Информационная карта опыта работы"Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности дошкольников посредством применения методов ТРИЗ
методическая разработка по теме
информационная карта содержит идею, концепцию, условия, результат, цели и задачи и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета | Стаж работы в должности |
Татьяна Николаевна Тихонова | МКДОУ №2 692582, Приморский край пгт. Пограничный ул. Советская 32 | Воспитатель | 18 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ» |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) | Противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития творческих способностей дошкольников путём создания условий, формирующих умение решать нестандартные задачи в различных областях деятельности. Проблема развития познавательной активности дошкольников является одной из самых актуальных на данный момент, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников. |
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Идея проекта заключается в комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ и РТВ, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | В основу концепции обучения заложены четыре основных стадии. На первой стадии подразумевается поиск сути и истины. Именно в этот период ребенок начинает учиться осознавать, что любой из предметов, которые его окружают, может использоваться совершенно по-разному. Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач. Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ – РТВ (круги Луллия, «мозговой штурм», метод фокальных объектов, фантастическая аналогия, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, оператор РВС, игра «Да – нет», работа с противоречиями, обучение составлению сказок, загадок, сравнений и др.) позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи. Ограничения. С учётом индивидуальных особенностей детей предложенный материал можно использовать с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Трудоёмкость в использовании практического материала проекта минимальна. Для использования технологии другими педагогами необходимо изучить содержание опыта, проанализировать собственные ресурсы, особенности контингента воспитанников, и с учётом собственных возможностей внедрить опыт (отдельные элементы) в практику. |
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога, достигнутый им уровень профессионализма) | Для успешного осуществления поставленных задач были созданы определённые педагогические условия: общение со взрослыми и сверстниками; субъективная позиция ребенка в деятельности; направленность деятельности на познание окружающего мира; создание раскрепощённой, комфортной обстановки, способствующей активной творческой деятельности при обучении дошкольников; введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр, творческих, импровизационных и проблемных задач; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы; воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности; связь детского сада с семьёй по развитию у детей творческих способностей Профессиональные качества педагога: - личностно – ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога в деятельности детей, их творчеству; - эмоционально – положительное отношение между сверстниками; - использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей; - индивидуальный подход к каждому ребенку; - создание предметно – развивающей творческой среды. |
6. Результат изменений | Высокие результаты по развитию связной речи и творческого воображения. В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении. Развиваются таких личностных качеств как уверенность, организованность, коммуникабельность, выносливость, сила воли. По итогам наблюдений педагогов и родителей дети стали увереннее в себе, организованнее и выносливее. Дети старшего дошкольного возраста активно принимают участие в районных конкурсах, фестивалях и занимают призовые места. |
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
III. Информационные характеристики опыта работы |
Ценности и ценностные ориентации | Ценность опыта в том, что он основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы. Поэтому планирование работы по данной технологии основывается на ознакомлении детей с окружающим миром и развитием речи с включением в занятия методов и приемов ТРИЗ-РТВ. |
Цели и задачи | Цель использования данной технологии в детском саду: развитие с одной стороны таких качеств, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны – поисковой активности, речи и творческого воображения, стремление к новизне. Задачи: формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; развивать способность быстро входить в новые предметные области; адаптировать к динамичной картине мира; развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью; воспитывать творческую личность. |
Технологии, в т.ч. ИКТ | Использование современных образовательных технологий: проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс; использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала; здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях. |
Средства | Подготовлены необходимые средства обучения: научно- методическая литература; изучение передового опыта; диагностика детей; игры, упражнения; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия; работа с родителями; иллюстрированный материал |
Методы | В основу обучения детей положены следующие методы: - проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения), поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности), игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений), практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). |
Организационные формы | Поставленные цели и задачи решаются комплексно: в познавательной, в художественно-продуктивной, речевой, игровой и других видах деятельности (фронтально, по подгруппам, индивидуально). |
Развивающая среда | Музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, методический кабинет |
Информационные ресурсы | Интернет-ресурсы |
Организационные ресурсы | Человеческие: творческий воспитатели, учитель-логопед, родители. Финансовые: педагогический опыт экономичен, все пособия изготавливаются своими руками |
Мотивационные ресурсы | В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает воспитанникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни. Мотивация деятельности детей: получение удовольствия, игра, интерес к новому. |
Научно-методические ресурсы | Методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964 г.); Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников», С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей», А.В. Корзун «Веселая дидактика». |
Материально-технические ресурсы | Техническое обеспечение: - музыкальный центр; - компьютер; - принтер; - цифровой фотоаппарат; - видеопроектор; - сканер |
Система работы по данной технологии способствует более лёгкой адаптации ребёнка к школе, быстрому включению его в структуру учебной деятельности, детей отличают активность, самостоятельность, любознательность и общительность.
Новизна заключается в том, что использование методов ТРИЗ дает воспитателям и детям инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста.
Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования.. Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126172-1350443251.jpg)
Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"
Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком
Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-763416-1456835605.jpg)
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-739690-1453209413.jpg)
«Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Инновационный опыт работы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-812550-1473857315.jpg)
Развитие творческих способностей дошкольников посредством применения различных техник рисования
Описание опыта работы педагога по ИЗО в ДОУ по Развитию творческих способностей дошкольников посредством применения различных техник рисования...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-843760-1674549316.jpg)
«Формирование нестандартного мышления, развитие творчества у детей посредством применения технологии ТРИЗ» круглый стол для воспитателей
Секреты творческого мышления. Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен обладать еще и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/10/picture-1303261-1610291433.jpg)
Развитие нестандартного мышления и творческой деятельности дошкольников по средствам применения методов ТРИЗ
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее....