Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре по теме
I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил
II. Цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности: Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :
- Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
- Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
- Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
- Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
III. Обеспечение интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :
Методическое:
- Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.
- Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр Академия, 2002.
- Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 - 44.
- Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.
- Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Айрисс – пресс, 2005. – 128 с.
- Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.
- Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство – Пресс, 2005. – 416 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 386c
- Шарманова С.Б. «Зимние забавы». Сценарии физкультурных досугов для детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. – 96 с.
Материально – техническое:
- Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
- Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
Дидактическое:
1. Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
2. Картотека «Игровых зарядок».
3. Сценарии спортивных праздников с применением речевых упражнений, стихов и песен, викторин тематического содержания.
Методы работы:
- Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике физического и речевого воспитания детей дошкольного возраста.
- Анализ и обобщение научно-методической литературы;
- Сбор и обработка собранного материала;
- Анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной и речевой работы;
- Изучение состояния здоровья детей.
- Педагогические наблюдения.
-Анализ и обобщение полученных результатов.
На совместной физкультурно-речевой деятельности, в зависимости от решаемых задач, будут применяться соответствующие методы.
V. Содержание практической деятельности.
Мероприятия
Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения
Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу
Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности
Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок».
Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
Вовлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).
VI. Формы физкультурно - речевой работы.
N | Виды | Пример | Цель использования, в каких случаях используется |
1 | Считалки | Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…» Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» | Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего |
2 | Слова – заклички в подвижных играх | Игра «Совушка – сова» «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…» Игра «Два Мороза» «Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» | Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. |
3 | Стихи на спортивную тематику | Стихотворение «Канатоходец» «В час прогулки по канату Я уверенность храню. Свой мешочек (он не вата), Ни за что не уроню». | Используются при выполнении ОРУ и основных движений |
4 | Спортивные термины | Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др. Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др. Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. | Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов |
5 | Обговаривание правил игры | Вопросы педагога: - «Знаете ли вы такую игру?»; - «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»; - «Объясни всем правила игры». | Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности |
6 | Игровые зарядки | Ходьба: «Жил на свете пес лохматый, Очень важный был. Ранним утром спозаранку Прогуляться выходил» | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса |
7 | Речевые приемы | Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш» «Дровосек рубит дрова, ух!» Наклоны: «Часики, тик-так» и др. | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников |
8 | Различные виды расчета при построении | «На 1,2 – рассчитайсь!», «По – порядку рассчитайсь!» | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников |
9 | Стихи и песни тематического содержания | Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка» Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др. Стихи: В. Волина «Лыжи» Т. Волгина «Саночки» и др. | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах |
10 | Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ | Голицина Н.С., Шумова И.М. «Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. | Развитие памяти, внимания, речи. Мотивация к занятим физической культурой. |
11 | Ритмическая и пальчиковая гимнастика | Ритмическая гимнастика: Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк» Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева» Пальчиковая гимнастика: «Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем». | Развитие ритма и мелкой моторики рук |
12 | Упражнения на развитие мелкой моторики | Эстафеты: «Звуковая поляна», «Волк и заяц». Игры с мячом: «Хватайка», «Горячая картошка»» | Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции |
13 | Дыхательная гимнастика | «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» | Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. |
Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:
1. способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;
2. в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;
3. расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;
4. эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.
Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил
II. Цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности: Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :
- Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
- Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
- Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
- Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
III. Обеспечение интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :
Методическое:
- Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.
- Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр Академия, 2002.
- Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 - 44.
- Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.
- Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Айрисс – пресс, 2005. – 128 с.
- Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.
- Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство – Пресс, 2005. – 416 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 386c
- Шарманова С.Б. «Зимние забавы». Сценарии физкультурных досугов для детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. – 96 с.
Материально – техническое:
- Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
- Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
Дидактическое:
1. Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
2. Картотека «Игровых зарядок».
3. Сценарии спортивных праздников с применением речевых упражнений, стихов и песен, викторин тематического содержания.
Методы работы:
- Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике физического и речевого воспитания детей дошкольного возраста.
- Анализ и обобщение научно-методической литературы;
- Сбор и обработка собранного материала;
- Анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной и речевой работы;
- Изучение состояния здоровья детей.
- Педагогические наблюдения.
-Анализ и обобщение полученных результатов.
На совместной физкультурно-речевой деятельности, в зависимости от решаемых задач, будут применяться соответствующие методы.
V. Содержание практической деятельности.
Мероприятия
Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения
Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу
Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности
Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок».
Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
Вовлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).
VI. Формы физкультурно - речевой работы.
N | Виды | Пример | Цель использования, в каких случаях используется |
1 | Считалки | Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…» Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» | Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего |
2 | Слова – заклички в подвижных играх | Игра «Совушка – сова» «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…» Игра «Два Мороза» «Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» | Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. |
3 | Стихи на спортивную тематику | Стихотворение «Канатоходец» «В час прогулки по канату Я уверенность храню. Свой мешочек (он не вата), Ни за что не уроню». | Используются при выполнении ОРУ и основных движений |
4 | Спортивные термины | Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др. Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др. Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. | Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов |
5 | Обговаривание правил игры | Вопросы педагога: - «Знаете ли вы такую игру?»; - «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»; - «Объясни всем правила игры». | Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности |
6 | Игровые зарядки | Ходьба: «Жил на свете пес лохматый, Очень важный был. Ранним утром спозаранку Прогуляться выходил» | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса |
7 | Речевые приемы | Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш» «Дровосек рубит дрова, ух!» Наклоны: «Часики, тик-так» и др. | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников |
8 | Различные виды расчета при построении | «На 1,2 – рассчитайсь!», «По – порядку рассчитайсь!» | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников |
9 | Стихи и песни тематического содержания | Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка» Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др. Стихи: В. Волина «Лыжи» Т. Волгина «Саночки» и др. | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах |
10 | Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ | Голицина Н.С., Шумова И.М. «Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. | Развитие памяти, внимания, речи. Мотивация к занятим физической культурой. |
11 | Ритмическая и пальчиковая гимнастика | Ритмическая гимнастика: Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк» Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева» Пальчиковая гимнастика: «Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем». | Развитие ритма и мелкой моторики рук |
12 | Упражнения на развитие мелкой моторики | Эстафеты: «Звуковая поляна», «Волк и заяц». Игры с мячом: «Хватайка», «Горячая картошка»» | Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции |
13 | Дыхательная гимнастика | «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» | Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. |
Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:
1. способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;
2. в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;
3. расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;
4. эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.
Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...
Презентация «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект для инструктора по физической культуре....
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».
· Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;· Родители;· Дети подготовительной группы «Вишенк...
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.Я работаю воспитателем в логопедической группе. В моей работе я уделяю большое внимание двигательной активности детей в группе и на прогулках. В процессе выполнения физических упражнений ...
Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Интеграция физкультурно-речевой совместной деятельности инструктора, педагогов и детей, формы физкульурно-речевой работы в ДОО....
Комментарии
спасибо
спасибо