самообразование
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Примерный план работы
педагога Помигуевой В.С. над темой самообразования
«Экологическое воспитание детей подготовительной группы через ознакомление с природой родного края» в 2024-2025 учебном году
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы | Сроки Сентябрь 2024 Сентябрь 2024 |
1 | Тема «Экологическое воспитание детей подготовительной группы через ознакомление с природой родного края» | |
2 | Постановка цели и задач работы Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры. Задачи: - расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с ЭЛэлементами экологии о природных объектах родного края; - формировать бережное отношение к растениям и животным родного края; - развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края. Формы проведения: -совместная деятельность воспитателя с детьми; -индивидуальная работа с детьми; -cвободная самостоятельная деятельность самих детей. Актуальность Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её. | |
3 | Предполагаемый результат Таким образом, у детей должен возникнуть познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформируются трудовые навыки. Дети должны усвоить основы бережного и заботливого отношения к живой природе, освоить нормы поведения в природном окружении, научиться давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также должна помочь мне наладить контакт с семьями воспитанников. |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы | |
Сентябрь Изучение литературы по теме самообразования. Написание плана работы на год. Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми. Подборка детских художественных произведений. Написание цикла конспектов-занятий по ознакомлению с природой для подготовительной группы. Октябрь Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе. Дидактическая игра «Найди дерево по описанию». Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови». Рисование «Золотая осень». Беседа с детьми о животных обитающих в лесах нашей области, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса. Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов о животных. Рисование деревьев и лесных зверей. Беседа на тему: «Водоемы родного города». Составление описательных рассказов о жителях водоемов. Загадки о жителях водоемов. Чтение художественной литературы: рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Дидактическая игра «Собери рыбку» .Рисование водоема и его обитателей. Ноябрь Рассказы и загадки о рыбах. Беседа «Рыбы воронежских водоемов» Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра «Угадай по описанию». Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой), О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала». Рисование «Моя любимая рыбка». Беседа: «Овощи и фрукты». Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов. Дидактическая игра «Определи на вкус». Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки». Художественное творчество: аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке». Декабрь Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа. Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы: Г.Серебрецкий «Берегите птиц», И. Поленов «Синичкины кладовки». Дидактические игры «Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте». Изготовление кормушек для птиц. Беседа: «Как лесные звери проводят зиму». Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). Дидактические игры «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу». Чтение художественной литературы:В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко»,В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». Художественное творчество: лепка «Звери на новогодний праздник». Январь Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. Дидактические игры: "Узнай растение". Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка». Художественное творчество: рисование «Мой любимый цветок». Февраль Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.). Игра-имитация "Звериная зарядка" ,Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт". Дидактические игры: «Какая она?», «Кто чем питается». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». Просмотр фильма «Животные». Беседа: «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?». Игра-имитация «Снежные явления». Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме». Художественное творчество: рисование: «Чем красива зимняя природа». Март Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи». Дидактические игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы Ф Тютчев «Весенние воды» Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь». Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Игра-имитация «Строим гнёзда». Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки». Художественное творчество (оригами): «Голубь», «Воробей» или «Лебедь». Апрель Рассматривание картинок цветущих деревьев. Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели. Чтение художественной литературы: «Литературный калейдоскоп». Экскурсия в парк. Художественное творчество: рисование: «Цветущая ветка». Беседа «Одуванчик». Изучение строения одуванчика. Чтение стихов. Загадки об одуванчике. Составление рассказа "Путешествие семечка." Художественное творчество: рисование: «Одуванчик». Май Наблюдение за растениями на участке. Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике). Эстафета-игра «Собери цветок». Игра-имитация «Собери нектар с цветов». Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?». Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик». Художественное творчество (оригами): «Красивые тюльпаны». Мониторинг. |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Теоретическая часть:
| |
2 | Практическая часть:
• Обобщение собственного опыта педагогической деятельности • Создание предметно-развивающей среды в группе. • Изготовление игр, пособий экологической направленности в соответствии с возрастом детей. • Изучение методик и технологий педагогов в интернете. |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы | ||
1 | Оформление опыта работы:
| Сроки |
Cписок литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
2. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание».
4. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.-115с.
5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989.- 165с.
6. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...