Использование нейропсихологических технологий в работе со старшими дошкольниками
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Виктория Викторовна Котова

В конктексте применения нейропсихологических технологий проанализирован процесс коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Обоснована результативность применения нейропсихологических технологий  и приемов в коррекционной и логопедической работе с детьмии общим недоразвитием речи. Применение нейропсихологического подхода дает возможность углубленного анализа  структуры речевого дефекта, позволяет выявить как симптомы речевого нарушения, так и недостаточность высших психических функций ребенка. Этот подход позволяет получить более полное представление о возможностях развития высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_neyropsihologicheskih_tehnologiy_str.doshk_.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:


 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» Артемовского городского округа

Тема: «Использование нейропсихологических технологий в работе со старшими дошкольниками»

Воспитатель 1 категории: Котова В.В.

Артем 2024 г.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование нейропсихологических технологий в работе со старшими дошкольниками»

Цель мастер-класса:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги, карточки «Делай, как я» с комплексом нейродинамической гимнастики, пособия Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика».

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Ход мастер – класса

Актуальность:

Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.

В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. К нам в ДОУ попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция, СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперреактивности, ЗПР, УО, ТНР, ДЦП, РДА.

У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль.

Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребёнок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево. Ребёнку тяжело вычленить центральную линию рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне программирование.

В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.

Почему именно нейропсихология?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Равнополушарный тип— отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Педагогам предоставляется, Визуальный тест Владимира Пгача на определение доминирующего полушария головного мозга.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Если мы видим в онтогенезе (онтогенез - индивидуальное развитие организма от его зачатия до конца жизни) ребенка какие-либо отклонения, нужно понимать, что это следствие либо дисфункции или несформированности отделов головного мозга. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты в единое целое и лежат в основе так называемого «отклоняющего развития». Например, дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела, т. е межполушарное взаимодействие.

У детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак - нарушение речи.

В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.

Поэтому, развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

Изучив, работы нейропсихологов, я изменила свой подход к коррекционной работе. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.

В свою работу я стала включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.

Заинтересовала меня "Программа "Дельфины" - созданная нейропсихологом А. В. Семенович и логопедом Т. Н. Ланиной, на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи. В данной программе удачно интегрированы все необходимые виды психолого-педагогических и традиционно логопедических воздействий.

В основу этой программы положен МЗО (метод замещающего онтогенеза). Также пособия Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика».

Элементы этих нейропсихологических программ я и использую на занятиях.

Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4-7 лет. Комплексы нейродинамической гимнастики представлены двумя блоками: мануальным и психомоторным.

Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка в интегрированной работе. Выполняя эти упражнения, ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно. Тем самым мы создаем условия для улучшения взаимодействия работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Для лучшего восприятия поз пальцев рук я, используя пособие «Говорящие ручки». Инструкция: «Делай, как я». С помощью этих карточек дети учатся повторять позы и движения, по подражанию, по словесной инструкции. Для детей постарше, нужно запомнить цепочку поз и повторить по памяти. Каждая цепочка повторяется 3-4 раза с проговариванием. Еще это пособие дополнено карточками для самостоятельного составления цепочек.

Уважаемые коллеги, сейчас мы будем выполнять комплекс нейродинамической гимнастики, который можно выполнять, как и детям, так и взрослым. Этот комплекс повышает интеллектуальные возможности человека, снимает эмоциональное напряжение и развивает мозг, действует на развитие речи ребенка и взрослого.

(Педагогам предоставляются карточки «Говорящие ручки»)

Карточка №1

Постучите по столу расслабленной кистью левой руки, а затем - правой в течении10 секунд.

Сжимайте и разжимайте кисти рук в течение 30 секунд, постепенно ускоряя темп. Затем расслабить руки. При этом можно проговаривать чистоговорку н/р:

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Карточка №2

Ладошки вверх – вниз.

Поверните левую кисть на ребро, согните пальцы в кулак, затем выпрямите. Сделайте тоже правой рукой. Движения выполнять поочередно по 5-6 раз каждой рукой.

Ра –ра –ра высокая гора

Ро-ро ро- новое перо

Ру-ру –ру –скачет кенгуру.

Карточка №3

Ладошки вниз - шлеп, класс – двумя руками.

«Фонарики 1»

Ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно.

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!

«Фонарики 2» (усложненный вариант).

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Карточка №4

«Класс - миксер»

Карточка №5

«Ладошка – класс – замочек - указательный жест»;

Карточка №6

"Моторчик";

Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:

а) правой руки;

б) левой руки;

в) обеими руками одновременно.

Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Карточка №7

«Колечко»

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Можно использовать при этом текст стихотворения.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Пальцев дружная семья –

Друг без друга им нельзя.

Карточка №8

"Кулак – ребро – ладонь"

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

Особое внимание в коррекционно-развивающей работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.

Карточка №9

"Пальчики шалят"

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца, поднимаем по одному пальцу:

а) на правой руке;

б) на левой руке;

в) на обеих одновременно.

Карточка №10

«Ухо – нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Карточка №11

Также в работе с детьми старшего дошкольного возраста широкое применение с нейродинамической гимнастикой получили карандаши.

Положите карандаш на ладонь, прикройте его другой ладонью и прокатывайте карандаш между ладонями. Сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястью.

Мы, как древние индейцы

Добываем огонек.

Дружно палочку покрутим

И огонь себе добудем.

Перебираем пальцами обеих рук карандаш, удерживая карандаш вертикально, чередуем большой – указательный; Большой – средний; Большой - мизинец;

Карточка №12

«Лягушка» - карандаш между пальцев рук. С силой сжимаем и разжимаем кулак.

Карточка №13

«Дудочка»- перебираем пальцами по карандашу.

Карточка №14

«Качели»

Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Поместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на карандаше, а средний и безымянный – под ним.

Попеременно нажимать то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

На качели мы поднялись.

Очень сильно раскачались!

Подлетаем выше, выше!

Достаём до самой крыши.

А потом всё ниже, ниже.

И качаться стали тише.

Карточка №15

"Веселые карандаши"

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими руками одновременно.

При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.

Широкое применение с неговорящими детьми получили нейро таблички, для развития активной речи – Говорим - дышим-показываемнейро – занятия.

Карточка №16

Для автоматизации звуков созданы альбомы с тактильными чистоговорками и нейроподходом.

И второй блок психомоторный он тоже направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи. Широкое применение в моей работе получили «Прописи» Т. П. Трясоруковой, они построены на использовании в работе с детьми метода психографики. Т. Е ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой рукой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий у детей происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышается возможность произвольного внимания, самоконтроль, усидчивость, развивается зрительно - моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

Карточка №17

«Зеркальное рисование»

Уважаемые коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

Карточка №18

Так же, в моей работе используются:

«Растяжки» нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

1) Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.

2) Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее руку вправо, то же - с правой рукой.

3) Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по 1 паре пальцев.

4) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по 1 паре пальцев.

«Дыхательные упражнения» улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча» «Дышим носом» «Ныряльщик»)

«Глазодвигательные упражнения» позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие («Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз – путешественник»)

«Упражнения для релаксации» способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”, “Путешествие на облаке”).

«Упражнения для развития крупной моторики». «Перекрестное марширование”.

«Массаж ушных раковин».

«Артикуляционные упражнения».

Мой опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических технологий является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.

Творческих всем успехов!

Список использованной литературы:

1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001.

2. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М. : В. Секачев. — 128 с. 2008

3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973.

5. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : Изд–во «Институт практической психологии», 1996.

6. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – М. : ПИТЕР. 2008.

7. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

8. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ,1996.

10. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М. ,1999.

11. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М. :АРКТИ,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со старшими дошкольниками

Представлены упражнения и мероприятия, проводимые с детьми в течение дня...

Использование ТРИЗ технологии в работе со старшими дошкольниками

Презентация  знакомит с основными  приемами использования  ТРИЗ технологии  в  работе  с детьми  старшего  дошкольного возраста...

Использование нейропсихологических технологий в работе с дошкольниками

В последние годы педагоги все чаще сталкиваются в своей работе с детьми, испытывающими различные сложности, как в освоении основной образовательной программы, так и налаживании социальных связей со св...

Использование нейропсихологических технологий в работе педагога-психолога ДОУ

Одним из наиважнейших направлений федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) является реализация развивающего потенциала обучения и воспитания. Одной...

Мастер – класс «Использование нейропсихологических технологий в работе с дошкольниками»

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиц...

Использование нейропсихологических технологий в работе учителя — логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Проект направлен на практическое усвоение  применения сиситемы  нейропсихологических технологий....

Использование нейропсихологических технологий в работе с детьми дошкольниками 5-7 лет

ИспольИспользование нейропсихологических технологий в работе с детьми дошкольниками 5-7 летЦель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, примен...