Родительское собрание "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
материал
Родительское собрание:
«Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_roditelskoe_sobranie.docx | 52.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД №22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Выступление на родительском собрании по теме:
«Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Составлено воспитателем
Магомедовой С.П.
с. Левокумское
2021 - 2022 уч. год
Может ли ребенок прожить без игры? Нет! Игра – основная форма познания им жизни. Игра, как зеркало: переживания, наблюдения, впечатления отражаются в его игре. Игра развивает моральные и волевые качества ребенка, формирует личность в целом. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными, и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные ситуации, когда игра кажется настолько интереснее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такие ситуации происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребёнка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, весёлой компании. К этому сорту людей нужно отнести и тех, которые позируют, важничают, фиглярничают, лгут без всякой цели. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, – это значит, что они плохо воспитаны и это плохое воспитание явилось в известной степени результатом неправильно организованной игры.
Однако, если для ребёнка цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определённых знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:
игры с предметами (игрушками);
настольно-печатные;
словесные игры.
Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Значение правил игры также имеет большое значение в формировании характера ребенка. Не секрет, что вы, родители, чтобы не огорчать своего ребенка, стараетесь не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему, здесь как раз и пропадают воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы.
Мама делает много открытий о своем ребенке, что он знает, что не умеет, в чем больше преуспевает; сама же она незаметно для ребенка многому его обучает. Время проходит быстро, а самое главное, с большей пользой для обоих: мать видит, как развивается ее ребенок, а ему интересно играть с мамой. Он незаметно для себя учиться думать, говорить, общаться. Родителям необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своего ребенка, поскольку зная их родителям легче будет руководствоваться при организации игр. Например, слишком возбудимым, подвижным детям чаще предлагать настольно-печатные игры, такие, как «Лото», «Разрезные картинки», «Пазлы». Детям с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, для решения игровой задачи, например: «Кто быстрее назовет?», «Скажи наоборот», «добавь слово». В семейном кругу можно повести викторину по сказкам или поиграть в игру «Отгадай, откуда этот герой?», в которых в двух-трех предложениях дети расскажут о названии сказки, ее героях. Также родителям можно изготовить дома игру, например, «Собери картинку».
Вот такие несложные игры и условия для проведения их дома, в семейном кругу укрепляют доверие, дружбу и любовь между всеми участниками взаимодействия.
Уважаемые родители, чтобы речь ваших детей была правильной и грамотной, рекомендую играть с детьми в дидактические игры по развитию речи.
Довольно часто мамы отдают своего ребёнка в детский сад потому, что «детей там учат», но и дома малышам хорошо. И для него, и для мамы важно играть вместе. Родителям дорого ощущение любви и близости, и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести только в игре с ним. Для ребёнка игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.
Первый вопрос – чему учить? Современные дети рано учатся переключать кнопки телевизора, играть на компьютере. Но всё же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребёнок открывает его для себя заново.
Без потерь передать ребёнку важнейшие знания о мире удаётся только разложив их по полочкам. Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребёнку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия время, оно потом во много раз окупится.
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «овощи», «фрукты», «транспорт», а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для кукол» и т.д. Эти простейшие примеры приведут к сути: ребёнок начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действия, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал, быстро будет расширять свой словарный запас.
Одно из основных разделов обучения – развитие речи. Объясните ребёнку, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Учёные подсчитали, что имён прилагательных в речи ребёнка меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел могут описания («Какая собачка?, «Какой автобус?»). Ваша цель – приохотить «ученика» говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в городе можно использовать для игр и бесед с ребёнком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребёнок видит вокруг только зелёный цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зелёный», «тёмно-зелёный», «изумрудный», «салатный», «болотный». Предложите ребёнку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка )травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.
Можно сыграть с ребёнком в игру «Что на что похоже?». Гуляя по лесу задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож?», «Чем?», «На что похожи ветка, цветок, коряга?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребёнка.
Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и разгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой и, если ребёнок сказал, что лист похож на каплю, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зелёная, как трава».
Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
Сорок мышат в шалаше шуршат.
Мама Милу мылом мыла.
На дворе трава-на траве дрова.
Можно предложить ребёнку произносить одну и ту же фразу с разной интонацией (нежно, зло, вопросительно, с радостью, приказывая, со страхом, прося, громко, тихо).
Милый мой, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут ребёнку развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и в активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления):
Поиграйте со своим ребёнком, доставьте ему радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра - это искра, заж...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Значение театрализованных игр для развитие речи детей....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...