«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Балашова Оксана Викторовна

 

Мастер-класс

«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

 

Цель проведения мастер-класса:

повышение уровня знаний воспитателей по использованию нейропсихологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОО, пропаганда и распространение нетрадиционных методов работы в развитии речи старших дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических упражнений, способствующих развитию речи старших дошкольников

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических упражнений по применению работы с детьми

3. Показать практические варианты нейропсихологических упражнений с детьми с нарушениями речи

Категория слушателей:

Воспитатели старших и подготовительных групп общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Содержание мастер-класса

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.

Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует

- преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений:

интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств;

- созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений,

- даёт возможность педагогам более качественно и творчески вести коррекционную работу.

 

1.    Артикуляционная гимнастика

О.В.: Приглашаю Вас на артикуляционную гимнастику. В гимнастике у нас будут задействованы артикуляционный аппарат и руки. Я буду показывать, а Вы повторяйте за мной.

«Улыбочка» - «Трубочка» (чередуем),

«Качели»,

«Часики»,

«Иголочка»,

«Моторчик».

2.    Самомассаж

Не циркач я, не артист – сам себе я массажист!
(О. И. Крупенчук)

Массаж лица и шеи:

РУЧКИ РАСТИРАЕМ И РАЗОГРЕВАЕМ (потирание ладоней),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ УМЫВАЕМ

(разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ

(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам),
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО

(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз),
ТЯНЕМ ИХ ЗА МОЧКИ
(оттягивание вниз за мочки),

ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин к щекам),
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ

(пальцы перебегают на щёки),
ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ

(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями),
ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ

(большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу),
КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ

(вытягивание обеих губ вперёд),
РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ

(большие и указательные пальцы разминают обе губы),
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам) ,
ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ
(покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух),
И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ
(указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу),
ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ

(язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе),
ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ
(язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе),
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ
(разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ

(поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

 

3.Массаж кистей рук с использованием тренажёров Су-джок

     «Ежик» (с шариком)

Вот колючий ежик-крошка.

Поиграем с ним немножко.

(удерживать шарик на раскрытой ладони 5-10 сек)

Кулачок сейчас сожмем-

Будет в нем ежиный дом

(обхватить шарик пальцами, выполнить 3 сжатия)

Ежик двери открывает

(раскрыть кулак, удерживать шарик на раскрытой ладони 5-10 сек)

На прогулку выбегает

(левой рукой катаем мячик по каждому пальчику)

По лесной дорожке бегут четыре ножки

(нажимаем на шарик кончиками пальцев)

Спешил, бежал, споткнулся, в яму упал

(подбросить шарик и поймать его той же рукой)

 

«Поезд» (С колечком)

Чух-Чух-Чух, мчится поезд во весь дух.

(активно ратираем ладошки).

К остановке подъезжает, двери раз - и открывает.

(сжимаем и разжимаем ладошки)

Из вагона на перрон вышли:

(поочередно надеваем массажное кольцо на пальцы, начиная с большого и прокатываем по каждому пальчику вверх-вниз на левой, затем на правой руке)

Кот, тигренок, слон, мишка, Еж,

Зайчишка, львица, рыжехвостая лисица,

Следом белка-озорница.

Только пес сидеть остался.

Дальше ехать он собрался.

 

4.Кинезиологические упражнения

Предлагаю Вашему вниманию комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

«Мы играли в ладушки»,

«Кулак-ладошка»,

«Графомоторные доски»,

«Кинезиологические чистоговорки»,

«Веселые пальчики».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС Балашова Оксана Викторовна Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 117 «Улыбка» 2024 «Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Цель: П овышение уровня знаний воспитателей по использованию нейропсихологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОО, пропаганда и распространение нетрадиционных методов работы в развитии речи старших дошкольников . Задачи: Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических упражнений по применению работы с детьми Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических упражнений, способствующих развитию речи старших дошкольников Показать практические варианты нейропсихологических упражнений с детьми с нарушениями речи Цель и задачи мастер-класса

Слайд 3

Нейропсихологические упражнения Развивают речь Развивают мелкую моторику Развивают межполушарные связи Развивают мышление, память, внимание Нормализуют мышечный тонус мышц и эмоциональную сферу

Слайд 4

Нейроартикуляционная гимнастика Нейроартикуляционная гимнастика ‒ это сочетание движений артикуляционного аппарата с движениями рук, кистей или пальцев рук.

Слайд 5

Самомассаж

Слайд 6

Су-джок терапия Су - Джок терапия ‒ это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Су-Джок позволяет нормализовать мышечный тонус, активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга, стимулировать речевые области в коре головного мозга, повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность.

Слайд 7

Кинезиологические упражнения

Слайд 8

Кинезиологические упражнения

Слайд 9

Зеркальное рисование

Слайд 10

Кинезиологические упражнения

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме «Дом, в котором я живу».

Предлагаемый комплекс речевых игр и упражнений даст возможность родителям в домашних условиях способствовать расширению словарного запаса и грамматического строя речи детей с ТНР старшего дошкольного ...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....

«Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарн...