Методическое пособие "Полезные находки в работе с семьёй"
методическая разработка по теме
Взаимодействие с семьёй -одно из условий развития личности ребёнка и его социализации. Методическое пособие содержит родительские собрания, тематика которых разработана в соответствии с наиболее актуальными проблемами детей старшего дошкольного возраста. Пособие будет полезно как педагогам, так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическое пособие | 293 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗЯБЛИЦЕВА Л.Н.
Полезные находки
в работе с семьёй
Методическое пособие
Тема: Право ребёнка на собственный выбор
Уважаемые родители, благодарю вас за то, что вы откликнулись на общение. Попрошу показать жестами или мимикой, что вы готовы пообщаться.
Поводом для нашего разговора стало стихотворение - откровение "Трудная судьба":
Не легка моя судьба, в 5 кружков записан я:
По субботам - рисование - это сущее страдание,
Хор с утра по воскресениям, в выходной, вот невезение,
2 часа пою подряд, связки ноют и болят,
В среду вновь английский в 5, после сада я опять
Должен напрягать мозги утомлению вопреки.
А в четверг- день танцевальный, он особенно печальный:
Должен я с девчонкой Светой упражняться в пируэтах,
В теннис в пятницу играю, на площадке изнываю;
Этот спорт я не терплю, я в хоккей играть люблю,
Цирк ещё я обожаю, много фокусов я знаю,
И жонглёр я просто класс, в дрессировке кошек - асс!
У меня талантов куча, но я очень невезучий...
- В чём вы видите проблему? (рассуждения) И как вы правильно заметили, темой нашего разговора является право ребёнка на собственный выбор.
- Есть ли у ребёнка такое право? (рассуждения, обоснования)
Предлагаю вам поработать в подгруппах. Перед вами - начало предложения: "Я хочу видеть своего ребёнка в будущем...".
Продолжите предложение, подобрав прилагательные. (Идёт работа в подгруппах или парах)
- Скажите, а что вы предпринимаете сегодня, чтобы ребёнок стал таким, каким вы его хотите видеть завтра?
- Всегда ли получается так, как мы того хотим? Что нам мешает? Каковы причины?
Согласитесь ли вы с тем, что зачастую, ребёнок, став взрослым, не становится самостоятельным. А значит, не может сделать правильный выбор, ошибается на жизненном пути, делает много часто непоправимых ошибок.
- Кого чаще всего винят родители? А кого винит ребёнок?
Очень часто приходится слышать фразу: "Я точно знаю, что нужно моему ребёнку!" О чём это говорит?
Почему происходит так, что взрослые часто пытаются строить жизнь ребёнка по своему образцу, надеясь восполнить то, что не смогли реализовать когда - то сами? Причём, считают, что именно так ребёнок будет счастлив. Мы сами часто навязываем детям своё мнение, а сами удивляемся, что дети упрямы, капризны.
А ведь это и есть, как сказал К.Д.Ушинский, - "...искажённое стремление к свободе".
- В каких случаях ребёнку необходимо давать право выбора?
Выбор однозначно должен быть, но необходимо раскрыть все "+" и "-" стороны того, чем ребёнок хочет заниматься. Тогда он сам способен осознать и сделать правильный выбор.
Перед вами 7 основных правил воспитания человека. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними и выделите то, которого придерживаются в вашей семье, либо то, что считаете нормой.
7 основных правил воспитания человека:
1. Принимайте ребёнка таким, каков он есть;
2. Стремитесь понять его желания, стремления, поведение;
3. Внушайте, что только вера в себя поможет ему;
4. Умейте осознать в проступках ребёнка и свою вину;
5. Не "лепите", а живите с ребёнком общей жизнью;
6. Чаще вспоминайте и обсуждайте ваше детство;
7. Помните, что воспитывают не слова, а ваш пример.
Предлагаю объединиться в подгруппы и сформулировать несколько советов, которые помогут избежать принуждения.
Неслучайно мудрая пословица гласит: "Можно заставить лошадь войти в воду, но невозможно заставить её пить". Как перефразировать данную мысль относительно темы нашего разговора? Да, можно заставить ребёнка выполнять наши желания, но будет ли от этого толк?
Как у любого взрослого, у ребёнка всегда возникают ситуации выбора. И в ходе нашего разговора мы нашли много разных подходов к этой проблеме. Какое важное решение мы вынесем по проблеме ? Вы в праве выбрать то, что считаете нужным, но обязательно помните важную мысль, которую сказал когда-то Омар Хайям: "Каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу".
Благодарю вас за активность и проявленный интерес к теме.
Тема: Знаю ли я друзей своего ребёнка?
Уважаемые родители. Мне очень приятно, что вы нашли время для нашей встречи. Предлагаю вам немного расслабиться, закрыть глаза и представить, что мы находимся на морском берегу. На берег набегают лёгкие волны и хотят заговорить с нами. Мы идём по тёплому песку и испытываем приятные чувства от соприкосновения с ним и от того, что рядом с нами люди. Как же это всё таки здорово, что мы можем просто пообщаться с ними. Откройте глаза и покажите любыми жестами, что вы расположены к общению.
Мы все родом из детства. Скажите, а были ли у вас друзья? Есть ли среди вас те, кто сохранил дружбу до сих пор? Какие чувства вы испытываете от встречи с друзьями? Не трудно догадаться, что тема нашего сегодняшнего разговора будет касаться дружбы, а точнее того, знаем ли мы, родители, друзей наших детей?
А эпиграфом нашего разговора станет цитата:
"Дружба - это золотая нить, связывающая всех живущих в этом мире людей".
Д. Ивлин
Предлагаю поработать в парах. Перед вами буквы алфавита. На данные буквы назовите качества, которыми по вашему мнению должен обладать друг (А - активность, Б - бескорыстие и т.д.).
Это в идеале, но на самом деле знаем ли мы друзей наших детей? Что часто мешает нам?
Попрошу разделиться по парам и разыграть короткий этюд. Расскажу его содержание:
Саша и Миша давно дружат. Наступило лето, и Саша вместе с родителями поехал к морю, а Миша - в деревню к бабушке. Они очень скучали друг о друге. Миша вернулся домой на несколько дней раньше, и ежедневно ходил на остановку встречать Сашу. Прошло ещё несколько дней, и вот Саша вернулся домой.
Предлагаю в парах показать:
- Какова первая реакция от встречи друзей?
- Какой диалог произошёл между ними?
Большое спасибо. Какие положительные качества мы здесь можем проследить?
Знаете ли вы друзей своего ребёнка?
Какими интересными примерами можете поделиться?
Были ли случаи, когда вы сомневались в правильности выбора друга вашим ребёнком?
Согласны ли вы с мнением о том, что друзей должно быть не более 1- 2, а с остальными нужно поддерживать хорошие отношения?
Можно ли судить о людях по их друзьям?
О дружбе сложено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их:
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Один за всех и все за одного.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Нет друга - найди, а нашёл - береги.
Попрошу вас выбрать одну и прокомментировать её смысл.
Наша встреча подходит к завершению. Скажите, удалось ли вам найти выход из проблемы, дало ли наше совместное общение какую - либо пользу?
Хочется поблагодарить вас за сотрудничество. Желаю вашим детям иметь надёжных друзей, а вам всегда оставаться друзьями своим детям и не забывать золотых зёрен мудрости, которые перед вами. Ознакомьтесь с ними. Можете ли что - либо добавить? Каково ваше мнение?
Тема: Почему свой ребёнок становится чужим. Как найти взаимопонимание со своим ребёнком?
Уважаемые родители. Я рада, что вы нашли время для нашей встречи. Если вы готовы пообщаться, то улыбнитесь. И я хочу начать её с внесения этой шкатулки. В ней лежит то, что во тьме - освещает, в стужу - согревает и несёт огонёк добра (свеча).
Передавая её из рук в руки, хочу пожелать, чтобы в ваших семьях не угасал огонёк добра.
Если дом наполнен светом и теплом,
Значит, не напрасно вы возводили дом,
Значит, не напрасно в нём огонь зажгли,
Щедро получаете за свои труды!
Вспомните рекламный ролик о посудомоечной машине, когда дочка – дошкольница ищет общения с мамой, а та отправляет с ответом: "Иди, поиграй, мне некогда!"
Вроде бы реклама посудомоечной машины, но вместе с тем здесь кроются большие проблемы. Каковы они на ваш взгляд? Именно ответы на эти вопросы и станут сегодня предметом нашего разговора.
Каковы могут быть последствия? (дети сами находят способ времяпрепровождения - дворовые компании, улица, уход из дома, бродяжничество, либо скрытность, замкнутость и т.д.)
А мы – взрослые постоянно спешим, боимся опоздать. Но, зачастую, опаздываем на целую жизнь. И вновь возвращаемся к рекламному ролику. Вот и дочка повзрослела, и теперь ей уже не до мамы. Не слишком ли дорогая цена?
Перед вами незаконченная модель семьи, дополните её составляющие. Какая же семья без детей? Но, имея детей, хорошо ли мы их знаем? Пока маленькие - наверное, да, но чем ребёнок взрослее, тем наши суждения о нём всё приблизительнее. И возможно, через несколько лет, мы обнаружим в нём незнакомца (свеча гаснет).
Почему же так происходит?
Виктор Гюго сказал замечательные слова, которые предлагаю прочитать по цепочке и закончить фразу.
Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях,
как скульптор знает особенности мрамора,
так и родители должны знать и понимать своих детей.
Что значит знать и понимать детей?
Всегда ли у современных родителей есть время, чтобы попытаться понять ребёнка?
Как часто вы общаетесь со своими детьми? О чём вы разговариваете по дороге домой?
Приведу пример из опыта работы с дошкольниками. Настя, 5 лет, ответила, что папа всегда задаёт лишь 3 вопроса: Как дела? Что кушала? Как себя вела?
В нашей группе традиционно обсуждаются итоги дня. После предложения педагога рассказать папе о прошедшем дне, последовал ответ: " Папа никогда о себе ничего не рассказывает".
Будет ли доверять ребёнок такому папе?
Предлагаю поработать в парах. У каждой пары - своя тема. Обсудите вместе и составьте 2 - 3 предложения или вопроса, которые вы скажете ребёнку.
Темы: - О планах на выходной,
- О сегодняшнем дне,
- О прочитанном журнале, газете, книге.
На вопросы или ваши предложения обязательно последуют ответы, а значит, завяжется диалог, который и необходим для полноценного общения и установления взаимоотношений.
Перед вами незаконченное стихотворение. Попробуем его прочитать и завершить строчку. Это поможет нам узнать, чего так не хватает детям:
Скучают дети по общению, по жалости и по... (прощению),
По разговорам по душам, по нежным, ласковым... (словам),
По уважению, пониманию, по драгоценному... (вниманию).
Думаю, что эти слова лишний раз напомнят нам о том, что мы часто забываем в этой суетной жизни.
Зажигая свечу, я хочу пожелать, чтобы ваши отношения с детьми оставались и становились ещё теплее, а дети никогда бы не стали чужими. У каждого из вас на столе есть сердечко. Напишите 1важное слово, которое поможет сохранить взаимопонимание и мир в семьях, и опустите его в шкатулку.
Была ли для вас полезна наша встреча?
Я благодарю вас за открытость, положительный опыт. Мне было очень приятно пообщаться с вами и в качестве подарка предлагаю простой тест, который поможет проанализировать, как обстоят дела с общением.
В течение дня подсчитайте - сколько раз вы обращались к детям с положительными высказываниями: поддержка, одобрение, радость; и сколько с отрицательными: упрёки, критика, замечания. Если количество отрицательных перевесит, значит, в общении есть проблемы
Ознакомьтесь с его содержанием. Как вы думаете, совпадут ли ваше мнение о результатах прямо сейчас и после проведённого эксперимента дома?
Тема: Семейные традиции
Уважаемые родители, я благодарю вас за то, что вы откликнулись на общение. А начать его нам поможет этот клубочек. Передавая его по кругу, попрошу вас высказать то, что вы ожидаете от нашей встречи, понять вашу позицию. Посмотрите, образовался круг. Пусть он свяжет нас вместе и поможет решить проблемы в воспитании детей.
А перед вами - картинки (компас, апельсин, колпак, лопата, книга, самовар, мяч, ёлка, торт и т.д.). Выберите тот предмет, который так или иначе связан с вашим детством и прокомментируйте ответ. Эти приятные воспоминания происходили с нами в семье на протяжении многих лет и превратились в традиции. Эта тема и станет предметом нашего разговора.
Каждая семья испокон веку была сильна своими традициями, которые передавались из поколения в поколение. Как обстоят дела в современных семьях?
Пусть эпиграфом нашей встречи станут слова философа Ивана Ильина, в которых целенаправленно выпущена строчка: "..............................................................................................................................
Здесь открываются источники его будущего счастья и несчастья,
ребёнок становится человеком - личностью или проходимцем".
Но чтобы высказывание стало осмысленным. поработаем в подгруппах. Каждой группе - дана традиция (день рождения, семейный ужин). Ваша задача - обсудить и выделить значение данной традиции, а потом сформулировать свой ответ в короткую фразу, чтобы внести в пропущенную цитату философа И. Ильина.
(Идёт работа в подгруппах). Посмотрим, что у нас получилось (подгруппы вставляют полученную фразу в цитату).
Предлагаю подробнее остановиться на традиции празднования Дня рождения. Давайте обсудим и выделим "положительные" стороны. А есть ли "отрицательные"?
Предлагается запись, в которой сообщается, что взрослые , организуя день рождения ребёнка, превращают его в праздник для себя.
В чём это может проявляться?
Каковы "отрицательные стороны"?
Хорошо ли, что ребёнок становится свидетелем взрослых разговоров?
Правильно ли находиться детям за одним столом со взрослыми?
Испытываете ли вы трудности в организации дня рождения ребёнка?
Кто из вас может поделиться положительным опытом?
Каковы способы выхода из проблемных ситуаций?
А сейчас перед вами 5 советов организации детского праздника.
1. Совместно продумайте приглашение.
2. Обсудите меню.
3. Организуйте совместную сервировку стола.
4. Продумайте и подготовьте развлечения.
5. Помните о культуре получения подарка, каков бы он ни был.
Ознакомьтесь и выделите то, на что вы никогда не обращали внимания раньше.
Найдите и то правило, к чему вы стремитесь.
Как вы считаете, что будет нашим коллективным решением? Совпадает ли всё сказанное с тем, что вы ждали от встречи?
Наша встреча подходит к завершению. Я призываю вас: давайте сделаем так, чтобы через 10- 20 лет нашим детям было бы что вспомнить, как приятно было нам, глядя на картинки из нашего детства.
Желаю вам сохранять и передавать семейные традиции из поколения в поколение.
Тема: Как организовать свободное время ребёнка.
Уважаемые родители, благодарю вас за то, что вы нашли время для общения. Предлагаю взяться за руки и почувствовать, как мы связаны друг с другом. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь это здорово, что мы вместе.
Приглашаю вас к круглому столу, а поводом для нашего разговора стали статистические данные исследований психологов, социологов и педагогов:
На воспитание ребёнка влияет:
15% - наследственность,
82% - родители + социум,
3% - образовательное учреждение.
Каково ваше мнение относительно таких данных?
И пусть эпиграфом нашей встречи станут слова К.Д.Ушинского: "Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка принадлежит детскому саду. Гораздо большее влияние оказывает природа и семейная жизнь".
Попрошу вас выделить ту важную фразу, которая ещё раз подтверждает данные статистики.
Почему именно их вы посчитали важными?
Конечно, кто, если не родители, знают все тонкости характера ребёнка, его способности и то, как их использовать. Какая атмосфера помогает понять, что хочет и может ребёнок?
Представьте ситуацию: вечер, мама суетится на кухне, папа лежит на диване и читает газету, ребёнок предоставлен сам себе. Считаете ли вы, что это и есть его свободное время?
Давайте обсудим и сформулируем определение. Итак, свободное время - это.....
К сожалению, в современных семьях всё свободное время ребёнок проводит за компьютером, что отрицательно сказывается на его здоровье. Согласитесь, проблема есть - как организовать его свободное время?
Попрошу поднять руки тех, кто испытывает трудности. А кто может сегодня поделиться примерами организации детей?
Давайте рассуждать. Чтобы организовать что-либо, необходимо:
- создать условия (подбор игр, игрушек и т.д. по возрасту),
- свободный доступ к материалам (краскам, карандашам, мелкам, играм и т.д.),
- организовать СОВМЕСТНУЮ деятельность детей и взрослых!
Именно последнее условие будет способствовать тому, что ребёнок при взаимодействии с взрослым учится, осваивает новые способы, далее модифицирует их и использует в жизни.
Какие положительные качества характера воспитывает совместная деятельность?
Традиционно выделяют 5 видов совместной деятельности:
1. Трудовая деятельность.
2. Игровая деятельность.
3. Творческая деятельность.
4. Спортивная деятельность.
5. Интеллектуальная деятельность.
Нам вновь необходимо разделиться на 5 групп. Каждая группа должна выбрать то содержание, которое соответствует данному виду деятельности.
Итак, перед вами подсказки: уборка квартиры, бассейн, пикник, уход за домашними животными, лыжные прогулки, посадка и уход за растениями, подвижные, сюжетно-ролевые игры, благоустройство территории, хороводные игры, посещение тренажёров, театрализация, оформление поздравлений, ребусы, подготовка квартиры к празднику, кроссворды, загадки, художественные работы и т. д.
Обучая ребёнка в совместной деятельности чему-либо, важно несколько раз возвращаться к ней же, обсуждать, обязательно стимулировать ребёнка похвалой.
Кто хотел бы поделиться, какие любимые занятия в ваших семьях? Всё ли вам удаётся? В чём испытываете трудности? Что можно посоветовать? Какой вывод можно сделать?
Сегодня у нас с вами есть замечательная возможность высказать своё слово в круговой эстафете, взяв за руку своего соседа - родителя, причём начать нужно так: Чтобы найти взаимопонимание со своим ребёнком, я должна....
Какое решение мы с вами сегодня примем?
Наша встреча завершается, и мне хочется поблагодарить вас за активность, пожелать, чтобы в ваших семьях так же крепко держались за руки, ведь время, потраченное на общение с ребёнком, вознаграждает нас, взрослых, глубокой детской привязанностью. А это дорогого стоит.
В качестве подарка хочу преподнести вам памятки "Хочу сказать вам":
- я не должен быть для вас потенциальным спортсменом, я просто человек,
- мне не важно количество времени, проведённого со мной, а важно качество общения,
- меня не обязательно целовать, мне достаточно простого прикосновения к волосам, похлопывания по плечу, поглаживания,
- знайте, что лишь в атмосфере понимания и дружелюбия я могу научиться находить в этом мире любовь.
Попрошу вас отметить то, что вам наиболее близко, а если желаете, выскажите своё мнение. Испытываете ли вы удовлетворение от нашего совместного общения? Благодарю вас.
Тема: Дети и деньги.
Уважаемые родители, я рада, что вы откликнулись на общение. Если вы готовы, покажите жестами или мимикой. Замечательно. А поводом для нашего разговора стала следующая ситуация:
Мальчик Ваня (5лет) подговаривает Сашу: "Не играй с Серёжкой, я тебе за это завтра 5 рублей принесу"
Каково ваше мнение? Именно решению данной проблемы и будем посвящён наш разговор.
Итак, какие вопросы возникают относительно данной ситуации?
1. Откуда ребёнок возьмёт деньги?
2. почему он решил, что всё можно купить?
Верю, что в ходе совместного обсуждения, мы найдём правильное решение.
Так откуда ребёнок может взять деньги? (варианты)
А сейчас обратите внимание результаты исследований детских психиатров, которые считают, что "В отношениях между родителями и детьми деньги выступают символом любви, придавая при этом ощущение силы и могущества". Не считаете ли вы, что это и есть тот вариант, когда родители дают деньги детям?
Практика показывает, что в некоторых семьях это происходит часто. Так не замена ли это любви, компенсация того, что многие родители мало бывают вместе с ребёнком?
Давайте поразмыслим: имея деньги постоянно, знают ли дети им цену?
Что значит - знать цену денег?
Были ли в ваших семьях случаи, когда ребёнок говорил: "ДАЙ! ХОЧУ!", а вы отвечали" "НЕТ"?
Как вы поступали в таких ситуациях? Как объясняли ребёнку?
Великий педагог А.С. Макаренко выразил очень важную мысль, которую необходимо дополнить: "Деньги могут стать прекрасным воспитателем и научат бережливости, честности, хозяйственности, если...".
Попрошу вас дать свои варианты. Спасибо, это хорошее воспитание. В обратном случае развивается....
Неслучайно в образовательных учреждениях вводятся курсы экономики и это не дань моде, а современная необходимость.
Мы коснулись лишь одной стороны вопроса, другая же касается того, а если ребёнок берёт деньги без разрешения. Это ещё более серьёзно и опасно, что может являться темой отдельного разговора. Если вы проявите интерес, мы можем вернуться к этому в любое другое время.
А 2 вопрос заключается в том, почему же ребёнок решил, что всё можно купить, даже желание играть или не играть. Как вы считаете, а всё ли можно купить? Тогда я приглашаю вас на ярмарку, где продают всё, НО вы замечаете только ТО, что купить НЕЛЬЗЯ.
За деньги можно купить часы, но не... (время),
книгу, но не... (мудрость),
телохранителя, но не... (друга),
дом, но не... (семью),
положение в обществе, но не... (уважение),
лекарства, но не... (здоровье),
целый континент, но не ... (Родину).
Как вы видите, не всё в нашей жизни продаётся и покупается, а предложенная ситуация, - это лишь 1 из примеров, которых в жизни великое множество.
Можете ли вы предположить, что будет с этим ребёнком, который сегодня торгует желанием играть?
Перед вами несколько правил:
- Учите правильно обращаться с деньгами, а не оберегайте от них.
- Во избежание проблем, не старайтесь подбирать друзей по достатку.
- Не давайте детям деньги постоянно и в больших размерах.
- Контролируйте их трату.
- Не поощряйте стремление ребёнка зарабатывать.
- Не скрывайте финансовых проблем в се6мье, если таковые есть.
Какие из правил вы возьмёте на вооружение?
Какое решение мы сегодня примем?
Желаете ли вы высказать своё мнение?
Учёные считают, что деньги - это великое изобретение, без которого невозможна жизнь. Вместе с тем, русская пословица гласит: деньги - крылья.
Желаю вам, будучи окрылёнными, никогда не терять разума и умело вводить детей в постижение основ экономики.
Тема: Наказания и поощрения, кнут или пряник.
Уважаемые родители, благодарю, что вы нашли время для нашей встречи. Если вы готовы пообщаться, то покажите каким-либо жестом или мимикой.
Обратите внимание на данное фото (иллюстрацию кнута и пряника)
- Что бы это значило?
- С какими методами воспитания они связаны?
Вы догадались, что тема нашего сегодняшнего разговора будет касаться поощрений и наказаний.
- Как вас поощряли в детстве?
- Какие чувства вы испытывали при этом? Что хотелось сделать?
- Наказывали ли вас в детстве?
- Сравните ощущения от поощрений и наказаний.
Не для кого не секрет, что проблема поощрений и наказаний остаётся актуальной и сегодня. Согласитесь, что взрослому в течение дня приходится принимать разные решения, в том числе поощрения и наказания, или, касаясь темы нашего разговора "кнут и пряник".
Давайте разберёмся: так наказывать или нет, поощрять или нет?
Какие формы наказаний вам знакомы?
Статистика показывает, что в 45% семей используются наказания, которые включают: ремень, шлепки, оскорбления, бойкотирование.
С чем, по вашему мнению, связаны наказания? Действительно, нарушение дисциплины является мотивом для наказаний. В чём причины непослушания?
Остановимся на некоторых из них:
- Борьба за внимание (дети не могут найти другого способа его привлечения, а наказание ещё сильнее усугубляет ситуацию).
Какие примеры можете привести?
Каков эффект использования наказаний?
- Борьба за самоутверждение. В чём она заключается?
А часто ли мы доверяем детям?
Почему так происходит?
- Желание отомстить?
Такая практика имеет место быть в семьях, где есть неродной отец или мать, сводные сёстры или братья, есть ссоры, разногласия, невыполненные обещания.
Давайте проанализируем причины и запомним правило: проступок ребёнка - есть СИГНАЛ О ПОМОЩИ! Вы имеете опыт воспитания, поэтому предлагаю по цепочке продолжить начатую фразу:
Если ребёнка постоянно критикуют - он учится... (ненавидеть),
Если ребёнок живёт во вражде - он учится... (агрессивности),
Если ребёнка высмеивают - он становится... (замкнутым),
Если ребёнок живёт в упрёках - он учится жить с чувством... (вины).
Об этом нам необходимо помнить.
Перед вами памятки.
Если ребёнок провинился:
- Не начинаю разговор в плохом настроении,
- Узнаю мнение самого ребёнка к его поступку,
- Даю оценку проступку, не касаясь его личности,
- Не унижаю и не вымогаю обещаний,
- Прикасаюсь к ребёнку, показываю тем самым веру в его исправление.
Ознакомьтесь с их содержанием и выделите те позиции, когда в случае провинности ребёнка Вы поступаете именно так (индивидуально работают). Желает ли кто-то высказать своё мнение на одном из примеров?
С. Михалков написал очень правильное и поучительное стихотворение, которое очень подходит к теме нашего разговора. Послушайте его, пожалуйста.
Нельзя воспитывать щенков посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком, не станет преданным щенком.
Ты после грубого пинка попробуй, позови щенка.
Важно, чтобы ребёнок понимал, за что его наказали, чтобы избежать возникновения желания повторить то же самое.
Советую обратиться к книге великого педагога, посвятившего себя работе с детьми много лет - Василия Александровича Сухомлинского "Сердце отдаю детям". Одно из его кратких изречений заставляет задуматься о многом: "Отец, который бьёт своего ребёнка - убивает в нём самое дорогое - способность жить сердцем!"
А что же поставить в противовес наказаниям?
Что такое поощрение? Если точнее сказать - это метод, используемый с целью подкрепления желаемого поведения.
Давайте вместе составим цепь поощрений, передавая мяч по кругу.
Конечно, все поощрения связаны с положительными эмоциями. Исследования учёных говорят о том, что даже если кошку не гладить по спине - у неё высыхает спинной мозг. А что чувствует ребёнок, лишённый похвалы?
Есть ли у поощрений отрицательная сторона?
К каким последствиям это может привести?
Какой вывод относительно поощрений и наказаний можно сделать?
Уважаемые родители, сегодня мы положили на чашу педагогических весов поощрения и наказания.
Вы в праве их выбрать сами. Но помните призыв:
Хочется крикнуть людям: будьте щедрей на ласку.
Путь человека труден, он мало похож на сказку.
В жизни без ласки, знайте, - слёзы, дожди, озноба.
Детям и взрослым, знайте, ласка нужна, не злоба.
И пусть памятки об искусстве наказания и поощрения помогут вам в нелёгком деле воспитания:
1. Чаще хвалите, чем осуждайте, подбадривайте и вселяйте надежду.
2. Воинственность ребёнка гасите вашим спокойствием.
3. Если сомневаетесь - наказывать или нет - лучше не наказывайте.
4. Помните мотивы непослушания: проказы - жажда впечатлений,
упрямство - желание быть независимым,
агрессия - поиск самозащиты,
суета, беготня - выход энергии.
Благодарю вас за активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...
Методическое объединение «Новые подходы в работе с семьёй по укреплению здоровья дошкольника»
Один из видов работы с родителями. Расширяет представления родителей о сохранении здоровья детей в семье....
Методическая разработка на тему: «Работа детского сада с семьёй по воспитанию ЗОЖ»
Содержание ВведениеГлава 1. Теоретические основы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление1.2 Условия и ко...
Методическая разработка «Совместная работа с семьёй по развитию речи дошкольников»
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и ду...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...
Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".
Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...
2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...