Лекция для педагогов на тему: "Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (младшая группа)

Важенина Анна Николаевна

Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема моего выступления «Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста». (слайд 1)

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский (слайд 2). Речевое развитие детей является одной из главных задач, реализуемых в детском саду. Для лучшего усвоения материала и формирования грамотной речи, необходимо использовать такие средства и приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению знаний в данной области. Лучшим помощником в речевом развитии дошкольников является дидактическая игра. Систематическое использование дидактических игр способствует лучшему усвоению материала.

Есть три вида дидактических игр (слайд 3) игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Дидактические игры с предметами (слайд 4) очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В качестве дидактических материалов используются игрушки реальные предметы (предметы обихода, орудия труда) объекты природы: шишки, листья. Например игра игру «Выложи узор» дети проговаривают названия семян (фасоль, арбузные семечки). Также предлагается детям выложить узор из шишек и скорлупы, обогащаем словарный запас, автоматизируем звук Ш.

Слайд (5) Дидактическая игра «Шишки-жёлудь». Целью данной игры является автоматизация звука Ж,Ш. Дети выкладывают шишки и жёлуди и называют их.

(слайд 6) На этом слайде показана игра «Что из чего сделано?» дети сортируют деревянную и пластмассовую посуду.

(слайд 7) Также игра «Чудесный мешочек». Дети достают орудия труда и классифицируют по профессиям (повар, доктор и тд), аналогично можно играть в овощи и фрукты. Игра с предметами «Чей малыш?» дети классифицируют диких и домашних животных и их детёнышей.

Следующий вид дидактических игр - это настольно-печатные игры (слайд 8) разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Данные игры очень нравятся детям, они несут не только развлекательный характер, но и являются отличным помощником в речевом развитии детей. Настольно-печатные игры способствуют развитию связной речи, грамматического строя речи, обогащают словарный запас, развивают воображение, мышление, память.

Существуют различные виды настольно-печатных игр, способствующих речевому развитию. Например, (слайд 8) игры на обогащение словаря, лото «Профессии» на классификации профессий, игра «Чей дом?» играя в нее, дети знакомятся с местами обитания животных (слайд 9) игра «Кого мы видим в окошках?», «Скажи наоборот», на звуковую культуру речи (слайд 10) игра «Расскажи сказку» игра «Логопедические искалки», на грамматический строй речи (слайд 11) игра «Скажи какой?», «Назови ласково» на развитие связной речи.

Следующий вид дидактических игр, направленных на речевое развитие - словесные игры (слайд 12) отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции.

Например, игра (слайд 13) «Мяч лови овощ назови»; «Кто как говорит?»

Также игра «Закончи фразу». Целью которой является развитие слухового внимания, обогащение словаря. Я начинаю говорить, а дети в рифму заканчивают предложение. Предлагаю и вам сыграть:

Не послушал зайка папу отдавили зайке..(лапу)

Дети в скверике сидели и мороженое..(ели)

А возле этой ёлки бродят злые..(волки)

Часто к озеру напиться ходит рыжая..(лисица)

Стала жаба важно квакать ква-ква-ква не надо..(плакать)

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал..(щенок)

Так как я работаю в группе с детьми с ТНР, речевых игр у нас много, по рекомендации психолога и логопеда, я делала игры (слайд 14) на развития межполушарного взаимодействия, которые являются подготовительным этапом для развития речи, покажу некоторые из них, игра «Цветные пальчики», также есть карточки для нейрозарядки, их мы используем ежедневно, так как межполушарное взаимодействие напрямую влияет на развитие речи у детей. Для неговорящих детей мы используем альбомы для звукоподражания. Игра «Чего не хватает?» игра на согласование существительных в родительном падеже; игра «Почему это произошло?» учим детей составлять предложения с причинно-следственными связями. Игра «Покажи одновременно» автоматизация звуков С,З,Ш,Ж,Л,Л` и также развитие межполушарного взаимодействия. Игра «Закрась кнопочки» дифференциация Ш,Л,С,Ц. Также есть фразовый конструктор с помощью которого мы учим детей составлять предложения, пересказывать текст, составлять рассказ с опорой на картинки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста Подготовила: Важенина Анна Николаевна МАДОУ «Цветик- семицветик » г. Когалым Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик- семицветик »

Слайд 2

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В . А. Сухомлинский

Слайд 3

Виды дидактических игр

Слайд 4

Игры с предметами

Слайд 5

Игры с предметами

Слайд 6

Игры с предметами

Слайд 7

Игры с предметами

Слайд 8

Настольно-печатные игры

Слайд 9

Настольно-печатные игры

Слайд 10

Настольно-печатные игры

Слайд 11

Настольно-печатные игры

Слайд 12

Словесные игры

Слайд 13

Словесные игры

Слайд 14

Игры на развитие межполушарного взаимодействия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста".

"Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста"."Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности".              ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Мозговой штурм с педагогами на тему: Использование информационно- коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Мозговой штурм с педагогами на тему: Использование информационно- коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста...