Конспект занятия по познанию в старшей группе. Тема: «Как живут люди в селе, деревне»
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект поможет дать представление детям о том, чем занимаются деревенские жители: разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле выращивают зерновые и овощи. Расширить представления детей о том, в каких домах живут в деревне, как их украшают. Познакомить детей с особенностями бревенчатого дома: наличники, ставни, печь. Развивать речь детей, внимание, любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selo.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познанию в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Как живут люди в селе, деревне»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие,
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Цель: Обогатить представления детей о жизни в деревне.
Программное содержание: Дать представление о том , чем занимаются деревенские жители: разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле выращивают зерновые и овощи. Расширить представления детей о том, в каких домах живут в деревне, как их украшают. Познакомить детей с особенностями бревенчатого дома: наличники, ставни, печь. Развивать речь детей, внимание, любознательность. Активизировать словарь: бревенчатая изба, деревянная, наличники, ставни. Воспитывать уважение к труду жителей деревни, эстетическое восприятие.
Предварительная работа: беседы по теме
Материалы и оборудования: картины с изображением деревни, села
Планируемый результат: ребёнок сопровождает познавательное рассматривание иллюстраций, активно занимается словотворчеством, использует синонимы; умеет поддерживать беседу о жизни в деревне
Структура занятия
1 | Вводная часть | Вводная беседа. Чтение стихотворения | 3 мин |
2 | Основная часть | 20 мин | |
1. | Беседа о селе, деревне | 4мин | |
2. | Беседа «Занятия людей в селе, деревне» | 6 мин | |
3. | Физминутка «Как живёшь» | 2 мин | |
4. | Беседа «Где жили и живут люди в деревне» | 8 мин | |
3 | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность занятия 25 минут
Ход занятия:
Вводная часть. Вводная беседа. Чтение стихотворения
-Ребята, где мы с вами живём? Правильно в небольшом городке. Мы знакомы с жизнью в городе. А некоторые люди живут в селе, деревне.
-Ребята, кто из вас знает, что такое деревня, село?
Мне в деревне хочется
Летом погостить,
На пруду, у рощицы,
Рыбку половить.
Там в лесу, под соснами,
Где былины спят,
Утренними росами
Я найду маслят.
Там краюхой хлебушка
Угощу коня,
Там синее небушко,
Зеленей поля.
А цветов невиданных –
Целые луга!
Ветер вольно носится,
Скачет во всю прыть!
Как в деревне хочется
Летом погостить!
Основная часть. Беседа о селе, деревне
-Кто из вас был в деревне?
-У кого живёт бабушка в деревне?
-Вспомните, как называется деревня, в которой живёт бабушка?
(вместе с детьми воспитатель перечисляет названия известных деревень района) …
Беседа «Занятия людей в селе, деревне»
-Ребята, деревня обычно располагается около речки, рядом с лесом. Лес и река кормят человека. Говорят: «Возле леса жить – голодному не быть».
-Почему?
-Верно, в реке можно не только купаться, но и ловить рыбу. А в лесу собирать грибы и ягоды.
-Чем занимаются жители деревни?
- Правильно, разводят и ухаживают за домашними животными и птицами.
-Каких домашних птиц вы знаете?
-Каких домашних животных вы знаете?
-Почему их называют домашними?
-Какую пользу они приносят?
-Правильно: корова и коза даёт молоко, а из молока люди делают сметану, сыр, творог, масло сливочное и другие молочные продукты;
-лошадь перевозит тяжёлые грузы;
-овца даёт шерсть из которой вяжут тёплые вещи;
-Курицы, гуси, утки, индюки несут яйца и дают нам мясо, перья и пух.
-Посмотрите, чем занимаются жители деревни весной?
- Обрабатывают землю, сеют зерновые.
-А осенью?
-Убирают урожай.
-Что делают из зерна?
- Что ещё можно вырастить на земле?
-Правильно, овощи. Посмотрите, как деревенские жители собирают урожай.
-Им помогают специальные сельскохозяйственные машины.
Физминутка «Как живёшь» (или по выбору детей)
Беседа «Где жили и живут люди в деревне»
-А в чём живут деревенские жители?
-Какие там дома?
-Да, деревянные.
- Посмотрите, ребята, дома стоят рядышком, как сестры прижались друг к другу. Как им хорошо вместе!
-Раньше дома называли избой.
- Издавна на Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему?
- Дерево – особый материал. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, и всю жизнь в ней жил. Люди называли свой дом «родным», «родимым»- как называют родного человека.
- Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу: «Дом построить, не шапку на голову надеть»?
- Семьи были большие и жили все вместе: дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Детей в семье было много - по 8, по 9, по 10 человек. И все в семье помогали строить дом.
- Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день.
- Когда дом был готов, люди «оживляли» его.
-Ту часть избы, которая выходила на улицу, называли «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» избы).
- Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет. В окна можно было видеть, что делается на улице.
- Называли окна ласково – «оконца», и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»? (на личике)
- Были у окошек и ставни. Как вы думаете, что такое ставни?
-Верно, ставни – небольшие «дверцы» на окнах, которые закрывали на ночь. Их часто украшали резьбой.
-Как вы думаете, для чего нужны ставни?
- А как обогревался дом?
-Да, в каждом доме стояла большая печка. В холодные зимние вечера хозяева грелись и спали на печи. Это было любимое место у всех ребятишек. Печка не только отапливала и согревала, но в ней ещё готовили еду: варили щи, кашу, пекли пироги, блины.
-Печку звали ласково «матушкой», так как она и грела, и кормила, и сушила. Ещё её называли «бабушкой».
-Послушайте, какую загадку сочинили люди про печку:
Бабушка седа – бела, зимою всем мила.
А как лето наступает, про бабушку забывают.
- Как и у других домов, у изб были крыши. Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала голова коня, вырезанная из дерева. Люди верили, что конь охраняет домашний очаг.
- Хотелось бы вам пожить в таком доме?
- Такие красивые дома строили люди с любовью и добротой.
Заключительная часть. Итог.
-Мы с вами сегодня познакомились с жизнью в деревне, узнали, как люди живут в сельской местности, чем занимаются. Думаю, что вам всем теперь захочется погостить в деревне.
Предлагаю детям в свободное время или дома нарисовать рисунок на тему «Жизнь людей в селе, деревне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Овощи»
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Овощи»...
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»...
Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».
Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.Задачи:• У...
Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»
Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»...
Конспект занятия по Познанию в старшей группе Тема: «Откуда хлеб пришел»
Конспект занятия по Познанию в старшей группе Тема: «Откуда хлеб пришел»...
Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: “ Кто я такой”
Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: “ Кто я такой” Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция областей: соци...