ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО ПЕДАГОГОВ ДОУ ТЕМА: «Использование кругов Луллия для развития речи дошкольников»
материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lulliya_doklad.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО

ПЕДАГОГОВ ДОУ

ТЕМА: «Использование кругов Луллия для развития речи дошкольников»

                                                                                     Подготовила:

                                                                                 

                                                                                     учитель – логопед

                                                                                     Калужских Н. П.

п. Поныри

2021 г.

Добрый день,  уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Использование кругов Луллия для развития речи дошкольников»

Все мы знаем, что речевое развитие было и остается актуальной проблемой и в наше время. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у воспитанников. Ведь важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание речевой среды и эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - это игра. А между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре; с другой, сама игра совершенствуется под влиянием речи.

Педагог должен искать интересные способы развития личностных и речевых возможностей ребёнка.

И сегодня я хочу познакомить вас с с универсальным дидактическим пособием «Круги Луллия». Я думаю, многие из вас слышали об этом пособии, а может быть, кто – то использует его в своей работе.

Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель). В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Впоследствии оказалось, что ее можно использовать как средство развития речи у дошкольников.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи.  Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным. По виду и содержанию Круги Луллия могут быть разнообразными и сегодня мы познакомимся с одним из них.

Пособие состоит из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.

В ходе использования занимательно-игрового пособия «Круги Луллия»  можно корригировать  различные стороны речевой деятельности, а именно:

• развивать фонематические процессы;

• уточнять и активизировать словарный запас;

• совершенствовать слоговую структуру слова;

• автоматизировать звуки речи;

• формировать структуру предложений;

• совершенствовать грамматический строй;

  • развивать связную речь.

В своей практике я использую сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу–круг для разных игр. Пособие универсально, потому что, используя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры

Так, например, в процессе работы по совершенствованию лексико – грамматического  строя используются игры: «Один – много», «Посчитай – ка», «Большой – маленький», «Что из чего?», «Кто где живет»,»Чей малыш?», «Чей хвост?» и другие.

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

1 вариант. На малом круге педагог располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей.

Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

Дидактическое игра: «Чей хвост?»

1 вариант. На большом круге педагог располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т.д.), на маленьком - их хвосты.

Реальное задание: найди, чей хвост?

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.

Фантастическое задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост, например: захотел волк поменяться хвостами…Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий…)

При работе над звукопроизношением используются игры на автоматизацию и дифференциацию звуков: «Круги вращай, слова на заданный звук называй»; «Подбери картинки»; «Подари подарки» и т.д..

В процессе работы по развитию фонематического восприятия, предлагается объединить картинки по одинаковому первому или последнему звуку, по месту звука в слове. Также  детям нравятся  игры «Твердый – мягкий», «Где спрятался звук».

Работая над слоговой структурой, детям предлагается объединить картинки по количеству слогов, найти слова с одинаковым 1-м слогом, соотнести картинки со схемами.

Примерные игры с использованием кругов Луллия:

« Кто что ест?»                             «Чей нос? Чей хвост?»

«Назови, сколько»                        «Подбери пару»

«Кто где живет?                            «Подбери заплатку»

«Подбери по цвету»,                     «Подбери по форме»

« Из какой сказки?»                      «С какого дерева листок?» и др.

«Мамы и их детеныши»

Данное пособие  можно  использовать как с воспитанниками старшего  дошкольного возраста, так и младшего, изменяя количество кругов и секторов, подбирая игры соответственно возрасту детей. 

В основе использования пособия лежит проблемно-поисковый метод,  который не дает готовые знания и не раскрывает истину, а учит ее находить, делает коррекционную работу более увлекательной.

Необычная форма заданий позволяет научить ребенка различать признаки предметов, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, формировать навыки устной речи.

Таким образом, применение универсального дидактического  пособия «Круги Луллия» в логопедической работе помогает в достижении поставленных целей, делает процесс коррекции и обучения увлекательным и интересным для наших детей.

Это средство многофункционального характера, его можно применять для развития детей по всем образовательным областям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятел...

Презентация "Использование ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников. Круги Луллия"

Данная презентация рассказывает о том как методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать в условиях детского сада для развития речи детей....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....

" Использование Кругов Луллия в работе с дошкольниками.".

Использование метода Кругов Луллия в работе с дошкольниками...

Консультация для родителей: « Использование кругов Луллия в работе с дошкольниками»

Игры на основе кругов Луллия - то игры с картинками, которые являют собой «окошко» в окружающий мир. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок опре...

«Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Паспорт проектаТема проектаПрименение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиВид проекта РазвивающийПо времени...