План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»
материал (младшая группа)

Савинова Светлана Борисовна

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

в младшей  группе

2020-2021 уч.год

Тема:  «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

у дошкольников через дидактические игры»

Цель : повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.

Задачи:

  • Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;
  • Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Определение сроков работы по данной теме: в течение учебного года.

Формы работы с детьми:

  • Совместная работа с детьми;
  • Индивидуальная работа;
  • Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

  •  НОД – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
  • Работа вне образовательной деятельности ( пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
  • Работа с родителями ( консультации онлайн).

Методы и приёмы работы:

  • Объяснение, показ, беседа, игра;
  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
  • Изготовление дидактических игр, шнуровок;
  • Лепка из пластилина;
  • Игры с кубиками, конструкторами;
  • Рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
  • Пальчиковый театр.

Игры:

  • « Геометрические вкладыши»;
  • « Крупная и мелкая мозаика»;
  • « Пирамидка»;
  • « Игры в сухом бассейне для рук»;
  • « Узнай что в мешочке?»;
  • « Разрезные картинки»;
  • « Строим из конструктора»;
  • « Пазлы деревянные и картонные»;
  • « Шнуровка»;
  • « Прищепки»;
  • « Игры с массажными мячиками».

Предполагаемый результат: Дети смогут правильно держать столовые приборы, принадлежности для занятий по художественно-эстетическому развитию; будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

План самообразования :

  • Актуальность выбранной темы;

  • Отчет по самообразованию;

  • Вывод.

1.Актуальность выбранной темы.

« Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира с детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко . Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками , зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

2. Отчет по самообразованию.

Свою работу по самообразованию начала с поставленной перед собой цели. Для успешного достижения цели, я разработала план самообразования, на который опиралась в течение всего периода работы.

План работы

Раздел плана

Сроки

Форма

Практический выход

Работа с детьми

В течение учебного года.

1.Разработать перспективное планирование по теме: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи через дидактические игры

у дошкольников».

2.Пальчиковые игры в различных видах деятельности.

3. Дидактические игры в различных видах деятельности.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

5.Подготовить конспект и провести открытое занятие по лепке на тему: «Колобок».

1.Перспективный план работы .

2.Картотека пальчиковых игр и гимнастик .

3.Картотека дидактических игр.

4. Необходимый материал и оборудование для данных упражнений.

5.Конспект занятия.

Работа с родителями

В течение учебного года.

1.Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

 ( онлайн).

«Крупная польза мелкой моторики»

«Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

2.Папка-передвижка

( фото детей)

 «Игры с пальчиками».

3. Памятка для родителей : «Игры с прищепками»

4. Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок.

Самореализация

Апрель

Открытое занятие по лепке на тему: «Колобок».

Конспект занятия.

Пополнение собственного сайта воспитателя.

Изучение методической литературы

Май

В течение года

Конспект  занятия  с фотографиями.

Изучение журналов

« Дошкольное воспитание»; интернет ресурсы.

Конспект занятия.

Изучение статей по данному направлению.

Вывод:

И в заключении, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Перспективный план по теме:

«Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

у дошкольников через дидактические игры».

Форма работы

Месяц

Проведение диагностического обследования.

Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий.

Выбор и определение темы самообразования .

Планирование работы по теме самообразования.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» ( онлайн).

Сентябрь

Изучить литературу:

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста» .

Разработать картотеку пальчиковых и дидактических игр.

Октябрь

Изучить литературу:

«Страна пальчиковых игр» М.С.Рузина, С.Ю. Афонькин

Ноябрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru».

Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики»

( онлайн).

Декабрь

Подготовить памятку для родителей «Игры с прищепками»

Январь

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе по теме.

Февраль

Подготовить папку-передвижку

( фото детей) на тему: «Игры с пальчиками».

Март

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» ( онлайн).

Апрель

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консудьтация для родителей "Развитие мелкой моторики, как средство улучшения речи"

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.Сотру...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи"...

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников"

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей до...

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Самообразование очень важно для педагога. Через неё ты раскрываешь свои способности и познаешь новое для себя и в дальнейшем преподносишь своим воспитанникам....