Конспект занятия по познанию в старшей группе. Тема: «Как живут люди в селе, деревне»
план-конспект занятия по окружающему миру

Смольянникова Оксана Викторовна

Конспект поможет дать представление детям  о том, чем занимаются деревенские жители: разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле выращивают зерновые и овощи. Расширить представления детей о том, в каких домах живут в деревне, как их украшают. Познакомить детей с особенностями бревенчатого дома: наличники, ставни, печь. Развивать речь детей, внимание, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selo.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познанию в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Как живут люди в селе, деревне»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие,

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: Обогатить представления детей о жизни в деревне.

Программное содержание: Дать представление о том , чем  занимаются деревенские жители: разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле выращивают зерновые и овощи. Расширить представления детей о том, в каких домах живут в деревне, как их украшают. Познакомить детей с особенностями бревенчатого дома: наличники, ставни, печь. Развивать речь детей, внимание, любознательность. Активизировать словарь: бревенчатая изба, деревянная, наличники, ставни. Воспитывать уважение к труду жителей деревни, эстетическое восприятие.

Предварительная работа: беседы по теме

Материалы и оборудования: картины с изображением деревни, села

Планируемый результат: ребёнок сопровождает познавательное рассматривание иллюстраций, активно занимается словотворчеством, использует синонимы; умеет поддерживать беседу о жизни в деревне

Структура занятия

1

Вводная часть

Вводная беседа. Чтение стихотворения

3 мин

2

Основная часть

20 мин

1.

Беседа о селе, деревне

4мин

2.

Беседа «Занятия людей в селе, деревне»

6 мин

3.

Физминутка «Как живёшь»

2 мин

4.

Беседа «Где жили и живут люди в деревне»                              

8 мин

3

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность занятия 25 минут

Ход занятия:

Вводная часть. Вводная беседа. Чтение стихотворения

-Ребята, где мы с вами живём? Правильно в небольшом городке. Мы знакомы с жизнью в городе. А некоторые люди живут в селе, деревне.

-Ребята, кто из вас знает, что такое деревня, село?

Мне в деревне хочется

Летом погостить,

На пруду, у рощицы,

Рыбку половить.

Там в лесу, под соснами,

Где былины спят,

Утренними росами

Я найду маслят.

Там краюхой хлебушка

Угощу коня,

Там синее небушко,

Зеленей поля.

А цветов невиданных –

Целые луга!

Ветер вольно носится,

Скачет во всю прыть!

Как в деревне хочется

Летом погостить!

Основная часть. Беседа о селе, деревне

-Кто из вас был в деревне?

-У кого живёт бабушка в деревне?

-Вспомните, как называется деревня, в которой живёт бабушка?

(вместе с детьми воспитатель перечисляет названия известных деревень района) …

Беседа «Занятия людей в селе, деревне»

-Ребята, деревня обычно располагается около речки, рядом с лесом. Лес и река кормят человека. Говорят: «Возле леса жить – голодному не быть».

-Почему?

-Верно, в реке можно не только купаться, но и ловить рыбу.  А в лесу собирать   грибы и ягоды.

-Чем занимаются жители деревни?

- Правильно, разводят и ухаживают за домашними животными и птицами.

-Каких домашних птиц вы знаете?

-Каких домашних животных вы знаете?

-Почему их называют домашними?

-Какую пользу они приносят?

-Правильно: корова и коза даёт молоко, а из молока люди делают сметану, сыр, творог, масло сливочное и другие молочные продукты;

-лошадь перевозит тяжёлые грузы;

-овца даёт шерсть из которой вяжут тёплые вещи;

-Курицы, гуси, утки, индюки несут яйца и дают нам мясо, перья и пух.

-Посмотрите, чем занимаются жители деревни весной?

- Обрабатывают землю, сеют зерновые.

-А осенью?

-Убирают урожай.

-Что делают из зерна?

- Что ещё можно вырастить на земле?

-Правильно, овощи. Посмотрите, как деревенские жители собирают урожай.

-Им помогают специальные сельскохозяйственные машины.

Физминутка «Как живёшь» (или по выбору детей)   

Беседа «Где жили и живут люди в деревне»                              

 -А в чём живут деревенские жители?

-Какие там дома?

-Да, деревянные.

- Посмотрите, ребята, дома стоят рядышком, как сестры прижались друг к другу. Как им хорошо вместе!

-Раньше дома называли избой.
- Издавна на Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему?
- Дерево – особый материал. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, и всю жизнь в ней жил. Люди называли свой дом «родным», «родимым»- как называют родного человека.
- Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу: «Дом построить, не шапку на голову надеть»?

- Семьи были большие и жили все вместе: дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Детей в семье было много - по 8, по 9, по 10 человек. И все в семье помогали строить дом.
- Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. 
- Когда дом был готов, люди «оживляли» его.

-Ту часть избы, которая выходила на улицу, называли «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» избы).
- Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет. В окна  можно было видеть, что делается на улице.
- Называли окна ласково – «оконца», и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»? (на личике)
- Были у окошек и ставни. Как вы думаете, что такое ставни?

-Верно, ставни – небольшие «дверцы» на окнах, которые закрывали  на ночь. Их часто украшали резьбой.

-Как вы думаете, для чего нужны ставни?

- А как обогревался дом?

-Да, в каждом доме стояла большая печка. В холодные зимние вечера хозяева грелись и спали на печи. Это было любимое место у всех ребятишек. Печка не только отапливала и согревала, но в ней ещё готовили еду: варили щи, кашу, пекли пироги, блины.

-Печку звали ласково «матушкой», так как она и грела, и кормила, и сушила. Ещё её называли «бабушкой».

-Послушайте, какую загадку сочинили люди про печку:

Бабушка седа – бела, зимою всем мила.

А как лето наступает, про бабушку забывают.

- Как и у других домов, у изб были крыши.  Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала голова коня, вырезанная из дерева. Люди верили, что конь охраняет домашний очаг.
- Хотелось бы вам пожить в таком доме?
- Такие красивые дома строили люди с любовью и добротой.

Заключительная часть. Итог.

-Мы с вами сегодня познакомились с жизнью в деревне, узнали, как люди живут в сельской местности, чем занимаются. Думаю, что вам всем теперь захочется погостить в деревне.

Предлагаю детям в свободное время или дома нарисовать рисунок на тему «Жизнь людей в селе, деревне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Овощи»

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Овощи»...

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»...

Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».

Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.Задачи:• У...

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»...

Конспект занятия по Познанию в старшей группе Тема: «Откуда хлеб пришел»

Конспект занятия по Познанию в старшей группе Тема: «Откуда хлеб пришел»...

Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: “ Кто я такой”

Конспект занятия   по  познанию  в старшей  группе Тема: “ Кто я такой” Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция областей: соци...