План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»
материал (младшая группа)
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О развитии мелкой моторики рук через дидактические игры. | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
в младшей группе
2020-2021 уч.год
Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи
у дошкольников через дидактические игры»
Цель : повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Задачи:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Определение сроков работы по данной теме: в течение учебного года.
Формы работы с детьми:
- Совместная работа с детьми;
- Индивидуальная работа;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
- НОД – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности ( пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
- Работа с родителями ( консультации онлайн).
Методы и приёмы работы:
- Объяснение, показ, беседа, игра;
- Массаж кистей рук;
- Пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- Изготовление дидактических игр, шнуровок;
- Лепка из пластилина;
- Игры с кубиками, конструкторами;
- Рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
- Пальчиковый театр.
Игры:
- « Геометрические вкладыши»;
- « Крупная и мелкая мозаика»;
- « Пирамидка»;
- « Игры в сухом бассейне для рук»;
- « Узнай что в мешочке?»;
- « Разрезные картинки»;
- « Строим из конструктора»;
- « Пазлы деревянные и картонные»;
- « Шнуровка»;
- « Прищепки»;
- « Игры с массажными мячиками».
Предполагаемый результат: Дети смогут правильно держать столовые приборы, принадлежности для занятий по художественно-эстетическому развитию; будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.
План самообразования :
- Актуальность выбранной темы;
- Отчет по самообразованию;
- Вывод.
1.Актуальность выбранной темы.
« Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира с детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко . Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками , зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
2. Отчет по самообразованию.
Свою работу по самообразованию начала с поставленной перед собой цели. Для успешного достижения цели, я разработала план самообразования, на который опиралась в течение всего периода работы.
План работы
Раздел плана | Сроки | Форма | Практический выход | ||
Работа с детьми | В течение учебного года. | 1.Разработать перспективное планирование по теме: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи через дидактические игры у дошкольников». 2.Пальчиковые игры в различных видах деятельности. 3. Дидактические игры в различных видах деятельности. 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. 5.Подготовить конспект и провести открытое занятие по лепке на тему: «Колобок». | 1.Перспективный план работы . 2.Картотека пальчиковых игр и гимнастик . 3.Картотека дидактических игр. 4. Необходимый материал и оборудование для данных упражнений. 5.Конспект занятия. | ||
Работа с родителями | В течение учебного года. | 1.Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» ( онлайн). «Крупная польза мелкой моторики» «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» 2.Папка-передвижка ( фото детей) «Игры с пальчиками». 3. Памятка для родителей : «Игры с прищепками» 4. Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. | Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок. | ||
Самореализация | Апрель | Открытое занятие по лепке на тему: «Колобок». | Конспект занятия. | ||
Пополнение собственного сайта воспитателя. Изучение методической литературы | Май В течение года | Конспект занятия с фотографиями. Изучение журналов « Дошкольное воспитание»; интернет ресурсы. | Конспект занятия. Изучение статей по данному направлению. |
Вывод:
И в заключении, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Перспективный план по теме:
«Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи
у дошкольников через дидактические игры».
Форма работы | Месяц |
Проведение диагностического обследования. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. Выбор и определение темы самообразования . Планирование работы по теме самообразования. Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» ( онлайн). | Сентябрь |
Изучить литературу: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста» . Разработать картотеку пальчиковых и дидактических игр. | Октябрь |
Изучить литературу: «Страна пальчиковых игр» М.С.Рузина, С.Ю. Афонькин | Ноябрь |
Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru». Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики» ( онлайн). | Декабрь |
Подготовить памятку для родителей «Игры с прищепками» | Январь |
Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе по теме. | Февраль |
Подготовить папку-передвижку ( фото детей) на тему: «Игры с пальчиками». | Март |
Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» ( онлайн). | Апрель |
Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консудьтация для родителей "Развитие мелкой моторики, как средство улучшения речи"
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.Сотру...
Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи"...
План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников"
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей до...
План по самообразованию на 3 года "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ через дидактические игры с использованием ИКТ"
План по самообразованию на три года...
Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики как средство развития речи младших дошкольников"
Из опыта работы с детьми раннего возаста...
План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
Самообразование очень важно для педагога. Через неё ты раскрываешь свои способности и познаешь новое для себя и в дальнейшем преподносишь своим воспитанникам....