Конспект занятия по «Познанию» В старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «Филимоновская игрушка»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мирманова Гульнара Жумабековна

Конспект занятия по «Познанию»

В старшей группе (5 – 6 лет)

Тема: «Филимоновская игрушка»

 

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: способствование эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства.

Программное содержание:

• продолжать знакомить с народным промыслом филимоновская игрушка;

• познакомить детей с узорами разных форм: цветными полосками, ветвистой «елочкой», яркой «ягодкой», лучистой «звездочкой» или «солнышком»;

• развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора;

• приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Оборудование: несколько рисунков филимоновских игрушек, предметы разных видов народного промысла, картинки с элементами филимоновских узоров

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

 

 

1

Проблемные вопросы

Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя

17 мин

2

Физминутки

 

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 25 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

-Здравствуйте, ребята! Ребята, какое ваше самое любимое занятие?

-Рисовать, лепить, что-то мастерить смотреть мультфильмы, играть…

-Во что вы любите играть?

- В машинки, настольные игры, куклы…

- Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Чем?

- Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора. Они могут издавать звуки, говорить, плакать, смеяться, передвигаться, шевелить руками и ногами …

- А в старину игрушки мастерили из тряпочек, соломы, глины, бересты, дерева.

Сегодня у нас не простое занятие. Давайте мысленно отправимся на ярмарку и выберем там русскую народную игрушку.

  1. Основная часть.

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Ребята мы на ярмарки и здесь нам приглянулись необычные игрушки, а называются они филимоновские.

Это глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу.

Поэтому они получили название – народные.

Филимоновской игрушке более 700 лет.

Ребята, а вы хотите узнать, откуда эта игрушка возникла и почему она именно такая?

Дети: Да!

Поэтическая минутка (воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке)

Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянутые шеи

И корова как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

А изготавливают Филимоновские игрушки в деревне Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.

Воспит. : Ребята посмотрите на картинки.

Каких животных и людей вы узнаете в этих игрушках?

(ответы детей сопровождаются чтением стихотворений).

Индюк

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Конь с всадником

Что за конь!

Только тронь –

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

Барышня

Посмотри, как хороша

Эта девица – душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд

Воспит. : Молодцы ребята угадали!

Все игрушки забавные, веселые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются. А знаете, почему шеи у них вытянутые?

Потому, что игрушка глиняная очень медленно сохла то и дело теряла свой вид, вот мастерам было необходимо их постоянно поправлять, поэтому они все такие вытянутые.

Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Послушайте, какой получается свист? (громкий, веселый, звонкий).

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть – чуть пузатая!

- Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

- Филимоновская я!

Все игрушки сделаны мастерами из глины, поэтому с ними надо обращаться аккуратно, чтобы они не разбились.

Физкультминутка:

Под русскую народную музыку

дети танцуют, как только прекращается музыка, они превращаются в филимоновские игрушки, а воспитатель должен их угадать.

Филимоновской игрушки по сей день, характерна необычайно яркая роспись сплошной окраски с чередующимися полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

А детали росписи можно расшифровать:

Круг- это солнце,

Треугольник-это земля,

Елочки – это ростки, символ растительности и жизни, все эти узоры напоминают нам о связи человека с природой.

 

  1. Заключительная часть.

1. Ребята, а вы бы хотели такую игрушку себе?

2. А чем вам она понравилась?

3. Ребята, а кто из вас понял, почему игрушки эти называются Филимоновскими?

4. Какое настроение у Вас возникает, когда Вы смотрите на эти игрушки?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Познанию»

В старшей группе (5 – 6 лет)

Тема: «Филимоновская игрушка»

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: способствование эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства.

Программное содержание: 

• продолжать знакомить с народным промыслом филимоновская игрушка;

• познакомить детей с узорами разных форм: цветными полосками, ветвистой «елочкой», яркой «ягодкой», лучистой «звездочкой» или «солнышком»;

• развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора;

• приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Оборудование: несколько рисунков филимоновских игрушек, предметы разных видов народного промысла, картинки с элементами филимоновских узоров

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

1

Проблемные вопросы

Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя

17 мин

2

Физминутки

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 25 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

-Здравствуйте, ребята! Ребята, какое ваше самое любимое занятие?

-Рисовать, лепить, что-то мастерить смотреть мультфильмы, играть…

-Во что вы любите играть?

- В машинки, настольные игры, куклы…

- Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Чем?

- Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора. Они могут издавать звуки, говорить, плакать, смеяться, передвигаться, шевелить руками и ногами …

- А в старину игрушки мастерили из тряпочек, соломы, глины, бересты, дерева.

Сегодня у нас не простое занятие. Давайте мысленно отправимся на ярмарку и выберем там русскую народную игрушку.

  1. Основная часть.

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Ребята мы на ярмарки и здесь нам приглянулись необычные игрушки, а называются они филимоновские.

Это глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу.

Поэтому они получили название – народные.

Филимоновской игрушке более 700 лет.

Ребята, а вы хотите узнать, откуда эта игрушка возникла и почему она именно такая?

Дети: Да!

Поэтическая минутка (воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке)

Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянутые шеи

И корова как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

А изготавливают Филимоновские игрушки в деревне Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.

Воспит. : Ребята посмотрите на картинки.

Каких животных и людей вы узнаете в этих игрушках?

(ответы детей сопровождаются чтением стихотворений).

Индюк

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Конь с всадником

Что за конь!

Только тронь –

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

Барышня

Посмотри, как хороша

Эта девица – душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд

Воспит. : Молодцы ребята угадали!

Все игрушки забавные, веселые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются. А знаете, почему шеи у них вытянутые?

Потому, что игрушка глиняная очень медленно сохла то и дело теряла свой вид, вот мастерам было необходимо их постоянно поправлять, поэтому они все такие вытянутые.

Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Послушайте, какой получается свист? (громкий, веселый, звонкий).

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть – чуть пузатая!

- Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

- Филимоновская я!

Все игрушки сделаны мастерами из глины, поэтому с ними надо обращаться аккуратно, чтобы они не разбились.

Физкультминутка:

Под русскую народную музыку

дети танцуют, как только прекращается музыка, они превращаются в филимоновские игрушки, а воспитатель должен их угадать.

Филимоновской игрушки по сей день, характерна необычайно яркая роспись сплошной окраски с чередующимися полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

А детали росписи можно расшифровать:

Круг- это солнце,

Треугольник-это земля,

Елочки – это ростки, символ растительности и жизни, все эти узоры напоминают нам о связи человека с природой.

  1. Заключительная часть.

1. Ребята, а вы бы хотели такую игрушку себе?

2. А чем вам она понравилась?

3. Ребята, а кто из вас понял, почему игрушки эти называются Филимоновскими?

4. Какое настроение у Вас возникает, когда Вы смотрите на эти игрушки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Овощи»

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Овощи»...

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»...

Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».

Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.Задачи:• У...

Конспект занятия по познанию в старшей группе. Тема: «Как живут люди в селе, деревне»

Конспект поможет дать представление детям  о том, чем занимаются деревенские жители: разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле выращивают зерновые и овощи. Расширить представления ...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Приглашение к путешествию»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: обобщить представле...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Если хочешь быть здоров»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: уточнить и расширит...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Филимоновская игрушка».

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Филимоновская игрушка»Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетич...