Сообщение из опыта работы: «Применение сказок - шумелок в творческой деятельности дошкольников»
материал

Киселева Кристина Владимировна

Сообщение из опыта работы: «Применение сказок - шумелок в творческой деятельности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Сообщение из опыта работы:

«Применение сказок - шумелок в творческой деятельности дошкольников»

Киселева Кристина Владимировна

музыкальный руководитель

Сентябрь 2024 г.

г. Советский

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в образовательной и самостоятельной деятельности детей сказок-шумелок и игр на шумовых  музыкальных инструментах.

Здравствуйте Уважаемые коллеги. Сегодня я хочу Вам предстать опыт работы «Применение сказок шумелок в творческой деятельности дошкольников».

Сегодня перед педагогами стоит одна из главных задач –формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства,  вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.

  С  раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками  с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. 

Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и  радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.

Меня заинтересовал вопрос, как сделать так, чтобы детям на занятии было интересно, как научить их слышать и понимать музыку, увидеть красоту вокруг себя,  научить фантазировать, придумывать.

Все дети любят сказки, любят их слушать и рассказывать. А рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд – одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки.

Сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением способствуют развитию произвольного внимания, слуховой памяти, выдержки. «Шумелкой» она называется потому, что дети (либо при помощи педагога), рассказывая сказку, дополнительно озвучивают ее шумовыми музыкальными инструментами, делая интересней и ярче.

Развлекая и очень радуя детей, занятия по разучиванию сказки помогают решать актуальные проблемы развития внимания. Подбирая доступный детям литературный материал, мы способствуем проявлению свободы самовыражения, развитию фантазии, эмоциональности, артистизма, мелкой моторики. Подобные сказки можно  использовать, как физ. минутку, в образовательной деятельности, в режимных моментах. Совместное с детьми  разыгрывание сказочных  музыкальных спектаклей всегда сопровождается положительными эмоциями.      

С помощью этих замечательных сказок дети знакомятся с многообразием звуков, учатся извлекать звуки с помощью самых разнообразных предметов, развивают слуховую память, учатся воспроизводить разные оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр, ритм. У детей формируются навыки сотрудничества, развивается выдержка, дети переживают эмоционально-радостные ощущения от участия в совместном музицировании.

На основе предлагаемых материалов можно с детьми устраивать замечательные музыкальные спектакли.

При этом выполняются задачи:

  • формировать интерес к музицированию, представления о средствах музыкальной выразительности;
  • развивать художественный вкус, музыкальные способности, навыки коллективной игры;
  • формировать навыки сотрудничества и сотворчества.

Существует алгоритм работы со сказкой:

1. Знакомство со сказкой, характеристика сказочных героев.

2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

3. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

4. Озвучивание сказки.

5. Выделение пауз в тексте для звукоподражания и музицирования.

Что же необходимо учитывать при выборе текста:

1. выбирая текст, учитывайте насколько он подходит детям по сложности и объёму;

2. определить, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст;

3. определить заранее смысловые акценты и паузы.

Далее определила, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделала соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Решила и, при необходимости, указала в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость,  продолжительность. Определила, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитываю, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

Для игры использую любые предметы издающие шуршащие, звенящие, стучащие, металические и другие звуки – посуда, пакеты, бумага, бутылки, ключи, монетки, камешки, карандаши, музыкальные инструменты.

Чтобы распределить роли и инструменты среди детей, их можно разделить на подгруппы: одна играет на музыкальных инструментах, а вторая выступает в качестве персонажей сказки или истории.

Озвучивание сказки.

  • Сказки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть.
  • Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться сама история, а не игра на инструментах.
  • Благодаря использованию инструментов история или сказка должна стать более интересной и яркой.
  • Перед озвучиванием раздайте инструменты с учётом возможностей детей, можно также предложить им выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Обеспечить благоприятную обстановку для озвучивания сказки, чтобы и  рассказ, и шумовое оформление произвели впечатления на детей.
  • Во время исполнения использовать мимику и жесты, говорить медленно и выразительно, выдерживая паузы.
  • Во время рассказа чаще глядеть детям в глаза.
  • Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Инструмент брать в руки только для игры и затем откладывать.
  • Инструмент должен отзвучать прежде, чем  продолжить рассказ.
  • Побуждайть детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом.
  • Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
  • Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
  • Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
  • Возможно также музицирование детей без помощи взрослых.
  • Учить детей бережному обращению с инструментами.
  • После занятий положить вместе с детьми инструменты на место.

Вывод:

  • Сказки-шумелки помогут педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей 2-5 лет.
  • Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
  • Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
  • Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
  • Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
  • Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
  • Развивается выдержка.

А сейчас я Вам предлагаю озвучить сказку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Звуковой бутерброд»

Цель игры: научиться поочередно и вовремя начинать и заканчивать игру на инструменте.

Выбираем муз. инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.

Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.

«Я отрезаю хлеб» - звучат деревянные инструменты

«Затем мажу маслом» - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты

«А теперь кладу  колбасу» - шумовые инструменты

«Я съела хлеб и масло» - замолкают деревянные и  металлические

«Осталась колбаса» - только шумовые

«Съела и колбасу» - шумовые замолкают.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

 

ПЫХ

Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька.         

Дед мастерил: молотком  стучал       ЛОЖКИ

И пилой пилил.    РУБЕЛЬ или ТРЕЩОТКА

Бабка пол подметала   СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)

И пыль вытирала.    ГЛАДИТЬ ТРЯПКОЙ БАРАБАН

А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала.   КСИЛОФОН

Вот как-то Машенька и говорит: «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу  БАРАБАН

Потом по камушкам,  КСИЛОФОН

А потом по травке.     ЦЕЛЛОФАН

Подошёл  дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат   «ЖЖЖЖЖЖ»

И комарики пищат   «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ»

И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то на него как фыркнет: ФЫРКАТЬ: «ПЫХ-ПЫХ» или игрушка-пищалка (без свистка)

Дед испугался и домой побежал.  ЦЕЛЛОФАН, КСИЛОФОН И БАРАБАН

Прибежал и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой-то страшный Пых сидит».

Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: сначала по полу. БАРАБАН

Потом по камушкам,  КСИЛОФОН

А потом по травке.   ЦЕЛЛОФАН

Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат   «ЖЖ»

И комарики пищат «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ»

И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает: ФЫРКАТЬ: «ПЫХ-ПЫХ» или игрушка-пищалка (без свистка)

Бабушка испугалась и домой побежала. ЦЕЛЛОФАН, КСИЛОФОН И БАРАБАН

Прибежала и говорит: «Я ягод  не принесла. Там, в огороде, какой-то страшный  Пых сидит». Тогда Машенька говорит:
«Раз вы такие бояки, я сама  пойду!».

Пошла  Машенька в огород: сначала по полу, БАРАБАН

Потом по камушкам, КСИЛОФОН

А потом по травке.  ЦЕЛЛОФАН

Остановилась Маша у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат «ЖЖ»

И комарики пищат «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ»

И только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает:     

ФЫРКАТЬ: «ПЫХ-ПЫХ» или игрушка-пищалка (без свистка)

А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик  маленький. Потрогала Маша  его колючки одним пальчиком.  ГИТАРА ИЛИ НАТЯНУТАЯ РЕЗИНОЧКА

Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек. КСИЛОФОН

Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила.  БАРАБАН

А ночью ёжик не спал и по комнате бегал.  БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

 

«Заяц-трусишка»

Жил-был заяц трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ПАЛЬЧИКАМИ быстро)

Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ложками)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ПАЛЬЧИКАМИ)
Вдруг гром  как загремит! (удары  по барабану)

 И начался дождь. (УДАРЫ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльям как захлопает.
(ТРЕЩОТКА) и говорим звук УХ УХ

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)
А на берегу лягушки сидели. И громко квакали.
(РУБЕЛЬ) КВА КВА
Увидели они зайца – и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)

Тут заяц остановился и говорит:
А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) (медленно)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников

Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности   Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...

Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...

Сообщение из опыта работы. Применение проектного метода в экологическом образовании детей.

В этом материале говорится об экологическом воспитании и  его осществлении  через проектную деятельность....

Сообщение из опыта работы по теме: «Игры и творческие задания, направленные на развитие познавательных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Цель: создание условий для формирования познавательно-речевой активности детей.   Задачи: развивать речь детей и все ее компоненты, активизировать  словарный запас, речевое  творче...

Сообщение оз опыта работы «Применение игровых технологий на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»

Использование игровых технологий на этапе автоматизации звуков  позволяет решить сразу несколько задач:- снизить утомляемость;- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;- побудить в...

сообщение из опыта работы «Использование сказок в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенно...