КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и педагогов на тему: «Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников».
консультация по развитию речи (старшая группа)
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
на тему:
«Использование синквейн-технологии
в развитии речи старших дошкольников».
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).
Примеры составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.
Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Могут быть использованы такие варианты работы:
-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- составление синквейна по прослушанному рассказу;
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна (синквейн-загадка) для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).
- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Целесообразное использование синквейна:
На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.
На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.
Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...
Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...
Буклет Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников.
Буклет предназначен для педагогов и родителей, которые хотят научить детей составлять небольшие заметки о предметах используя прием «СИНКВЕЙН»...
Презентация. Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников
Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников...
Консультация для педагогов "Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"
Данный материал был подготовлен в помощь педагогам, воспитателям для ознакомления с Синквейн технологией....
"Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"
Понятие технологии синквейн, ее использование для развития речи старших дошкольников....
Семинар для педагогов "Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников"
Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры....