Презентация "Педагогическая находка"
презентация к уроку (старшая группа)

Ходыкина Светлана Анатольевна

Педагогической находкой в моей работе явился театр.

  «…Любите ли вы театр так, как я люблю его ? » говорил известный писатель В.Белинский.

 Вот и в моём случае, моя любовь к театру послужила в моей работе находкой.

 Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства для стимулирования развития эмоциональной отзывчивости ребенка.

  С чего начинается театр - с прочтения художественного слова, с его обсуждения. После прочтения литературы мы рассуждаем о положительных и отрицательных сторонах героев, обсуждаем сюжет, где происходит действие. Потом - сюжет переносим в действие, подбираем героев, кто бы хотел стать актером данной театрализованной деятельности. И в этот момент дети проявляют свою инициативу, кто кем хотел бы стать. Они сами исполняют роли, а моя педагогическая помощь заключается в том, что подкорректировать некоторые аспекты детской игры, например, сменить походку, изменить тембр, как правильно жестикулировать, какую мимику использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

           Педагогическая находка

Педагогической находкой в моей работе явился театр.

  «…Любите ли вы театр так, как я люблю его ? » говорил известный писатель В.Белинский.

 Вот и в моём случае, моя любовь к театру послужила в моей работе находкой.

 Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства для стимулирования развития эмоциональной отзывчивости ребенка.

  С чего начинается театр - с прочтения художественного слова, с его обсуждения. После прочтения литературы мы рассуждаем о положительных и отрицательных сторонах героев, обсуждаем сюжет, где происходит действие. Потом - сюжет переносим в действие, подбираем героев, кто бы хотел стать актером данной театрализованной деятельности. И в этот момент дети проявляют свою инициативу, кто кем хотел бы стать. Они сами исполняют роли, а моя педагогическая помощь заключается в том, что подкорректировать некоторые аспекты детской игры, например, сменить походку, изменить тембр, как правильно жестикулировать, какую мимику использовать.

  В своей работе я использую такие виды работы, как:

- Театрализованные игры;

- Игры-пантомимы;

- Игры-фантазии;

- Упражнения и игры на развитие мимики;

- Упражнения и игры на развитие жестов;

- Упражнения по речевой выразительности;

- Ритмопластика.

 1.Театрализованные игры

 В самом начале своей работы я беру более простые упражнения, потом упражнения усложняются.  Использую такие театральные игры, как: «Что ты слышишь?», «Запомни фото», «Передай позу», «Весёлые обезьянки», «Японская машинка», «Вот он какой», «Лентяи-простаки», «Хомячок – молчун».

  При проведении занятий с детьми, я обратила внимание на упорное нежелание некоторых детей участвовать в общей игре. Я понимала, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Поэтому, начинали обыгрывать те игры, которые раскрывают скованных и стеснительных детей.

Любая деятельность педагога с детьми должна начинаться с вопроса, а как вы себе представляете, а в какую игру вы хотели бы поиграть. Дети предлагают свои варианты, педагог поддерживает мнение и выбор детей, а следующую игру или упражнение выполняют по замыслу педагога.

 2. Игры-пантомимы

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми. Дети становятся более раскрепощенные, активные и каждый из детей предлагает свой вариант ответа или действия, его собственное видение действия в игре или высказанного вслух мнения, способствует повышению не только инициативности, самостоятельности, уверенности, но и самооценки ребенка.

 3. Игры фантазии

В работе со стеснительностью актуально использовать игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе, тем самым проявляют инициативу в передаче через рассказ своих мыслей и страхов.

 4. Упражнения и игры на развитие мимики

Когда дети овладели несложными эмоциями, научились воспроизводить в своей деятельности несложные игровые сюжеты, я беру более сложные упражнения и игры на развитие мимики. Ведь именно мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроении человека.

Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы лица. Передать образы с помощью пластических выразительных движений и умения использовать губы, глаза, брови. Для расслабления мышц лица, мы используем точечный массаж, с помощью пальцев рук, потоков воздуха. Игры, которые я использую для развития мускулатуры лица и эмоций «Обезьянки», «Зеркало» и т.д. Моим деткам очень нравится игра «Зеркало», игра в которой ребенок показывает любую мимику или выражение лица, проявляя собственный замысел. Используя данную игру на практике, мы развиваем мышцы лица, самостоятельность детей, подъем эмоционального состояния, внимательность.

Постепенно дети преодолевают скованность, зажатость и мы переходим в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жеста, пластики тела создают этюды на любую заданную тему.

 5. Упражнения и игры на развитие жестов

Закончив работу над эмоциями и мимикой, мы переходим к более сложному этапу – работе над выразительностью жестов.

В работу над выразительностью жестов я включаю такие игры, как: «Игра с камешками», «Дружная семья», «Весёлый хоровод» и другие, в этюдах дети проявляют индивидуальность в выборе жестов и мимики.

Я рассказываю детям, вызываю нужные эмоции, подсказываю им, но как можно меньше показываю, чтобы проявились индивидуальные способности детей. Выполняя упражнения и игры на развитие жестов, мне было на много легче заниматься с детьми и потребовалось меньше времени на разъяснение и показ упражнений. В играх: «Весёлый хоровод», «Ловишки», «Кабачок», «Веселый огород», дети не только выполняют движения рук, но и выражают эмоции на лице, показывая свои чувства. Движения детей приобретают большую уверенность и управляемость. Замкнутые дети легче переключаются с одного движения на другое и могут самостоятельно решить двигательную задачу. Каждый ребенок показывает свою индивидуальность и свои творческие способности. Каждое детское движение, жест, мимика - это их видение сюжета или этюда театрализованной деятельности.

 6. Упражнения по речевой выразительности

На следующем этапе своей работы я перехожу к интонационной выразительности речи. При обучении детей интонационной выразительности речи я использую скороговорки, которые помогают формировать правильное артикуляционное произношение, дикцию, помогают детям научиться быстро, проговаривать слова и фразы. Дети с удовольствием включаются в эту весёлую, словесную игру.

При обучении детей речевой выразительности я использую в работе знакомые и любимые сказки, что позволяет детям активно использовать разнообразные выразительные средства в их сочинениях: речь, мимика, пантомима, движение. Вначале фрагменты из сказок беру как упражнения, предлагаю детям «попроситься в теремок как лягушка или медведь, или мышка». Затем усложняю задание, предлагая по желанию одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей, где ребёнок проговаривает слова и действует за каждого персонажа.

Таким образом, дети непринуждённо учатся словесному перевоплощению и стремятся, чтобы характер персонажа, голос, привычки легко узнавались всеми.

В старших группах упражнения по речевой выразительности усложняются. Детям я предлагаю произносить с разной интонацией любые слова. Например: «Здравствуй», «Помоги», «Принеси» и другие, то приветливо, то требовательно, то небрежно, просящее. В этом случае я использую образец.

В свою работу по выразительности речи я включаю разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, ролевые диалоги с использованием русского народного творчества (потешки, песенки), самостоятельные импровизации такие, как: «Забавный случай», «Интересная прогулка», «Случай в лесу» и т.д.

 7. Ритмопластика

Считаю, что театрализованная деятельность развивает не только художественно-творческие способности детей, но и личности в целом. В своей работе я также использую ритмопластику: «Капельки падают стремительно или плавно», «Колобок может бежать, подпрыгивая или катиться ровно», «Воробей может прыгать или лететь» - все эти движения выполняются под музыкальное сопровождение. И этот вид деятельности воспитывает в детках самостоятельность, инициативность, умение передавать через музыку и движение свой собственный опыт.

 

 Занимаясь с детьми, я преследую главную цель - это развитие эмоций через театральную деятельность. Именно она развивает личность ребёнка, побуждает к созданию новых образов. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы, выполняют просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Ребёнок во время игры чувствует себя раскованно и свободно.

 

  Заключение

  Занятия театрализованной деятельностью детей способствуют развитию многих компонентов личности: обогащает эмоциональную сферу, развивает способность общаться, развивает способности максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий. Развивает волевые качества. Использование различных театральных приёмов делает занятие более  интересным ребенку, запоминающимся, ведь  детям предстоит  понять информацию, запомнить, усвоить её.

  Вывод: главная цель использования театра, не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а раскрыть заложенные в каждом ребёнке предпосылки творческой личности, воспитать духовность, развить умения «творить красоту» и стремление делать добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний утренник "Заячья находка"

Скоро Новый год!  Хочется, чтобы этот удивительный, сказочный праздник запомнился детям на долго.Этот сценарий праздника был опробован не с одним поколением малышей и всегда проходил очень удачно, вес...

Творческие находки педагога

Список мераприятий ( для 1 младшей группы) Новый год "Заичья избушка". Действующие лица:ВедущаяДед МорозСнегурочкаСнежинкиЗайкаЛисаПетрушкиПетушкиДетиДети заходят в зал под «Песенку о елочке». Пере...

Методическое пособие "Полезные находки в работе с семьёй"

Взаимодействие с семьёй -одно из условий развития личности ребёнка и его социализации. Методическое пособие содержит родительские собрания, тематика которых разработана в соответствии с наиболее актуа...

Презентация "Мои педагогические находки"

Задачи и вопросы нужные для привития детям уважения к людям труда, социуму, в котором ребенку предстоит жить....

"Находка - город у моря"

Познание. ФЦКМ (формирование целостности картины мира)Тема:"Мой город - моя малая родина". Трагедия Бокситогорска"Цель: расскрыть историческое понятие город. Продолжать знакомить с родным городом, обо...

газета "мои педагогические находки"

«Знакомство с родным краем младших дошкольников как средство развития патриотизма»...