Конспект занятия «Река Уря и ее обитатели» для детей старшей логопедической группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях реки Ури Канского района.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Река Уря и ее обитатели» для детей старшей логопедической группы.
Составила и провела воспитатель Шабала. Л. А.
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Цель занятия: Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях реки Ури Канского района.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с жизнью реки Ури и ее обитателями. Развивать наблюдательность, расширять кругозор, формировать интерес к познанию окружающего мира.
2. Обеспечить условия для развития у детей географических представлений. Познакомить с картой.
3. Помочь детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, видеть его красоту.
Используемые методы и приемы: прием привлечения внимания (сюрприз), наглядный метод (рассматривание карты, просмотр видео), словесный (беседа, чтение), практический (деятельность детей), использование ТСО.
♦ Оборудование: Незнайка, карта, картинка щуки, 2 листа ватмана, мольберт, энциклопедия, краски, гуашь, , вода, проектор, экран, ноутбук.
Ход занятия:
1. Приветствие (вместе с детьми)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, поле и лесок!
Здравствуй, речка и песок!
Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел сегодня в гости.
(Незнайка.)
Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я много где побывал, ведь наша страна большая. А сам я живу в Цветочном городе, а где вы живете.
Дети отвечают.
Незнайка: а я вам принес карту, давайте посмотрим на карте, где вы живете.
Рассматривают на карте место где находится Красноярский край и Филимоново.
А еще я вам принес секрет (в коробочке картинка с изображением щуки). Этот секрет живет в реке. А вы знаете какая река протекает прямо в вашем селе? А давайте на карте найдем нашу речку. А как называется наша речка?
Ответы детей.
Рассматриваем начало реки (исток) и место, где река впадает в Кан.
Закрепляем название рек Уря и Кан.
Незнайка. А откуда вы это узнали? Кто вам рассказал? А вы знаете, какая рыба водится в нашей реке Уря? ( Карась, окунь, елец, сорога, щука, пескарь)
Ответы детей
Незнайка. А сейчас мы проверим, знаете ли вы, как они выглядят. У меня есть картинки рыб. Незнайка показывает картинку тот ребенок, который правильно назовет наклеивает рыбку на заготовленный ватман «река».
Незнайка. А вы знаете, какое строение у рыб?
Ответы детей
Воспитатель. А как рыбы передвигаются в воде?
Ответы детей
3. Физминутка «Рыбки»
4. Воспитатель. Ребята, а могут ли рыбы жить без воды? А почему? А кто знает, чем и как рыбы дышат?
Ответы детей
Воспитатель. А давайте обратимся к ученой книге. Она называется энциклопедией (зачитывает детям сведения о рыбах). Рыбы дышат жабрами. А откуда берется воздух?
Ответы детей
Воспитатель. Правильно, водоросли делают специальный воздух и им рыбы дышат.
Воспитатель рисует в реке водоросли.
Воспитатель. А чем питаются рыбы?
Ответы детей
Воспитатель. А что делают рыбы зимой?
Ответы детей
Воспитатель. Река не замерзает полностью. Рыбы могут плавать у льда, хотя им приходится трудно, потому что мало корма и воздуха.
Незнайка. Ребята, а вам не кажется, что рыбы удивительные существа? Они красивые.
Воспитатель. Они не такие, как мы, но они тоже дышат специальным воздухом, едят червяков и красиво плавают. Они живые и живут рядом с нами. Ими можно любоваться.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на ваших столах есть шаблоны рыб, выберите себе ту, которая понравится, обведите, раскрасьте, вырежьте и пополните наш с Незнайкой водоем.
Дети работают, помещают на макет реки своих рыбок.
Игра «Необходимо найти недостающую рыбку»
Воспитатель. Ребята, пока вы будете трудиться, для вас звучит музыка, а как только музыка закончится, мы собираемся и посмотрим, что у всех получилось, я вас жду!
Предлагает сюрприз компьютерная презентация о реке и ее обитателях.
Список используемой литературы:
1. Сучкова занятия в старшей группе «Жизнь моря и его обитателей» // Дошкольная педагогика – 2009. - № 4
2. сайт «*****» Энциклопедии. Все обо всем. Как дышат рыбы?
Тема: «Красноярский край-народы и традиции».
Цель: познакомить детей с представителями коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Рассказать о жизненном укладе, традициях, обычаях. 1 слайд: Территория Красноярского края простирается от гор Южной Сибири до берегов Северного Ледовитого океана. Край протянулся с юга на север на 2000 км, располагается вдоль рек Ангары и Енисея. Численность населения Красноярского края, по данным на 2014 год, составляет 2 852 810 человек. На сегодняшний день, в крае проживает больше всего русского населения, но кроме русских в Красноярском крае проживает много людей разных национальностей.
2 слайд: Еще на территории Красноярского края живут представители 8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Коренные малочисленные народы проживают на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняют традиционный образ жизни, способы ведения хозяйства и промыслы. Северные народы ведут кочевой, полукочевой или оседлый образ жизни. У них самобытная культура, собственное мировоззрение. Основными видами их традиционной хозяйственной деятельности являются оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов и традиционные промыслы. - Ребята, сейчас я расскажу вам о долганах.
3 слайд: Долганы являются одним самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. Традиционные занятия долганов — оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы долганы используют пастушескую собаку.
4 слайд: Традиционное жилище у долганов это шестовой чум, крытый оленьими шкурами. Долганы-оленеводы используют в качестве жилища нартенный чум-балок — каркасное жилище покрытое оленьими шкурами, поставленное на оленьи нарты. Современные долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёх квартирных домах в посёлках.
5 слайд: Традиционная мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером. Зимой долганы носили парки из оленьего меха. Головные уборы мужчин и женщин у них в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь, унты, сшиты из оленьих шкур (камусов). Современная одежда покупная.
Основа пищи — оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений.
Развит фольклор, в котором прослеживаются сказания-былины и сказки. Развито танцевальное искусство - (традиционный хороводный танец — хейро).
Долганы занимаются прикладным искусством: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. п
6 слайд: Нганасаны. Традиционные занятия нганасанов - охота на дикого оленя, водоплавающих птиц, домашнее оленеводство, пушная охота, рыболовство. Женщины в пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды.
Самый надёжный вид транспорта в северной тундре - нарты, в них запрягали двух-трёх оленей. Существуют нарты разного типа. На такой нарте чаще ездили мужчины, поэтому с правой стороны к ней привязывали чехол для оружия. Инсюдаконто – женские нарты имели спинку и передок, сверху был меховой полог. Существовали специальные нарты для перевозки шестов (нгююся) и нюков (оленьих покрышек) для чума, постелей, дров, лодок.
7 слайд: Традиционное жилище – конический чум. Размер его зависел от количества живущих в нем людей (обычно от одной до пяти семей). Остов чума состоял из 20-60 длинных жердей, которые расставляли в виде конуса и покрывали (нюками) -оленьими шкурами. Дверь делали из двух сшитых оленьих шкур. В центре чума, напротив входа, располагался очаг (тори), над которым подвешивали крюки для чайников и котлов. В верхней части чума оставляли отверстие – дымоход.
8 слайд: Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов. Украшение одежды – трудоемкий процесс, поэтому аппликации спарывали со старой одежды и использовали несколько раз. Обувь (файму) шили из белых камусов (шкур с ног оленя), подошвы – из оленьих лбов или подстриженных лесенкой (чтобы не скользили при ходьбе) камусов. Весной для защиты глаз от слепящего света носили снеговые очки (сеймекунсыда) – костяную или металлическую пластину с прорезью на кожаных ремешках. Волосы и женщины, и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).
Основу питания составляло оленье мясо. Фольклор нганасанов включает мифы, эпические сказания, воспевающие подвиги богатырей; длинные ритмизованные сказания, исполнявшиеся в зимние вечера певцами-сказителями, а также малые жанры (частушки, загадки, поговорки).
9 слайд: Ненцы. Ненцы живут в суровых условиях Крайнего Севера, такие условия приучили жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги. Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению. Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.
Основные занятия ненцев — это оленеводство, рыболовство, охота. Ненцы — дети для рыболовства используют крючки, гарпуны и загороди. Взрослые же летом добывали рыбу сетями и неводами с лодок — колданок.. Во время лова ненцы едят сырую рыбу. Зимой для приманки используются маленькие деревянные рыбки. Когда рыба подплывает, её колотят острогами.
10 слайд: Природные условия очень суровы. Поэтому для жителей хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Малица — нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица непременно подпоясывается поясом — ни . Его делают из кожи, украшают пояс и подвесками их медных цепочек и ажурных блях. К поясу на цепочке пришивают ножны с ножом.
Традиционное жилище ненцев – чум. В каждом чуме был набор инструментов: ножи, топор, шило и другие. Каждый мужчина умел и мог делать всё сам: от нарт до скульптур духов и украшений. Из инструментов только топоры и пилы покупались у русских. Всё остальное изготавливалось самостоятельно.
Самое необходимое средство передвижения в тундре это нарты. Они ездят достаточно быстро. Они лёгкие и не загрязняют воздух, как автомобили и автобусы в городах. На нартах ездят и зимой и летом. В нарты запрягают оленей и управляют хореем. Хорей — это шест длинной до 5 метров, с костяным шариком на конце или железным наконечником. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями. Со стороны это выглядит очень красиво и необычно. Каждому из нас тоже захотелось бы прокатиться на нартах со звоном колокольчиков.
11 слайд: Кеты - коренной народ Красноярского края. Исконными занятиями кетов были пешая охота на лосей, оленей, водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы. Занимаются пушным промыслом (соболь, белка). Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом( шкурой). Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки.
Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество.Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари.
Традиционным для кетов жилищем является полуземлянка (баннус — земляной чум) с квадратным каркасом из бревен и земляным покрытием, а также конический чум (кус), покрытый берестяными тисками (сшитые куски бересты). В качестве временного жилища использовались сводчатые шалаши из гнутых прутьев, крытые берестой.
12 слайд: Национальная одежда: стеганый суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ.
Традиционная пища — вареная и жаренная рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай.
Фольклор кетов включал в себя сказания и мифы: о происхождении мира и человека. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей, и т. д. Были популярны также загадки и песни-импровизации. В качестве музыкальных инструментов использовались варган (из кости или дерева), играющая струна-жила, музыкальный лук и смычковая лютня.
Традиционное изобразительное искусство — вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация…
13 слайд: Селькупы.
Селькупы делятся на две на 2 группы, северных и южных. Они занимались пушной охотой, добывали белку, горностай, охотились также на лисицу, росомаху, песца. Вторым по значению был рыбный промысел. Основные объекты промысла— осетр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь, налим, щука, карась, другая речная и озерная рыба. Селькупское оленеводство — таежного типа. Размеры стад были относительно невелики. Селькупы, в отличие от ненцев, не пользовались пастушеской собакой.
Селькупы поклонялись духам-хозяевам леса (мачиль лоз), воды (уткыль лоз) и т. п. Чтобы обеспечить успех в промысле, им приносились жертвы. Одним из своеобразных обрядов в шаманстве селькупов была церемония «оживления» бубна и других предметов шаманского облачения. В представлениях селькупов бубен был оленем, на котором шаман путешествовал на небо или в подземный мир. Действо, продолжавшееся 10 дней, происходило весной и приурочивалось к весеннему прилету птиц.
Основным средством передвижения в тайге зимой служили лыжи из ели или кедра, подбитые снизу оленьим камусом либо шкуркой выдры. Вместо палок при ходьбе на лыжах селькупы-охотники использовали деревянный посох. В тайге широкое распространение имели ручные нарты. Обычно охотник сам тащил нарту с помощью ременной петли, надевавшейся на плечо, и потяга, привязанного к передку нарты. Иногда тащить нарту помогала собака.
Наиболее распространенное средство водного транспорта — обласок (челнок, выдолбленный из цельного ствола кедра или осины, с однолопастным веслом). Современные рыболовецкие бригады селькупских совхозов оснащены катерами и моторными лодками.
Селькупы-оленеводы используют в качестве зимнего жилища чум крытый оленьими шкурами. Летним жилищем северных селькупов служит тот же чум с покрытием из тиски — вываренных и сшитых между собою кусков бересты — или брезента. Многие современные селькупские семьи проживают в поселках в домах русского типа, построенных из бруса и крытых железом, шифером или дранкой.
14 слайд:
Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка — распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. В сильные морозы оленеводы надевали поверх парки сокуй — глухую одежду из оленьих шкур мехом наружу с пришивным капюшоном. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы, изготовленные из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. В летнее время носили те же парки или малицы ненецкого типа. Летняя обувь изготовлялась из ровдуги. Летними головными уборами и мужчинам, и женщинам служили платки, повязываемые в виде косынки или тюрбана
В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Из нее изготовляли муку — порсу. Рыбу солили, варили, сушили, квасили в ямах вместе с ягодами. Разнообразили пищевой ассортимент мясо боровой дичи, а у северной группы селькупов — изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Чай заменялся настоем можжевельник.
Поэтическое творчество селькупов представлено преданиями (тентыль), сказками (чапта), загадками (нуркытса) и шутками-поговорками. У южных селькупов широко был распространен музыкальный варган — костяная пластинка с вибрирующим язычком. У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.
15 слайд: Чулымцы.
Жители, проживающие по берегам Чулыма, называются чулымцами.
Основное занятие — земледелие и разведение крупного рогатого скота.
Селились люди семьями, жили в юртах, сделанных из жердей, покрытых травой и корой деревьев. Спали на бересте, детей укладывали в берестяные корзины. Основное занятие – рыбная ловля, охота, сбор дикоросов, держали лошадей монгольской породы. Сейчас на территории края проживает небольшое количество чулымцев.
16 слайд: Основу существования чулымцев традиционно составляли т охота, рыболовство, собирательство, в сочетании с домашним животноводством Имели небольшие огороды.
Охота имела большое значение для семьи, охотились мужчины и подростки, во время охоты использовались ружья, охотничьи ловушки,
Рыболовные снасти имела почти каждая семья. Чулымские рыбаки во время рыбалки использовали лодки-казанки.
Эвенки.
17 слайд: Традиционное хозяйство эвенков — охота на зверя, рыболовство и оленеводство, обусловившее кочевой и полукочевой образ жизни. Охотились на оленя, лося, косулю, кабаргу, горного барана, рысь, росомаху, медведя, а также птицу. Позднее распространилась пушная охота. Орудия охоты: ружье, самострел, копье, большой нож на длинной рукояти, различные ловушки — петли, плашки, черканы и др. Охотились гоном на лыжах (голицах и подбитых камусом), с собакой, верхом на оленях. У некоторых групп были известны нарты различных типов.
Важную роль для эвенков играло оленеводство. Оленеводство в основном имело транспортное направление. Так же они занимались рыболовством. В рыбалке участвовало много мужчин.
К мужским занятиям относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки-долбленки и нарт.
18 слайд: Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из неё посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок.
Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.
По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с 2- лопастным веслом — долбленых, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ).
Собирательство имело подсобное значение. Заготавливали сарану, черемшу, дикий лук. Летом собирали яголы и кедровые орехи. Степные группы конных эвенков занимались кочевым скотоводством, разводили лошадей, верблюдов, овец
Были распространены летние и зимние чумы, покрытые корой. В большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В качестве покрытия конического чума могли использоваться береста и сено.
19 слайд: Зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю — из ровдуги или ткани.. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками т. п.. Обувь изготовляли из комуса.
Основная пища — мясо диких животных и рыба. Перед едой пили чай. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое мясо с брусникой.
Традиционная утварь из бересты: сосуды, короба для запасов, одежды, инструментов, женских принадлежностей, вьючные сумы, мешочки для пищи, табака и др. Имелась также деревянная долбленая посуда.
Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Наиболее популярны у эвенков мифы и сказки о животных. Их герои — звери, птицы и рыбы, живущие в сибирской тайге и ее водоемах. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и другие, из танцев — хоровод, исполнявшийся под песенную импровизацию.
Энцы 20 слайд: Энцы живут, в основном, в посёлках в устье Енисея. Самый малочисленный народ, их насчитывается всего 237 человека. Энцы делились на тундровых, или (маду, сомату, хантайских самоедов), и лесных, (или пэ-бай, карасинских самоедов).
Тундровые энцы, летом кочевали в тундре между Енисеем и рекой Пурой, а зимой откочевывали южнее в лесотундру. Лесные энцы постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки.
Основное традиционное занятие - охота на северного оленя. Была развита также пушная охота, на Енисее - рыболовство. Было распространено оленеводство.
Традиционное жилище - конический чум, близкий к нганасанскому. Современные Энцы живут в основном в стационарных посёлках.
21 слайд:
Наряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. Зимняя мужская одежда - двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки. Женская парка, в отличие от мужской, была распашной. Под ней носили комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными украшениями: серповидными бляхами на груди, кольцами, цепочками, трубочками - на бёдрах; к нему пришивались также игольник, мешочек для огнива и др. Женская обувь была короче мужской. Женская зимняя шапка также шилась в два слоя: нижний - мехом внутрь, верхний - мехом наружу.
Традиционная пища - свежее и мороженое мясо, летом - свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку - порсу.
Сохраняются культы духов-хозяев, предков, шаманизм. Фольклор включает мифологические и исторические предания, сказки о животных, былички. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.
Сейчас расскажу о традиционных праздниках коренных народов Севера.
22 слайд: «Суглан — День оленевода».
Современный День оленевода — это соревнования по национальным видам спорта (метание маута, гонки на оленьих упряжках и учуге), приготовление блюд национальной кухни, фестиваль изделий, изготовленных по традициям народных промыслов, и даже конкурсы красоты — их участницы предстают перед жюри в национальных костюмах.
23 слайд: «Большой аргиш». Слово «аргиш» на языке сразу нескольких северных народов означает «обоз», «олений караван» или же «путь». Причем последнее — в самом широком смысле: не только кочевье по тундре, но и жизненный путь, судьбу Летний караван-аргиш состоит из нескольких вьючных оленей, зимний — из запряженных в нарты. Какого-то особого праздника, связанного с началом того или иного сезона перемещений по тундре, у северян прежде не существовало. И лишь в последние годы на севере Красноярского края стали отмечать «Большой аргиш» — на сегодня, пожалуй, самый масштабный российский этнофестиваль, на который приезжают тысячи людей со всей страны.
24 слайд: «Хэйро — праздник солнца». «Хэйро» — долганское слово, и означает оно не просто «солнце», но «солнце, впервые появившееся после полярной ночи». Хотя праздник этот отмечают не только долганы, но и другие северные народы. Сказать, что Хэйро празднуют в какую-то конкретную дату, нельзя: длиться он может хоть весь апрель, а заодно и май — это перед отелом оленей и кочевьем на новые пастбища. «Хэйро» — это и название танца — традиционного хоровода, который обязательно исполняется в этот праздник и, по сути, символизирует солнце, а значит, и жизнь. Собственно, танец этот и есть главный ритуал, связанный с праздником Хэйро.
25 слайд: «Оживление бубна». Этот праздничный обряд селькупы совершают весной, когда на Север прилетают первые птицы. Их селькупы всегда считали своими ближайшими родственниками и даже называли себя орлиным (или тетеревиным) народом. Ну а смысл обряда состоит в том, чтобы превратить бубен шамана в оленя, на котором шаман совершит путешествие в верхний мир и установит таким образом связь между людьми и добрыми духами. Длиться оживление бубна может до десяти дней. На то, что шаман выполнил задуманное, должна указывать его усталость и пот, льющийся с него градом. Обряд завершается кормлением деревянных фигурок, которые изображают предков селькупов.
23 слайд: «Праздник чистого чума». Нганасанский праздник чистого чума отмечается в конце января — начале февраля и связан с окончанием длинной полярной ночи. Специально для этого праздника ставят особый, новый чум, в котором несколько дней (до девяти) камлает шаман, за все это время не выходя наружу ни разу, а люди, дожидаясь его, отмечают праздник по-своему — танцами, песнями, играми. Все это должно обеспечить удачу, богатство и здоровье.
Топинимический словарь
АЛЕГА - река, правый приток реки Черный Курыш. Деревня (Канский район). Название речки - от эвенкийского элген - «улово», «долина, низина».
Мурзаев Э.М. Очерки топонимики/Э.М.Мурзаев.- М., 1974.- С. 245.
АМОНАШ- село. Река, левый приток Мойеро, притока реки Котуя в Эвенкии. Амо - Стоячая вода; хэн - протока, река. В горах Эвенкии небольшие реки с трудом пробивают себе место среди скал и вечной мерзлоты.
АНЦИРЬ - Предположительно название реки - от древнекестких племен: ан - «мать, материнская» и сес (цис) - «речка». То есть - «материнская речка», «речка - кормилица» Село носит название реки.
Краснов, А. Наше село Анцирь: страницы истории/А. Краснов//Кан. вед. - 1994. - 28 апр.
АСТАФЬЕВКА - (Канский район). Получило название по фамилии первопоселенцев из европейской части России Василия и Алексея Астафьевых.
Живи, село родное! // Кан. вед. - 1997.- 23 янв.
Крамной, В. Деревня моя ...: как шло заселение правого берега Кана/В. Крамной // Кан. вед. -1994. - 22 дек.
АШКАУЛ - ручей, левый приток р. Кан. пос. (Канский район). Назван по имени вождя асанского племени Ешки, вторая часть в переводе с древнекетского - «ручей», «вода». Поселок назван по имени ручья.
БОЛЬШАЯ УРЯ, МАЛАЯ УРЯ - села в Красноярском крае, Уря - река, протекающая рядом с селами.
БОШНЯКОВО - село Канского района Красноярского края. Названо по имени Л.М. Бошнякова, инженера, руководителя строительства железнодорожной магистрали.
Кисловский, Ю.Р. Истории живые голоса: заметки краеведа/Ю.Р. Кисловский//Заря коммунизма. - 1985. - 14,17,19 дек.
БРАЖНОЕ - село. В 1701 году на Канской земле установился мир, и население могло начать мирное освоение ближайшей округи. Местность, обладавшая хорошим климатом и плодородными землями, находившимися неподалеку от Канска, должна была привлечь внимание русских в первую очередь. Изучая топонимику Приенисейской Сибири, Мильхеев М.Н. сделал вывод, что своим названием село обязано именно плодородию земель. Он считает, что название произошло от слова брага, бражка, бражный. Этот хлебородный район положил начало бражному производству.
ВЕРХНИЙ АМОНАШ - село. Основано в 1891 году переселенцами из европейской части России, Украины, Молдавии.
ГЕОРГИЕВКА - Село (Канский район), основано в 1896 г. Первоначально называлось Каприлячье по имени заимки, на которой в 1894 г. Поселился ссыльный из европейской части России капрал. Современное название получило в честь великого князя Георгия Александровича в начале XX века.
Крамной, В. Деревенька моя...: Как шло заселение правого берега Кана. Страницы истории/В. Крамной // Кан. вед. - 1994. - 22 дек.
ИВАНТАЙ - деревня (Канский район), основана в 1905 г. (записано на основании свидетельства старожилов) безземельными крестьянами Могилевской и Витебской губерний. Название восходит к монгольскому иланта - «змеистый».
Топтыгина, И. Ивантаю - жить!/И. Топтыгина // Власть Советов.- 1989. - 3 марта
КОМАРОВО - село, произошло от фамилии Комаров, а не от названия известного кровососущего насекомого
КРАСНОПОЛЯНСК - поселок (Канский район), до 1976 г.- ферма №2 совхоза «Рассвет», получил название от местных жителей, отразивших в нем живописный характер местности.
КРАСНЫЙ КУРЫШ - село, на реке Черный Курыш, основано во 2-ой четверти XVIII в. (Курышская деревня), впервые зарегистрировано в дневниковых записях и дорожных описаниях руководителей академического отрада Второй Камчатской экспедиции Г.Ф. Миллера, Г.И. Гмелина и переводчика Яхонтова в 1735 г.
КРУТАЯ ГОРКА - поселок (Канский район), прежний поселок фермы № 3 совхоза «Красный маяк», получил название в 1976 г. потому, что рядом с поселком - круто спускающиеся к нему склоны крутой горы.
ЛЮБАВА - деревня (Канский район) на реке Б. Хиточа. Происхождение имени связано со словом любоваться («прекрасная, любимая»), и это выражает отношение первопоселенцев к окружающей природе.
Киров Б. Письма из малой деревни: 1. Возрождение. 2. Возвращение/Б. Кирорв // Власть Советов.- 1990. - 1, 4 дек.
МАЛАЯ УРЯ - село в Красноярском крае. Уря - река, протекающая рядом с селом.
МОКРУША - деревня в Канском районе, основана в 1829 году. Получила свое название из - за болотистого характера местности на которой расположена. Позже была перенесена на новое, более возвышенное место - деревня Новая Мокруша. Чисто русский топоним, образованный от слова мокрый, мокрое место.
ПЕРМЯКОВО - село (Канский район), получило название по фамилии Степана Пермякова, одного из первых жителей этого населенного пункта (XVIII в.), прибывшего из европейской части России.
ПЕТРУШКОВО - деревня в Канском районе Красноярского края. Имеется несколько вариантов происхождения такого названия. Один из них - от имени первопоселенца Петра, имевшего в этом месте на реке Малая Уря заимку. На старых географических картах деревня обозначалась как Петрушкова.
ПОДАЯЙСК - деревня (Канский район), основана в 1743 году. Происхождение ее названия имеет интересную историю. Первоначально она называлась Барнаул ( в переводе с древнекетского барна + ул - «волчья река»
или «волчий ручей»).
Судя по современному названию деревни, она стоит под обрывом, на вер шине которого в древние времена располагались «прекрасные удобные пастбища», стоянки эвенков, летние стоянки тюркоязычных камасинцев.
Воробьева, И. Язык Земли: О местных географических названиях Западной Сибири/И. Воробьева. - Новосибирск, 1973. - С. 143.
Мельхеева, М.Н. Географические названия Восточной Сибири: Иркутская и Читинская области/М.Н. Мельхеева. - Иркутск, 1969.- С. 21.
Крамной, В. Деревня моя: Как шло заселение правого берега Кана/В. Крамной // Кан. вед. - 1994.- 22 дек.
ПОДЪЯНДА - село (Канский район), основано в XVIII в. Его название образуют русская приставка под - и эвенкийское янды (янды - ми) - «камланить», «шаманить у костра». Общее значение - расположенное по горой, на вершине которой в прошлое совершались шаманские обряды.
Мельхеев, М.Н. Географические названия Восточной Сибири: Иркутская и Читинская области/М.Н. Мельхеев. - Иркутск, 1969. - С. 75.
РУДЯНОЕ - село ( Канский район), основано в 1888 г. на одноименном ключе. В украинском языке рудый - «красный, рыжий», и именно такого цвета из - за наличия оксида железа вода в ключе.
Век нашему Рудяному // Заря коммунизма. - 1988 .- 5 марта.
Ковалева Г.В. Родное село/Г.В. Ковалева // Заря коммунизма. - 1988. - 12 янв.
СУХО - ЕРША - деревня (Канский район), названа по имени высохшего топкого ручья Ерсу: в переводе с языка южно самодийских племен ер - «топкий, болотный» и камасинское ша из древнетюркского су - «вода»
ТАГАШИ - деревня (Канский район). Название речки от древнекетского тог - «соль» и шет - «река».
ТАЙНА - деревня (Канский район), основана в 1725 г. Название речки восходит к древнекетскому тай - «холодная, промерзшая» и досамодийского происхождения на - «речка».
Деревня названа по имени речки.
Крамной В. Деревня моя: Как шло заселение правого берега Кана/В. Крамной // Кан. вед. - 1994. - 22 дек.
ТАРАЙ - деревня (Канский район), учреждена по распоряжению генерал - губернатора Восточной Сибири в 1827 г. Название речки - от тюркского тар - «разбиваться на части, образовывать протоки».
Деревня названа по имени речки.
ТЕРСКОЕ - село (Канский район), основано в XVIII в. И названо по фамилии Терских, первых поселенцев из европейской части России.
ХАЁРИНО - село (Канский район), зарегистрировано в 1746 г. В основу названия положено монгольское хайр - «милая, любезная», то есть имя села заключает оценочное значение по отношению к окружающей природе.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Река Уря и ее обитатели» для детей старшей логопедической группы.
Составила и провела воспитатель Шабала. Л. А.
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Цель занятия: Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях реки Ури Канского района.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с жизнью реки Ури и ее обитателями. Развивать наблюдательность, расширять кругозор, формировать интерес к познанию окружающего мира.
2. Обеспечить условия для развития у детей географических представлений. Познакомить с картой.
3. Помочь детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, видеть его красоту.
Используемые методы и приемы: прием привлечения внимания (сюрприз), наглядный метод (рассматривание карты, просмотр видео), словесный (беседа, чтение), практический (деятельность детей), использование ТСО.
♦ Оборудование: Незнайка, карта, картинка щуки, 2 листа ватмана, мольберт, энциклопедия, краски, гуашь, , вода, проектор, экран, ноутбук.
Ход занятия:
1. Приветствие (вместе с детьми)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, поле и лесок!
Здравствуй, речка и песок!
Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел сегодня в гости.
(Незнайка.)
Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я много где побывал, ведь наша страна большая. А сам я живу в Цветочном городе, а где вы живете.
Дети отвечают.
Незнайка: а я вам принес карту, давайте посмотрим на карте, где вы живете.
Рассматривают на карте место где находится Красноярский край и Филимоново.
А еще я вам принес секрет (в коробочке картинка с изображением щуки). Этот секрет живет в реке. А вы знаете какая река протекает прямо в вашем селе? А давайте на карте найдем нашу речку. А как называется наша речка?
Ответы детей.
Рассматриваем начало реки (исток) и место, где река впадает в Кан.
Закрепляем название рек Уря и Кан.
Незнайка. А откуда вы это узнали? Кто вам рассказал? А вы знаете, какая рыба водится в нашей реке Уря? ( Карась, окунь, елец, сорога, щука, пескарь)
Ответы детей
Незнайка. А сейчас мы проверим, знаете ли вы, как они выглядят. У меня есть картинки рыб. Незнайка показывает картинку тот ребенок, который правильно назовет наклеивает рыбку на заготовленный ватман «река».
Незнайка. А вы знаете, какое строение у рыб?
Ответы детей
Воспитатель. А как рыбы передвигаются в воде?
Ответы детей
3. Физминутка «Рыбки»
4. Воспитатель. Ребята, а могут ли рыбы жить без воды? А почему? А кто знает, чем и как рыбы дышат?
Ответы детей
Воспитатель. А давайте обратимся к ученой книге. Она называется энциклопедией (зачитывает детям сведения о рыбах). Рыбы дышат жабрами. А откуда берется воздух?
Ответы детей
Воспитатель. Правильно, водоросли делают специальный воздух и им рыбы дышат.
Воспитатель рисует в реке водоросли.
Воспитатель. А чем питаются рыбы?
Ответы детей
Воспитатель. А что делают рыбы зимой?
Ответы детей
Воспитатель. Река не замерзает полностью. Рыбы могут плавать у льда, хотя им приходится трудно, потому что мало корма и воздуха.
Незнайка. Ребята, а вам не кажется, что рыбы удивительные существа? Они красивые.
Воспитатель. Они не такие, как мы, но они тоже дышат специальным воздухом, едят червяков и красиво плавают. Они живые и живут рядом с нами. Ими можно любоваться.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на ваших столах есть шаблоны рыб, выберите себе ту, которая понравится, обведите, раскрасьте, вырежьте и пополните наш с Незнайкой водоем.
Дети работают, помещают на макет реки своих рыбок.
Игра «Необходимо найти недостающую рыбку»
Воспитатель. Ребята, пока вы будете трудиться, для вас звучит музыка, а как только музыка закончится, мы собираемся и посмотрим, что у всех получилось, я вас жду!
Предлагает сюрприз компьютерная презентация о реке и ее обитателях.
Список используемой литературы:
1. Сучкова занятия в старшей группе «Жизнь моря и его обитателей» // Дошкольная педагогика – 2009. - № 4
2. сайт «*****» Энциклопедии. Все обо всем. Как дышат рыбы?
Тема: «Красноярский край-народы и традиции».
Цель: познакомить детей с представителями коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Рассказать о жизненном укладе, традициях, обычаях. 1 слайд: Территория Красноярского края простирается от гор Южной Сибири до берегов Северного Ледовитого океана. Край протянулся с юга на север на 2000 км, располагается вдоль рек Ангары и Енисея. Численность населения Красноярского края, по данным на 2014 год, составляет 2 852 810 человек. На сегодняшний день, в крае проживает больше всего русского населения, но кроме русских в Красноярском крае проживает много людей разных национальностей.
2 слайд: Еще на территории Красноярского края живут представители 8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Коренные малочисленные народы проживают на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняют традиционный образ жизни, способы ведения хозяйства и промыслы. Северные народы ведут кочевой, полукочевой или оседлый образ жизни. У них самобытная культура, собственное мировоззрение. Основными видами их традиционной хозяйственной деятельности являются оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов и традиционные промыслы. - Ребята, сейчас я расскажу вам о долганах.
3 слайд: Долганы являются одним самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. Традиционные занятия долганов — оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы долганы используют пастушескую собаку.
4 слайд: Традиционное жилище у долганов это шестовой чум, крытый оленьими шкурами. Долганы-оленеводы используют в качестве жилища нартенный чум-балок — каркасное жилище покрытое оленьими шкурами, поставленное на оленьи нарты. Современные долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёх квартирных домах в посёлках.
5 слайд: Традиционная мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером. Зимой долганы носили парки из оленьего меха. Головные уборы мужчин и женщин у них в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь, унты, сшиты из оленьих шкур (камусов). Современная одежда покупная.
Основа пищи — оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений.
Развит фольклор, в котором прослеживаются сказания-былины и сказки. Развито танцевальное искусство - (традиционный хороводный танец — хейро).
Долганы занимаются прикладным искусством: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. п
6 слайд: Нганасаны. Традиционные занятия нганасанов - охота на дикого оленя, водоплавающих птиц, домашнее оленеводство, пушная охота, рыболовство. Женщины в пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды.
Самый надёжный вид транспорта в северной тундре - нарты, в них запрягали двух-трёх оленей. Существуют нарты разного типа. На такой нарте чаще ездили мужчины, поэтому с правой стороны к ней привязывали чехол для оружия. Инсюдаконто – женские нарты имели спинку и передок, сверху был меховой полог. Существовали специальные нарты для перевозки шестов (нгююся) и нюков (оленьих покрышек) для чума, постелей, дров, лодок.
7 слайд: Традиционное жилище – конический чум. Размер его зависел от количества живущих в нем людей (обычно от одной до пяти семей). Остов чума состоял из 20-60 длинных жердей, которые расставляли в виде конуса и покрывали (нюками) -оленьими шкурами. Дверь делали из двух сшитых оленьих шкур. В центре чума, напротив входа, располагался очаг (тори), над которым подвешивали крюки для чайников и котлов. В верхней части чума оставляли отверстие – дымоход.
8 слайд: Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов. Украшение одежды – трудоемкий процесс, поэтому аппликации спарывали со старой одежды и использовали несколько раз. Обувь (файму) шили из белых камусов (шкур с ног оленя), подошвы – из оленьих лбов или подстриженных лесенкой (чтобы не скользили при ходьбе) камусов. Весной для защиты глаз от слепящего света носили снеговые очки (сеймекунсыда) – костяную или металлическую пластину с прорезью на кожаных ремешках. Волосы и женщины, и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).
Основу питания составляло оленье мясо. Фольклор нганасанов включает мифы, эпические сказания, воспевающие подвиги богатырей; длинные ритмизованные сказания, исполнявшиеся в зимние вечера певцами-сказителями, а также малые жанры (частушки, загадки, поговорки).
9 слайд: Ненцы. Ненцы живут в суровых условиях Крайнего Севера, такие условия приучили жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги. Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению. Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.
Основные занятия ненцев — это оленеводство, рыболовство, охота. Ненцы — дети для рыболовства используют крючки, гарпуны и загороди. Взрослые же летом добывали рыбу сетями и неводами с лодок — колданок.. Во время лова ненцы едят сырую рыбу. Зимой для приманки используются маленькие деревянные рыбки. Когда рыба подплывает, её колотят острогами.
10 слайд: Природные условия очень суровы. Поэтому для жителей хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Малица — нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица непременно подпоясывается поясом — ни . Его делают из кожи, украшают пояс и подвесками их медных цепочек и ажурных блях. К поясу на цепочке пришивают ножны с ножом.
Традиционное жилище ненцев – чум. В каждом чуме был набор инструментов: ножи, топор, шило и другие. Каждый мужчина умел и мог делать всё сам: от нарт до скульптур духов и украшений. Из инструментов только топоры и пилы покупались у русских. Всё остальное изготавливалось самостоятельно.
Самое необходимое средство передвижения в тундре это нарты. Они ездят достаточно быстро. Они лёгкие и не загрязняют воздух, как автомобили и автобусы в городах. На нартах ездят и зимой и летом. В нарты запрягают оленей и управляют хореем. Хорей — это шест длинной до 5 метров, с костяным шариком на конце или железным наконечником. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями. Со стороны это выглядит очень красиво и необычно. Каждому из нас тоже захотелось бы прокатиться на нартах со звоном колокольчиков.
11 слайд: Кеты - коренной народ Красноярского края. Исконными занятиями кетов были пешая охота на лосей, оленей, водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы. Занимаются пушным промыслом (соболь, белка). Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом( шкурой). Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки.
Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество.Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари.
Традиционным для кетов жилищем является полуземлянка (баннус — земляной чум) с квадратным каркасом из бревен и земляным покрытием, а также конический чум (кус), покрытый берестяными тисками (сшитые куски бересты). В качестве временного жилища использовались сводчатые шалаши из гнутых прутьев, крытые берестой.
12 слайд: Национальная одежда: стеганый суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ.
Традиционная пища — вареная и жаренная рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай.
Фольклор кетов включал в себя сказания и мифы: о происхождении мира и человека. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей, и т. д. Были популярны также загадки и песни-импровизации. В качестве музыкальных инструментов использовались варган (из кости или дерева), играющая струна-жила, музыкальный лук и смычковая лютня.
Традиционное изобразительное искусство — вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация…
13 слайд: Селькупы.
Селькупы делятся на две на 2 группы, северных и южных. Они занимались пушной охотой, добывали белку, горностай, охотились также на лисицу, росомаху, песца. Вторым по значению был рыбный промысел. Основные объекты промысла— осетр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь, налим, щука, карась, другая речная и озерная рыба. Селькупское оленеводство — таежного типа. Размеры стад были относительно невелики. Селькупы, в отличие от ненцев, не пользовались пастушеской собакой.
Селькупы поклонялись духам-хозяевам леса (мачиль лоз), воды (уткыль лоз) и т. п. Чтобы обеспечить успех в промысле, им приносились жертвы. Одним из своеобразных обрядов в шаманстве селькупов была церемония «оживления» бубна и других предметов шаманского облачения. В представлениях селькупов бубен был оленем, на котором шаман путешествовал на небо или в подземный мир. Действо, продолжавшееся 10 дней, происходило весной и приурочивалось к весеннему прилету птиц.
Основным средством передвижения в тайге зимой служили лыжи из ели или кедра, подбитые снизу оленьим камусом либо шкуркой выдры. Вместо палок при ходьбе на лыжах селькупы-охотники использовали деревянный посох. В тайге широкое распространение имели ручные нарты. Обычно охотник сам тащил нарту с помощью ременной петли, надевавшейся на плечо, и потяга, привязанного к передку нарты. Иногда тащить нарту помогала собака.
Наиболее распространенное средство водного транспорта — обласок (челнок, выдолбленный из цельного ствола кедра или осины, с однолопастным веслом). Современные рыболовецкие бригады селькупских совхозов оснащены катерами и моторными лодками.
Селькупы-оленеводы используют в качестве зимнего жилища чум крытый оленьими шкурами. Летним жилищем северных селькупов служит тот же чум с покрытием из тиски — вываренных и сшитых между собою кусков бересты — или брезента. Многие современные селькупские семьи проживают в поселках в домах русского типа, построенных из бруса и крытых железом, шифером или дранкой.
14 слайд:
Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка — распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. В сильные морозы оленеводы надевали поверх парки сокуй — глухую одежду из оленьих шкур мехом наружу с пришивным капюшоном. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы, изготовленные из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. В летнее время носили те же парки или малицы ненецкого типа. Летняя обувь изготовлялась из ровдуги. Летними головными уборами и мужчинам, и женщинам служили платки, повязываемые в виде косынки или тюрбана
В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Из нее изготовляли муку — порсу. Рыбу солили, варили, сушили, квасили в ямах вместе с ягодами. Разнообразили пищевой ассортимент мясо боровой дичи, а у северной группы селькупов — изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Чай заменялся настоем можжевельник.
Поэтическое творчество селькупов представлено преданиями (тентыль), сказками (чапта), загадками (нуркытса) и шутками-поговорками. У южных селькупов широко был распространен музыкальный варган — костяная пластинка с вибрирующим язычком. У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.
15 слайд: Чулымцы.
Жители, проживающие по берегам Чулыма, называются чулымцами.
Основное занятие — земледелие и разведение крупного рогатого скота.
Селились люди семьями, жили в юртах, сделанных из жердей, покрытых травой и корой деревьев. Спали на бересте, детей укладывали в берестяные корзины. Основное занятие – рыбная ловля, охота, сбор дикоросов, держали лошадей монгольской породы. Сейчас на территории края проживает небольшое количество чулымцев.
16 слайд: Основу существования чулымцев традиционно составляли т охота, рыболовство, собирательство, в сочетании с домашним животноводством Имели небольшие огороды.
Охота имела большое значение для семьи, охотились мужчины и подростки, во время охоты использовались ружья, охотничьи ловушки,
Рыболовные снасти имела почти каждая семья. Чулымские рыбаки во время рыбалки использовали лодки-казанки.
Эвенки.
17 слайд: Традиционное хозяйство эвенков — охота на зверя, рыболовство и оленеводство, обусловившее кочевой и полукочевой образ жизни. Охотились на оленя, лося, косулю, кабаргу, горного барана, рысь, росомаху, медведя, а также птицу. Позднее распространилась пушная охота. Орудия охоты: ружье, самострел, копье, большой нож на длинной рукояти, различные ловушки — петли, плашки, черканы и др. Охотились гоном на лыжах (голицах и подбитых камусом), с собакой, верхом на оленях. У некоторых групп были известны нарты различных типов.
Важную роль для эвенков играло оленеводство. Оленеводство в основном имело транспортное направление. Так же они занимались рыболовством. В рыбалке участвовало много мужчин.
К мужским занятиям относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки-долбленки и нарт.
18 слайд: Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из неё посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок.
Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.
По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с 2- лопастным веслом — долбленых, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ).
Собирательство имело подсобное значение. Заготавливали сарану, черемшу, дикий лук. Летом собирали яголы и кедровые орехи. Степные группы конных эвенков занимались кочевым скотоводством, разводили лошадей, верблюдов, овец
Были распространены летние и зимние чумы, покрытые корой. В большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В качестве покрытия конического чума могли использоваться береста и сено.
19 слайд: Зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю — из ровдуги или ткани.. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками т. п.. Обувь изготовляли из комуса.
Основная пища — мясо диких животных и рыба. Перед едой пили чай. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое мясо с брусникой.
Традиционная утварь из бересты: сосуды, короба для запасов, одежды, инструментов, женских принадлежностей, вьючные сумы, мешочки для пищи, табака и др. Имелась также деревянная долбленая посуда.
Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Наиболее популярны у эвенков мифы и сказки о животных. Их герои — звери, птицы и рыбы, живущие в сибирской тайге и ее водоемах. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и другие, из танцев — хоровод, исполнявшийся под песенную импровизацию.
Энцы 20 слайд: Энцы живут, в основном, в посёлках в устье Енисея. Самый малочисленный народ, их насчитывается всего 237 человека. Энцы делились на тундровых, или (маду, сомату, хантайских самоедов), и лесных, (или пэ-бай, карасинских самоедов).
Тундровые энцы, летом кочевали в тундре между Енисеем и рекой Пурой, а зимой откочевывали южнее в лесотундру. Лесные энцы постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки.
Основное традиционное занятие - охота на северного оленя. Была развита также пушная охота, на Енисее - рыболовство. Было распространено оленеводство.
Традиционное жилище - конический чум, близкий к нганасанскому. Современные Энцы живут в основном в стационарных посёлках.
21 слайд:
Наряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. Зимняя мужская одежда - двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки. Женская парка, в отличие от мужской, была распашной. Под ней носили комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными украшениями: серповидными бляхами на груди, кольцами, цепочками, трубочками - на бёдрах; к нему пришивались также игольник, мешочек для огнива и др. Женская обувь была короче мужской. Женская зимняя шапка также шилась в два слоя: нижний - мехом внутрь, верхний - мехом наружу.
Традиционная пища - свежее и мороженое мясо, летом - свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку - порсу.
Сохраняются культы духов-хозяев, предков, шаманизм. Фольклор включает мифологические и исторические предания, сказки о животных, былички. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.
Сейчас расскажу о традиционных праздниках коренных народов Севера.
22 слайд: «Суглан — День оленевода».
Современный День оленевода — это соревнования по национальным видам спорта (метание маута, гонки на оленьих упряжках и учуге), приготовление блюд национальной кухни, фестиваль изделий, изготовленных по традициям народных промыслов, и даже конкурсы красоты — их участницы предстают перед жюри в национальных костюмах.
23 слайд: «Большой аргиш». Слово «аргиш» на языке сразу нескольких северных народов означает «обоз», «олений караван» или же «путь». Причем последнее — в самом широком смысле: не только кочевье по тундре, но и жизненный путь, судьбу Летний караван-аргиш состоит из нескольких вьючных оленей, зимний — из запряженных в нарты. Какого-то особого праздника, связанного с началом того или иного сезона перемещений по тундре, у северян прежде не существовало. И лишь в последние годы на севере Красноярского края стали отмечать «Большой аргиш» — на сегодня, пожалуй, самый масштабный российский этнофестиваль, на который приезжают тысячи людей со всей страны.
24 слайд: «Хэйро — праздник солнца». «Хэйро» — долганское слово, и означает оно не просто «солнце», но «солнце, впервые появившееся после полярной ночи». Хотя праздник этот отмечают не только долганы, но и другие северные народы. Сказать, что Хэйро празднуют в какую-то конкретную дату, нельзя: длиться он может хоть весь апрель, а заодно и май — это перед отелом оленей и кочевьем на новые пастбища. «Хэйро» — это и название танца — традиционного хоровода, который обязательно исполняется в этот праздник и, по сути, символизирует солнце, а значит, и жизнь. Собственно, танец этот и есть главный ритуал, связанный с праздником Хэйро.
25 слайд: «Оживление бубна». Этот праздничный обряд селькупы совершают весной, когда на Север прилетают первые птицы. Их селькупы всегда считали своими ближайшими родственниками и даже называли себя орлиным (или тетеревиным) народом. Ну а смысл обряда состоит в том, чтобы превратить бубен шамана в оленя, на котором шаман совершит путешествие в верхний мир и установит таким образом связь между людьми и добрыми духами. Длиться оживление бубна может до десяти дней. На то, что шаман выполнил задуманное, должна указывать его усталость и пот, льющийся с него градом. Обряд завершается кормлением деревянных фигурок, которые изображают предков селькупов.
23 слайд: «Праздник чистого чума». Нганасанский праздник чистого чума отмечается в конце января — начале февраля и связан с окончанием длинной полярной ночи. Специально для этого праздника ставят особый, новый чум, в котором несколько дней (до девяти) камлает шаман, за все это время не выходя наружу ни разу, а люди, дожидаясь его, отмечают праздник по-своему — танцами, песнями, играми. Все это должно обеспечить удачу, богатство и здоровье.
Топинимический словарь
АЛЕГА - река, правый приток реки Черный Курыш. Деревня (Канский район). Название речки - от эвенкийского элген - «улово», «долина, низина».
Мурзаев Э.М. Очерки топонимики/Э.М.Мурзаев.- М., 1974.- С. 245.
АМОНАШ- село. Река, левый приток Мойеро, притока реки Котуя в Эвенкии. Амо - Стоячая вода; хэн - протока, река. В горах Эвенкии небольшие реки с трудом пробивают себе место среди скал и вечной мерзлоты.
АНЦИРЬ - Предположительно название реки - от древнекестких племен: ан - «мать, материнская» и сес (цис) - «речка». То есть - «материнская речка», «речка - кормилица» Село носит название реки.
Краснов, А. Наше село Анцирь: страницы истории/А. Краснов//Кан. вед. - 1994. - 28 апр.
АСТАФЬЕВКА - (Канский район). Получило название по фамилии первопоселенцев из европейской части России Василия и Алексея Астафьевых.
Живи, село родное! // Кан. вед. - 1997.- 23 янв.
Крамной, В. Деревня моя ...: как шло заселение правого берега Кана/В. Крамной // Кан. вед. -1994. - 22 дек.
АШКАУЛ - ручей, левый приток р. Кан. пос. (Канский район). Назван по имени вождя асанского племени Ешки, вторая часть в переводе с древнекетского - «ручей», «вода». Поселок назван по имени ручья.
БОЛЬШАЯ УРЯ, МАЛАЯ УРЯ - села в Красноярском крае, Уря - река, протекающая рядом с селами.
БОШНЯКОВО - село Канского района Красноярского края. Названо по имени Л.М. Бошнякова, инженера, руководителя строительства железнодорожной магистрали.
Кисловский, Ю.Р. Истории живые голоса: заметки краеведа/Ю.Р. Кисловский//Заря коммунизма. - 1985. - 14,17,19 дек.
БРАЖНОЕ - село. В 1701 году на Канской земле установился мир, и население могло начать мирное освоение ближайшей округи. Местность, обладавшая хорошим климатом и плодородными землями, находившимися неподалеку от Канска, должна была привлечь внимание русских в первую очередь. Изучая топонимику Приенисейской Сибири, Мильхеев М.Н. сделал вывод, что своим названием село обязано именно плодородию земель. Он считает, что название произошло от слова брага, бражка, бражный. Этот хлебородный район положил начало бражному производству.
ВЕРХНИЙ АМОНАШ - село. Основано в 1891 году переселенцами из европейской части России, Украины, Молдавии.
ГЕОРГИЕВКА - Село (Канский район), основано в 1896 г. Первоначально называлось Каприлячье по имени заимки, на которой в 1894 г. Поселился ссыльный из европейской части России капрал. Современное название получило в честь великого князя Георгия Александровича в начале XX века.
Крамной, В. Деревенька моя...: Как шло заселение правого берега Кана. Страницы истории/В. Крамной // Кан. вед. - 1994. - 22 дек.
ИВАНТАЙ - деревня (Канский район), основана в 1905 г. (записано на основании свидетельства старожилов) безземельными крестьянами Могилевской и Витебской губерний. Название восходит к монгольскому иланта - «змеистый».
Топтыгина, И. Ивантаю - жить!/И. Топтыгина // Власть Советов.- 1989. - 3 марта
КОМАРОВО - село, произошло от фамилии Комаров, а не от названия известного кровососущего насекомого
КРАСНОПОЛЯНСК - поселок (Канский район), до 1976 г.- ферма №2 совхоза «Рассвет», получил название от местных жителей, отразивших в нем живописный характер местности.
КРАСНЫЙ КУРЫШ - село, на реке Черный Курыш, основано во 2-ой четверти XVIII в. (Курышская деревня), впервые зарегистрировано в дневниковых записях и дорожных описаниях руководителей академического отрада Второй Камчатской экспедиции Г.Ф. Миллера, Г.И. Гмелина и переводчика Яхонтова в 1735 г.
КРУТАЯ ГОРКА - поселок (Канский район), прежний поселок фермы № 3 совхоза «Красный маяк», получил название в 1976 г. потому, что рядом с поселком - круто спускающиеся к нему склоны крутой горы.
ЛЮБАВА - деревня (Канский район) на реке Б. Хиточа. Происхождение имени связано со словом любоваться («прекрасная, любимая»), и это выражает отношение первопоселенцев к окружающей природе.
Киров Б. Письма из малой деревни: 1. Возрождение. 2. Возвращение/Б. Кирорв // Власть Советов.- 1990. - 1, 4 дек.
МАЛАЯ УРЯ - село в Красноярском крае. Уря - река, протекающая рядом с селом.
МОКРУША - деревня в Канском районе, основана в 1829 году. Получила свое название из - за болотистого характера местности на которой расположена. Позже была перенесена на новое, более возвышенное место - деревня Новая Мокруша. Чисто русский топоним, образованный от слова мокрый, мокрое место.
ПЕРМЯКОВО - село (Канский район), получило название по фамилии Степана Пермякова, одного из первых жителей этого населенного пункта (XVIII в.), прибывшего из европейской части России.
ПЕТРУШКОВО - деревня в Канском районе Красноярского края. Имеется несколько вариантов происхождения такого названия. Один из них - от имени первопоселенца Петра, имевшего в этом месте на реке Малая Уря заимку. На старых географических картах деревня обозначалась как Петрушкова.
ПОДАЯЙСК - деревня (Канский район), основана в 1743 году. Происхождение ее названия имеет интересную историю. Первоначально она называлась Барнаул ( в переводе с древнекетского барна + ул - «волчья река»
или «волчий ручей»).
Судя по современному названию деревни, она стоит под обрывом, на вер шине которого в древние времена располагались «прекрасные удобные пастбища», стоянки эвенков, летние стоянки тюркоязычных камасинцев.
Воробьева, И. Язык Земли: О местных географических названиях Западной Сибири/И. Воробьева. - Новосибирск, 1973. - С. 143.
Мельхеева, М.Н. Географические названия Восточной Сибири: Иркутская и Читинская области/М.Н. Мельхеева. - Иркутск, 1969.- С. 21.
Крамной, В. Деревня моя: Как шло заселение правого берега Кана/В. Крамной // Кан. вед. - 1994.- 22 дек.
ПОДЪЯНДА - село (Канский район), основано в XVIII в. Его название образуют русская приставка под - и эвенкийское янды (янды - ми) - «камланить», «шаманить у костра». Общее значение - расположенное по горой, на вершине которой в прошлое совершались шаманские обряды.
Мельхеев, М.Н. Географические названия Восточной Сибири: Иркутская и Читинская области/М.Н. Мельхеев. - Иркутск, 1969. - С. 75.
РУДЯНОЕ - село ( Канский район), основано в 1888 г. на одноименном ключе. В украинском языке рудый - «красный, рыжий», и именно такого цвета из - за наличия оксида железа вода в ключе.
Век нашему Рудяному // Заря коммунизма. - 1988 .- 5 марта.
Ковалева Г.В. Родное село/Г.В. Ковалева // Заря коммунизма. - 1988. - 12 янв.
СУХО - ЕРША - деревня (Канский район), названа по имени высохшего топкого ручья Ерсу: в переводе с языка южно самодийских племен ер - «топкий, болотный» и камасинское ша из древнетюркского су - «вода»
ТАГАШИ - деревня (Канский район). Название речки от древнекетского тог - «соль» и шет - «река».
ТАЙНА - деревня (Канский район), основана в 1725 г. Название речки восходит к древнекетскому тай - «холодная, промерзшая» и досамодийского происхождения на - «речка».
Деревня названа по имени речки.
Крамной В. Деревня моя: Как шло заселение правого берега Кана/В. Крамной // Кан. вед. - 1994. - 22 дек.
ТАРАЙ - деревня (Канский район), учреждена по распоряжению генерал - губернатора Восточной Сибири в 1827 г. Название речки - от тюркского тар - «разбиваться на части, образовывать протоки».
Деревня названа по имени речки.
ТЕРСКОЕ - село (Канский район), основано в XVIII в. И названо по фамилии Терских, первых поселенцев из европейской части России.
ХАЁРИНО - село (Канский район), зарегистрировано в 1746 г. В основу названия положено монгольское хайр - «милая, любезная», то есть имя села заключает оценочное значение по отношению к окружающей природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Гномики – маленькие помощники-рукодельники» занятие-развлечение по художественному ручному труду для детей старшей логопедической группы.
Занятие-развлечение по по художественному ручному труду «Гномики – маленькие помощники-рукодельники».(проводилось с детьми старшей логопедической группы).Образовательная область...
Конспект занятия по развитию графических навыков и элементов письма. Старшая логопедическая группа. Тема: "Игрушки".
Цель занятий по развитию графических навыков и элементов письма - создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук, для подготовки детей к овладению письмом; совершенствовать движения рук ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей логопедической группы на тему "Хлеб-хлебушек"
Развитие грамматического строя речи у дошкольников...
Конспект занятия ОБЖ по теме «Электробытовые приборы» для детей старшей логопедической группы с использованием современной педагогической здоровъесберегающей технологией.
Закрепить знания детей об электробытовых приборах, их назначении. Учить устанавливать причинно-следственные связи и развивать доказательную речь. Закреплять навыки построения и использования в речи ра...
Конспект занятия ОБЖ по теме «Электробытовые приборы» для детей старшей логопедической группы с использованием современной педагогической здоровъесберегающей технологией.
Закрепить знания детей об электробытовых приборах, их назначении. Учить устанавливать причинно-следственные связи и развивать доказательную речь. Закреплять навыки построения и использования в речи ра...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...
Проект «Водоёмы и их обитатели» для детей старшей логопедической группы
Проект включает все этапы работы с детьми, диагностику и взаимодействие с воспитателями группы. Знакомит детей с темой и систематизирует их знания....