Занятие по природе "Почва и его обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ермолаева Елена Александровна

Цель: формирование знаний о почве и подземных обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_priroda_23.09.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Почва и подземные обитатели»

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет

Дата: 23.09.2019г.

Образовательная область: Познавательное развитие              

Занятие: Ознакомление с миром природы.

Приоритетное направление: Познавательное развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-этетическое развитие.

Цель: формирование знаний о почве и подземных обитателях.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей о почве и подземных обитателях. Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.  

Развивающие: 

- Развивать познавательную активность.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Наблюдение за почвой на прогулке, рассматривание дождевого червя, беседа о кроте, жуке, черве, экскурсия в парк.

Формы работы: Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Методы:

Словесные: вопросы к детям.

Наглядные: Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.

Практические: опыты

Игровые: физкультминутка

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Индивидуальная работа: Наводящие вопросы к опытам 

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, презентация, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.

Мотивация: экскурсия в лабораторию

Ход занятия:

Вводная часть. Мотивационный момент:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

Цветущие растения. Богатый урожай,
А как он получился? Скорее соображай.
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот? (земля).

А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?

- А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?

- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай).

А кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

Еще почву называют «Подземным царством». Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.).

Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.

-Чем они дышат? Как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?

Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Как нужно вести себя в лаборатории?

II. Основная часть

Воспитатель: 

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

Опыт 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

Опыт 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать?

Вывод: в почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Опыт 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Физкультминутка

Вот мы деревце сажали

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).)

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)

Опыт 4: А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).

Опыт 5. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.

Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.

- А сейчас сожмите кусочек земли в руке.

- Что с ним произошло? Каким он стал?

- Он увеличился или уменьшился? Почему?

Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.

- Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?

- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?

Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки

1)Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

2)Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3)Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)

4)Погляди на молодцов: веселы и бойки

Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей жить не может (муравей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц  о Земле, и под словом  земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша.

III.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, где мы с вами были? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: « Волшебная страна и ее обитатели»

Цель: формировать умения использовать знакомые приемы фантазирования, развивая воображения; побуждать детей использовать ближайшие ресурсы в своем виде деятельности....

Конспект занятия ознакомление с окружающим «Морские обитатели» (старшая группа)

Чтобы спасти Русалочку дети на подводной лодке погружаются на морское дно. Выполняют задания пиратов. Закрепляются знания детей о морских обитателях....

Конспект занятия «Река Уря и ее обитатели» для детей старшей логопедической группы.

Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях реки Ури Канского района....

Конспект занятия для старшей группы "Морские обитатели"

Конспект занятия для старшей группы "Морские обитатели"...