Построение развивающей среды в ДОУ по ФГОС.
консультация
Построение развивающей среды в ДОУ по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_razvivayushchey_sredy_v_dou_po_fgos.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение развивающей среды в ДОУ по ФГОС.
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды.
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.
Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
4. Среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие
уже с первых минут его жизни.
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
- Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
- На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
- В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных
функций:
- Организующей
- Воспитательной
- Развивающей
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...
Презентация "Построение развивающей среды по ФГОС"
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям дете...
Особенности построения развивающей среды в контексте работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях перехода на ФГОС.
.Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...
ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ФГОС
Обзор требований ФГОС к развивающей среде в ДО....
Презентация на тему "Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС в группе раннего возраста."
В презентации даны методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в группе раннего возраста....
Презентация на тему "Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС в группе раннего возраста."
В презентации даны методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в группе раннего возраста....
Проект на тему "Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС в группе раннего возраста."
В презентации даны методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в группе раннего возраста....