Рабочая программа по формированию слоговой структуры слов для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа учителя-логопеда по формированию слоговой структуры слова у детей с ТРН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_slogovaya.docx116.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                       ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 2»

630075, г. Новосибирск, Танковая, 31/1,

т. 209-28-05

E-mail : Ds2_nsk@mail.ru

                                           Утверждаю

                                                                              Заведующий МКДОУ д/сад №2

                                                                                             Михеева Т.В.

                                                                     личная подпись

                                                                        место для печати

                                                                     Приказ №1    29.082022 г.          

Рабочая программа

по формированию слоговой структуры слов

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

                                                                                    Разработала:

Новосёлова Е.А.,

 учитель – логопед

Новосибирск 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общая характеристика программы

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудным для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов и звуков). У детей с ТНР диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений.

  1. Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, «Рабочая программа по формированию слоговой структуры слов у старших дошкольников с ТНР» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
  • деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
  • индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на формирование слоговой структуры слов, звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о формировании слоговой структуры речи А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, А. К. Марковой и создание эффективных методик их преодоления З. Е. Агранович, Е. С. Большаковой, Н. В. Нищевой и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом

«Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева). Данная программа рассчитана на два учебных года, которые длятся с 1 сентября по 31 мая.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы - построение системы коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры слов для детей с ТНР в возрасте с 5 лет, способствующей успешной социализации детей логопатов.

Задачи программы:

  1. Формирование слоговой структуры слов, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развитие коммуникативных навыков, обогащение и активизация словаря посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  3. Создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности детей (общеинтеллектуальных умений, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
  4. Организация работы по программе

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Вся коррекционно- развивающая непосредственно-образовательная деятельность в соответствии с рабочей программой носит игровой характер, насыщена разнообразными интерактивными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Программа реализуется в процессе логопедической непосредственно- образовательной деятельности, а также как один из ее этапов.

Основная форма работы по программе – индивидуальные занятия, а также работа в малых группах (2 – 3 чел.) по принципу однородности слогового нарушения. Реализуется также форма подгрупповых занятий при формировании слогового анализа и синтеза. Продолжительность подгрупповых занятий в старшей группе – 20 - 25 мин., в подготовительной к школе группе – 30 минут. Продолжительность индивидуальных занятий и в малых группах – 15 – 20 минут. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру занятия может входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие ритмических способностей;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, слоговой анализ и синтез слов;
  • работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по принципу от простого к сложному и предполагает усложнение речевого материала, форм слогового анализа и синтеза в последующей группе.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Старшая группа

Неделя

Лексическая

тема

Формирование слоговой структуры слов

(Игры и упражнения описаны в Приложении)

СЕНТЯБРЬ

1

1

Диагностика

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

Знакомство с ребенком. Формирование

положительного эмоционального настроя и доверительных отношений. Обследование состояния слоговой структуры слов.

( по методике Бабиной Г. В., Шариповой Н. Ю.)

2

2

Диагностика

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

Знакомство с ребенком. Формирование

положительного эмоционального настроя и доверительных отношений. Обследование состояния слоговой структуры слов.

( по методике Бабиной Г. В., Шариповой Н. Ю.)

3

3

Наша группа. Детский сад.

Подготовительный этап

1. Работа на невербальном материале:

  • Дыхательная гимнастика
  • Развитие слухового восприятия, гнозиса, памяти
  • Работа над ритмом
  • Интерактивная артикуляционная гимнастика
  • Формирование общей координации движений
  • Развитие динамического праксиса рук

4

4

Осень. Листопад

5

5

Деревья и кустарники

ОКТЯБРЬ

6

1

Игрушки

Продолжение работы на невербальном материале

7

2

Мой город – Новосибирск

  1. Работа на вербальном материале:

Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации:

  • Развитие ориентации в собственном теле

8

3

Овощи.

Огород.

  • Развитие ориентации в трехмерном пространстве

9

4

Фрукты. Сад.

  • Развитие ориентации в двухмерном пространстве

НОЯБРЬ

1

0

1

Тело человека

Коррекционный этап

1. Работа над гласными с использованием ручных поз. Звук [А]

1

1

2

Одежда

Звук [У]. [А] - [У].

1

2

3

Поздняя осень.

Перелетные

Звук [О]. [А] - [У] - [О].

птицы

1

3

4

«День

матери».

Звук [И]. [А] - [У] - [О] - [И].

ДЕКАБРЬ

1

4

1

Обувь

Звук [Ы]. [Ы] - [И].

1

5

2

Зима

Звук [Э]. [Э] - [Ы].

1

6

3

Дикие животные

2. Работа над слогами с использованием ручных поз.

  • Открытые слоги (с общим согласным звуком, с общим гласным звуком, пары с согласными звуками

«глухой-звонкий», «твердый-мягкий»)

1

7

4

Посуда

  • Закрытые слоги (с общим согласным звуком, с общим гласным звуком, пары с согласными звуками

«глухой-звонкий», «твердый-мягкий»)

1

8

5

Новый год в

семье

3. Работа над слогами со стечениями согласных звуков.

  • Открытые и закрытые слоги (кна-акн, дмо-одм)

ЯНВАРЬ

1

Каникулы

Каникулы

1

9

2

Зимние забавы детей.

Колядки.

  • Слоги с оппозиционными согласными (фта-фтя, спы- збы)

2

0

3

Зимующие

птицы

  • Слоги со сменой позиции согласного (мна – нма,

ско-ксо)

2

1

4

Мебель

4. Работа над словами и предложениями

Двусложные слова из открытых слогов (1 тип слоговой структуры слов)

ФЕВРАЛЬ

2

1

Домашние

Закрепление слов слоговой структуры 1-го типа в

2

животные

предложениях, чистоговорках, стихах.

2

3

2

Малые Олимпийские

игры

Трехсложные слова из открытых слогов (2 тип слоговой структуры слов)

2

4

3

Домашние

птицы

Закрепление слов слоговой структуры 2-го типа в

предложениях, чистоговорках, стихах.

2

5

4

23 февраля – День Защитников

Отечества

Односложные слова (3 тип слоговой структуры слов)

МАРТ

2

6

1

8 марта – Мамин праздник.

Семья.

Закрепление слов слоговой структуры 3-го типа в предложениях, чистоговорках, стихах.

2

7

2

Мой дом.

Части дома

Двусложные слова с закрытым слогом (4 тип слоговой

структуры слов)

2

8

3

Продукты

питания

Закрепление слов слоговой структуры 4-го типа в

предложениях, чистоговорках, стихах.

2

9

4

Весна

Двусложные слова со стечением согласных в середине

слова (5 тип слоговой структуры слов)

3

0

5

Транспорт: грузовой и пассажирский

(наземный)

Закрепление слов слоговой структуры 5-го типа в предложениях, чистоговорках, стихах.

АПРЕЛЬ

3

1

1

Водный

транспорт

Двусложные слова с закрытым слогом и стечением

согласных (6 тип слоговой структуры слов)

3

2

Космос.

Закрепление слов слоговой структуры 6-го типа в

2

Воздушный

транспорт

предложениях, чистоговорках, стихах.

3

3

3

Перелетные

птицы

Трехсложные слова с закрытым слогом (7 тип слоговой

структуры слов)

3

4

4

Москва –

столица России

Закрепление слов слоговой структуры 7-го типа в

предложениях, чистоговорках, стихах.

МАЙ

3

5

1

9 Мая – День

Победы Диагностика

Трехсложные слова со стечением согласных (8 тип слоговой структуры слов)

3

6

2

Диагностика

Диагностика

3

7

3

Комнатные растения.

Уход за ними

Закрепление слов слоговой структуры 8-го типа в предложениях, чистоговорках, стихах.

3

8

4

Неделя славянской

письменности

Закрепление и повторение

Подготовительная к школе группа

Неделя

Лексическая

тема

Формирование слоговой структуры слов

СЕНТЯБРЬ

1

1

День знаний

Деление слов на слоги

2

2

Правила

безопасного движения

Деление слов на слоги разными способами

3

3

Диагностика

Диагностика

4

4

Осень.

Листопад

Трехсложные слова со стечением согласных и

закрытым слогом (9 тип слоговой структуры слов)

5

5

Изменения в

жизни растений осенью

Закрепление слов слоговой структуры 9-го типа в предложениях, чистоговорках, стихах.

ОКТЯБРЬ

6

1

Грибы

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (10

тип слоговой структуры слов)

7

2

Мой город – Петропавловск

– Камчатский

Закрепление слов слоговой структуры 10-го типа в предложениях, чистоговорках, стихах.

8

3

Овощи. Труд взрослых на полях и

огородах

Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (11 тип слоговой структуры слов)

9

4

Фрукты.

Труд взрослых в садах

Закрепление слов слоговой структуры 11-го типа в предложениях, чистоговорках, стихах.

НОЯБРЬ

10

1

Гигиена

человека

Двусложные слова с двумя стечениями согласных (12

тип слоговой структуры слов)

11

2

Одежда

Закрепление слов слоговой структуры 12-го типа в

предложениях, чистоговорках, стихах.

12

3

Поздняя осень Перелетные

птицы

Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (13 тип слоговой структуры слов)

13

4

«День матери».

Профессии мам

Закрепление слов слоговой структуры 13-го типа в

предложениях, чистоговорках, стихах.

ДЕКАБРЬ

14

1

Обувь

Четырехсложные слова из открытых слогов (14 тип

слоговой структуры слов)

15

2

Зима

Закрепление слов слоговой структуры 14-го типа в

предложениях, чистоговорках, стихах.

16

3

Дикие

животные

Деление на слоги слов со стечением согласных и (или)

закрытым слогом

17

4

Посуда

Фонематический и слоговой анализ слов

18

5

Новый год в

семье

Фонематический и слоговой анализ слов

ЯНВАРЬ

19

1

Каникулы

Каникулы

20

2

Зимние забавы

детей. Колядки

Фонематический и слоговой синтез слов

21

3

Зимующие

птицы

Фонематический и слоговой синтез слов

22

4

Мебель

Слоговой анализ и синтез слов

ФЕВРАЛЬ

23

1

Домашние

животные

Дифференциация слов по количеству слогов

24

2

Малые

Олимпийские игры

Определение «длинного» и «короткого» слова

25

3

Домашние

птицы

Построение цепочки слов по нарастанию и убыванию

слогов в них

26

4

23 февраля – День Защитников

Отечества

Нахождение пар слов с одинаковым количеством слогов

МАРТ

27

1

8 марта – Мамин праздник.

Семья

Дифференциация сходных по звучанию и слоговому составу слов

28

2

Мой дом.

Профессии на стройке

Слова, отличающиеся одним гласным звуком

29

3

Продукты

питания

Слова, отличающиеся одним согласным звуком

30

4

Весна.

Понятие «Ударение»

31

5

Бытовые приборы в

семье

Определение ударного слога в словах

АПРЕЛЬ

32

1

Транспорт. Профессии на

транспорте

Определение ударного слога в словах

33

2

Космос

Преобразование двусложных слов в трехсложные

слова

34

3

Перелетные

птицы

Работа со скороговорками

35

4

Москва –

столица России

Работа со скороговорками

МАЙ

36

1

9 Мая – День Победы

Диагностика

Диагностика

37

2

Диагностика

Закрепление и обобщение

38

3

Школа. Школьные принадлежност

и

Закрепление и обобщение

39

4

Неделя

«Славянской письменности»

Закрепление и обобщение

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

В результате реализуемой программы воспитанник достаточно свободно владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, желаний, чувств. Ребенок практически всегда правильно произносит слова разной слоговой структуры как отдельно, так и в потоке речи, а при допущенной ошибке может сам ее исправить (исключения составляют малознакомые слова со сложной слоговой структурой). Реализация данной программы ведет к развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, формированию звуко-слоговой аналитико– синтетической активности как предпосылок обучения грамоте, что соответствует ФГОС.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы:

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СП-б.: Детство-Пресс, 2001.
  2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно – методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.
  3. Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии. Учебно – методическое пособие. – М.: Парадигма, 2010.
  4. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. – М.: Карапуз – Дидактика, 2007.
  5. Голубева Г. Г. Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – М.: Издательский дом «Образование плюс». Вып.3. 2007. – С. 11 – 16.
  6. Дель С. В. Непокорова А. П. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Логопед в детском саду. – М.: Издательский дом «Образование плюс». Вып.4. 2007. – С. 26– 39.
  7. Колесникова Е. В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4 -5 лет. – М.: Ювента, 2013.
  8. Колесникова Е. В. Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4

-5 лет. – М.: Ювента, 2013.

  1. Кошелева Г. А. Роль игры в процессе реализации психолингвистического подхода в коррекционных целях // Дошкольная педагогика. – Вып.4. 2006. – С. 25 – 28.
  2. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СП-б.: Литера, 2013.
  3. Маркова А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа. – М.: АПН РСФСР. Вып.3. 1961. – С. 83 – 89.
  4. Насонова Т. Р., Бурлакина О. В. Найди ударный слог. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СП-б.: Детство- Пресс, 2008.
  6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.  – СП-б.: Детство-Пресс, 2009.
  7. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 560 с.
  8. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 112 с.
  9. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: Система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2001.

                                                                                                       Приложение

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

СТАРШАЯ ГРУППА

3 - 6 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: формирование предпосылок становления слоговой структуры слова. Дыхательные упражнения:

  • «Прогулка»

Педагог проговаривает текст, а ребенок (дети) выполняют только дыхательную часть упражнения. Педагог может дирижировать, обозначая вдох движением руки вверх, задержку дыхания – горизонтальным движением, выдох – движением руки вниз.

Мы на холмик поднялись,

(Вдох: рука поднимается вправо вверх)

Постояли, посмотрели

(Задержка дыхания: рука идет горизонтально вправо)

И пошли спускаться вниз.

(Выдох: рука опускается вправо вниз)

Отдохнули тут, поели

(Задержка дыхания: рука идет горизонтально вправо)

И опять наверх пошли,

(Вдох: рука поднимается вправо вверх)

С высоты полюбовались,

(Задержка дыхания: рука идет горизонтально вправо)

Снова долго мы спускались.

(Выдох: рука опускается вправо вниз)

Много видов у Земли.

(Задержка дыхания: рука идет горизонтально вправо)

  • «Птица»

Дыхательное упражнение с движениями рук. После каждой строки – пауза с задержкой дыхания.

Утром солнышко встает,

(Вдох: медленно поднимем руки через стороны вверх)

Вечером садится.

(Выдох: медленно опускаем)

Дни и ночи напролет

(Вдох: медленно поднимем руки через стороны вверх)

Не присядет птица:

(Выдох: медленно опускаем)

Поднимает два крыла,

(Вдох: медленно поднимем руки через стороны вверх)

Сразу опускает –

(Выдох: медленно опускаем)

Зерен деткам принесла,

(Вдох: медленно поднимем руки через стороны вверх)

Воздух выдыхает.

(Выдох: медленно опускаем).

Работа над ритмом

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (точек на карточке);
  • Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
  • Сравнение ритмов: *-**; **-**-*;
  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
  • Воспроизведение определенного ритма по заданному рисунку, образцу;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка:

***, *****;

  • Произвольное        воспроизведение        ритма        ребенком        с        последующей        записью ритмического рисунка символами;
  • Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ «-») и коротких (барабан, бубен – символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим: --++,

++-+-- и т.д.

Интерактивная артикуляционная гимнастика

Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

  • «Дождик» Дождик, дождик,

(Кончик языка поднимается к верхней губе, кисти – вверх ладонями вперед, глаза – вверх)

Лейся ты

(Кончик языка опускается к нижней губе, кисти – вниз ладонями к себе, глаза – вниз)

На листочки

(Кончик языка касается правого угла рта, кисти отклоняются вправо, глаза смотрят вправо)

И цветы

(То же, только влево)

Мы попрячемся в дома, Выйдем только под зонтом.

(Описываем круг слева направо – язык по губам, кисти в воздухе и глаза тое описывают круг)

Если ночь – на небе тьма, Будет солнышко потом.

(Такой же круг, только справа налево).

  • «После дождя» Дождь покапал и исчез, Шелестит довольный лес.

(Постучать по твердой поверхности, как на пианино начиная с большого пальчика до мизинца и обратно)

Ветер дует и слегка Разгоняет облака.

(Поднять руки над головой и в одном ритме с языком вперед-назад «разгонять облака»)

(Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «покрасить» твердое небо, делая движения вперед-назад)

Посветлели небеса.

И листы, как паруса,

(Руки, согнутые в локтях, развести в стороны, кисти изображают паруса)

Задрожали, встрепенулись

И вперед, вперед прогнулись.

(Ладони прогибаются назад и снова располагаются вертикально)

(Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы)

Это чей еще каприз? (Выразить лицом удивление) Скачет ветер вверх и вниз:

(Показать движениями вытянутых рук движение ветра вверх и вниз)

То их к солнцу поднимает, То к травинкам нагибает.

(Руки, полусогнутые в локтях, перед собой, ладони излбражают листья и то поднимаются, то опускаются)

(Чуть приоткрыть рот и поместить язык за верхние зубы (с внутренней стороны), затем переместить язык так, чтобы кончик языка стоял за нижними губами, а язык был «горкой». Попеременно упирать язык то за верхние, то за нижние зубы в одном ритме с движениями рук. Язык вверх – кисти вверх, язык вниз – кисти вниз)

А вокруг на каждой кочке К небу тянутся грибочки.

(Руки показывают «растущий» грибочек: одна рука – нока гриба, другая, с раскрытой ладонью, накрывает кулак первой, как шляпка)

И растут они, растут – Много их и там, и тут.

(Руки, показывающие грибок, поднимаются выше)

(Улыбнуться, «присосать» язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута

– «ножка» гриба) Сильный ветер налетел, Загудел и зашумел.

(Руки, согнутые в локтях, расположить перед собой, кулаки сжаты, большие пальцы отставлены в сторону)

И качаются в бору Все деревья на ветру.

(Кулаки, с отставленными большими пальцами, ритмично двигаются направо- налево, глаза и язык двигаются в ту же строну)

(Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому, постепенно добавляя движения рук, языка и глаз).

  • «Дорожка»

Перед ребенком вертикальной (затем горизонтальной) линией раскладываются цветные фишки (от трех до пяти штук). Логопедом осуществляется показ движения: губы растягиваются в улыбке, палец касается фишки, положение фиксируется, затем губы принимают исходное положение. Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по всем по фишкам. Ребенок повторяет за логопедом. Длина «пути» зависит от индивидуальных возможностей ребенка.

Варианты артикуляционных   упражнений:   «улыбка»,   «трубочка»,   «заборчик»,

«лопатка», «иголка», «горка», «парус».

  • «Угадай-ка»

Перед ребенком раскладываются картинки-символы с изображениями артикуляционных упражнений. Логопед осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы

вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т. д. ребенок повторяет упражнение.

Варианты   чередований    движений    губ:    «заборчик-трубочка»,    «горка-парус»,

«лопатка-иголочка», «улыбка-заборчик-трубочка», «лопатка-горка-парус».

  • «Качели»

Вариант 1. Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в противоположных направлениях.

  • «Бочка»

Вариант 1. Рот закрыт, напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку. Кисть левой руки выпрямлена (положение «ребро»), кисть правой руки сжата в кулак и упирается в левую руку (затем наоборот).

Вариант 2. Руки выполняют движения в направлениях, противоположных движениям языка.

  1. НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: развитие ориентации в собственном теле.

  • «Вот какие мы»

Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции.

Инструкции: «Покажи свой живот, свою спинку. Живот – впереди, спинка – сзади.

Где животик? Где спинка?», «Что впереди у Лены, что сзади?»

  • «Одеваемся на прогулку»

Ход игры. Перед детьми в хаотичном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.

Инструкции: «Найди пару», «Правильно поставь тапочки (туфли, чешки)» (с учетом левоправых положений), «Правильно надень чешки» и др.

  • «Одеваем куклу»

Ход игры. Детям предлагается кукла и предметы одежды для нее.

Инструкции: «Застегни пуговицы спереди (сзади)», «Завяжи шарф спереди (сзади)»,

«Надень шапку, цветок впереди (позади, сбоку)» и др.

  • «Ладошки и следы»

Вариант 1. У каждого ребенка парные плоскостные изображения ладоней и ступней. На бумажной «дорожке» - отпечатки пар следов и пар ладоней.

Инструкция: «Правильно приложи свои ладошки, ступни к рисунку».

Вариант 2. У каждого ребенка по одному отпечатку «ладошки» или «ступни». На бумажной «дорожке» - несколько «левых» и «правых» отпечатков ладоней и ступней.

Инструкция: «Найди свою пару».

Вариант 3. Плоскостные изображения ладоней и ступней хаотично раскладываются на ковре.

Инструкция: «Найди пару ладошек, ступней».

Вариант 4. На полу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая.

Инструкция: «Доберись до мишки по следам».

Вариант 5. На полу выложено несколько дорожек из «следов», в конце каждой – муляжи овощей, фруктов, ягод.

Инструкция: «Пройди по той дорожке, где соберешь фрукты (овощи, ягоды и т. д.)».

  • «Обезьянки»

Вариант 1. Копирование движений одной руки. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения руки вверх (в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс).

Инструкция: «Сделай как я»

Вариант 2. Копирование движений ноги. Логопед поворачивается спиной к детям и осуществляет показ движений ноги вперед (назад, в сторону, сгибает в колене).

Вариант 3. Копирование движений двух рук. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: а) симметричные: обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову и т. д.; б) несимметричные: одна рука в сторону, другая рука на

пояс; одна рука на плечо, другая рука вперед; одна рука вниз, другая рука в сторону; одна рука на плечо, другая рука на пояс.

Вариант 4. Копирование движений руки и ноги. Логопед становится спиной к детям и показывает движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая на плече, нога назад и т. д.

  • «Зарядка для кукол»

Ход игры. Детям предлагаются куклы (Буратино, Незнайка и др.)

Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»,

«Расскажи, что ты сделал». И т. д.

  • «Далеко-близко»

Хо игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко).

Инструкция: «Скажи, где мишка» («Мишка далеко от меня. Мишка близко от Светы»)

  1. НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: развитие ориентации в трехмерном пространстве.

  • «Выбери дорожку»

Ход игры. Логопед выстраивает на ковре игрушки на разном расстоянии        друг от друга, детям предлагаются полоски разной длины («дорожки»).

Инструкция: «Подбери дорожку, чтобы пес дошел до своей будки» («пес далеко о будки, ему нужна длинная дорожка»).

  • «Кто рядом?»

Ход игры. Дети выстраиваются в ряд, затем называют всех, кто оказался впереди, позади.

Инструкции: «Встань позади Светы», «Расскажи, кто впереди (позади) тебя»,

«Расскажи, кто впереди, позади Светы» и др.

  • «Веселые звери»

Ход игры. Логопед поочередно выставляет игрушки перед ребенком (впереди и позади). Ребенок определяет пространственную позицию новой игрушки, называет, затем с закрытыми глазами перечисляет игрушки в порядке предъявления.

  • «Угадай игрушку»

Ход игры. Детям предлагается ряд предметов (игрушек).

Инструкции: «Угадай мою игрушку: она находится впереди куклы», «эта игрушка находится впереди куклы, но позади мишки» и т. д.

  • «Собери сказку»

Ход игры. Ребенку предлагается набор игрушек.

Инструкции: «Поставь лошадку близко к домику, елочку поставь после домика, между домиком и лошадкой поставь человечка».

  • «Строим город»

Ход игры. Детям предлагаются разноцветные детали конструктора (разноцветные кубики).

Инструкции: «Положи красный кирпичик внизу, а синий - сверху», «Возьми большой красный кубик, сверху положи синий шарик. Рядом с кубиком поставь в ряд три зеленых кирпичика» и т. д.

  • «Построим мостик»

Ход игры. Детям предлагаются разноцветные кубики.

Инструкции: «Построй зеленый мостик», «Продолжи как я» (чередование: а) зеленого и красного кубиков; б) двух зеленых, одного желтого кубиков; в) двух желтых, двух зеленых кубиков; г) одного кубика и одного кирпичика и т. д.).

  1. НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: развитие ориентации в двухмерном пространстве.

  • Игра-флипчарт «Кот на лесенке»

Ход игры. На интерактивной доске – фигура кота и вертикальное положение лестницы, наверху которой сидит попугай.

Примерный текст: «Кот ловит попугая. Попугай – высоко, кот – низко. Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая».

Вопросы        логопеда:        «Где        сидит        кот?»,        «Где        сидит        попугай?»,        «Куда        слетел попугай?», «Куда забрался кот?».

  • Игра-флипчарт «Солнышко»

Ход игры. На интерактивной доске – изображение солнышка и домика.

Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером низко сидит, спит».

Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели – солнышко низко; встали – солнышко высоко; присели – солнышко низко).

  • «Солнечный зайчик»

Ход игры. Игра проводится в солнечный день. Посредством зеркала солнечный

«зайчик» перемещается по комнате, дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко» и т. д.

  • Игра-флипчарт «Продолжи ряд»

Ход игры. На интерактивной доске расположены в линию фрукты. Внизу находятся копии этих же фруктов.

Инструкция: «Продолжи ряд – яблоко, банан, слива, яблоко, банан …».

Примечания: Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу; б) по слуховым следам; в) изменяют исходный ряд по инструкции: «измени так, как я скажу (покажу): банан, яблоко, слива».

  • «Игрушки для Клоуна»

Ход игры. У каждого ребенка лист бумаги с профильным изображением Клоуна (Незнайки, Буратино и т. д.). Один ребенок выполняет задание на интерактивной доске.

Вариант 1. Инструкция: «Нарисуй маленький красный мячик (шарик, колесо, бублик) позади Клоуна. Нарисуй большой синий мяч впереди Клоуна. Назови все по порядку».

Вариант 2. Инструкция: «Нарисуй шарики вверху (над Клоуном), дорожку внизу (под Клоуном)».

  • «Игрушки для мишки»

Ход игры. У каждого ребенка лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу. Один ребенок выполняет задание на интерактивной доске.

Инструкция: «Нарисуй красный шар далеко от зайчика. Нарисуй синий мяч близко к зайчику. Нарисуй зеленый шар между мячиком и шариком. Назови все по порядку. Давайте придумаем историю».

  • «Коврики»

Ход игры. У каждого ребенка чистый лист бумаги. По инструкции логопеда дети изображают графические знаки. Один ребенок выполняет задание на интерактивной доске.

Инструкция: «Будем рисовать коврики. Нарисуй синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте один маленький желтый круг».

  • «Выбери дорожку»

Ход игры. Детям предлагаются полоски («дорожки»), а также листы бумаги с изображением предметов на разных расстояниях друг от друга.

Инструкции: «Выбери дорожку для зайчика» («Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка»).

  1. – 15 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель:        формирование        точного        восприятия        и        четкой        артикуляции        гласных        с использованием ручных поз.

Упражнение        «окошко»        (звук        [а])        сопровождается        показом        открытой        ладони, обращенной на ребенка.

Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) – пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку.

Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) – аналогично, но пальцы расположены шире.

Поза «Заборчик» (звук [и]) – ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами).

Поза для [ы] –        аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью.

Поза для [э] – округленная ладонь, как будто сжимающая мячик.

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

- в сопровождении ручных символов;

  • без них;
  • без зрительной опоры.

А – И        А – И – О        У – А – И – О

А – У        У – А – И        Э – У – А – И

И – О        И- -О – Ы        А - И – О – Ы        и т. д.

«Пропевание гласных» Открываем мы глаза, Вдох – и тянем долго:

А

Утром солнышко взошло, Снизу вверх мы тянем:

О

В царстве матушки-Зимы По сугробам ездим мы:

Ы

Ночью смотрим на звезду – Сверху вниз слетает:

У

16 – 20 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель:        формирование        точного        восприятия        и        четкой        артикуляции        слогов        с использованием ручных поз.

Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу. При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ

гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги – это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение.

Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры.

Данные        виды        работ        целесообразно        проводить        на        этапе        автоматизации        и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.

Задания могут быть следующие:

  • Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
  • Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
  • Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»);
  • Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»);
  • Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-са, со-са-со;
  • Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  • «Скажи наоборот»: ас-са, тса-атс;
  • Сосчитать количество слогов;
  • Выложить кружки, палочки и т. д. по количеству слогов;
  • Сделать столько шагов, прыжков и т. д., сколько было слогов;
  • Определить одинаковый звук в ряду;
  • Придумать слоги с одинаковым гласным (согласным);
  • Повторить ряд слогов в обратном порядке;
  • Произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно).

21 - 37 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ;

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА, 4 – 15 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: формирование четкого произношения слов слоговой структуры отдельных типов,        закрепление        слов        в        предложениях,        чистоговорках,        стихах. Коррекционные упражнения при работе над словами каждого из типов слоговой структуры (их цели и содержание) составлены по пособию Четверушкиной Н.С.

«Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет».

- двухсложные слова, состоящие из открытых слогов

«Узнай, кто (что) это», «Поменяй слоги местами», «Выполни команду», «Чего не

стало?»…

- трехсложные слова, состоящие их открытых слогов

«Добавь слог», «Один – много», «Назови детенышей», «Чьи вещи?», «Что делали

метели»…

- односложные слова, состоящие из закрытого слога

«Скажи по отдельным звукам», «Идем по лесенке», «Назови один предмет», «Назови со

словом мой, (пять)»…

- двухсложные слова,

состоящие из одного открытого и одного закрытого слога

«Назови ласково», «Кто как передвигается», «Что ты будешь делать?»,

«Чей предмет?», «Путаница»…

- двухсложные слова со

стечением согласных в середине слова

«Конец слова за тобой», «Одень кукол»,

«Узнай ветку», «Чего нет?», «Закончи предложение»…

- двухсложные слова с закрытым слогом и стечением

согласных в середине слова

«Скажи какой?», «Кто на чем», «Кто за чем?», «Подбери картинку», «Узнай слово»…

- трехсложные слова с закрытым слогом

«Назови детеныша», «Зоопарк», «В деревне», «Назови и сделай», «Что как едим»,

«Чей хвост», «Назови одним словом»,

«Профессии»…

- трехсложные слова со

стечением согласных

«Какое слово получилось», «Добавь

последний слог», «Чья, чье?», «У кого такой

детеныш?», «Назови магазин», «Хитрые

слова», «Назови посуду»…

- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

«Подскажи словечко», «Посчитай и назови», «Бабушкина угощение», «Кем ты будешь?», «С чем баночки?», «Сложные

слова»…

- трехсложные слова с двумя

стечениями согласных

«Точка», «Назови законченное действие»,

«Кто она?», «Скажи как?», «Образуй слова»

- односложные слова со стечением согласных в начале

или конце слова

«Добавь первый звук», «Закончи слово»,

«Что делал, что сделал», «Назови общую часть слов», «Кто какие звуки издает?»…

- двухсложные слова с двумя стечениями согласных

«Добавь слог КА», «Какое слово получилось?», «Назови четвертое слово»,

«Сравни предметы»…

- трехсложные слова со стечением согласных в начале и

середине слова

«Добавь слог КА», «Какое слово получилось?», «Скажи о себе», «Профессии»,

«Образуй новые слова»…

- четырехсложные слова со стечением согласных

«Добавь слог», «Назови несколько предметов», «Назови законченное действие»,

«Кому нужны эти предметы?», «Что ты

делаешь?»…

1, 2, 16 – 18 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: формирование навыков слогового анализа, фонематического восприятия.

  • «Телеграф»

Ребенок должен «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

  • «Игра с мячом»

Вариант 1.Ударить об пол мячом столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

Вариант 2. Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т. д.

  • Игра-соревнование «Слоговое домино»

Каждому ребенку раздается по 5 – 6 карточек. Каждая карточка поделена на две половины, на которых изображены различные предметы, названия которых имеют различную слоговую структуру. Ребенок кладет карточку на стол. Следующий участник должен приложить карточку, в названии которой количество слогов совпадает с первой картинкой. И так далее собирается дорожка. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся карточки.

  • Игра-соревнование «Слоговое лото»

Каждому ребенку раздается игровое поле, которое разделено на четыре части. В каждой части нарисовано по несколько кружков. Логопед предлагает детям слова (на слух или картинки), дети делят их на слоги и закрывают цветным квадратом ту часть игрового поля, на которой столько кружков, сколько слогов в слове.

20 – 21 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: формирование навыков слогового синтеза слов, фонематического восприятия.

  • Игра - энергизатор «Слова с паузами»

Логопед произносит слово, делая паузы между слогами. Во время паузы дети по очереди могут производить хлопок, постукивание, или вставлять слово

«потом» («дальше», «затем»), протягивая руку соседу. Берясь за руки, дети образуют «живое слово», которое хором называют.

  • Игра - презентация «Узнай слово по гласным»

Логопед демонстрирует ребенку с помощью ИКТ две картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них и говорит: «Отгадай и скажи слова, в которых есть эти гласные звуки». Например,

Логопед:        Ребенок:

_а_а а, _у_и_и        панама, кубики

_а-о- ы,  а о э        вагоны, алоэ

На картинки установлена функция триггер. В случае правильного выбора картинка увеличивается в размере. В случае неправильного выбора картинка исчезает.

  • «Собери слово»

Из двух слов образовать одно: лед + колоть = ледокол.

  • «Разрезные картинки»

Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово поменяет смысл.

  1. НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, фонематического восприятия.

Задания:

  • Поменять слоги местами, составить слово: насос – сосна, рады – дыра.
  • Найти одинаковый слог в словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
  • Образовать новое слово из первых слогов двух слов: малина+машина=мама.
  • Определить, какой слог пропущен: ко-…-ва, са-…-лет.
  • Найти по картинкам слова, оканчивающиеся на ЧОК (каблучок, сверчок).
  • Презентация «Запасливая белочка»

Инструкция:        «Белочка        разложила        свои        запасы        в        3        дупла        в        зависимости        от количества слогов в их названиях.

  • Покажите на пальцах, в каком дупле у белки лежит шишка (гриб, яблоко, фундук, малина)?
  • Объясните, почему шишка лежит во втором дупле? И. т. д.
  • Вспомните, что лежит в 1 (2, 3) дупле?
  • Отгадайте, о каком припасе говорит белка, которая называет только гласные? (аиа
  • малина, и – гриб, уу - фундук)».
  • Интерактивная игра «Угадай сказку» Дети встают в круг.

Инструкция: «Отгадайте названия сказок. Движения повторяйте за мной.

Те-потом-ре-потом-мок. (Теремок). Руки зажаты в кулаки перед собой. На каждый слог разжимать кулачки.

Зо-дальше-луш-дальше-ка. (Золушка). Руки зажаты в кулаки перед собой. На каждый слог вращать кулачки.

Ко-затем-ло-затем-бок. (Колобок). Руки вперед-вверх-вниз».

  1. - 26 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: дифференциация слов по количеству слогов, определение   «длинного» и

«короткого» слова, построение цепочки слов по нарастанию и убыванию слогов в них, нахождение пар слов с одинаковым количеством слогов.

  • Игра - флипчарт «Собери букет»

На интерактивной доске демонстрируются картинки вазы (в центре) и 4 цветков (сверху): мак, ландыш, ромашка, колокольчик. В нижнем левом углу распололожены копии этих же цветов. Логопед называет слово, ребенок должен поделить его на слоги и поставить в вазу тот цветок, в названии которого столько же слогов.

  • Игра – флипчарт «Веселый паровозик»

На интерактивной доске демонстрируется паровозик с пассажирами (кот, утка, паук). Каждый герой сидит в отдельном вагоне. Вагоны без окон и колес (окна и колеса расположены в нижнем левом углу, причем колеса разного цвета: красные, синие и зеленые). Чтобы паровозик поехал, его нужно починить. Количество окон будет зависеть от количества слогов в названии пассажира. С помощью колес проводится звуковой анализ слова.

  • Игра – энергизатор «Передай привет»

Дети встают в круг. Педагог начинает игру словами: «Я передаю привет мальчику, имя которого состоит из 3 слогов». («Я передаю привет девочке, у которой самое длинное имя»). Педагог дует на свою ладонь, имитируя «полет» приветика. Ребенок, которому предназначен привет, «ловит» его, делая хлопок со словами: «Привет получил». Далее уже он отправляет свой приветик, загадывая адресата. На начальном этапе, если дети затрудняются, отправителем может быть только педагог.

  • Игра – энергизатор «Парочки»

Педагог раздает детям предметные картинки. Дети по команде «Раз, два, три – свою парочку найди!» должны объединиться в пары по количеству слогов в названиях картинок и объяснить свой выбор.

  • Игра «Лесенка»

Каждому ребенку раздается карточка с изображением лесенки из 4 ступенек и 4 предметные картинки с отличным количеством слогов. Ребенок должен правильно разложить картинки на ступени: 1 ступень – слово из одного слога, 2 ступень – слово из двух слогов и т. д.

  • Игра «Займи свое место»

Играют 4 ребенка. У каждого ребенка предметная картинка с отличным количеством слогов.

Инструкция: Разделите названия картинок на слоги и встаньте друг за другом, начиная со слова из одного слога до слова из четырех слогов. (Еж, медведь, ежонок, медвежонок).

-Теперь возьмите другие картинки и постройтесь в очередь, начиная от самого длинного слова и заканчивая самым коротким.

  • С какого слова начинается лесенка? (Снегурочка). Какое второе слово? (Снеговик).

Третье? (Снегирь). Четвертое? (Снег).

  • Игра «Дорожки»

В игре участвуют маленькие карточки с различной звуковой структурой, игровое поле «Дорожки». Ведущий предлагает ребенку пройти по дорожкам от шалаша к домику и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько кружков на дорожке, а затем поместить в рамку соответствующую картинку. В конце игры ребенок переворачивает карточки и проверяет правильность выполнения задания.

  • Подвижная игра «Заморожу»

(на полу вразброс лежат карточки с 1, 2, 3, 4 снежинками)

Инструкция: «Мороз невелик, да стоять не велит. Чтоб нам совсем не замерзнуть, мы поиграем. Я буду называть часть тела, которая замерзает, а вы делите слово на слоги и по количеству слогов находите нужный домик».

Щеки, нос, уши, подбородок, колени, лоб, пальцы.

  • Игра «Птичьи хлопоты»

(На столе в ряд разложены картинки зимующих птиц, спички,).

Инструкция: «Возьмите любую карточку и назовите, кто спрятался за елкой. Схему этого слова поделите на части с помощью спичек».

  • Игра – флипчарт «Наведи порядок»

На экране изображены игрушки (мяч, кубики, зайчик, пирамидка, юла, грузовик) вразброс, а слева - комод с открытыми четырьмя ящиками, на которых напечатаны 4 слоговых схемы: схема слова из одного слога, двух слогов, трех слогов, четырех слогов;

Инструкция: «Подскажите Кузе, как правильно разложить игрушки по местам. Поделите названия игрушек на слоги. В верхний ящик положите предметы, в названиях которых 1 слог, во второй – предметы, в названиях которых 2 слога. В третий ящик мы положим предметы, в названиях которых, как вы думаете, сколько слогов? А в нижний ящик?

  • Где будет лежать мишка (мяч, грузовик и т.д.)? Давайте проверим. Вспомните, что лежит в верхнем ящике? Во втором? В третьем? В нижнем?»
  • Игра «Волшебные часы»

У каждого ребенка на столе лежит пособие «Часы».

Инструкция: «Найдите и укажите длинной стрелкой самое длинное слово, а короткой стрелкой самое короткое. (При затруднении детям дается подсказка в длинном слове 4 слога, а в коротком 1 слог).

Если вы выполнили правильно задание, то длинная стрелка на ваших часах смотрит вверх, а короткая вниз».

27 – 29 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: дифференциация сходных по звучанию и слоговому составу слов.

  • Игра «Похожие слова»

У каждого ребенка на столе лежит пособие «Часы»

Инструкция: Найдите и укажите стрелками пару слов, которые звучат похоже, складно (коза-коса, дрова-трава и т. д.). (При затруднении детям озвучивается первое слово).

  • «Поэт»

Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные …(перина, подушка, рубашка). Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту…(тумбочку, дверь, книгу). От грязнули даже стол

Поздним вечером …(сбежал, ушел, ускакал). Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то …(спички, щетку, ложку). Тебе кукла, а мне – мячик.

Ты девочка, а я …(игрушка, медведь, мальчик). Говорила мышка мышке:

До чего люблю я …(сыр, мясо, книжки) и т. д.

  • «Сочинялки»

Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши - … .

  • «Подскажи словечко»

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.

  • Игра – энергизатор «Парочки»

Педагог раздает детям предметные картинки. Дети по команде «Раз, два, три – свою парочку найди!» должны объединиться в пары, названия картинок у которых рифмуются, похоже по звучанию (маска – каска, кошка – мошка).

  • Игра на интерактивном столе «Расставь по местам»

Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на интерактивном столе вразброс, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы называются ребенком, сложные понятия уточняются. Картинки ребенок выстраивает

друг за другом в линию. Далее проводится работа по коррекции психических процессов («Запомни и назови», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто за кем?»).

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

Что скатали мы зимой..? Что построили с тобой..? На крючок в реке попал..?

Может все, хоть ростом мал..?

Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.

Я опять задачу дам – все расставить по местам:

Что стащил игривый кот..? Детям мамочка плетет..? С гор спускается, течет..?

Что за скользкий, ровный лед..?

Слова для выбора: каток, поток, венок, моток.

  • Игра на интерактивной доске «Мое слово»

На интерактивной доске изображены 3 картинки, например: мак, дом, ветка. Логопед произносит слово, ребенок должен нажать на ту картинку, название которой похоже по звучанию и слоговому составу на названное. Если ребенок выбрал правильно, зазвучат аплодисменты, если нет другой звуковой сигнал.

Слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка …

Картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток.. Картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном,

ком, улитка…

30 – 32 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: знакомство с  понятием   «ударение», определение  ударного слога в слова

  • Игра «Постучалки»

Перед ребенком лежат 2 картинки с одинаковым количеством слогов, но разными позициями ударного звука (например: тАпочки и ботИнки). Логопед отстукивает ритм слова, выделяя ударный слог, а ребенок должен назвать само слово. Задачу можно усложнить, добавив еще слово (например, сапогИ).

  • Игра «Морозные узоры» (зашумленные картинки)

Инструкция: Посмотрите, как мороз разукрасил картинки. Чтобы их расколдовать, нужно четко проговорить по слогам название картинки, прохлопать его, а на ударный слог еще и топнуть.

ЛедЯнка, аргамАк, конькИ, лЫжи.

  • Пальчиковое упражнение «Угощение для птиц» Перед детьми миски с семенами подсолнечника.

Дети на каждый ударный слог берут по одному семени подсолнечника и кладут в ладонь другой руки.

Снегирь и сорока, сова и синицы – Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же, сами.

  • Игра на интерактивной доске «Слоговая полянка»

На интерактивной доске изображена полянка. В нижнем левом углу находятся копии цветов и бабочек. Ребенок должен с помощью цветов выложить слоговую схему слова (2 слога в слове – 2 цветка рядом на полянке, 3 слога – 3 цветка и т. д.), а бабочку посадить на тот цветок, который обозначает ударный слог.

34 – 35 НЕДЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Цель: уточнение звукопроизношения, отработка слоговой структуры слов на материале скороговорок.

Виды заданий:

  • Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): * ** **; аналогично – с использованием ударения: * ** **.
  • Договорить незаконченные слова в скороговорке.
  • Изменение последовательности слов в скороговорке.
  • Изменение по падежам слов из скороговорок сложной слоговой структуры.
  • Заучивание скороговорок, выполнение движений в процессе речи.

Рекомендации родителям.

Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

         Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

          В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

          Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

  1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава)
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
  3. Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон)
  4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан)
  5. Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
  6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

      В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

  1. Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».
  2. Слухового внимания. «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
  3. Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

        1.Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики

«Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками -ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

        2.Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».

         3.Артикуляционная гимнастика   «Весёлый язычок»

         4.Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок: «Репка», «Теремок».

          5.Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)

6.Игры, направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка - кошка, танки - санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Календарное планирование по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

План опробирован, используется в коррекционно-развивающей работе. Может быть полезен учителям-логопедам ДОУ, особенно молодым специалистам, студентам....

Мастер -класс для родителей: Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!  Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое допускают дети.   1.   Прочтите предложения, которые б...

Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"

Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр и упражнений.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в о...