Занятие по природе "Почва и его обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: формирование знаний о почве и подземных обитателях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_priroda_23.09.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Почва и подземные обитатели»
для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет
Дата: 23.09.2019г.
Образовательная область: Познавательное развитие
Занятие: Ознакомление с миром природы.
Приоритетное направление: Познавательное развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-этетическое развитие.
Цель: формирование знаний о почве и подземных обитателях.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о почве и подземных обитателях. Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Наблюдение за почвой на прогулке, рассматривание дождевого червя, беседа о кроте, жуке, черве, экскурсия в парк.
Формы работы: Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми.
Методы:
Словесные: вопросы к детям.
Наглядные: Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.
Практические: опыты
Игровые: физкультминутка
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Индивидуальная работа: Наводящие вопросы к опытам
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, презентация, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.
Мотивация: экскурсия в лабораторию
Ход занятия:
Вводная часть. Мотивационный момент:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Цветущие растения. Богатый урожай,
А как он получился? Скорее соображай.
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот? (земля).
А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?
- А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?
- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай).
А кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.
Еще почву называют «Подземным царством». Как вы думаете, почему?
В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.).
Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.
-Чем они дышат? Как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?
Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Как нужно вести себя в лаборатории?
II. Основная часть
Воспитатель:
Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
Опыт 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
Опыт 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать?
Вывод: в почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Опыт 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)
Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Физкультминутка
Вот мы деревце сажали
Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)
Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).)
Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)
И другие распустились,
Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)
Налетел веселый ветер
И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)
Опыт 4: А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).
Опыт 5. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.
Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.
- А сейчас сожмите кусочек земли в руке.
- Что с ним произошло? Каким он стал?
- Он увеличился или уменьшился? Почему?
Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.
- Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки
1)Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)
2)Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3)Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)
4)Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей жить не может (муравей)
Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)
Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:
Без хозяина земля - круглая сирота.
В землю не положишь - и с земли не возьмешь.
Где нет земли, там нет травы.
Земля - кормилица.
Нет земли краше, чем страна наша.
III.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, где мы с вами были? Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: « Волшебная страна и ее обитатели»
Цель: формировать умения использовать знакомые приемы фантазирования, развивая воображения; побуждать детей использовать ближайшие ресурсы в своем виде деятельности....
Конспект занятия ознакомление с окружающим «Морские обитатели» (старшая группа)
Чтобы спасти Русалочку дети на подводной лодке погружаются на морское дно. Выполняют задания пиратов. Закрепляются знания детей о морских обитателях....
Конспект занятия «Река Уря и ее обитатели» для детей старшей логопедической группы.
Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях реки Ури Канского района....
Конспект занятия для старшей группы "Морские обитатели"
Конспект занятия для старшей группы "Морские обитатели"...
Открытое занятие в старшей группе "Морские обитатели" с использованием элементов, упражнений нетрадиционных методов оздоровления.
На занятии используются элементы, упражнения нетрадиционных методов оздоровления....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Большие обитатели моря"
Большие обитатели моря...