Выступление на педсовете ;«Уклад и традиции дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО»
консультация
«Уклад и традиции дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО»
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающего создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Именно уклад является важным аспектом реализации рабочей программы воспитания ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Уклад и традиции дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО» | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского муниципального округа
Выступление на педагогическом совете
«Уклад и традиции дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО»
Подготовила: воспитатель
Иванова Светлана Николаевна
Май,2024 г.
«Уклад и традиции дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО»
Реализация рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы является актуальным вопросом для каждой Дошкольной образовательной организации.
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающего создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Именно уклад является важным аспектом реализации рабочей программы воспитания ДОО.
2.5.2. Содержательный раздел Программы воспитания.
В данном разделе раскрываются особенности уклада ДОО.
Уклад – это установившийся порядок жизни ДОО, определяющий
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной
деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве
дошкольного образования.
Уклад ДОО – это ее необходимый фундамент, основа и инструмент
воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников
образовательных отношений: руководителей ОО, воспитателей и специалистов,
вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ОО.
Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Общности (сообщества) ДОО
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной
профессиональной деятельности.
Сотрудники должны:
быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, сплачивали бы и объединяли ребят;
воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы
для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у
всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигатьпоставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной
группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
-педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
-улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
-педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
-педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
-тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
-уважительное отношение к личности воспитанника;
-умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
-умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
-уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
-умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
-умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
-умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
-знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
-соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Уклад в нашем детском саду направлен, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Уклад сформировал определенные традиции, помогающие ребенку освоить ценности коллектива, чувство сопричастности сообществу людей. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Ежедневные традиции:
«Утреннее приветствие»- дети встают в круг, берутся за руки и вместе проговаривают приветствия, которые сопровождаются иногда движениями, называют себя и вспоминают отсутствующих детей. Утренние приветствия направлены на установления атмосферы доверия, общности в группе.
«Сказка перед сном»- чтение произведений детской литературы для создания доброй, спокойной атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви.
«Меню на сегодня»- ежедневно, перед приемом пищи воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня на завтрак, обед, полдник, воспитывая культуру поведения за столом, уважение к труду повара.
Еженедельные традиции:
«Кружок комплиментов» это умение в сверстнике найти «что-нибудь, заслуживающие похвалы». Говоря сверстнику комплименты, они радуют и себя, и его: комплимент — одобрение внешности, ума, поступка, работы. Это внушает ребенку веру в себя, укрепляет в нем понимание, нужен и значим в этом коллективе.
Ежегодные традиции:
«Новоселье» - группу к этому событию украшают. Взрослые поздравляют детей с новосельем и желают им здоровья, радости, светлых и радостных дней. Обыгрывают появление в группе предметов, которые необходимы детям.
Ежегодно проводятся акции и мероприятия, посвященные явлениям нравственной жизни ребёнка:
Акция «Бессмертный полк» - совместно с педагогами воспитанники детского сада ежегодно в День Победы проходят по улицам города с фотографиями своих родственников-участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников, детей войны.
•окружающей природе: акция «Сдай макулатуру, спаси дерево», совместная акция всех участников образовательных отношений: «Посади цветок - укрась планету!»
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям: «День Победы», «23 февраля», «8 марта», «Новый год», «День матери», «Пасха», «День семьи, любви и верности», «День России».
Список литературы:
1. Справочник старшего воспитателя дошольного учреждения № 3 март 2021г.
2. Справочник старшего воспитателя дошольного учреждения № 4 апрель 2021 г.
3. Справочник старшего воспитателя дошольного учреждения № 5 май 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по построению развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствии c ФГОС.
Консультирование педагогов ДОУ в форме буклетов....
Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования
Методические рекомендации для педагогов по планированию туристических походов в ДОО в соотвествии с ФГОС ДО...
Создание развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО
Учебно- методическое пособие...
Публичная лекция на тему: «Создание условий поддержки развития детей в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС в ДО»
Примерные центры, которые созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС....
Статья МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»
В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в обр...
"Реализация индивидуального подхода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации год 2017...
Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования
В данной методической разработке предложены и охарактеризованы этапы организации и проведения туристических походов в ДОУ, которые позволяет достичь определенного результата....