Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
проект по физкультуре на тему
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitiya_rechi.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт
педагогического проекта
Образовательная область: «Физическая культура»
Тема:
«Взаимосвязь процессов физического воспитания
и развития речи детей дошкольного возраста»
Тип проекта: Долгосрочный (октябрь-апрель)
Возраст детей: 1,5-7 лет
Участники проекта: инструктор по физической культуре Малышева А.Ю.
Актуальность:
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил актуальность данного проекта по теме «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста».
Проблема (гипотеза):
Предполагается, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приведут к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.
Цель:
Выявление влияния физических упражнений на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать программно-методические и материально-технические условия для организации физкультурно–оздоровительной работы с использованием различных форм речевой деятельности.
2. Разработать план–проект развития связной речи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Продолжать нарабатывать методы и приёмы в работе с детьми.
4. Взаимодействовать с воспитателями групп; обговаривание физкультурных НОДов, оказывание помощи воспитателями групп в подготовке открытых мероприятий (праздники и развлечения).
5. Проводить работу с родителями в виде: открытых мероприятий (досуговая деятельность), физкультурных НОДов с участием родителей.
Формы речевой работы с детьми:
N | Виды | Пример | Цель использования, в каких случаях используется | |
1 | Считалки | Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…» Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» | Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего | |
2 | Слова–заклички в подвижных играх | Игра «Совушка – сова» «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…» Игра «Два Мороза» «Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» | Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. | |
3 | Стихи на спортивную тематику | Стихотворение «Канатоходец» «В час прогулки по канату Я уверенность храню. Свой мешочек (он не вата), Ни за что не уроню». | Используются при выполнении ОРУ и основных движений | |
4 | Спортивные термины | Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др. Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др. Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. | Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов | |
5 | Обговаривание правил игры | Вопросы педагога: - «Знаете ли вы такую игру?»; - «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»; - «Объясни всем правила игры». | Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности | |
6 | Игровые зарядки | Ходьба: «Жил на свете пес лохматый, Очень важный был. Ранним утром спозаранку Прогуляться выходил» | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса | |
7 | Речевые приемы | Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш» «Дровосек рубит дрова, ух!» Повороты: «Часики, тик-так» и др. | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников | |
8 | Различные виды расчета при построении | «На 1,2 – рассчитайсь!», «По – порядку рассчитайсь!» | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников | |
9 | Стихи и песни тематического содержания | Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка» Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др. Стихи: В. Волина «Лыжи» Т. Волгина «Саночки» и др. | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах | |
10 | Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ | Голицина Н.С., Шумова И.М. «Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. | Развитие памяти, внимания, речи. Мотивация к занятим физической культурой. | |
11 | Ритмическая и пальчиковая гимнастика | Ритмическая гимнастика: Упражнения – «Волк идет», «Боксируем», «Радуется Шапокляк» Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева» Пальчиковая гимнастика: «Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем». | Развитие ритма и мелкой моторики рук | |
12 | Упражнения на развитие мелкой моторики | Эстафеты: «Звуковая поляна», «Волк и заяц». Игры с мячом: «Хватайка», «Горячая картошка»» | Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции | |
13 | Дыхательная гимнастика | «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» | Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. |
|
Формы работы с родителями:
Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).
Анализ ресурсов:
- Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
- Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
- Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
- Картотека «Игровых зарядок».
- Сценарии спортивных праздников с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
- Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
- Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
- Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
План работы над проектом:
N | Мероприятия | Сроки |
1 | Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения | Октябрь |
2 | Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу | Октябрь (1,2 неделя месяца) |
4 | Организация и проведение во всех возрастных группах:
С применением различных форм речевой деятельности | Октябрь (3,4 неделя месяца) – Апрель) |
5 | Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок» и пр. Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания. | Октябрь-Апрель |
6 | Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.). | Январь (4 неделя) – Ст.гр, Подг.гр. Февраль (3неделя Ср.гр, Ст.гр,Подг.гр) Март – Апрель (1Мл.гр, 2 Мл.гр) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитатель...
влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...
Презентация «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект для инструктора по физической культуре....
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».
· Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;· Родители;· Дети подготовительной группы «Вишенк...
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.Я работаю воспитателем в логопедической группе. В моей работе я уделяю большое внимание двигательной активности детей в группе и на прогулках. В процессе выполнения физических упражнений ...
Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Интеграция физкультурно-речевой совместной деятельности инструктора, педагогов и детей, формы физкульурно-речевой работы в ДОО....