Мастер -класс для родителей: Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое допускают дети.
1. Прочтите предложения, которые были сказаны детьми. Скажите, какие ошибки вы заметили?
- Осенью с девора опадают листья. (перестановка слога)
- Мой дедушка купил пинино в музыкальном магазине. (пропуск слога- элизия)
- Мама пожарила вкусные коклеты. (замена согласного в слоге).
Нарушения, которые вы заметили, носят характер отклонения правильного слогового звучания слова.
О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. И конечно, может повлиять на нарушение письма -дисграфия и нарушения чтения –дислексия.
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут устранить нарушения слоговой структуры слова и пополнят нашу копилку речевых игр.
1. - Упражнение: «Правильно – неправильно»
Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово.
Моноток – молоток
Тул – стул
Зуйка – зайка
Мутюг –утюг
Ломоко – молоко
Шинама - машина
(поднимают флажки) А как правильно сказать?
Молодцы правильно назвали все слова.
2.- Сейчас мы выполним ритмическую игру : «Дятел», которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова.
Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.
Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши и. т. д.
Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.
Добрый дятел дуб долбИл, долго дерево лечИл , !!
!!!, !!, !!!!
Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.
3 . Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч , называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Слова: магазин, аптека, парикмахерская, больница, гараж, цирк, супермаркет; здание, дверь, коридор, улица, дорога, калитка, забор, машина, ремень, сиденье, кресло и т.д.
«Мяч лови и мяч бросай — сколько слогов, называй»
4 . Магазин
Цель: упражнение детей в делении слов на слоги.
Оборудование: карточки- «деньги» с нарисованными на них двумя, тремя, четырьмя кружками, предметные картинки: морковь, свёкла, редиска, перец, чеснок, тыква, укроп, слива, вишня, арбуз, картофель, капуста, огурцы, помидоры, лимоны, бананы, виноград, ананас, яблоки, клубника, абрикосы, мандарины, смородина, ежевика, земляника.
Ход игры: детям предлагается купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков на их карточках- «деньгах». Дети подходят к столу и проговаривают выбранное слово по слогам, показав свою карточку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдаётся «покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.
5. Бусы и слоги.
Цель: упражнение в подборе слов разного слогового состава, слоговой анализ слов.
Оборудование: фрагменты нанизанных на шнурки бус, предметные картинки.
Ход игры.
1 вариант. Ребёнок подбирает слова, в которых столько слогов, сколько бусин на шнурке.
2 вариант. Ребёнок называет картинки и нанизывает на шнурок столько бусин, сколько слогов в слове.
6. Поймай слог
Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием.
ТАпочки, кофТА, баТАрейка.
САхар, пиСАтель, лиСА
ТОчка, цвеТОчек, лоТО
ШИло, маШИна, мыШИ
РОза, доРОга, пеРО
Ребенок определяет общий слог в словах ТА, потом можно без картинок.
7. Авторская игра «Слоговой цветок»
Логопед предлагает детям подобрать картинки к цветкам, соответствующим количеству слогов от 1 до 4. Картинки соответствуют лексическим темам: Овощи, Фрукты, Деревья, Транспорт, Домашние и дикие животные и др.
Литература:
1. Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — Спб.: Детство — Пресс, 2001. — 48 с.
2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005.
3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.
4. Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры//специальная школа. 1959.- выпуск 4
5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 87 с.
6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. — 677 с.
7. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. …канд. пед. наук. — М.: 1963.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogi.docx | 264.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое допускают дети.
1. Прочтите предложения, которые были сказаны детьми. Скажите, какие ошибки вы заметили?
- Осенью с девора опадают листья. (перестановка слога)
- Мой дедушка купил пинино в музыкальном магазине. (пропуск слога- элизия)
- Мама пожарила вкусные коклеты. (замена согласного в слоге).
Нарушения, которые вы заметили, носят характер отклонения правильного слогового звучания слова.
О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. И конечно, может повлиять на нарушение письма -дисграфия и нарушения чтения –дислексия.
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут устранить нарушения слоговой структуры слова и пополнят нашу копилку речевых игр.
1. - Упражнение: «Правильно – неправильно»
Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово.
Моноток – молоток
Тул – стул
Зуйка – зайка
Мутюг –утюг
Ломоко – молоко
Шинама - машина
(поднимают флажки) А как правильно сказать?
Молодцы правильно назвали все слова.
2.- Сейчас мы выполним ритмическую игру : «Дятел», которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова.
Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.
Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши и. т. д.
Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.
Добрый дятел дуб долбИл, долго дерево лечИл , !!
!!!, !!, !!!!
Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.
3 . Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч , называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Слова: магазин, аптека, парикмахерская, больница, гараж, цирк, супермаркет; здание, дверь, коридор, улица, дорога, калитка, забор, машина, ремень, сиденье, кресло и т.д.
«Мяч лови и мяч бросай — сколько слогов, называй»
4 . Магазин
Цель: упражнение детей в делении слов на слоги.
Оборудование: карточки- «деньги» с нарисованными на них двумя, тремя, четырьмя кружками, предметные картинки: морковь, свёкла, редиска, перец, чеснок, тыква, укроп, слива, вишня, арбуз, картофель, капуста, огурцы, помидоры, лимоны, бананы, виноград, ананас, яблоки, клубника, абрикосы, мандарины, смородина, ежевика, земляника.
Ход игры: детям предлагается купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков на их карточках- «деньгах». Дети подходят к столу и проговаривают выбранное слово по слогам, показав свою карточку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдаётся «покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.
5. Бусы и слоги.
Цель: упражнение в подборе слов разного слогового состава, слоговой анализ слов.
Оборудование: фрагменты нанизанных на шнурки бус, предметные картинки.
Ход игры.
1 вариант. Ребёнок подбирает слова, в которых столько слогов, сколько бусин на шнурке.
2 вариант. Ребёнок называет картинки и нанизывает на шнурок столько бусин, сколько слогов в слове.
6. Поймай слог
Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием.
ТАпочки, кофТА, баТАрейка.
САхар, пиСАтель, лиСА
ТОчка, цвеТОчек, лоТО
ШИло, маШИна, мыШИ
РОза, доРОга, пеРО
Ребенок определяет общий слог в словах ТА, потом можно без картинок.
7. Авторская игра «Слоговой цветок»
Логопед предлагает детям подобрать картинки к цветкам, соответствующим количеству слогов от 1 до 4. Картинки соответствуют лексическим темам: Овощи, Фрукты, Деревья, Транспорт, Домашние и дикие животные и др.
Литература:
1. Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — Спб.: Детство — Пресс, 2001. — 48 с.
2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005.
3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.
4. Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры//специальная школа. 1959.- выпуск 4
5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 87 с.
6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. — 677 с.
7. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. …канд. пед. наук. — М.: 1963.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Календарное планирование по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
План опробирован, используется в коррекционно-развивающей работе. Может быть полезен учителям-логопедам ДОУ, особенно молодым специалистам, студентам....
Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"
Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...
Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр и упражнений.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в о...
Рабочая программа по формированию слоговой структуры слов для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Рабочая программа учителя-логопеда по формированию слоговой структуры слова у детей с ТРН...
- Мне нравится (1)