Семинар-практикум для педагогов на тему: «Использование нейропсихологических приемов для развития речи»
материал (старшая группа)

Холодная Юлия Юрьевна

Цель:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1.Познакомить участников семинара-практикума с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному, речевому и физическому развитию дошкольников.
2.Отработать совместно с педагогами последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2  «Аленушка»

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Использование нейропсихологических приемов для развития речи»

Воспитатель

Холодная Ю.Ю.

Учитель-логопед: 

Анисимова О.В.

г.Зверево

 2021г.

Цель:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1.Познакомить участников семинара-практикума с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному, речевому и физическому развитию дошкольников.
2.Отработать совместно с педагогами последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с детьми.

Актуальность:
      Речь, является высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения. Она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
      В настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль.
      Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, они улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребёнок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево. Ребёнку тяжело вычленить центральную линию рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне программирование.
В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование 
нейропсихологических технологий

 

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихологический подход базируется на современных (по Александру Романовичу Лурия) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что тяжёлые речевые нарушения часто имеют под собой физиологическую основу – недоразвитие  или дисфункцию определённых мозговых структур. 

        Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

       А.Р. Лурия разработал общую структурно-функциональную модель мозга как субстрата психики. Согласно этой модели весь мозг может быть разделен на три основных блока, характеризующихся определенными особенностями строения и ролью в исполнении психических функций. Каждый блок формируется на разных возрастных этапах развития. 

 

I блок – энергетический  блок – «фундамент дома».

  Он  формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет.

Функции этого блока: 

– регуляция тонуса мозга, необходимого для выполнения любой психической деятельности;

– Регуляция уровня бодрствования.

1-й блок – основа для формирования и дальнейшего протекания всех психических процессов (внимание, память, речь и др.)

-регуляции эмоциональных состояний (страх, боль, удовольствие, гнев) -мотивационных состояний.

Трудности, с которыми сталкивается ребенок с дефицитарностью 1 функционального блока:

-истощаемость, утомляемость, вялость;

-эмоциональная неуравновешенность;

-медлительность или гиперактивность;

-аллергии в самых разнообразных проявлениях;

-частые простуды;

-гипотонус или  гипертонус;

-плохой почерк -дети пишут «как курица лапой»,

-долго не могут научиться завязывать шнурки;

-двигательная неловкость;

-дизартрии, дисграфии;

-сужение полей зрения;

 

2 блок – блок  получения, переработки и хранения поступающей извне  информации  –«стены дома».

 Формируется от 2-3 лет до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

Из-за недостаточности 2 блока у детей:

– страдает память,

-наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это неточное изображение букв и цифр, неправильное расположение их в тетради);

-нарушена  координация,  моторная неловкость

-несформированность сенсомоторных координаций;

-несформированность пространственных представлений.

 

3 блок – блок  программирования, регуляции и контроля за протеканием психической (сознательной) деятельности – «крыша дома». 

Основная цель работы этого блока – формирование планов действий, создание программы психического акта и последовательность  исполнения его во времени в реальном поведении. 

3 блок формируется последним, на базе 1-го и 2-го. Формируется от 7-8 до 12-15 лет, полное созревание лобных долей  происходит к 20-21 году.

Благодаря ему мы можем:

– строить программу действий,

-следить за ее выполнением,

-исправлять ошибки, если они случаются,

-регулировать поведение в соответствии с планом. 

Дети, у которых страдает 3-й блок,  испытывают трудности самоконтроля и обычно не учитывают общих норм поведения и правил.

Их нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.

-Они  отвлекаются. На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым.

-Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. 

-У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. 

-Они не могут решать смысловые задачи.

-В письме это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений. 

-У этих детей крайне бедная речь.

 


Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов 
правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие  слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Равнополушарный тип-отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон 
(мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Если мы видим в онтогенезе (онтогенез – индивидуальное развитие организма от его зачатия до конца жизни) ребенка какие-либо отклонения, нужно понимать, что это следствие либо дисфункции или несформированности отделов головного мозга. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты в единое целое и лежат в основе так называемого «отклоняющего развития». Например, дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела, т.е межполушарное взаимодействие.
        У детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак – нарушение речи.
В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.
Поэтому, развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.

 

Как работает нейропсихологическая коррекция?

        С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных игр и упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко.

Во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка.

Во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности.

В-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.

      Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. 

 

Нейропсихологические игры и упражнения, основанные на двигательных методах, включают:

  1. Дыхательные и глазодвигательные упражнения;
  2. Упражнения для лицевой группы мышц: массаж, самомассаж; упражнения для развития артикуляции (артикуляционная гимнастика);
  3. Телесные упражнения;
  4. Упражнения для межполушарного воздействия реципрокные(перекрестные) упражнения;
  5. Игры с мячом;
  6. Упражнения для развития чувства ритма.

 

Ну а закончить своё выступление я хочу фразой:

«Все новое-это хорошо забытое старое».

Ведь раньше и мы играли в нейроигры, такие как резиночки, скакалочки, классики, казаки-разбойники, море волнуется, летела ворона, ладушки. И это все не воспринималось как методика раннего развития, это просто было образом жизни родителя и ребенка. А сейчас образ жизни и родителя и ребенка сильно изменился…

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика.- М., МПСИ, 2001.
    2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б.. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев. — 128 с.. 2008
    3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – П., 2008.
    4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.
    5. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996.
    6. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – М.: ПИТЕР. 2008.
    7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
    8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
    9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь .СПб.,1996.
    10. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.
    11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников», декабрь 2021 г.

Консультация для воспитателей:«Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников.»            Восп...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....

Доклад на тему: «Использование игровых приемов для развития речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Использование игровых приемов для развития речи детей дошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и педагогов на тему: «Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников».

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...

Лекция для педагогов на тему: "Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста"

Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста...