Конспект занятия для старшей группы "Морские обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Райлян Наталья Евгеньевна

Конспект занятия для старшей группы "Морские обитатели"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ребята, посмотрите, что я вам принесла?

- Посмотрите, какие они замечательные, интересные.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Возьмите раковины, закройте глаза и приложите к уху, послушайте. Что вы слышите?

 

Ракушки.

Рассматривают ракушки

- О море

Дети закрывают глаза и слушают ракушки.

Ответы детей (шум моря, ветра, волны плещутся о берег…)

- А кто из вас видел море? Купался в нём?

- А вы хотели бы вы отправиться в морское путешествие?

Ответы детей.

- Да!

- А на чём можно путешествовать по морю?

- Правильно, дети.

 - А как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

- На корабле, на паруснике, на яхте…

Ответы детей.

(с помощью подводной лодки;

нырнуть с аквалангом)

А ещё на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста.

Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью

- Батискаф

Слайды № 1 -2 - батискаф (звучит шум моря- «погружение»)

2 этап. Основной. (24 мин.)

Цель этапа: Развитие творческого мышления и познавательных способностей дошкольников через создание привлекательного игрового пространства.

Цель этапа: Путешествие в «подводный мир» и выполнение творческих заданий.

А теперь устраивайтесь поудобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно.

Медуза. Прозрачная медуза

тихонечко плывёт,

к медузе прикоснёшься -

как током обожжёт!

На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, которые могут обжечь врага или даже парализовать его. Яд может вызвать у человека смертельные ожоги, поэтому трогать их нельзя. Питаются медузы мелкими рачками и рыбёшками. Медузы бывают разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. Глубоководные медузы способны светиться в темноте.

Морской ёж.

Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнётся в кожу человека вынуть её очень сложно. Морские ежи ядовиты, с помощью игл ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, даже бегают.

Акулы - сильные хищники, их даже называют «морскими волками», они очень быстро плавают и имеют много острых зубов, они растут в несколько рядов. Питается акула рыбой, но нападает и на дельфинов, тюленей, черепах, многие акулы опасны для человека.

Морская звезда- хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звёздочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звёзды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, морскими ежами. В случае опасности они могут, как ящерицы, отбрасывать часть своего тела.

Дельфины - самые разумные обитатели океана, они часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми, они легко приручаются человеком, созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают их цирковым трюкам. У дельфинов есть собственный язык общения. (Посвистывание и пощёлкивание).

Кальмары относятся к головоногим моллюскам, они очень быстроходные обитатели морей, отлично плавают, используя свои щупальца. Тело кальмара состоит из туловища и щупалец. В туловище есть чернильный мешочек. Во время обороны из этого мешочка выходит чернильное облако, которое окутывает всё вокруг и сбивает врага с толку. Некоторые виды кальмаров люди употребляют в пищу.

Морской конёк - маленькая симпатичная морская рыбка необычной формы, похожая на шахматную фигурку коня. Необычное строение хвостика позволяет коньку цепляться за морские водоросли и кораллы и прятаться за них, почувствовав опасность. Питается морской конёк рачками, креветками, довольно прожорливые, двигаются только вертикально. Морской конёк вынашивает детёнышей в специальной сумке, которая расположена на брюшке конька.

Касатка - относится к хищным дельфинам с крепким телосложением, у неё 44 крупных зуба. От дельфинов она отличается чёрно-белой окраской. У касатки слабое зрение, но великолепный слух, благодаря чему она способна обнаружить добычу даже на большой глубине.

Осьминог. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят 8 конечностей, на них расположены присоски, которыми он удерживает добычу или прикрепляется к камням на дне. Они могут менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. У осьминогов ядовитая слюна, которой они парализуют добычу. (крабы, рыбы, креветки).

Рыба-меч отличается особенностью челюсти в форме меча, вырастает до 3-х метров, рот у неё расположен снизу, плавает она с огромной скоростью из-за развитой мускулатуру и обтекаемой формы. Своим мечом она даже может пробить борт шлюпок и лодок. Меч у неё вырос для защиты, мясо этой рыбы очень вкусное, для рыбаков эта ценная добыча.

Скаты - это очень древние рыбы, они родственники акул. Они уникальны в том, что при плавании не используют хвост, как это делают другие рыбы. Скаты передвигаются лишь за счёт движения плавников, напоминая при этом бабочек. У скатов «расплющенное тело», они бывают разных размеров, могут достигать до 5-ти метров. Скат очень интересно дышит, через отверстия на спине, там же расположены и глаза. Бывают скаты электрические, для обороны, и чтобы убивать добычу.

Кит - крупнейшее животное на нашей планете. Самые большие из них – синие киты- достигают длины 30 метров и веса 150 тонн. Предки китов когда-то обитали на суше, но затем снова вернулись в морскую стихию. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детёнышей они кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы, а лёгкие у них имеют большой объём, и киты могут длительное время находиться под водой, не дыша.

Рыбу-молот ещё называют большеголовая рыба, из семейства акул, имеет боковые выросты на голове, увенчанные глазами. Форма головы служит ей своеобразным стабилизатором при движении и для схватки, нападении с другими рыбами. Она хищник.

Морские черепахи полностью приспособлены для жизни в водной среде, лапы их превратились в ласты, среди них есть и хищники, которые питаются моллюсками, и травоядные, которые едят морскую капусту. Размножаются черепахи на суше, они откладывают яйца на песчаных берегах, черепашата вылупившись из яиц, самостоятельно ползут к воде.

У Краба широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов 5 пар ножек, передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна, - хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.

Ребята, из фильма вы увидели, как многообразен мир моря!

 

Восприятие фильма

- А какие морские обитатели вам больше всего понравились?

Ответы детей.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Осьминог»

Эта ножка, чтобы кушать,

Эта ножка, чтоб играть

Эта – чтобы рисовать.

Ну, а эта, чтоб нырять,

От акулы удирать

Эта брюшко - почесать

А седьмая и восьмая

Маму с папой обнимать

Дети делают массаж пальцев рук, начиная с мизинца.

Дети складывают ладони и «виляют» хвостиком.

Дети «чешут» ладони.

Дети несколько раз сжимают пальцы в «замок»

 

Но главное ребята, что все люди стремятся отдохнуть на море. Почему? Кто знает?

Ответы детей.

Правильно, ребята, морской воздух, морская вода, и даже морской песок обладают волшебными целебными свойствами, способными благотворно влиять на здоровье людей. Морская вода содержит множество минералов, которые питают и укрепляют кожу, волосы и ногти. Плавание в морской воде улучшает здоровье, дети не будут болеть.

-Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Что нового вы узнали?

-Что больше всего вас удивило в морских глубинах?

Ребята, надеюсь, что наше путешествие в таинственный мир подводного царства стало для вас интересным и познавательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Море и его обитатели" (с использованием ИКТ)

Представлен конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста.задачи: 1.     Дать детям представление о море, его разных состояниях;2....

Конспект занятия в старшей группе «Жизнь моря и его обитателей»

Цель: познакомить детей с живым миром моря, упорядочить, детализировать знания о морских обитателях, познакомиться со строением рыб.Задачи: познакомить с глобусом, картой, показать материки, океаны, м...

конспект занятия "Аквариум и его обитатели"

конспект занятия "Аквариум и его обитатели"...

Конспект НОД в старшей группе "Обитатели Черного моря"

Конспект НОД в старшей группе "Обитатели Черного моря"...

План-конспект занятия по аппликации «Морские обитатели» в старшей группе

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель: Закрепить умения детей создавать композиции, используя различные приёмы.Задачи:I. Обучающие.1. Закреплять умения передавать в изображении характерные детали морских о...

Конспект занятия по развитию речи «Обитатели морей и океанов» в старшей группе

Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, на основе систематизации ранее сформированных представлений.Задачи:Образовательные:Расширять и систематизировать знания детей о предст...