Конспект занятия по «Познанию» В старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «В ГОСТИ К МАСТЕРАМ ГЖЕЛИ»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по «Познанию»
В старшей группе (5 – 6 лет)
Тема: «В ГОСТИ К МАСТЕРАМ ГЖЕЛИ»
Доминирующая образовательная область: коммуникация
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»
Вид деятельности детей: игровая деятельность
Цель: познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства – гжель, с её историей и истоками. Выявить особенности гжельской росписи.
Программное содержание:
- Научить детей рисовать элементы гжельской росписи и расписывать изделие в соответствии с изучаемым видом искусства;
- Воспитывать любовь к народному промыслу, любовь к прекрасному, интерес к познанию культуры.
Оборудование: демонстрация иллюстраций с изображением гжельской посуды
Структура занятия
I | Вводная часть | Организующий момент | 3мин |
II | Основная часть |
|
|
1 | Проблемные вопросы | Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя | 17 мин |
2 | Работа с пособием | ||
3 | Физминутки | ||
III | Заключительная часть | Подведение итогов занятия | 5 мин |
Длительность 25 минут.
Ход занятия
- Вводная часть.
Сегодня мы с вами отправимся в гости к мастерам Гжели.
- Основная часть.
Мы с детства очень любим русские народные сказки. Я хочу рассказать вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете. А какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были.) Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими слова. Жили-были в деревеньке Гжель, что под Москвой, трудолюбивые люди. В трудах и заботах неторопливо текла жизнь. Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге. Затихает бурная хлопотливая жизнь на полях, да и сама природа будто засыпает. Почему зиму очень часто называют волшебницей? (ответы детей).
Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым покрывалом, деревья наряжаются в сверкающие серебристые блёстки или укутываются в снежные шубы. Замерло всё в природе, заснуло до весны, но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто. А глина в тех краях белая и тонкая. И начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими. За делами-заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер. Может, потому, что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние гжельские тени такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера-художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали. Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде получается серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками. Вот такие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему свету. Роскошным подарком считаются изделия гжельских мастеров.
Секреты мастерства передаются из поколения в поколение вот уже более 650 лет.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась, теперь
Известно всем в народе:
Её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Давайте рассмотрим гжельскую роспись и поучимся у настоящих гжельских мастеров.
Недалеко от Москвы находится центр гжельской керамики, он собрал вокруг себя три десятка деревень, центром которой была бывшая Гжельская волость. Край богат залежами гончарных глин из которой и изготовляют посуду. Расписывают мастера эту посуду по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывают глазурью. При обжиге кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь придаёт блеск. Обратите внимание на современные изделия гжели, расписанные нарядным, синим узором. Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остаётся для мастера великим и мудрым учителем. Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. А какое настроение у вас возникает при рассмотрении гжельских изделий? (весёлое, радостное).
- Заключительная часть.
– С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?
– Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
( используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета.)
– почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?
(белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры.)
– Что запомнилось на занятиях? Понравилось? Не понравилось?
– Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Познанию»
В старшей группе (5 – 6 лет)
Тема: «В ГОСТИ К МАСТЕРАМ ГЖЕЛИ»
Доминирующая образовательная область: коммуникация
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»
Вид деятельности детей: игровая деятельность
Цель: познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства – гжель, с её историей и истоками. Выявить особенности гжельской росписи.
Программное содержание:
- Научить детей рисовать элементы гжельской росписи и расписывать изделие в соответствии с изучаемым видом искусства;
- Воспитывать любовь к народному промыслу, любовь к прекрасному, интерес к познанию культуры.
Оборудование: демонстрация иллюстраций с изображением гжельской посуды
Структура занятия
I | Вводная часть | Организующий момент | 3мин |
II | Основная часть | ||
1 | Проблемные вопросы | Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя | 17 мин |
2 | Работа с пособием | ||
3 | Физминутки | ||
III | Заключительная часть | Подведение итогов занятия | 5 мин |
Длительность 25 минут.
Ход занятия
- Вводная часть.
Сегодня мы с вами отправимся в гости к мастерам Гжели.
- Основная часть.
Мы с детства очень любим русские народные сказки. Я хочу рассказать вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете. А какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были.) Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими слова. Жили-были в деревеньке Гжель, что под Москвой, трудолюбивые люди. В трудах и заботах неторопливо текла жизнь. Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге. Затихает бурная хлопотливая жизнь на полях, да и сама природа будто засыпает. Почему зиму очень часто называют волшебницей? (ответы детей).
Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым покрывалом, деревья наряжаются в сверкающие серебристые блёстки или укутываются в снежные шубы. Замерло всё в природе, заснуло до весны, но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто. А глина в тех краях белая и тонкая. И начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими. За делами-заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер. Может, потому, что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние гжельские тени такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера-художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали. Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде получается серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками. Вот такие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему свету. Роскошным подарком считаются изделия гжельских мастеров.
Секреты мастерства передаются из поколения в поколение вот уже более 650 лет.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась, теперь
Известно всем в народе:
Её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Давайте рассмотрим гжельскую роспись и поучимся у настоящих гжельских мастеров.
Недалеко от Москвы находится центр гжельской керамики, он собрал вокруг себя три десятка деревень, центром которой была бывшая Гжельская волость. Край богат залежами гончарных глин из которой и изготовляют посуду. Расписывают мастера эту посуду по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывают глазурью. При обжиге кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь придаёт блеск. Обратите внимание на современные изделия гжели, расписанные нарядным, синим узором. Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остаётся для мастера великим и мудрым учителем. Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. А какое настроение у вас возникает при рассмотрении гжельских изделий? (весёлое, радостное).
- Заключительная часть.
– С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?
– Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
( используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета.)
– почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?
(белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры.)
– Что запомнилось на занятиях? Понравилось? Не понравилось?
– Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Овощи»
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Овощи»...
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»...
Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».
Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.Задачи:• У...
Конспект занятия по познанию в старшей группе. Тема: «Как живут люди в селе, деревне»
Конспект поможет дать представление детям о том, чем занимаются деревенские жители: разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле выращивают зерновые и овощи. Расширить представления ...
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Приглашение к путешествию»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: обобщить представле...
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Если хочешь быть здоров»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: уточнить и расширит...
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие в тундру»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: познакомить детей с...