиге кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь придаёт блеск. Обратите внимание на современные изделия гжели, расписанные нарядным, синим узором. Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остаётся для мастера великим и мудрым учителем. Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. А какое настроение у вас возникает при рассмотрении гжельских изделий? (весёлое, радостное).

 

  1. Заключительная часть.

– С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

– Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

 ( используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета.)

– почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

(белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры.)

– Что запомнилось на занятиях? Понравилось?  Не понравилось?

– Что вы можете сказать о своих работах?  Всё ли удалось, почему?

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Познанию»

В старшей группе (5 – 6 лет)

Тема: «В  ГОСТИ  К  МАСТЕРАМ  ГЖЕЛИ»

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства –     гжель, с её историей и истоками.  Выявить особенности гжельской росписи.

Программное содержание: 

  • Научить детей рисовать элементы гжельской росписи и расписывать изделие в соответствии с изучаемым видом искусства;
  • Воспитывать любовь к народному промыслу,  любовь к прекрасному, интерес к познанию культуры.

Оборудование: демонстрация  иллюстраций с изображением  гжельской посуды  

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

1

Проблемные вопросы

Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя

17 мин

2

Работа с пособием

3

Физминутки

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 25 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к мастерам Гжели.

  1. Основная часть.

Мы с детства очень любим русские народные сказки.  Я хочу рассказать вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете. А какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были.) Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими слова. Жили-были в деревеньке Гжель, что под Москвой, трудолюбивые люди. В трудах и заботах  неторопливо текла жизнь.  Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге. Затихает бурная хлопотливая жизнь на полях, да и сама природа будто засыпает.  Почему зиму очень часто называют волшебницей? (ответы детей).

Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым покрывалом, деревья наряжаются в сверкающие серебристые блёстки или укутываются в снежные шубы. Замерло всё в природе, заснуло до весны, но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто. А глина в тех краях белая и тонкая. И начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими. За делами-заботами  незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер. Может, потому, что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние гжельские тени такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера-художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали. Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде получается серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.   Вот такие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему свету. Роскошным подарком считаются изделия гжельских мастеров.

Секреты мастерства передаются из поколения в поколение вот уже более 650 лет.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась, теперь

Известно всем в народе:

Её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.      

Давайте рассмотрим гжельскую роспись и поучимся у настоящих гжельских мастеров.

Недалеко от Москвы находится центр гжельской керамики, он собрал вокруг себя три десятка деревень, центром которой была бывшая Гжельская волость. Край богат залежами гончарных глин из которой и изготовляют посуду. Расписывают мастера эту посуду по белой обожжённой  глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывают глазурью. При обжиге кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь придаёт блеск. Обратите внимание на современные изделия гжели, расписанные нарядным, синим узором. Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остаётся для мастера великим и мудрым учителем. Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. А какое настроение у вас возникает при рассмотрении гжельских изделий? (весёлое, радостное).

  1. Заключительная часть.

– С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

– Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

 ( используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета.)

– почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

(белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры.)

– Что запомнилось на занятиях? Понравилось?  Не понравилось?

– Что вы можете сказать о своих работах?  Всё ли удалось, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Овощи»

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Овощи»...

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»...

Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».

Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.Задачи:• У...

Конспект занятия по познанию в старшей группе. Тема: «Как живут люди в селе, деревне»

Конспект поможет дать представление детям  о том, чем занимаются деревенские жители: разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле выращивают зерновые и овощи. Расширить представления ...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Приглашение к путешествию»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: обобщить представле...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Если хочешь быть здоров»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: уточнить и расширит...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие в тундру»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: познакомить детей с...