Статья МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»
статья

В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности. В статье приведены примеры деятельности педагогического коллектива, направленные на готовность работы в режиме инновации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №4 с.Алексеевка

Корочанского района Белгородской области»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»

                                                   

                       

                                        Воспитатель: Жукова   Е.А.    

 

С.Алексеевка

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»

Аннотация. В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности. В статье приведены примеры деятельности педагогического коллектива, направленные на готовность работы в режиме инновации.

Ключевые слова: инновационные процессы, психолого-педагогические условия, интерактивного взаимодействия, исследовательская деятельность, свободная активность, дифференцированное обучение, индивидуальные траектории образования и развития, мотивирующая образовательная среда, вариативные формы.

Современная система дошкольного образования регламентирована нормами действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Основной своей задачей он считает поиск и реализацию инновационных подходов в деятельности современного педагога. Разработка современного механизма воспитательной деятельности личности является приоритетным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации. Следовательно, создание современных условий направленных на осуществление воспитательной и обучающей деятельности дошкольников и младших школьников является основным этапом их социализации, включая развитие творческого потенциала и возможности индивидуализации личности ребенка.

Преобразования, проходящие в современной образовательной среде, привели к функционированию и реализации применяемой модели дошкольного образования путем проведения комплексных мероприятий в рамках повышения доступности качественного образования и определения новых подходов к содержанию дошкольного образования.

На фоне экономических и политических изменений целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

В целях улучшения качества дошкольного образования целесообразно в образовательной деятельности применять методы направленные на изменение социокультурной ситуации развития детства, через повышения эффективности социально-экономического развития Российской Федерации, в рамках модернизации всей системы дошкольного образования на территории Российской Федерации, включая внесение изменений в действующие нормативные правовые акты в области дошкольной образовательной деятельности [1].

Повышение качества образования в дошкольных образовательных организациях напрямую связано с внедрением в педагогическую практику воспитателей дошкольных образовательных организаций элементов инновационной деятельности направленной на развитие основ проектной деятельности воспитанника и основ инновационной методической работы педагога.  При организации дошкольного образовательного процесса применяется достаточно разнообразные педагогические методики, технологии и приемы, содержащие инновационные элементы.

Актуальность выбранной темы обусловлена мотивированным использованием в процессе обучения и воспитания инновационных педагогических приемов и методов, направленных на формирования у учащихся и воспитанников умения самостоятельно собирать и использовать полученные знания и навыки, выдвигать гипотезы, самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Следует, согласиться с мнением Н.Р. Юсуфбекова, который под педагогической инновацией понимает особенность содержания возможных изменений в педагогической деятельности, ведущие к ранее неизученному и не встречавшемуся в педагогической практике состоянию, полученному возможному результату, в ходе развития и применения соответствующих практик в процессе обучения и воспитания.

«Педагогическая инновация» по мнению М.М. Поташкина и             О.Г. Хомерики, это процесс освоения нового метода в учебной деятельности, технология учебного процесса и сама учебная программа.

Таким образом, под «педагогической инновацией» следует понимать возникающие изменения в системе образования и воспитания направленные на ее систематическое улучшение и развитие.

Педагогические инновации в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации, как систематический процесс изменения и улучшения системы образовательной деятельности могут вводить самостоятельно, как сами образовательные организации за счет собственных материальных активов, так и изыскивать возможности привлечения дополнительных мощностей, в виде нового оборудования, средств информационно-телекоммуникационного обеспечения, новых интернет - технологий, включая технологию виртуальных школ.

В рамках введения педагогических инноваций в систему дошкольного образования и воспитания при педагогической деятельности образовательным организациям рекомендовано ориентироваться на следующие принципы:

- создание благоприятных условий для творческого развития личности ребенка, в целях формирования его социальной адаптации и мобильности;

- формирование и развитие культуры личности ребенка.

«Педагогические инновации» являясь существенным элементом развития образовательной системы, способствуют накоплению и изменению разнообразных нововведений в образовательном пространстве, что приводит к трансформации всей системы образования и воспитания в целом.

Введение «педагогических инноваций» в процесс обучения и воспитания осуществляется с применением современных технологий обучения, к которым относят: «кейс - технологии», технологии полного усвоения знаний, технологии формирования поэтапного формирования умственных действий, Интернет - технологии, Web – технологии, компьютерные развивающие и обучающие программы, программы – игры, тренинг – технологии, а также все виды проектного обучения [4].

Следует отметить, что инновационная деятельность в образовательной деятельности является естественным и необходимым процессом в связи с постоянно меняющимися потребностями в обществе. Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения базируется на применении научных достижений в области возрастной  психологии, педагогики путем внедрения инновационных образовательных технологий, включая ведение экспериментальной научной деятельности. Так как деятельность коллектива любой образовательной организации на современном этапе развития государства нацелена на повышение уровня и качества образования.

Структура  инновационного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждение представлена наличием авторских разработок педагогов в области воспитательной деятельности, управлении образовательной организацией и образовательным процессом.

В целях совершенствования воспитательного и образовательного процессов в рамках деятельности дошкольных образовательных организаций рекомендовано на законодательном уровне, разработать и внедрить элементы социального анкетирования или опроса на выявление в педагогическом коллективе сторонников и противников инновационных изменений образовательного процесса. В работе следует применять методы  индивидуального собеседования с каждым членом педагогического коллектива с разъяснениями о преимуществах применения инновационных педагогических технологий в образовательной деятельности. При этом важна всемерная поддержка новаторов, которые есть в коллективе; их деятельности в дошкольном учреждении [4].

С целью предоставления качественных образовательных услуг в нашей образовательной организации, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы «Вдохновение». Это новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований.

Современная основная общеобразовательная программа дошкольной организации, построена на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение», позволяющая создать новые психолого-педагогические условия в рамках образовательной деятельности.

Программа «Вдохновение» уникальна по своей структуре и содержанию, она представляет собой абсолютно новый методический продукт, разработанный коллективом авторов на основе требований ФГОС ДО, с учетом использования результатов самых современных психолого-педагогических исследований и требований педагогов-практиков.

Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.

Девиз программы – «Вдохновлять!». Только тот воспитатель сможет выстроить полноценный и качественный образовательно-воспитательный процесс, кто воодушевлен своей работой, видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием.

Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает, только тогда он будет чувствовать уверенность, надежную основу для своей педагогической деятельности.

Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на созидание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед. Живое, а не формальное отношение к образовательному процессу – главное кредо педагогов «Вдохновения».

Особенности программы «Вдохновение»:

1. Новое видение образа ребенка, его развития, а также сущности образования и образовательного процесса.

2. Идея интерактивного взаимодействия всех участников образовательных отношений, идея «учебного сообщества», основанного на диалогическом принципе содействия, участия, в котором активен и ребенок и взрослый. В учебном сообществе учатся все – и дети, и взрослые.

3. Наличие технологии организации образовательной деятельности. Открытой для идей,креативной, учитывающей индивидуальные интересы и потребности детей и взрослых, ресурсы местного сообщества – по содержанию.

4. Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями, представителями местного сообщества).

4. Отказ от идеи единственной ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную роль. Это и игра, и исследовательская деятельность, и общение, и свободная активность по выбору детей.

Стержневым ядром ООП нашей дошкольной организации стал принцип совместного действия — со-конструкции, заложенный в Программе «Вдохновение». Образовательные процессы конструироваться совместно с детьми и взрослыми, дети и взрослые совместно создают значения и смыслы, познают мир.

Программа использует понятия «образовательная биография», «индивидуальный план обучения», «индивидуальные траектории образования и развития». В этом её глубокая индивидуалистичная сущность, «заточенность на уникальность» каждого ребенка.

Программа «дарит» равные шансы, как одаренным детям, так и детям с особыми образовательными потребностями. Она признает и учитывает весь спектр предпосылок развития, всё разнообразие способностей воспитанников дошкольных образовательных организаций и темпов их развития. «Вдохновение» поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. Она предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и семей.

Деятельность дошкольной образовательной организации представлена созданием панно «детского совета» для работы с воспитанниками.

Родители воспитанников оказывают посильную помощь педагогам в сфере предоставления раздаточного материала: крышечки, коробочки, пластиковые бутылочки, контейнеры из-под ягод и овощей, пластиковые трубочки, различные крупы, цветной песок и т.д. Таким образом, фантазия педагога, помноженная на творческое воображение воспитанников, превращает все это в причудливый развивающий материал.

В группах создаются полочки для «незаконченных работ». Дети могут мастерить поделку целый день, прерываясь на другие игры и занятия, а потом возвращаясь к оставленному на время замыслу. При этом, поделка хранится на полочке и ждет, когда ее создателя вновь настигнет вдохновение.

Еще одна новинка – стена воплощения замысла: коллективного и самостоятельного творчества. Она открыта «творцам» детского сада. Здесь огромное количество материалов и накопителей для их хранения.

Авторы программы «Вдохновения» выдвигают идею уважительного отношения к каждой детской работе, каждому воплощенному замыслу. Поэтому очень важно показать результаты творчества малышей с помощью выставок, презентаций. Эту идею полностью поддерживают в нашем детском саду и создают условия для таких презентаций.

Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка. А новые условия помогут:

  • создать мотивирующую образовательную среду, обеспечивающую условия для наилучшего образования для каждого воспитанника ДОО;
  • организовать образовательную деятельность, в которой активны все участники образовательного процесса: дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают мир;
  • поддерживать любознательность и инициативу ребенка, игровую деятельность во всех видах и формах, исследовательскую и другие формы детской активности;
  • предоставить возможность всем участникам образовательной деятельности стать соавторами ее содержания;
  • осуществлять систематические педагогические наблюдения, фиксацию индивидуальной траектории развития – для понимания характеристик и особенностей воспитанников, их текущего уровня образовательных способностей и готовностей и пр.;
  • предоставлять равные шансы как одаренным, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признавать и учитывать широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
  • предусматривать вариативные формы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретной ситуации, особенностей детей и их семей на уровне планирования и содержания;
  • рассматривать социокультурный контекст как ресурс образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста, разного возраста, полного дня, кратковременного пребывания;

обеспечивать методическую поддержку разнообразных форм сотрудничества организации с семьей [3].

В целях совершенствования функционирования данной программы целесообразно разработать и внести следующие предложения:

  1. Систематизировать педагогические технологии образовательной деятельности, акцентируя внимание на совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
  2. Реализовать в образовательной деятельности инновационные технологии в соответствии с установками ФГОС ДО (вариативность среды, многообразие детства, индивидуализация образования).
  3. Интегрировать отечественный  и зарубежный опыт в процессе создания условий реализации образовательной программы.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс дошкольной образовательной организации программы «Вдохновенье» актуально и значимо, являясь великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, позволит педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников. Открывая просторы для профессионального творчества, программа позволит  нам выстроить полноценный, качественный образовательно-воспитательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду в нашей образовательной организации.

Список литературы

1. Актуальные проблемы дошкольного образования: учебное пособие / Л.В. Волошина, О.Г. Галимская, Л.В. Серых ; под.ред. Л.В. Вололшиной. – Белгород: ООО «Гик», 2011.-167 с.

2. Рощина, Е.В Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО /Е.В.Рощина // Проблемы и перспективы развития образования. -Краснодар: Новация, 2016. – C. 120-121.

3. Антология дошкольного образования: навигатор образовательных программ дошкольного образования: Сборник/автор-составитель А.С.Русаков. - М.: Издательство «национальное образование», 2015.-112с.-(Антология дошкольного образования).

4. Логинова, М.Н.Инновация как фактор развития образования/
М.НЛогинова,.О.А.Алиева, Т.Ю.Сиушова, А.С. Ярославцев// Современные наукоёмкие технологии. – 2009. – № 7. – С. 86-88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования

Методические рекомендации для педагогов по планированию туристических походов в ДОО  в соотвествии с ФГОС ДО...

Организация и совершенствование условий дошкольного образования на основе современных образовательных подходов.

Актуальной проблемой ФГОС ДО является организация  или совершенствование  условий, позволяющих решать качественно образовательные и социальные задачи, обеспечить возможность совместного преб...

Семинар "Шкалы ECERS-R. Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"

Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования....

Руководители дошкольных образовательных организаций и специалисты органов управления в сфере дошкольного образования примут участие в конкурсе профессионального мастерства

С 20 августа по 15 октября 2021 года при поддержке Минпросвещения России пройдет всероссийский конкурс профессионального мастерства среди управленческих работников в системе дошкольного образования (д...

Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС дошкольного образования

В данной методической разработке предложены и охарактеризованы  этапы организации и проведения туристических походов в ДОУ, которые позволяет достичь определенного результата....