Дидактическая игра магнитное панно «Улица нашего города»
проект (старшая группа)

Ахметшина Гульназ Фазыловна

Цель: Формирование умения самостоятельно моделировать объекты окружающего пространства с учетом пространственных отношений.

Задачи: 1. Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо.

2. Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).

3. Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

4. Учать правильно определять расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади.

5. Развивать образное логическое мышление пространственных представлений.

6. Учить создавать наглядные модели, пользоваться планами при ориентировке в пространстве.

7. Совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и о необходимости их соблюдения в целях безопасности;

8. Систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах перехода через улицу;

9. Формировать творческую активность в игре, дружеские взаимоотношения друг с другом, чувство ответственности.

10. Развивать уметь менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.

11. Развивать разговорную речь.

12. Развивать активный словарь (дорога, шоссе, проезжая часть, трасса, тротуар, бордюр, разделительная полоса, опасность, дорожные знаки, транспорт, пассажир, пешеход, пешеходный переход, светофор).

13. Развивать слуховую, кинестетическую и зрительную память.

14. Развивать креативное и образное мышление.

15. Развивать звуковую культуру речи, активизировать и обогащать словарный запас детей по темам, согласовывать части речи.

16. Развивать мелкую моторику рук.

17. Способствовать развитию умения высказывать свое мнение, аргументировано обосновать выбор роли.

18. Закреплять ранее полученные знания о разнообразных профессиях взрослых: инспектор ДПС, кондуктор, водители, продавец, оператор-заправщик, автослесарь и т.д.

19. Развивать способности к определению задач на основе поставленной проблемы.

20. Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение и фантазию.

21. Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.

Материалы: 1. Пластмассовый макет с разметками дороги.

2. Пластиковые приборы (модули) разного функционального назначения: - светофоры;

- знаки дорожного движения;

- растительность: деревья, кустарники, цветы;

- объекты инфраструктуры: школа, магазин, аптека, детский сад, больница, дома;

- разные виды транспорта: автомобили, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, такси.

- модули людей, в том числе профессий: врач, полицейский, таксист, пожарный и т.д.

Макет – переносная конструкция, может служить длительное время и в любой момент быть доступным дошкольникам для свободного выбора игры. Наборы персонажей, различные элементы транспорта и дорожных знаков, хранится в пластмассовых контейнерах, дети сами выбирают нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulitsa_nashego_goroda_didakticheskaya_igra.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в первые годы обучения в школе.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них-труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувство, сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дидактическая игра – важное средство воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Каждый день маленький человечек, ступенька за ступенькой идет в будущее, во взрослую жизнь. Но каждому ребенку дается это по-разному.

Опыт работы в детском саду компенсирующего вида показывает, что дети с нарушениями зрения, часто испытывают проблему ориентировки в пространстве. Характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность.

Я стала больше уделять внимание этой проблеме. Решила изучить ее полностью, найти необходимые пути решения.

Изучив материал о методе моделирования, разработанного Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, в основе которого лежит принцип замещения сделала для себя вывод, что создание схемы или модели помогает ребенку наглядно определить положение в пространстве того или иного предмета.

Так и появилась авторская игра на развитие ориентировки в пространстве- «Улица нашего города», на формирование умения самостоятельно моделировать объекты окружающего пространства с учетом пространственных отношений.

Пособия применяются на фронтальных занятиях, в индивидуальной, подгрупповой работе и для самостоятельного использования детьми. Они оказывают большую помощь в развитии всех психических процессов, мелкой моторики, речи, в привитии интереса к познавательной деятельности, в умении работать на плоскости и по схемам.

Метод моделирования дает положительные результаты: Дети в полной мере овладели действиями замещения, научились создавать наглядные модели, пользоваться планами при ориентировке в пространстве. Они самостоятельно придумывают новые подвижные игры, свободно ориентируясь как в группе, так и в пространстве.

А значит, они смогут эффективно социализироваться в общество. А это самое главное!

Так и появились авторские дидактические игры «Собери урожай», «Дом Алсу”, “Мир вокруг нас”, “Веселая математика”, где дети учатся правильно определять расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади.

Также, разработана игра «Математический планшет». На развитие образного логического мышления, пространственных представлений.

Еще одна авторская игра на развитие ориентировки в пространстве- «Улица нашего города», на формирование умения самостоятельно моделировать объекты окружающего пространства с учетом пространственных отношений.

Пособия применяются на фронтальных занятиях, в индивидуальной, подгрупповой работе и для самостоятельного использования детьми. Они оказывают большую помощь в развитии всех психических процессов, мелкой моторики, речи, в привитии интереса к познавательной деятельности, в умении работать на плоскости и по схемам.

Метод моделирования дает положительные результаты: Дети в полной мере овладели действиями замещения, научились создавать наглядные модели, пользоваться планами при ориентировке в пространстве. Они самостоятельно придумывают новые подвижные игры, свободно ориентируясь как в группе, так и в пространстве.

А значит, они смогут эффективно социализироваться в общество. А это самое главное!

Возраст детей 5-7 лет

Цель: Формирование умения самостоятельно моделировать объекты окружающего пространства с учетом пространственных отношений.

Задачи: 1. Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо.

2. Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).

3. Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

4. Учать правильно определять расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади.

5. Развивать образное логическое мышление пространственных представлений.

6. Учить создавать наглядные модели, пользоваться планами при ориентировке в пространстве.

7. Совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и о необходимости их соблюдения в целях безопасности;

8. Систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах перехода через улицу;

9. Формировать творческую активность в игре, дружеские взаимоотношения друг с другом, чувство ответственности.

10. Развивать уметь менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.

11. Развивать разговорную речь.

12. Развивать активный словарь (дорога, шоссе, проезжая часть, трасса, тротуар, бордюр, разделительная полоса, опасность, дорожные знаки, транспорт, пассажир, пешеход, пешеходный переход, светофор).

13. Развивать слуховую, кинестетическую и зрительную память.

14. Развивать креативное и образное мышление.

15. Развивать звуковую культуру речи, активизировать и обогащать словарный запас детей по темам, согласовывать части речи.

16. Развивать мелкую моторику рук.

17. Способствовать развитию умения высказывать свое мнение, аргументировано обосновать выбор роли.

18. Закреплять ранее полученные знания о разнообразных профессиях взрослых: инспектор ДПС, кондуктор, водители, продавец, оператор-заправщик, автослесарь и т.д.

19. Развивать способности к определению задач на основе поставленной проблемы.

20. Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение и фантазию.

21. Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.

Материалы: 1. Пластмассовый макет с разметками дороги.

2. Пластиковые приборы (модули) разного функционального назначения: - светофоры;

- знаки дорожного движения;

- растительность: деревья, кустарники, цветы;

- объекты инфраструктуры: школа, магазин, аптека, детский сад, больница, дома;

- разные виды транспорта: автомобили, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, такси.

- модули людей, в том числе профессий: врач, полицейский, таксист, пожарный и т.д.

Макет – переносная конструкция, может служить длительное время и в любой момент быть доступным дошкольникам для свободного выбора игры. Наборы персонажей, различные элементы транспорта и дорожных знаков, хранится в пластмассовых контейнерах, дети сами выбирают нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Организация и проведение игры.

Начинаем моделирование с единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщенный характер. Модели сохраняют сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно- символическим изображениям отношений. Моделирование начинаем с пространственных отношений (в середине- школа, справа- магазин, слева- больница и т.д.), а затем переходим к моделированию временных, логических.

Реализацию педагогических игр осуществляем в следующей последовательности – дидактическую цель ставим в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используем в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Так, игра с макетом начинается в процессе макетирования, построенной на игровых методах и приёмах, как правило, перерастает в увлекательную игру.

Играя с моделями, ребёнок общается с другими детьми и взрослыми. Познаёт окружающий мир, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

Наполняют и дополняют макет моделями сами дети. Подбирают предметный материал от уровня игры воспитанников. Это могут быть персонажи определенной тематики и объекты окружающей действительности (здания, транспорт, растительный мир). Периодически, по мере угасания интереса детей к модели, можно заменить новыми персонажами. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах.

Макет может использоваться в отдельности или в сочетании с другими видами образовательной деятельности, например, дидактическая игра: «Построй дорогу» + развитие речи по теме: «Что мы видим на улице».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие -Проект "Макет "Улицы нашего города"

Проект  "Улицы  города"  возможно  использовать на  занятиях  по безопастности  жизнедеятельности.Возможно  использовать  и  как  пособие для зан...

Дидактическая игра. Магнитный куб "Шаян шакмак"

Дидактические игры позволяют повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, дают возможность усвоить татарский язык, закрепить речевой материал в игровой форме, подд...

Дидактическая игра "Магнитные дорожки"

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.Од...

Авторская дидактическая игра "Лото. По улицам нашего города"

laquo;Лото. По улицам нашего города»        Цель: закрепление знаний о нашем городе, совершенствованию умения называть значимые здания нашего города, описыват...

Игра-квест "Знаменательные места нашего города"

Этот материал разработан для праздника ко Дню города...

Авторская дидактическая игра магнитное панно «Улица нашего города»

Игра предназначена для детей среднего, старщего и подготовительного к школе возраста...

Дидактическая игра магнитное панно «Веселая математика»

Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, посредством игры и счета.Задачи: 1. Повышать любознательность и интерес к получению знаний.2. Стимулировать познавательную активн...