План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»
материал (младшая группа)
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О развитии мелкой моторики рук через дидактические игры. | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
в младшей группе
2020-2021 уч.год
Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи
у дошкольников через дидактические игры»
Цель : повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Задачи:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Определение сроков работы по данной теме: в течение учебного года.
Формы работы с детьми:
- Совместная работа с детьми;
- Индивидуальная работа;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
- НОД – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности ( пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
- Работа с родителями ( консультации онлайн).
Методы и приёмы работы:
- Объяснение, показ, беседа, игра;
- Массаж кистей рук;
- Пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- Изготовление дидактических игр, шнуровок;
- Лепка из пластилина;
- Игры с кубиками, конструкторами;
- Рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
- Пальчиковый театр.
Игры:
- « Геометрические вкладыши»;
- « Крупная и мелкая мозаика»;
- « Пирамидка»;
- « Игры в сухом бассейне для рук»;
- « Узнай что в мешочке?»;
- « Разрезные картинки»;
- « Строим из конструктора»;
- « Пазлы деревянные и картонные»;
- « Шнуровка»;
- « Прищепки»;
- « Игры с массажными мячиками».
Предполагаемый результат: Дети смогут правильно держать столовые приборы, принадлежности для занятий по художественно-эстетическому развитию; будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.
План самообразования :
- Актуальность выбранной темы;
- Отчет по самообразованию;
- Вывод.
1.Актуальность выбранной темы.
« Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира с детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко . Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками , зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
2. Отчет по самообразованию.
Свою работу по самообразованию начала с поставленной перед собой цели. Для успешного достижения цели, я разработала план самообразования, на который опиралась в течение всего периода работы.
План работы
Раздел плана | Сроки | Форма | Практический выход | ||
Работа с детьми | В течение учебного года. | 1.Разработать перспективное планирование по теме: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи через дидактические игры у дошкольников». 2.Пальчиковые игры в различных видах деятельности. 3. Дидактические игры в различных видах деятельности. 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. 5.Подготовить конспект и провести открытое занятие по лепке на тему: «Колобок». | 1.Перспективный план работы . 2.Картотека пальчиковых игр и гимнастик . 3.Картотека дидактических игр. 4. Необходимый материал и оборудование для данных упражнений. 5.Конспект занятия. | ||
Работа с родителями | В течение учебного года. | 1.Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» ( онлайн). «Крупная польза мелкой моторики» «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» 2.Папка-передвижка ( фото детей) «Игры с пальчиками». 3. Памятка для родителей : «Игры с прищепками» 4. Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. | Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок. | ||
Самореализация | Апрель | Открытое занятие по лепке на тему: «Колобок». | Конспект занятия. | ||
Пополнение собственного сайта воспитателя. Изучение методической литературы | Май В течение года | Конспект занятия с фотографиями. Изучение журналов « Дошкольное воспитание»; интернет ресурсы. | Конспект занятия. Изучение статей по данному направлению. |
Вывод:
И в заключении, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Перспективный план по теме:
«Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи
у дошкольников через дидактические игры».
Форма работы | Месяц |
Проведение диагностического обследования. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. Выбор и определение темы самообразования . Планирование работы по теме самообразования. Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» ( онлайн). | Сентябрь |
Изучить литературу: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста» . Разработать картотеку пальчиковых и дидактических игр. | Октябрь |
Изучить литературу: «Страна пальчиковых игр» М.С.Рузина, С.Ю. Афонькин | Ноябрь |
Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru». Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики» ( онлайн). | Декабрь |
Подготовить памятку для родителей «Игры с прищепками» | Январь |
Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе по теме. | Февраль |
Подготовить папку-передвижку ( фото детей) на тему: «Игры с пальчиками». | Март |
Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» ( онлайн). | Апрель |
Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консудьтация для родителей "Развитие мелкой моторики, как средство улучшения речи"
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.Сотру...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ через дидактическую игру
Консультация для педагогов...
Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи"...
План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников"
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей до...
План по самообразованию на 3 года "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ через дидактические игры с использованием ИКТ"
План по самообразованию на три года...
Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики как средство развития речи младших дошкольников"
Из опыта работы с детьми раннего возаста...