Родительское собрание. Тема "Значение семейного воспитания в развитии речи детей дошкольного возраста"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Данный материал поможет педагогам показать важность участия семьи в развитии речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение семейного воспитания в развитии речи детей дошкольного возраста.


             Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру? Конечно же, дорогие родители, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить.

Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная  и  логически связанная речь — заслуги, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений.

Родители часто задают вопрос: «Почему ребенок плохо говорит?»

В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

После полутора лет у ребенка в норме появляются двусловные предложения: «Мама, дай», «Папа, би-би».

Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300.

К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков речи.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, читать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.

 Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори», «небежи», «ваще» и др.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова (велосипед, коридор, варежки и т.д.).

Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к  вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Устранить дефекты речи, сформировать, и закрепить правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений.

И все - таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя. 
От вас же, любящие родители, потребуется  совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:
Ребенок должен учиться, играя.
Принуждать ребенка заниматься нельзя.

Мероприятия по развитию речи проводятся в виде речевых игр и упражнений в удобное для всех время. Но желательно находить это время каждый день: по пути в детсад и обратно, в вечерние часы. Детям очень нравится, когда их папа и мама, бабушка и дедушка читают им сказку, рассказывают интересную историю из личной жизни, интересуются жизнью ребёнка в детском саду

Когда ваши дети пойдут в школу, опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребёнку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Надеюсь, что все родители понимают это и будут больше времени находить для занятий со своими детьми.

10 простых советов логопеда родителям

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например, «Мальчик прыгает или бегает?».
  5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают.  

Скажите ребенку:    

  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д.

 А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор машины, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

  1. Расскажите короткий рассказ, историю.

Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

10 простых советов логопеда родителям

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например, «Мальчик прыгает или бегает?».
  5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают.  

Скажите ребенку:    

  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д.

 А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор машины, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

  1. Расскажите короткий рассказ, историю.

Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

  1. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами.

Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и  

назовите их ребенку. Дайте ему  возможность повторить  

эти слова. Не ожидайте, что ребенок  произнесет их  

отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их

    заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова,  

    введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова

    до тех пор, пока ребенок не узнает большинство

    предметов, окружающей жизни.

  1. Если ребенок называет только одно слово, начните  

учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет,

  размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,

  последовательно научите его говорить «Большой мяч»,  

  «Танин мяч»,  «круглый мяч» и т.д.

10. Учите ребенка, играя с ним! Работа с ребенком должна  

  активизировать речевое подражание, формировать элементы связной  речи, развивать память и внимание.

Ваш ребенок самый замечательный!

  1. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами.

Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и  

назовите их ребенку. Дайте ему  возможность повторить  

эти слова. Не ожидайте, что ребенок  произнесет их  

отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их

    заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова,  

    введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова

    до тех пор, пока ребенок не узнает большинство

    предметов, окружающей жизни.

  1. Если ребенок называет только одно слово, начните  

учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет,

  размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,

  последовательно научите его говорить «Большой мяч»,  

  «Танин мяч»,  «круглый мяч» и т.д.

10. Учите ребенка, играя с ним! Работа с ребенком должна  

  активизировать речевое подражание, формировать элементы связной  речи, развивать память и внимание.

Ваш ребенок самый замечательный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

I.   Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитатель...

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

Конспект родительского собрания «Фольклор Южного Урала в развитии речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания«Фольклор Южного Урала в развитии речи детей раннего возраста»...

Родительское собрание Тема: Роль семьи в развитии речи детей младшего возраста.

Цели: создание необходимых условий для развития речи малышей в дошкольном учреждении и в семье, а так же формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием рабо...

Родительское собрание "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Родительское собрание:   «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»...