Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования
методическая разработка на тему

Осыка Инна Николаевна

Методические рекомендации для педагогов по планированию туристических походов в ДОО  в соотвествии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov1_1.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  для педагогов

«Планирование туристических походов

в дошкольной образовательной организации

в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования»

ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно укреплять детско-родительские отношения, как фактора благополучного психического состояния ребёнка. Одним из таких подходов является детский туризм, организованный совместно с родителями, который решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи. Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха детей и родителей, а так же привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Важнейшим элементом организации похода является разработка его плана. Грамотно составленный план похода - залог эффективного достижения походных целей и решения поставленных задач. Составление  плана похода является важным элементом походной тактики, реализуемым в подготовительный период.  Специальные педагогические исследования показали целесообразность планирования туристических прогулок  в соответствии с циклическим принципом.

         В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний, весенне-летний цикл. Каждый цикл – это неразрывное единство трёх взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и поведения итогов туристских прогулок.

         Организация и проведение туристического похода осуществляется в несколько этапов.

Подготовительный этап при организации туристического похода предполагает работу из нескольких направлений:  работа с детьми, родителями, педагогами и сотрудниками ДОУ. Приложение №1

Работа с родителями должна проходить в форме коллективных обсуждений занятий туризмом и принятия совместных решений. Видя заинтересованность воспитателя этой работой, его желание оздоровить и сплотить детей, родители, несомненно, откликаются на обращение помочь подготовить своего ребёнка к туристским прогулкам, а может и принять непосредственное участие в их проведении.

Основные разделы работы по взаимодействию с родителями.

- Информирование родителей о содержании данной работы (родительские собрания).

- Советы родителям  по поддержанию единых требований к режиму дня дошкольника (особенно в выходные дни), проведению закаливающих мероприятий, созданию оптимальных условий для удовлетворения потребности малыша в активной двигательной деятельности.

- Консультации для родителей: «В поход всей семьей», «Лесные забавы»,  «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье», «Памятка для туриста с детьми».

- Подготовка одежды и личного походного снаряжения ребёнка.    

Целью подготовительного  этапа является создание психологического настроя на новый вид деятельности. Перед детьми должна быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к предстоящему походу: больше знать, уметь и быть готовым ко  всякого рода трудностям и испытаниям.

Чтобы процесс подготовки доставил детям удовольствие, важно осуществлять его через интересную совместную деятельность педагога и детей.

Основные разделы работы по взаимодействию с детьми:

- проведение бесед с детьми: «Кто такие туристы?», «Снаряжение  туриста», «Правила поведения в походе»,

- занятия  по познавательному развитию: «Если тебя окружает опасность», «Когда съедобное ядовито», «Поговорим о болезни», «Помоги себе сам», «Город и улицы», «Сигналы опасности природы», «Перекресток и движение», «Правила поведения в природе»

- художественно-творческая  деятельность детей:  изготовление специальных эмблем и значков для участников похода, подготовкой и оформлением личного и группового снаряжения, разучивание походных песен,  лепка из пластилина рельефных основ, возвышенностей, впадин, рисование отдельных  деревьев, леса, реки.

- дидактические  игры: «Что лишнее?», «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста», «Найди дорогу», «Найди сокровища», «Составь план местности» и т. д.

- подвижные игры: «Мы ловкие», «Развиваем силу», «Подружись с ракеткой», «Путешествие на Необитаемый остров», «Тренировка, тренировка, кто из вас сегодня ловкий», «Мы - туристы», «Юный турист», «Я хочу быть выносливым» и т. д.

Особое внимание должно быть уделено физической подготовке детей туристским прогулкам (общей и специальной):

        Общая физическая подготовка осуществляется в процессе:

 - плановых физкультурных занятий:

 - утренней гимнастике,

 - подвижных играх,

 - упражнений на прогулке,

 - тематических физкультурных досугах.

        Специальная физическая подготовка проводится с целью развития выносливости  и подготовки детей к длительным динамическим нагрузкам во время туристских прогулок:

- дозированная ходьба и ежедневные пробежки,

- спортивные игры с бегом и прыжками.

Медицинская сестра комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Основной этап предполагает:

  • сбор участников похода,
  • движение к месту отдыха,
  • остановка, привал, через каждые 30-40 мин.,
  • прибытие на место отдыха, где организовывается:
  • наблюдение в природе,
  • беседы, чтение произведений художественной литературы,
  • игры, эстафеты, сбор природного материала,
  • самостоятельная деятельность с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, бадминтон,
  • использование упражнений на дыхание («Сдуй листок», «Надуем шар», «Поезд», «Самолёт»), игры на внимание («Деревья - кусты», «Великаны - карлики», «Бабочки, стрекозы, лягушки»),
  • знакомство с местными достопримечательностями и т.д.
  • сбор детей в обратный путь, когда детям предлагают отгадывать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье, спеть любимые песни, собрать свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание необходимо уделить сбору мусора.

Время на обратную дорогу по возвращению детей в детский сад отводится больше, т. к. скорость движения целесообразно снизить.

Заключительный этап

На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют, делают выводы о влиянии похода на укрепление здоровья, создают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные впечатления, организовывают сюжетно – ролевые игры с внесением туристических принадлежностей, предметов-заместителей: туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повышает интерес детей к туризму.

Педагоги проводят системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки последующих походов.

С целью повышения интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные праздники и развлечения «Мы - туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Туристические слёты» и другие.

Родителям вместе с детьми предлагают изготовить макеты туристических походов, выпустить газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки детских рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Создание  системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...

«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО» презентация

В презентации показано, как можно смоделировать развивающую предметно -  пространственную среду с учётом индивидуальных особенностей и интересов детей....

Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования

В данной методической разработке предложены и охарактеризованы  этапы организации и проведения туристических походов в ДОУ, которые позволяет достичь определенного результата....

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИУМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения. Происходят позитивные тенденции в его развитии: в плане обеспечения качества образования, привлечения социально-педагог...