Выступление на педсовете ;«Уклад и традиции дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО»
консультация

Иванова Светлана Николаевна

«Уклад и традиции дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО»

 

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающего создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Именно уклад является важным аспектом реализации рабочей программы воспитания ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского муниципального округа

Выступление на педагогическом совете

«Уклад и традиции дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО»

                                                                            Подготовила: воспитатель  

                                                                            Иванова Светлана Николаевна

                                               

                                                                     Май,2024 г.

«Уклад и традиции дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО»

Реализация рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы является актуальным вопросом для каждой Дошкольной образовательной организации.

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающего создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Именно уклад является важным аспектом реализации рабочей программы воспитания ДОО.

2.5.2. Содержательный раздел Программы воспитания.

В данном разделе раскрываются особенности уклада ДОО.

Уклад – это установившийся порядок жизни ДОО, определяющий

мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной

деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве

дошкольного образования.

Уклад ДОО – это ее необходимый фундамент, основа и инструмент

воспитания.

Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников

образовательных отношений: руководителей ОО, воспитателей и специалистов,

вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ОО.

Воспитывающая среда ДОО

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.

Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Общности (сообщества) ДОО

Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной

профессиональной деятельности.

Сотрудники должны:

быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных

ориентиров, норм общения и поведения;

мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые

незначительные стремления к общению и взаимодействию;

поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми

внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе

чувства доброжелательности;

содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять

чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять

внимание к заболевшему товарищу;

воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в

общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, сплачивали бы и объединяли ребят;

воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы

для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Детско-взрослая общность.

Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у

всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.

Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.

В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного

развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигатьпоставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.

В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной

группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая

уклада. 

Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и

поведения:

-педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей

первым;

-улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

-педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

-педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение

детей в детском саду;

-тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

-уважительное отношение к личности воспитанника;

-умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

-умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

-уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

-умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время

не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

-умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

-умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

-знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

-соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

Уклад в нашем детском саду направлен, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Уклад сформировал определенные традиции, помогающие ребенку освоить ценности коллектива, чувство сопричастности сообществу людей. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Ежедневные традиции:

«Утреннее приветствие»- дети встают в круг, берутся за руки и вместе проговаривают приветствия, которые сопровождаются иногда движениями, называют себя и вспоминают отсутствующих детей. Утренние приветствия направлены на установления атмосферы доверия, общности в группе.

«Сказка перед сном»- чтение произведений детской литературы для создания доброй, спокойной атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви.

«Меню на сегодня»- ежедневно, перед приемом пищи воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня на завтрак, обед, полдник, воспитывая культуру поведения за столом, уважение к труду повара.

Еженедельные традиции:

«Кружок комплиментов» это умение в сверстнике найти «что-нибудь, заслуживающие похвалы». Говоря сверстнику комплименты, они радуют и себя, и его: комплимент — одобрение внешности, ума, поступка, работы. Это внушает ребенку веру в себя, укрепляет в нем понимание, нужен и значим в этом коллективе.

Ежегодные традиции:

«Новоселье» - группу к этому событию украшают. Взрослые поздравляют детей с новосельем и желают им здоровья, радости, светлых и радостных дней. Обыгрывают появление в группе предметов, которые необходимы детям.

Ежегодно проводятся акции и мероприятия, посвященные явлениям нравственной жизни ребёнка:

Акция «Бессмертный полк» - совместно с педагогами воспитанники детского сада ежегодно в День Победы проходят по улицам города с фотографиями своих родственников-участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников, детей войны.

•окружающей природе: акция «Сдай макулатуру, спаси дерево», совместная акция всех участников образовательных отношений: «Посади цветок - укрась планету!»

• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям: «День Победы», «23 февраля», «8 марта», «Новый год», «День матери», «Пасха», «День семьи, любви и верности», «День России».

Список литературы: 

1. Справочник старшего воспитателя дошольного учреждения № 3 март 2021г.

2. Справочник старшего воспитателя дошольного учреждения № 4 апрель 2021 г.

3. Справочник старшего воспитателя дошольного учреждения № 5 май 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования

Методические рекомендации для педагогов по планированию туристических походов в ДОО  в соотвествии с ФГОС ДО...

Публичная лекция на тему: «Создание условий поддержки развития детей в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС в ДО»

Примерные центры, которые созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС....

Статья МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»

В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в обр...

Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования

В данной методической разработке предложены и охарактеризованы  этапы организации и проведения туристических походов в ДОУ, которые позволяет достичь определенного результата....